Обеспечение химической защиты населения
план-конспект урока по обж (8 класс)

Рамзия Хаккыевна Зиннатуллина

«Обеспечение химической защиты населения» Зиннатуллина Р.Х.  учитель ОБЖ

Мастер-класс практико-ориентированной направленности был проведен для  ознакомления с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения. Данное занятие  позволит решить следующие задачи:

- создать условия для формирования представлений учащихся о способах защиты населения от химических аварий;

-познакомить учащихся с общими мероприятиями, производимыми в стране и регионе для защиты населения от химических аварий;

 

-научить учащихся как действовать при химической аварии и после аварии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obzh_2022.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обеспечение химической защиты населения

Цель: познакомиться с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения.

Задачи:  - создать условия для формирования представлений учащихся о способах защиты населения от химических аварий;

-познакомить учащихся с общими мероприятиями, производимыми в стране и регионе для защиты населения от химических аварий;

-научить учащихся как действовать при химической аварии и после аварии.

 

Ход урока

  1. Орг. момент. (5,6 мин) Слайд 1.

У.Здравствуйте, дорогие  учащиеся и гости нашего урока. Я хочу начать урок с небольшой экскурсии, но при этом мне нужна будет Ваша помочь. Обратите внимание на слайды, какой город  изображен на рисунке? Что вы знаете о городе Менделеевске?

 Слайд 2.

Ответы учащихся: Это  город – Менделеевск.  В Менделеевске   находятся объекты химической промышленности, химические заводы.

 Слайд 3.

У.Город основан 1868 году как поселок Бондюжский при химическом заводе братьев Ушковых. 2018 году исполнилось  150 лет основанию нашего города. А в честь какого ученого он был переименован?

Ответы учащихся:  Был переименован в честь ученого химика Д.И.Менделеева, который некоторое время работал на заводе.

Слайд 4

У.  Менделеевск является одним из высокоразвитых химических регионов республики.  «Химический завод Л.Я.Карпова» одно из современных российских предприятий по производству химической продукции. «Аммоний»,  уникальное предприятие  в новейшей истории России.  А какую продукцию выпускают на заводе?  

Ответы учащихся: Минеральные удобрения,  продукты основной химии. Слайд 5.

У. Основная часть производственной продукции используется для нужд сельского хозяйства и в нефтехимии.  А вы не задумывались, почему мы так много говорим на уроке ОБЖ  городе с химической промышленностью?

Ответы учащихся: Город с химической промышленностью опасен для жизни людей.

У. По данным научно –исследовательского института проблем ГО и ЧС в РФ более 3 тысяч объектов в 93 городах признаны химически опасными для жизни людей. Особое внимание уделяется защите населения, проживающего в непосредственной близости от химических производств.

II. Основная часть. (18 мин)Слайд 6

У. Тема  нашего урока «Обеспечение химической защиты населения».

Запишите тему урока на листочках, которые лежат перед вами. Сегодня мы будем работать в группах.

Изложение программного материала. Слайд 7.

У.Что вы видите на экране?

Ответы учащихся: Авария на ХОО.

Слайд 8. У.  Как вы думаете, из-за чего произошла авария на ХОО? Запишите,  пожалуйста, ответы на листочках. После того как все записали, можете посовещаться, дописать недостающий ответ. Сколько ответов у вас получилось? А сейчас мы лучшие ответы поменяем с другой группой, оцените работу другой группы, найдите ошибки, допишите недостающие пункты. Выберите лидера группы для выступления.

Ответы учащихся:

-высокий уровень износа оборудования;

-несовершенство технологий производства;

-халатность персонала при работе;

-отсутствие современных систем управления;

-отсутствие противопожарной защиты;

-произошло ЧС природного характера.

Слайд 9. У. Мы установили причины аварии на ХОО.  Какие могут быть последствия, какой вред несет авария на химическом объекте? Подумайте и ответы обоснуйте в виде рисунка или схемы, достаточно одна работа на группу.

Ответы учащихся: Каждая группа выступает и защищает свою работу.

-Массовое поражение людей, животных, растений, заражение окружающей среды. Слайд 10. (После ответа учащихся на слайде тоже показываем рисунок аварий на ХОО)

Слайд 11. У.  Сейчас вам нужно решить ситуационную задачу. Представьте, что на одном из предприятий района  произошла авария с выбросом АХОВ. Вы главный спасатель города (председатель комиссии по ГО и ЧС) Вам необходимо срочно принять решение по защите населения от последствий выброса этого вещества. С чего вы начнете?

Ответы учащихся:

  • своевременное обнаружение возникновения химической аварии и оповещение о ней;
  • обеспечение населения, персонала  аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и применение этих средств;
  • укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ.

У. При записи ответов вы можете взглянуть на соседнюю группу и дописать недостающие пункты. Сколько пунктов получилось, ответы зачитывайте по одному с каждой группы.

Запомните характерные особенности сигнала оповещения населения о химической аварии «Внимание всем!» (вой сирен и прерывистые гудки предприятий).

Как действовать при химической аварии?

                        

Учащиеся. При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприёмник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях. Слайд 12.

У. Что нужно предпринять, если нет возможности покинуть здание?

Учащиеся. При невозможности покинуть зону поражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой.

У.Место укрытия выбирайте в зависимости от свойств АХОВ. Где можно укрыться при заражении аммиаком?

Учащиеся. Нужно укрываться в полуподвальных или подвальных помещениях.

У.А при заражении хлором и фосгеном?

 Учащиеся. Необходимо подняться на верхние этажи здания или высоты.

 При аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в неё категорически запрещено.

В  настоящее время химическая промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике страны. А с другой стороны существует опасность такого производства. Многие химические соединения обладают высокой токсичностью и способны при определённых условиях вызвать массовые отравления людей и животных, а также заражение окружающей среды. Как же уберечь себя и своих родных от проникновения в организм ОХВ, АХОВ?

Слайд 13. Перед вами расположена схема при оповещении об аварии с выбросом АХОВ, вам нужно расположить в правильном порядке.

 Ответы сопровождаются с показом и  последующим объяснением. Слайд 14.

Ответы учащихся:

Практическая работа. (5мин)Слайд 15.

Одной из задач гражданской обороны является «предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты» (ст.2 ФЗ № 28 «О Гражданской обороне»). Попробуйте, пожалуйста,  определить СИЗ которые вы видите на экране. Слайд 16.

Ответы учащихся:

Это противогаз, противопылевые очки, респираторы, простейшие средства защиты органов дыхания- ПТМ-1, ВМП, Средства индивидуальной защиты кожи – это специальная защитная одежда: общевойсковой защитный комплект (ОЗК), лёгкий защитный костюм (Л-1), защитный комбинезон, фильтрующая одежда.

У.Специальная защитная одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны. Что использует население для защиты кожи?

 Ответы учащихся: Может приспособить свою одежду и обувь, используемую в быту: прорезиненные плащи, резиновые сапоги, боты, галоши, халаты, куртки с капюшоном из грубой ткани, спортивные костюмы, зимняя одежда.

У. Итак, мы  говорим о СИЗ – эффективных средствах индивидуальной защиты. Они делятся на СИЗ органов дыхания, кожи и медицинские средства защиты.  Изготовьте и храните в доступном месте ватно-марлевые повязки для всех членов семьи.

Во время пандемии  я порекомендовала бы всем носить ватно-марлевые повязки, как вы думаете?

Ответы учащихся:   Они являются более эффективным  средством, чем  маски. ВМП защищают от инфекции, и от вирусов  распространяющихся воздушно-капельным путем.

У.Ватно-марлевая повязка проста в применении и изготовлении. А сейчас  предлагаю посмотреть видеофильм, как правильно делать   ВМП без шитья. Показ фильма. 1 мин

Слайд 17.

У. На ваших столах лежат необходимые вещи для изготовления ВМП. ВМП изготавливается из куска марли размером 100 на 50см. В средней части марли на площади 20 на 30см  укладывается слой ваты толщиной 2 см, вату закрывают, заворачивая с обеих сторон марлей. Свободные от ваты концы марли разрезают посередине, образуя две пары завязок. (Ученики  одновременно с объяснением учителя показывает изготовление ВМП).

Молодцы,  вы справились с заданием, теперь один из вас с  каждой группы покажет,  как правильно её одевать.

Ответы учащихся:

Её накладывают на лицо, чтобы её нижний край закрывал весь низ подбородка, а верхний – доходил до глазниц, рот и нос хорошо закрываются, при этом верхние концы завязывают на затылке, нижние – на теменной части головы. Надевание ВМП.

Вопросы для закрепления.

Мы изготовили ВМП? Как подготовиться к химической аварии? Перед вами  характеристики наиболее распространённых АХОВ. Каждая группа читает характеристики АХОВ, соседняя группа   определит это  химическое вещество по описанию.

Задание для 1 группы:    ….– бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха. Газ горюч, с воздухом образует взрывоопасную смесь. Ёмкости с газом при нагревании могут взрываться. Перевозится в сжиженном состоянии под давлением в железнодорожных цистернах с надписью «   …». Международный код – 1005.

… обладает удушающим действием, возбуждает центральную нервную систему и вызывает судороги. При высоких концентрациях возможен смертельный исход.

 Ответ: Это(аммиак)

Задание для 2 группы:    … – при нормальных условиях газ жёлто-зелёного цвета с резким раздражающим специфическим запахом, тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза, вследствие чего стелется по земле, скапливаясь в низинах, подвалах, колодцах, переходах, туннелях. Хранится и перевозится под давлением в стальных баллонах и железнодорожных цистернах жёлтого цвета с красной полосой. При выходе в атмосферу дымит, заражает водоёмы. Мало растворим в воде, не горюч. При испарении образует с водяными парами белый туман. 1 кг жидкого газа образует 316 л газа. Международный код – 1017.

Ответ: хлор

Задание для 1и 2 группы:    Опасна для жизни и здоровья также …– серебристый жидкий металл плотностью 13,5 г/см3. Применяется в термометрах, манометрах, приборах, при производстве хлора и едкого натра (в качестве катода). … и её соединения ядовиты. Она легко испаряется даже при низкой температуре. При разливе равномерно распространяется по всему объёму. При температуре выше +28 0С пары … снова попадают в воздух. Они характеризуются ярко выраженной токсичностью, что пагубно сказывается на эндокринной системе человека: вначале появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость и головная боль. Позже начинают дрожать руки, веки, а в тяжёлых случаях – ноги. Меры спасения: быстро покинуть опасное место и срочно вызвать специалистов; постараться сменить одежду; принять душ; прополоскать рот 0,25%-ным раствором марганцовки; обязательно почистить зубы.  Ответ: ртуть

У. Спасибо, вы справились с заданием. Вспомните, пожалуйста, для каких целей может понадобиться   питьевая сода, уксусная кислота и лимонная кислота, находящаяся у меня на столе.                

Учащиеся. Ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, нужно смочить в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).

Рефлексия. Ребята,  выскажите своё мнение по уроку?

Учащиеся. Мы сегодня изучили важнейший материал программы, мы узнали, как можно себя защитить  на случай чрезвычайной ситуации ХОО. Важно то, что это нам в жизни пригодится.

Слайд 18. Домашнее задание. Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС. Разработать памятку для населения.

 У. Вы  к уроку подошли очень серьёзно, а отсюда и ваши отличные оценки за урок.  (Выставление и оглашение оценок за урок.) Мы узнали, как можно себя и своих близких  защитить  на случай чрезвычайной ситуации химический опасном объекте. Важно то, что это нам в жизни пригодится.

Спасибо за урок. Хочу, закончит урок с таким пожеланием:

Слайд 19.Чтобы вдруг не настигла стихия,
         Не накрыла внезапно беда,
         Мы должны принять меры такие,
         Чтоб отпор был готов ей всегда!

Задание:    ….– бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха. Газ горюч, с воздухом образует взрывоопасную смесь. Ёмкости с газом при нагревании могут взрываться. Перевозится в сжиженном состоянии под давлением в железнодорожных цистернах с надписью «   …». Международный код – 1005.

… обладает удушающим действием, возбуждает центральную нервную систему и вызывает судороги. При высоких концентрациях возможен смертельный исход.

 Ответ:


Задание:    … – при нормальных условиях газ жёлто-зелёного цвета с резким раздражающим специфическим запахом, тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза, вследствие чего стелется по земле, скапливаясь в низинах, подвалах, колодцах, переходах, туннелях. Хранится и перевозится под давлением в стальных баллонах и железнодорожных цистернах жёлтого цвета с красной полосой. При выходе в атмосферу дымит, заражает водоёмы. Мало растворим в воде, не горюч. При испарении образует с водяными парами белый туман. 1 кг жидкого газа образует 316 л газа. Международный код – 1017.

Ответ:

Задание:    Опасна для жизни и здоровья также …– серебристый жидкий металл плотностью 13,5 г/см3. Применяется в термометрах, манометрах, приборах, при производстве хлора и едкого натра (в качестве катода). … и её соединения ядовиты. Она легко испаряется даже при низкой температуре. При разливе равномерно распространяется по всему объёму. При температуре выше +28 0С пары … снова попадают в воздух. Они характеризуются ярко выраженной токсичностью, что пагубно сказывается на эндокринной системе человека: вначале появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость и головная боль. Позже начинают дрожать руки, веки, а в тяжёлых случаях – ноги. Меры спасения: быстро покинуть опасное место и срочно вызвать специалистов; постараться сменить одежду; принять душ; прополоскать рот 0,25%-ным раствором марганцовки; обязательно почистить зубы.  Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока ОБЖ в 8классе "Обеспечение химической защиты населения"

Презентация предназначена для урока ОБЖ в 8классе.Подробнее изложен материал по способам защиты населения. Важность этой темы обуславливается наличием на территории России большого количества химическ...

Урок "Обеспечение химической защиты населения" 8 кл.

Презентация к уроку с повторение изученного материала...

Тема урока: Обеспечение химической защиты населения

Тема урока: Обеспечение химической защиты населения Цель: познакомиться с основными мерами по обеспечению химической безопасности населения.Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник...

Урок ОБЖ в 8 классе по теме "Обеспечение химической защиты населения"

Урок ОБЖ в 8 классе  по теме "Обеспечение химической защиты населения" . Конспект и презентация урока....

Тема урока: « Обеспечение химической защиты населения»

Цели урока: ·         Познакомить учащихся с понятием «химическая защита», с основными мерами по обеспечению химической безопасности населени...

Презентация на тему "Обеспечение химической защиты населения" 8 класс

Презентация к учебнику А. Т. Смирнова и О. Б. Хренникова...