Методическая разработка «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (cценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)
учебно-методический материал по обж (5, 6, 7 класс)

Образцова Анна Александровна

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безопасности жизнедеятельности и участию в олимпиадах по ОБЖ. Кроме этого она поможет воспитать командный дух, развить спортивные навыки.

Методическая разработка будет полезна учителям ОБЖ, педагогам, организующим свою деятельность на базах детских оздоровительно-образовательных лагерей, педагогам профилактических центров.

Участниками могут быть дети 5-7 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_avtonomka.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Внеклассное занятие по теме:
«Автономное существование в условиях природной среды»

Сценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей

Автор: Образцова Анна Александровна, педагог дополнительного образования
ЦПВ и ПР ГБОУ «Балтийский берег»

Описание:

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безопасности жизнедеятельности и участию в олимпиадах по ОБЖ. Кроме этого она поможет воспитать командный дух, развить спортивные навыки.

Методическая разработка будет полезна учителям ОБЖ, педагогам, организующим свою деятельность на базах детских оздоровительно-образовательных лагерей, педагогам профилактических центров.

Участниками могут быть дети 5-7 классов.

Цель:

Привлечение детей на занятия в области основ безопасности жизнедеятельности, а также туристические секции путем командообразующих упражнений.

Задачи:

  1. Воспитать выносливость, ловкость, умение преодолевать трудности.
  2. Научить детей элементам выживания в условиях автономного существования в природной среде
  3. Развить наблюдательность, навыки работы в команде, взаимопомощь.
  4. Подготовить детей к безопасному времяпрепровождению в природных условиях в летний период.

Материальное обеспечение

  • Веревки по 30 м (любого диаметра) – 2 шт;
  • полотно/полиэтилен 2х2м – 2 куска;
  • веревка диаметром 8 мм – 5 метров;
  • слеги 2 м – 6 штук;
  • конусы – 15 штук;
  • листы с цифрами от 1 до 15 – 15 штук;
  • карты расположения конусов с заданным маршрутом (5 вариаций) – по количеству детей;
  • ручки/фломастеры – по количеству детей;
  • карточки для записи цифр – по количеству детей;
  • деревянные кочки – 8 шт;
  • несколько деревянных палок, но не менее 2-х;
  • маркир для обозначения опасных зон и финиша.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово педагога: «Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет занятие по подготовке лету, походам, выездам на шашлыки и обычным лесным прогулкам. Первое, что мы сделаем, это разделимся на две команды. Для этого давайте построимся в шеренгу и рассчитаемся на первый-второй. Первые номера отходят в одну сторону, вторые в другую. Внимательно посмотрите друг на друга и запомните, кто в вашей команде.»

«-А сейчас вам необходимо придумать название команды и девиз.» (дается 3 минуты на обсуждение)

«- Теперь насчет «три» по очереди громко кричим название и девиз! Команда номер один: Раз, два, три!. Команда номер два: Раз два, три!»

«Давайте немного разомнемся, предлагаю сделать это в режиме флэш-моба»

(под музыку дети повторяют несложные танцевальные движения за педагогом)

«Итак, давайте представим, что мы оказались в лесу. Нам необходимо будет пройти этапы и посоревноваться в том, кто более ловко выйдет из леса»

Этап 1. Блиц-опрос

Педагог: «Перед тем, как приступить к практическим этапам, я хочу проверить ваши теоретические знания. Выберите, кто из команды будет поднимать руку. Правила такие: я задаю вопрос, у которой из команд раньше будет готов ответ, тянет руку (того человека, которого выбрали). Если ответ верен, команде засчитывается балл. Если ответ не верен, право ответа переходит второй команде.»

Вопросы:

В какой стороне света находится Солнце в летний солнечный полдень?»

(на юге)

Какой способ очищения воды самый надежный в полевых условиях?

(кипячение)

Можно ли спрятаться под большим деревом во время грозы? Почему?

(нельзя, т.к в него может ударить молния)

Почему нельзя оставлять осколки на стоянках?

(потому что они могут сконцентрировать на себе солнечный свет и поджечь растительность (подойдет и ответ «может начаться пожар»))

Почему в лес необходимо надевать яркие элементы одежды?

(чтоб человека было видно издалека, если он вдруг потеряется)

Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Этап 2. «Паутинка»

Описание этапа: веревки запутаны между деревьев/стоек, сформирован коридор. Участникам необходимо пройти от его начала до конца, не задев веревки. За каждое касание штрафной балл. (На этапе расположены две ветки для каждой из команд)

Педагог: «С теоретической частью закончили, а теперь, ребята, вам необходимо пробраться через чащу леса и не задеть еловые ветки и сучки, чтоб не повредить одежду и не заработать ссадин. Команды, вставайте на исходную позицию. Готовы? На старт, внимание, марш!»

Участники проходят коридоры, за каждое касание штрафной балл, плюс засекается время для обеих команд. По итогу баллы переводятся в секунды (1 балл = 5 с) и суммируются со временем прохождения. Побеждает команда, итоговое время которой меньше.

Этап 3. Сооружение временного жилища

Описание этапа: слеги, веревка и полотно лежит на земле, по команде необходимо соорудить временное жилище – вигвам и поместиться в нем всей командой. (На этапе расположены две ветки для каждой из команд)

Педагог: «Сейчас представим, что уже темнеет, никаких ориентиров, чтоб выбраться из леса, мы не видим. Необходимо переночевать в лесу, а для этого построить временное жилище под названием вигвам. Старт по команде. На старт, внимание, марш!»

Участники сооружают вигвам, штрафные баллы начисляются за дырки в жилище, за развал сооружения – 5 штрафных баллов. По итогу баллы переводятся в секунды (1 балл = 10 с) и суммируются со временем прохождения. Побеждает команда, итоговое время которой меньше.

Этап 4. «Лабиринт»

Описание этапа: конусы расставлены в произвольном порядке на поляне/в большом помещении в соответствии с картой, ребятам необходимо пробежать по заданному маршруту, обозначенному в карте, по пути записывая последовательность цифр на конусах. Эстафета передается командой друг другу. Различные варианты карт выдаются в произвольной последовательности, главное, чтоб не было двух одинаковых подряд.

Педагог: «С утра мы проснулись бодрыми и полными сил, теперь пора выбираться из леса. Предлагаю выполнить упражнение по ориентированию. Перед вами полянка из контрольных пунктов. Первый участник из каждой команды берет карту, карточку и бежит в заданном направлении, записывая номера конусов. Далее передает эстафету второму участнику. И так до момента, пока не пробежит вся команда. Итак, начали!»

Участники пробегают ориентирование, карточки с цифрами проверяются сразу же по ходу соревнований, штрафные баллы начисляются за неправильные цифры в последовательности, 1 балл = 1 неправильная цифра. По итогу баллы переводятся в секунды (1 балл = 10 с) и суммируются со временем прохождения. Побеждает команда, итоговое время которой меньше.

Этап 5. Болото «кочки»

Описание этапа: на земле лежат кочки, имитируя коридор. Задача команды по одному пройти коридор из кочек, не касаясь земли в опасной зоне. (На этапе расположены две ветки для каждой из команд)

Педагог: «Мы отлично справились с ориентированием на местности, уже знаем дорогу к населенному пункту, но на нашем пути возникло болото. Каждому из вас необходимо пройти через опасную зону по кочкам, не касаясь земли. Следующий участник команды может начать движение только тогда, когда предыдущий забежит за линию финиша. Готовы? На счет «три»! Раз, два, три!»

Участники пробегают коридор, за каждое касание земли – 1 штрафной балл, за падение/вставание обеими ногами на землю – 5 баллов. По итогу баллы переводятся в секунды (1 балл = 5 с) и суммируются со временем прохождения. Побеждает команда, итоговое время которой меньше.

Этап 6. Первая помощь

Описание этапа: на земле лежат палки для имитации шин. Детям предлагается оказать первую помощь пострадавшим с использованием подручных средств (палок, одежды) при закрытом переломе голени и при ушибе локтевого сустава путем накладывания шины (на голень) и иммобилизацией «косынкой» (на руку). Далее следует транспортировка пострадавшего с травмой ноги на замке из трех рук, а с травмой руки поддерживая за здоровое плечо до финишной линии. (На этапе расположены две ветки для каждой из команд)

Педагог: «Прекрасно, до финиша осталось каких-то 20 метров! Но погодите, кажется двое из команды получили травму! (педагог вызывает по два самых худеньких и маленьких ребенка из каждой команды (если будут возражения, их можно менять)). У одного человека из команды ушиб левого локтя, у другого закрытый перелом правой голени. Покажите, где находится правая голень? А левый локоть? Нам срочно нужно оказать пострадавшим первую помощь и доставить до финиша. Оглянитесь вокруг, что можно использовать в качестве подручных средств? (палки, одежду).  Вам необходимо наложить шину на ногу, а руку подвесить на имитированную «косынку», а затем доставить пострадавших к финишу. (потренировать замок из 3-х рук). Вы готовы? Вперед!»

Участники иммобилизируют пострадавшие конечности. Штрафы начисляются, если конечности перепутаны (3 балла), если повязки не наложены (5 баллов). Побеждает команда, первой достигшая финишной черты.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

За победу в каждом этапе команды получают по одному баллу. Победила та команда, которая набрала больше баллов. Участникам этой команды вручаются шоколадные медали (конфеты, шоколадки итд) и мешок конфет на участников обеих команд. Педагог предлагает разделить мешок конфет со второй командой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автономное существование в условиях природной среды

Автономное существование человека в природе-это самостоятельноенезависимое существование его в природных условиях....

Методическая разработка внеклассного занятия по педагогике Уроки Яснополянской школы.

Занятие проводилось на первом курсе в игровой форме «Педагогический театр», где основной метод – театрализация. Такая форма занятия и выбранный метод позволяют повысить познавательную активность ...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов школ 8 вида

План - конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку в рамках летней школы «Интеллект»

Класс: 6Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Цель: Показать языковые явления русского языка, обучать определению функции изобразительно-выразительных средств в тексте....

Презентация к методической разработке «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (сценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...

Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Защита от нападения» для учащихся 5 классов.

Данная методическая разработка содержит конкретные рекомендации по поведению детей в опасных для жизни и здоровья ситуациях....