Использование ситуационных, проблемных задач в преподавании основ безопасности жизнедеятельности
статья по обж

Безопасность является одной из базовых потребностей каждого человека, как в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Поэтому одним из существенных условий в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для преподавателя – организатора ОБЖ является поиск методов, форм, средств обучения, способствующих формированию знаний, практических умений, развитию качеств личности обучающихся по обеспечению личной  безопасности в различных экстремальных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseev_ya.v._situatsionnye_problemnye_zadachi_v_obzh.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ситуационных, проблемных задач в преподавании

 основ безопасности жизнедеятельности

Алексеев Я.В.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Благовещенский профессиональный лицей»

Алтайский край, Благовещенский район, р.п. Благовещенка,

пер. Мелиоративный,1,Телефон: 8 (385 64) 21-3-50

E-mail: blgptu@edu22.info

Безопасность является одной из базовых потребностей каждого человека, как в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Поэтому одним из существенных условий в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для преподавателя – организатора ОБЖ является поиск методов, форм, средств обучения, способствующих формированию знаний, практических умений, развитию качеств личности обучающихся по обеспечению личной  безопасности в различных экстремальных ситуациях. В преподавании курса основ безопасности жизнедеятельности особую значимость приобретают оригинальные методы обучения, т.е. максимальное использование натурных условий. Помимо этого применение ситуационных, проблемных задач на уроках формирует  познавательную потребность обучающихся, активизирует мышление. Анализируя ситуационные, проблемные задачи обучающиеся решают такие проблемы, с которыми им, рано или поздно, придется сталкиваться в жизни. Поэтому ситуационные, проблемные задачи как  вид деятельности проблемной технологии позволяют не только информировать обучающихся о потенциальных опасностях, но и научить их анализировать причины происшествий и несчастий, предпринимать определенные действия.

Ситуационная задача – это вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности. Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности.

По своей структуре проблемная задача предполагает наличие условия, требования или вопроса, ответ на который возможен в результате ряда интеллектуальных и практических действий.

Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности обучающийся натолкнется - часто совсем неожиданно на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее. Затем проблемная ситуация переходит в осознаваемую задачу. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее. В проблемной ситуации берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формируется задача, проблема. 

Специфика ситуационных, проблемных задач заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для их решения необходимо конкретное предметное знание. Через решения задач обучающиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  Например, для того чтобы научить студентов заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать такие задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела»…

        Цель применения метода решения ситуационных, проблемных задач – приучить человека к системе аналитического поведения в предметной деятельности: предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.

К основным видам ситуационных, проблемных задач следует отнести:

- ситуацию-проблему, в которой обучающиеся должны найти причины ее появления разрешить эту проблему;

- ситуацию-оценку, когда обучающиеся дают свою оценку принятым в ситуации решениям;

-ситуацию-иллюстрацию, где обучающиеся получают примеры основных тем курса ОБЖ на основании ранее решенных задач и проблем;

- ситуацию-упражнение, где студенты тренируются в решении задач, используя метод аналогии.

Т.о., решение ситуационных, проблемных задач направлено сегодня на то, чтобы полученные знания на уроках ОБЖ обучающиеся могли решать в социальном окружении,  а затем и во взрослой жизни.

Необходимо заметить, что выбор более подходящих ситуационных, проблемных  задач по обучению основам безопасности жизнедеятельности – это достаточно сложная задача для преподавателя. Важно учитывать, что ситуация должна иметь реальную основу взятую «из жизни», не должна содержать большое количество основных моментов, должна быть сформулирована в рамках образовательной программы ОБЖ. При составлении ситуационных задач необходимо учитывать возрастную специфику обучающихся.

        Применение ситуационных задач необходимо использовать во всех разделах курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Так, например, в разделе I «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» - это задачи связанные с сохранением здоровья в определенных ситуациях. Например,  по теме «Правила личной гигиены и здоровье человека» - это ситуационная задача с формулировкой  «Вы регулярно занимаетесь физической культурой и спортом. Приведите основные общие правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать при занятиях физкультурой и спортом».

        Во II разделе «Государственная система обеспечения безопасности населения», где речь идет о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, о деятельности органов гражданской обороны, о проведении аварийно-спасательных работ и пр., применение разнообразных ситуационных, проблемных задач является весьма актуальным, будь то составление правил действия при обнаружении предмета напоминающего взрывное устройство, или отработка действий при получении сигнала о чрезвычайной ситуации. Например, ситуационная задача «В районе Вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу химически опасного вещества (аммиака) (АХОВ). Что необходимо предпринять в этой ситуации?».

Применение ситуационных задач при изучении III раздела курса ОБЖ, «Основы обороны государства и воинская обязанность» по таким темам, как «Воинский учет», «Обязанности военнослужащих», и т.п. плодотворно влияет на закреплении знаний полученных в ходе изучения раздела. Например, тема «Воинский учет» и задача: «Гражданин П. получил повестку о явке в военкомат по месту жительства для прохождения медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе. Гражданин П. по повестке не прибыл, т.к. навещал в больнице больного двоюродного дядю. Нарушил ли гражданин П. правила исполнения воинской обязанности?».

        IV Раздел ОБЖ: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» имеет в большей степени практическую направленность, связанную с оказанием первой помощи.

   Таким образом,  ситуационные, проблемные задачи в процессе преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» направлены на достижение образовательных и практических результатов у обучающихся.

Литература:

  1. Проблемное обучение: определение, задачи, формы, технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.  megaobuchalka.ru/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование филателии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

МБУОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»Сургутский район Тюменской области...

использование ситуационных задач на уроках химии

Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование ситуационных задач на уроках химии"...

Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Современный учитель должен обладать заниями информационных технологий и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует активизации...

ТЕМА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и ответственное. В современных условиях обучение должно быть направлено...

Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности 2017 год

Полагаю, со мной согласится большинство работников системы образования в том, что современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемное обучение – это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и обучающихся, характеризующийся систематиче...