Надо ли ходить на выборы?
методическая разработка по праву (9 класс) по теме

Спиридонова Наталья Николаевна

разработка урока по избирательному праву(обществознание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nado_li_hodit_na_vybory.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Надо ли ходить на выборы?».

Урок обществознания в 9 классе

08.11.2012

Спиридонова Наталья Николаевна

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №4»


Цели урока:  

1.познакомить учащихся с сущностью избирательного  права,  дать представление о том, что выборы – это одна из наиболее массовых форм участия граждан в управлении страной; показать этапы избирательной кампании; ознакомить ребят с различными избирательными системами.

2. Способствовать развитию навыков работы с документами; развивать умение рассуждать, выражать свое отношение, делать выводы, обобщать и систематизировать знания, участвовать в беседе, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы; формировать отношение к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий 

3.Подвести учащихся к пониманию роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.  Воспитывать гражданские чувства, формировать активную гражданскую и  жизненную позицию. 


Основные понятия: гражданин, гражданственность, выборы, избиратель, электорат,   демократия, мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

 
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал: выдержки из Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», карточки с заданиями.


Методы обучения: проблемное изложение, беседа, самостоятельная работа учащихся, групповая поисковая и аналитическая работа, информационные.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация с гиперссылками;  выдержки из текста Конституции РФ,  федерального закона  по избирательному процессу, карточки с правовыми заданиями

Основные виды деятельности: работа с источниками информации, права; решение ситуативных и правовых  задач.

Ход урока:

1. Актуализация темы, постановка целей

Вступительное слово: В современной России происходят глубокие изменения во многих сферах общественной жизни , изменяются общественные отношения, пересматривается а ценности и приоритеты. Наша страна идет по трудному пути формирования правового государства и гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от изменения законодательства и правовых отношений, но и от готовности каждого из нас жить в новых условиях, от уровня  нашей правовой культуры и активной гражданской позиции.

Наша страна встала на путь строительства демократии, когда  сам народ -  принимает самые важные решения в государстве и именно народ – источник власти!  Поэтому неотъемлемым элементом общественной жизни становится участие граждан в выборах. А надо ли ходить на выборы? Обязательно ли это?

 Я думаю, что сегодняшний урок, поможет вам принять верное решение…

Итак, о какой отрасли права мы будем говорить сегодня?

Давайте попробуем определить задачи на этот урок, что необходимо знать для принятия верного решения? (постановка задач учащимися)

2. Разъяснения значения выборов в органы власти для общества, государства, каждого гражданина.

Представим ситуацию Выборы руководителя Волшебного театра  в сказке «Золотой ключик» 
Кандидаты: 
Буратино – дружелюбный, доверчивый
Кот – хищный, коварный, злой и глупый 
Лиса Алиса – умная и хитрая плутовка , ласковая притворщица
Пьеро – хвастливый 
папа Карло – мудрый, справедливый, честный 
Как вы думаете, кто из героев  достоин победы? – папа Карло.- Почему? 
Какими качествами должен обладать кандидат? 
А в человеческом обществе на какие качества мы должны обращать внимание? 
Выбирать надо самого достойного. 
Но на выборы пришли не все звери леса: кого-то запугал Карабас Барабас, кто-то поленился прийти, кто-то заболел. И выиграл не самый достойный, а самый коварный - кот. 
Почему так получилось? 
На выборы надо ходить обязательно. 
Но через неделю наши сказочные герои захотели переизбрать руководителя театра. Выбрали Лису. Через 2 дня – Пьеро. На выборы не пустили старого кота, но зато хитрая лиса проголосовала целых 4 раза! 
И началась  чехарда. 
Почему так произошло? Чего не хватает героям? Что им нужно, чтобы был порядок? ( Не хватает закона)
 

3.Ознакомление с  информацией по избирательному праву.

Мы вовлечены в политическую жизнь, даже если не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане – обыватели, со своими каждодневными житейскими проблемами, потому что делаем выбор.
- Давайте посмотрим, какими законами обеспечиваются выборы в нашей стране.

 Перед вами выдержки из законов. 
Назовите эти законы. 

Вопросы к документам:

Конституция РФ ст.32

  1. О каком праве граждан Российской Федерации идет речь в статье 32  Конституции?
  2. Как реализуется это право граждан?
  3. Кто не имеет права избирать и быть избранным?

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»

Ст.3

  1. Назовите принципы избирательного права в РФ?

Ст.4

  1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах?
  2. Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает в 14?

Учитель: Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве. Согласно ст. 3 Конституции РФ «…никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Давайте рассмотрим, каковы принципы участия гражданина в выборах,  и каковы цензы ограничивающие  избирательное право. Кто  может стать избирателем?

Избирательное право – всеобщее, равное, прямое и тайное. Цензы: Оседлость, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время. Возраст - избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет.  Выборы - это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане  определяют,  кто будет  представлять  их интересы в тех или  иных органах власти. Мы имеем возможность сами влиять на судьбу страны, голосуя и выбирая президента, представителей в федеральные органы власти, субъекты федерации, органы местного самоуправления.

Как же происходит избирательный процесс?

1.Объявляется дата  проведения выборов Президентом  РФ;

2.   Составляются списки избирателей;

3. Образуются избирательные округа и избирательные комиссии;

4. Выдвигаются  кандидаты (партиями или др. объединениями);

5. Проводится предвыборная агитация; заканчивающаяся за сутки до выборов.

6. Голосование и подведение итогов голосования,  их публикация.

4. Практическая работа в группах

А теперь я предлагаю поработать в группах и проверить все ли вам понятно. (Организуется деления класса на 3 группы, каждая из которой получает задание по решению правовых ситуативных задач)

 Задача № 1. (действующие лица: избиратель, два члена избирательной комиссии)

Избиратель Иванов приходит в день голосования на избирательный участок Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.

1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.

Иванов (протягивает второй паспорт):

- Моя жена заболела вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.

2й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Задача № 2. (действующие лица те же)

Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.

Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.

1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов идет к кабинке для голосования на стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию ?»

Иванов делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования.  

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Задача № 3. (действующие лица те же)

Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.

Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.

1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.

Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов внимательно просматривает бюллетень и спрашивает:

- За кого все голосуют?

2й представитель избирательной комиссии отвечает:

- Я советую вам голосовать за Обещалкина, у него наиболее реальная предвыборная программа. (На стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию…»)

Иванов: -  Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Петрова. Ладно, вот вам мой бюллетень проголосуйте сами.

Иванов уходит.

Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

Работа оценивается выставлением баллов каждой группе.

5.Разъяснение видов избирательной системы. 

Мажоритарная система                                      Пропорциональная система

Способ определения результатов                        Способ определения результатов

 голосования, при котором для                             голосования, в основу которого положен

получения мандата требуется                               принцип распределения мест пропорцио-

собрать установленное законом                           нально полученному каждой партией коли-

большинство голосов                                                честву голосов

              Разновидности

Принцип абсолютного большинства              Принцип относительного большинства

Избранным считается кандидат,                       Побеждает кандидат, набравший голосов

набравший абсолютное большин-                    больше, чем каждый из его соперников

ство голосов, т.е 50% + 1 голос

Смешанная  - основана на принципах мажоритарной и пропорциональной систем. (Франция, Италия, Россия ( с 1993 по 2006 гг.), Польша)

4.Закрепление материала. Работа ведется фронтально, группы имеют право совещаться.

Проблемные  задания:

1.Определите, по какой избирательной системе формируется Государственная Дума РФ, используя полученные на уроке знания и раздаточный материал. В ответе укажите источник.   ( ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ», статья 3, статья 7) 

2.Догадайтесь,  какие  слова  характеризуют  демократические  выборы,  а  какие - недемократические.
Тайное  голосование – открытое  голосование.
Один  кандидат – несколько  кандидатов
25 лет – 18 лет
Избиратели – белые  избиратели
Отсутствие  прессы – присутствие  прессы
90%  избирателей – 30%  избирателей

(Группы выступают со своими ответами. Ответы оцениваются в баллах)

5. Итог урока 

А теперь, все таки порошу вас ответить на основной вопрос урока: «Надо ли ходить на выборы?» Почему?

 Выставление и комментирование итоговых оценок за урок группам и отдельным учащимся.

6.Домашнее задание:

Творческое: напишите мини-сочинение «Почему нужно принимать участие в выборах».

Использованная литература: 
1. Конституция РФ.- М., 1993. 
2. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».- М., 1995. 
3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».

Девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»Цель: Подвести итоги года, сплотить детей и родителей, дать советы детям и родителям как уважать и слушать друг друга.Собрание проводится вместе с детьми.Под...

Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить

Разработка родительского собрания в 5 классе...

Чтобы защищать надо любить, чтобы любить - надо знать

Военно-патриотическое воспитание необходимая составляющая профильного обучения в суворовском военном училище. В Кадетских Корпусах дореволюционной России содержание военно-патриотического воспита...

Тема. "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"

* родители - самые лучшие качества своего ребенка;* дети - лучшие слова, какие могут сказать своим родителям. Потом обмениваются        листочками....

Родительское собрание "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"

Родительское собрание "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить" в форме тренинга...

Памятка "Почему надо ходить в детский сад"

Для чего ребенку детский сад....