Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган правовой охраны Конституции
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему


Формирование правовой культуры, правосознания обучающихся,их уважение к Основному Закону нашей жизни,через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности,общества ,власти, защиты прав и свободы граждан.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект  открытого урока права  в 10 классе, посвященного  20 – летию  Конституции Российской  Федерации.

                                                         Смородин Г.Н. – учитель истории,

                                                         обществознания и права МОУ СОШ №6

                                                         с.Саблинское Александровский район

                                                         Ставропольский край

       

Тема: Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган

правовой охраны Конституции.

Цель урока — формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основ конституционного строя России.

Задачи  урока:

- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

-  сформировать представление учащихся  о Конституционном Суде РФ, его структуре и функциях, рассмотреть особенности конституционного судопроизводства, определить порядок и правила обращения с жалобой  в Конституционный Суд РФ;

- способствовать  формированию у школьников умений и навыков анализа, самостоятельного поиска необходимой правовой информации, аргументирования собственных суждений;

Оборудование:  ноутбук и проектор, презентация,  тексты Конституции РФ, карточки для работы в группах,  распечатки извлечений Федерального конституционного закона  от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Основные понятия и термины: Конституционный Суд РФ, конституционное  судопроизводство

Эпиграф урока:   « Конституция – это формализованный общественный договор о принципах государственного и общественного устройства»          

                                                                                        В. Зорькин.

                                    План  урока

  1. Конституционный Суд: полномочия, компетенция, состав.
  2. Правовой  статус судей Конституционного  Суда  РФ.
  3. Порядок и правила обращения с жалобой  в Конституционный Суд РФ.
  4. Содержание и порядок рассмотрения жалоб в Конституционном Суде РФ

I.Вступительное  слово  учителя:

   Завтра, 12  декабря 2013 г. исполняется 20 лет Конституции  Российской Федерации. В рамках празднования этого события у нас  сегодня  открытый урок права по теме «Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган  правовой охраны Конституции».

  Двадцать лет российской Конституции – это период взросления целого поколения россиян, родившихся в 1993 году.  В условиях нашего спрессованного исторического времени этот срок уже вполне достаточен для того, чтобы подвести первые итоги конституционно – правового развития страны и оценить их историческое значение. Думаю, что лучше всего это может сделать председатель Конституционного суда  РФ, слова которого взяты мной в качестве эпиграфа урока.  

 Валерий  Зорькин  даёт такую оценку: «Возьму на себя смелость заявить, что Конституция в целом достойно прошла проверку практикой на крутом историческом переломе в жизни страны. Действующая Конституция – это не просто одно из главных правовых достижений постсоветской эпохи. Это – крупное завоевание в борьбе за право, потребовавшее больших усилий и жертв от нескольких поколений российских граждан. И к этому завоеванию надо относиться бережно».

  Ребята! Обращаю ваше внимание на последнюю фразу. Это значит Конституцию нужно уважать, знать, выполнять, а если понадобится, то и защищать,  те завоевания, которые она нам гарантирует. В противном случае, в условиях расколотого общества исчезает та основа, на которой зиждется реальный общественный договор и возникает то, что называют «фактической конституцией». А этого в  правовом, демократическом государстве быть не должно.

  Я надеюсь, что в результате нашего урока вы не только повысите свою правовую культуру, ваше правосознание, проникнетесь уважением к Основному Закону нашей жизни, но и усвоите основные вопросы темы урока: функции и полномочия, порядок формирования и осуществления деятельности   Конституционного Суда как основного органа правовой охраны Конституции РФ.

         Непреходящая роль нашей Конституции  заключается в том, что она, на мой взгляд, сумела заложить правовые основы для общественного согласия путём  закрепления таких объединяющих всё общество положений, как: принцип приоритета прав человека; принцип разделения властей; правовой, социальный и федеративный характер государства; равенство всех перед законом и судом и т.д. Всё это в нашей Конституции есть, и на данном этапе этого вполне достаточно для нормального правового развития страны. Я предлагаю обсудить  вопросы, раскрывающие важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.

II. Актуализация знаний учащихся.  Фронтальный опрос.

  1.  Что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества ?
  2. Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Что это означает ?      
  3. Когда и  как была принята наша  Конституция?
  4.  Что  такое  референдум?
  5. Когда Конституция считается принятой  согласно Положению о референдуме, а сам референдум состоявшимся?

6. Раскройте принцип разделения  властей.  Кто из  мыслителей является автором этого  ни в чём не превзойдённого  «изобретения» человечества?  В Конституции  какой  страны принцип разделения властей  впервые в истории был закреплен ?

7.Как принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ?

8.Кто в РФ осуществляет законодательную, исполнительную и судебную

власть?

        9. Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации?

        10. Что означает и  как осуществляется система сдержек и противовесов для того, чтобы не нарушалось равновесие властей ?

         III. Изучение нового материала. Групповая работа по изучению статей

Конституции  РФ и Федерального конституционного закона  от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации".

 На основе предварительного  изучения  и анализа данных документов  учащимся предлагается подготовить короткие выступления по заданиям, указанным на карточках.

 Группа № 1

1.Дайте определение Конституционного Суда РФ.

2.Раскройте полномочия и компетенцию Конституционного Суда РФ.

 Группа № 2

 

1.Охарактеризуйте  состав  Конституционного Суда РФ.

2.Определите статус судей  Конституционного Суда РФ.

 Группа № 3

 

  1. Определите признаки лиц, которым законом предоставлено право обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ.
  2. Охарактеризуйте  порядок и правила обращения с жалобой  в Конституционный Суд РФ.

Группа № 4

  1. Охарактеризуйте  содержание и порядок рассмотрения жалоб в Конституционном Суде РФ
  2. Определите обстоятельства, препятствующие  рассмотрению материалов в Конституционном  Суде РФ

По ходу ответов учащихся учителем анализируется правильность выполнения заданий, вносятся дополнения и соответствующие коррективы, демонстрируются  слайды презентации.

IV. Подготовленные краткие сообщения учащихся о наиболее известных решениях  Конституционного Суда РФ с использованием Интернет – ресурсов.

V.Закрепление и обобщение изученного материала на основе составления обобщающего кластера «Конституционный Суд РФ».

Конституционный Суд РФ         Состоит         Осуществляет            Проверяет                Рассматривает             Не принимает

Вывод: Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля,  созданный в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

VI. Подведение итога урока, выставление оценок.

VII. Домашнее задание: Написать эссе по теме «История Конституции – основа демократии России».



Предварительный просмотр:

        Раздаточный материал группе №1

        Извлечения  из Федерального конституционного закона  от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

 

         Статья 1.

Конституцио́нный Су́д Росси́йской Федера́ции  (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

 К компетенции Конституционного Суда РФ относится:

  • проверка соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов всех ветвей государственной власти (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и пр.);
  • рассмотрение споров о компетенции между органами власти Российской Федерации и её субъектов;
  • толкование Конституции РФ;
  • проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

В Конституционном Суде РФ защищаются общие публичные интересы, а не только отстаиваются права конкретного человека.



Предварительный просмотр:

 Раздаточный материал группе №4

Статья 4. Федерального конституционного закона  от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

 

Извлечения из ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Следовательно, главная роль в формировании персонального состава Конституционного суда принадлежит Президенту и Совету Федерации.

Членами Конституционного суда могут быть только граждане России, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы юристом не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Численный состав Конституционного суда  равен 19. Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как полномочия судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение судьи на должность не допускается.

Статус судей КС РФ.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.



Предварительный просмотр:

          Раздаточный материал группе № 3

Извлечения из  Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»  от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ

Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Статья 97. Допустимость жалобы

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:
1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.

 Статья 37. Общие требования к обращению

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
В обращении должны быть указаны:
1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению

К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:
1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;
3) документ об уплате 
государственной пошлины;
4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.
Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.



Предварительный просмотр:

        Раздаточный материал группе №4

        Извлечения из ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений  Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации  

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения судебного разбирательства.

Вопрос №2

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом,  Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона.

В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Статья 44. Отзыв обращения

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

           Примеры отказов в принятии обращения к рассмотрению:

 21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Овчияна Владислава Ивановича на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 2 статьи 34626 Налогового кодекса Российской Федерации  

21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав подпунктом «а» пункта 1, пунктами 36 и 37 статьи 1 Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»  

21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фефелова Алексея Григорьевича на нарушение его конституционных прав частями первой и пятой статьи 18, пунктом «а» части первой статьи 63, частями первой и второй статьи 68 Уголовного кодекса Российской Федерации  

21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пьянкова Александра Олеговича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации  

21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Третьякова Дмитрия Валерьевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации  

21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карасева Андрея Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации  

21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Титова Ильи Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации  

21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воронина Владимира Юрьевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации  

21.11.2013

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абрамовских Дмитрия Ивановича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-конференция для старшеклассников Конституция Российской Федерации-основной закон

Внеклассное мероприятие способствует осмыслению основных положений Конституции Российской Федерации,содействует воспитанию чувства патриотизма, уважения к социальным нормам и ценностям....

Конституция Российской Федерации - основной закон страны.

материал можно использовать как классный час или в работе с документами.Цели:Сформировать представление о Конституции.Познакомить со структурой документа.Объяснить общеизвестные и новые понятия:Обшеиз...

Классный час 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.

20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны....

Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган правовой охраны Конституции

Формирование правовой культуры, правосознания обучающихся,их уважение к Основному Закону нашей жизни,через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности,общества...

Классный час "Конституция Российской Федерации - основной закон государства"

ЦелиСпособствование формированию   понимания важности Основного Закона государства,  структуры   и  основных положений Конституции Российской Федерации;Воспитание активно...

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской  Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....