В методическую копилку учителя права. Понятие и классификация субъектов правоохранительной деятельности
учебно-методический материал по праву (10 класс) по теме

Анисимова Елена Александровна

 

 Понятие правоохранительной деятельности, классификация субъектов правоохранительной деятельности. Районный суд – основное звено судебной системы, его полномочия, структура, организация работы

Полномочия районного суда.  Система органов прокуратуры Российской Федерации.  Органы прокуратуры Российской Федерации  (краткий комментарий)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_metodicheskuyu_kopilku_uchitelya_prava.doc 170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 29»

В методическую копилку учителя права.

Понятие и классификация субъектов правоохранительной деятельности

Выполнила: учитель истории и обществознания

        Анисимова Елена Александровна

Березники, 2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3-5

Глава 1. Понятие и классификация субъектов правоохранительной деятельности

§ 1. Понятие правоохранительной деятельности………………………5-12

§ 2. Классификация субъектов правоохранительной деятельности……………………………………………………………...12-20

Глава 2. Районный суд – основное звено судебной системы, его полномочия, структура, организация работы

§ 1. Полномочия районного суда……………………………………..21-27

Глава 3. Система органов прокуратуры Российской Федерации

§ 1. Органы прокуратуры Российской Федерации

 (краткий комментарий)……………………………………………….28-32

Заключение……………………………………………………………...33

Список литературы…………………………………………………….34-35

Приложение

Введение

        Значительные изменения, происходящие в последние годы в России, не могли не сказаться на ее государственной политике, структуре и порядке функционирования всего государственного аппарата в области прав и свобод граждан.

        Конституцией Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, провозглашен программный курс построения правового государства в России. Это определило совершенно новые ориентиры для всей государственной деятельности, в том числе и правоохранительной.

        Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов.

        Повышение роли и значения прав, его господство, политический и идеологический плюрализм, обеспечение прав человека – нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. Очевидно и обратное: уважение демократии создает условия для обеспечения прав человека.

        Одновременно с гармонизацией национального законодательства с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина в стране происходит процесс совершенствования институтов и их осуществления и защиты.

        Конечно, социально-экономическое положение страны затрудняет полномасштабное формирование демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития. В этой ситуации особое значение приобретает правоохранительная деятельность государства.

        Объект исследования – совместная согласованная деятельность органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан.

        Предметом исследования в рамках настоящей работы избраны:

  1. Субъектный состав современной правоохранительной системы Российской Федерации.
  2. Сущность и содержание деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод граждан.
  3. Понятие и взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы.
  4. Механизм взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан.

Целями настоящей работы являются комплексное исследование взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Для достижения поставленных целей было необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить и обобщить материалы, имеющиеся по  данной теме;
  2. проанализировать содержание современной правоохранительной системы Российской Федерации для выявления ее субъектного состава.
  3. определить роль и основные направления деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод граждан;
  4. обосновать необходимость взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы.

Глав 1. Понятие и классификация субъектов правоохранительной деятельности

§ 1. Понятие правоохранительной деятельности

                Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру. Целью правоохранительной деятельности является охрана самого права.

        Право рождено потребностями жизни общества на этапе его раннеклассового становления как нормативный способ регулирования производящей экономики. Уже с самых ранних стадий его возникновения обнаруживается не только социальное предназначение права в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, но и его роль как нормативно-классового инструмента регулирования общественных отношений экономически господствующего класса или всего общества. Право определяет и упорядочивает существующие общественные отношения и порядки, соответствующие интересам граждан, общества и государства.

        Независимо от того, выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, устанавливает ли правовой статус, правосубъктность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц, его основное социальное назначение остается неизменимым – регулирование общественных отношений.

        Вместе с тем с момента своего появления право становится одним из важнейших средств охраны  общезначимых, наиболее важных экономических отношений, их неприкосновенности. [1]

        Одно из важнейших предназначений правоохранительной

деятельности –  обеспечение в демократическом обществе режима

 законности – неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержаться в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Результат действия режима законности, выражающий степень осуществления ее требований, - незыблемый правопорядок. По определению, правопорядок – общественный порядок, существующий в сфере правового регулирования, закрепленный нормами права. Он включает: законопорядок в сфере публичного права, подчиняющий осуществление государственной власти, деятельность государственных органов и должностных лиц требованию «все, что не разрешено правом, запрещено» и порядок частноправовых отношений, объективно складывающийся в результате самостоятельной активности свободных, автономных субъектов, руководствующихся принципом «все, что не запрещено правом, разрешено»[2].

        Действия специальных учреждений по предупреждению правонарушений, их расследованию, привлечению к ответственности виновных – правоохранительная деятельность по охране права как величайшего достижения человеческой культуры является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора.

        Право выражает государственную волю в системе общеобязательных правил поведения, оно – близкий, «родственный» институт государству, важнейший фактор реализации его власти. Государство располагает специальными органами и способно делать свои веления обязательными для всего населения. Через правотворчество, свои законодательные органы государство оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими  средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы юрисдикции, правосудия.

        Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других органов, проведению в жизнь карательных  и правовосстановительных мер.

        Государство обязывает все свои органы, учреждения, должностных лиц уважать и соблюдать законные права и свободы всех граждан, проживающих на его территории. Это позволяет говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смысле лова.

        Если рассматривать правоохранительную деятельность в широком смысле слова, то это – деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной, судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека и гражданина, их реализацию, законность, правопорядок. Действуя в режиме законности, обеспечивая реализацию прав гражданина, отстаивая законные государственные интересы, они тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, т.е. способствуют охране права от нарушений. Это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. У них на первом плане другие задачи – хозяйственные, культурные, социальные, для решения которых они и создаются. Некоторые правоохранительные функции они выполняют наряду с осуществлением своих основных задач.

        В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).

        В юридической литературе указывается на ряд существенных признаков правоохранительной деятельности как вида государственной деятельности[3].

        Во-первых такая деятельность реализуется в определенном порядке, у4становленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций , предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия.

        Во-вторых, такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия.  К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. В уголовном процессе, в частности, таким государственным  принуждением являются меры процессуального принуждения – задержание подозреваемого (ст. 91 УПК РФ), личный обыск подозреваемого (ст. 93 УПК РФ) и меры пресечения, например, подписка о невыезде (ст. 102 УПК РФ), личное поручительство (ст. 103 УПК РФ), залог (ст. 106 УПК РФ), заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ) и другие меры пресечения, применяемые для недопущения попыток обвиняемого скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. В качестве меры административного наказания граждане за совершение соответствующего административного правонарушения могут быть лишены специальных прав – права управления транспортным средством – в случае вождения автомобиля в нетрезвом состоянии (ст. 12.8 КоАП РФ) или превышению установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/час (ч.4 ст. 12.9 КоАП РФ), права охоты – в случае осуществления ее без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами 9ст. 8.37 КоАП РФ).

        Важное место среди мер юридического воздействия занимают меры превентивного характера, направленные на предупреждение антисоциального и противоправного поведения, допускаемые лишь в установленных законом пределах. В уголовном законодательстве к ним относятся, например нормы добровольном отказе от преступления и деятельном раскаянии, о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости или признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, и др.

        В-третьих, атрибутивным признаком правоохранительной деятельности является установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, т.е. они должны строго соответствовать предписаниям закона. Например, ст. 44 УК РФ устанавливает обязательный для суда перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести (от менее строго к более строгому) у классифицируемых по определенным принципам (система наказаний). Суд в правоприменительной деятельности обязан неукоснительно строго придерживаться только этого перечня, и не может выйти за пределы данной системы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения того или иного наказания, вида исправительного учреждения. Статистические показатели свидетельствуют о тенденции роста преступности в процессе демократических преобразований в стране, однако нельзя допустить, чтобы ответной реакцией было ограничение прав человека, в том числе и совершившего преступление. В то же время указанные в законе виды наказаний позволяют суду на основе закона и с учетом опыта судебной практики эффективно использовать различные меры воздействия на подсудимого, сочетая имущественные лишения, ограничения собственных личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействия на психологическую структуру личности, ограничения возможностей профессионального и иного поведения в будущем[4].

        В-четвертых, не менее  значимо и то, что правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Например, ст. 240 УПК РФ установлено требование непосредственности и устности исследования судом доказательств, подлежащие  обязательному исполнению. Нарушение установленных законом конкретных правил и процедур может повлечь отмену судебного решения.

        Так же важным признаком правоохранительной деятельности является и то, что, ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах[5]. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях может квалифицироваться как преступления

(ст. 288, 330 УК РФ).

        Таким образом, правоохранительная деятельность – это предусмотренная действующим законодательством государственная или санкционированная государством деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами и связанная с применением законных мер государственного принуждения.

        Выделяют следующие виды правоохранительной деятельности: осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно-розыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение государственной безопасности; исполнение судебных решений; охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений; оказание квалифицированной юридической помощи; конституционный контроль.

        Правоохранительные органы могут выполнять один или несколько видов деятельности. Так, судебные органы осуществляют правосудие. Функцией прокурорского надзора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами государственной безопасности и некоторыми другими органами. Органы внутренних дел одновременно  выполняют расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, предупреждение правонарушений.

        Правоохранительную деятельность могут выполнять различные органы государства. Однако не все они являются правоохранительными. Для того, чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме его работы и не была побочной, эпизодичной. Другой момент – некоторые правоохранительные органы выполняют не только правоохранительную деятельность, но и другие виды государственной деятельности (правоисполнительную). Однако они отнесены к правоохранительным в силу того, что эта деятельность у них является основной или имеет специальный закрепленный в законе процессуальный характер.

        Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого их них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом. Различаются они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетенцией.

§ 2. Классификация субъектов правоохранительной деятельности

        Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов.

        Правовую защиту граждан и организаций осуществляют, как отмечалось, органы государства всех ветвей власти: представительной – законодательные учреждения, местные органы власти и самоуправления, принимая законы и подзаконные нормативные акты; исполнительной – глава государства. Правительство РФ, министерства, федеральные службы, федеральные агентства, местные исполнительные органы, неукоснительно их, применяя; судебной – Конституционный Суд РФ, система органов правосудия, осуществляя высшую юрисдикцию, деятельность по разрешению правовых конфликтов от имени государства на основании Конституции и действующего законодательства РФ, что позволяет отнести их к субъектам правоохранительной  деятельности.

        Вместе с тем обязанность государства соблюдать права и свободы предопределяет его активную деятельность по созданию не только условий их реализации, но и специальных учреждений по охране прав и свобод. Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду, поскольку существует широкая сфера государственной деятельности – правоохранительная, где во имя интересов общества приходится прибегать к определенному ограничению основных прав и свобод личности (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Эта область социального (правового) контроля над преступностью, в процессе которого правоохранительным органом представлено право в установленном законом порядке вызвать любое лицо для допроса  (ст. 188 УПК РФ), производить опознания (ст. 193 УПК РФ), в том числе и личный обыск (ст. 184 УПК РФ), выемки (ст. 183 УПК РФ), освидетельствования (ст. 179 УПК РФ), другие следственные действия. Должностные лица указанных органов вправе заключать под стражу (ст. 108, 109 УПК РФ), производить привод (ст. 113 УПК РФ), задержания (ст. 91 УПК РФ), применять другие меры уголовно-процессуального принуждения. Оперативно-розыскные подразделения МВД, ФСБ, СВР, Федеральной службы охраны (ФСЩ) и других спецслужб обладают правом еще до возбуждения уголовного дела на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ, прослушивать телефонные и иные переговоры граждан, контролировать частную переписку, тайно входить в жилище и устанавливать там звуко-, кино-, видеозаписывающую аппаратуру, проводить другие оперативно-розыскные действия, ограничивающие конституционные права граждан.

        Законодательный пробел в определении исчерпывающего перечня государственных органов, занимающихся правоохранительной   деятельностью, восполняется юридической наукой и практикой. Ими выработан ряд критериев, находящихся в органической связи с признаками правоохранительной деятельности, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было отнести к правоохранительным, а именно:

        правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности; чаще всего это закон, специально посвященный задачам, организации компетенции этого органа;

        правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая (материальная, дисциплинарная, административная или уголовная) ответственность. Статья 53 Конституции РФ гарантирует потерпевшим от преступления и злоупотребления властью компенсацию причиненного ущерба;

        в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, вправе применять государственное принуждение;

        законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению; их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.

        Сообразно с указанными критериями к правоохранительным органам должны быть отнесены: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, государственный нотариат (схема 1).

        Определяя место правоохранительных органов в системе государственных органов, необходимо исходить из разделения властей, закрепленного в Конституции РФ, и как идеи (ст.10), и как принципа организации и деятельности государственных органов 9ст. 94, 110, 118), и как структурных элементов государственного аппарата, наделенных властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением.

        Вместе с тем  власть в России едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции РФ, является многонациональный народ России. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией РФ и законами функций государственной власти. При последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей государственные органы взаимодействуют, ограничивая друг друга, исключая всякую возможность присвоения той или иной из них полномочий другой. Такая схема взаимоотношений часто называется системой «сдержек и противовесов»[6].

Особое место в ней отводится органам, представлявшим судебную власть. Признание судов как особого вида власти, фактически стоящей над двумя другими ветвями, роль которой обозначена в качестве беспристрастного и справедливого арбитра над всеми субъектами правоотношений, важное достижение Конституции.

        Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президентская власть не включается в систему «сдержек и противовесов» и в состоянии оказывать решающее влияние на каждую из трех названных властей. Обладая широкими полномочиями, Президент РФ участвует во всех сферах жизнедеятельности общества и в государственном управлении страной.

        В 1993 г. при Президенте РФ была создана Комиссия по правкам человека[7]. Она содействует реализации Президентом его конституционных полномочий гаранта прав человека, добивается чтобы законодатель принимал важные для осуществления прав человека законы, оперативно реагирует (в том числе с выездом в регион)   на коллективные жалобы и заявления в связи с нарушением конституционных прав граждан.

        С 2003 г. при Президенте РФ действует Совет по борьбе с коррупцией, при котором созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов[8].

        Значительную роль в развитии судебной системы страны играет президентский совет по правосудию в состав, которого входят наиболее авторитетные и известные юристы страны[9].

        В выполнении Президентом РФ возложенных на него функций помогает Совет Безопасности, который он на основании п. «ж» ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет. Статус Совета Безопасности определяется Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»[10]. В его состав по должности входят министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, директор СВР, директор ФСБ и другие лица. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений по вопросам безопасности личности, общества, государства. Кроме того, на совещаниях членов Совета Безопасности регулярно обсуждаются, вопросы борьбы с преступностью Решения Совета Безопасности оформляются указами Президента РФ.

        Среди органов государственной власти, относящихся к правоохранительным и не входящих ни в одну из трех ветвей власти, отдельное место занимает прокуратура – единственная федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор, за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Нормы о прокуратуре РФ содержаться  в гл. 7 Конституции РФ (ст. 129), посвященной судебной власти. Но прокуратура не осуществляет судебную власть, хотя тесно с ней взаимодействует. Важнейшими  направлениями её деятельности являются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

        Во взаимодействии с другими государственными органами прокуратура независима. Главная функция прокуратуры РФ – прокурорский надзор, т.е. действия прокуратуры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и других актов государственными, в том числе и правоохранительными органами (осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие) и иными органами, должностными лицами. В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

        В 1998 г. в России создан новый институт – Уполномоченный по правам человека. Он предусмотрен Конституцией РФ (п. «д» ч. 1 ст. 103). Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[11]. Закрепил статус Уполномоченного как дополнительное средство защиты прав и свобод граждан России, независимого и неподотчетного каким-либо государственным органам и должностным лицам.

        Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, находящихся на территории России, иностранцев и лиц без гражданства. Основанием подачи жалобы является несогласие заявителя с решением по жалобе, которое принято ранее в судебном либо в административном порядке (ст.16 закона «Об Уполномоченном по правам человека…» ).

        В 2005 г. в стране создана Общественная палата – орган, который призван обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.

        Иерархия правоохранительных органов и судов, изображенная на схеме 1, не означает административного подчинения одних из них другим. Их соединяют отношения координации, которая, как отмечалось, возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Она означает, что Система правоохранительных органов обладает многоступенчатой защитой прав граждан и организаций от возможных нарушений в процессе правоохранительной деятельности, поскольку каждая последующая стадия процесса является контрольной по отношению к предыдущей: прокурор, утверждая обвинительное заключение и выполняя другие надзорные функции, предупреждает и выявляет ошибки дознания и следствия; суд первой инстанции тоже выявляет ошибки дознания и следствия, а также прокурора; апелляционные Ии вышестоящие суды выявляют и устраняют ошибки нижестоящих судов.

        Сердцевина правоохранительных органов, на которые законом возложено раскрытие преступлений, изобличение виновных, расследование уголовных дел и их судебное разбирательство, - это органы уголовной юстиции. К ним относятся все органы и соответствующие должностные лица, которые в основном или в значительной мере осуществляют социально-правовой контроль над преступностью, в том числе: органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность(оперативные подразделения федеральных органов службы безопасности, учреждений уголовно-исполнительной системы, таможенной службы и др.);; органы дознания (полиция, подразделения и должностные лица таможенной и пограничной служб, федеральных органов службы безопасности и др.); следственные аппараты органов внутренних дел, прокуратуры, федеральных органов службы безопасности. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, в компетенцию которых входит реагирование только на дисциплинарные, административные и гражданско-правовые правонарушения.

        Спорным является мнение об отнесении к указанным органам таких негосударственных организаций, как адвокатура, частные охранные и детективные службы.

        Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что взаимодействие правоохранительных органов, то есть согласованность действий, как правоохранительных органов, так и отдельных их частей, невозможно без системы правоохранительных органов - совокупности взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод граждан от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридических воздействия.

 При этом необходимо понимать, что в этой системе каждый правоохранительный орган наделен специальной, предоставленной только ему компетенцией, хотя на первоначальном этапе деятельности по выявлению (проведение розыскных или оперативно-розыскных мероприятий) и предварительному расследованию (производство неотложных следственных действий) противоправных деяний отдельным органам (например, полиции как полифункциональному органу) предоставлено право широкой компетенции.

        Борьба с преступностью - задача всего общества, всех его институтов. Ее успешный исход во многом зависит от эффективной правоохранительной системы, то есть от совокупности государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств.

Глава 2. Районный суд -  основное звено судебной системы, его полномочия, структура, организация работы

        Согласно ст. 4 закона об судебной системе систему судов общей юрисдикции образуют Верховный  Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи.

        Все суды общей юрисдикции независимо от их уровня, за исключением мировых судей, относятся к категории федеральных судов; мировые судьи являются судьями субъектов РФ.

        Основными функциями судов общей юрисдикции являются: разрешение по существу гражданских, административных, уголовных, а также иных дел и вопросов, отнесенных их ведению отраслевым законодательством; пересмотр решений нижестоящих судов; разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных решений. Конкретный объем полномочий того или иного суда определяется его местом в системе этой судебной власти.

§ 1. Полномочия, структура и организация работы районного суда

        Районный суд является основным звеном системы судов общей юрисдикции, что обусловлено многочисленностью этих судов, а также отнесением к их подсудности наибольшего числа подведомственных судам гражданских и уголовных дел. ГПК и УПК, определяя родовую (предметную) подсудность гражданских и уголовных дел, устанавливают, что по общему правилу все эти дела подсудны районному суду за исключением тех дел, которые отнесены к подсудности мирового судьи, военных или вышестоящих судов.

        Районный суд создается в судебной районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ либо имеющие общие (смежные)  границы  территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

        В состав районного суда входят назначаемые на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ председатель суда и судьи. С учетом численности состава суда и его нагрузки в районном суде может вводиться должность (должности) заместителя председателя.

        Районный суд действует в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанции.

        Как суд первой инстанции он рассматривает по существу основную массу гражданских дел и уголовных дел. Причем значительное расширение в последние годы сферы судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций прежде всего сказалось на объеме полномочий именно районного суда как основного звена системы судов общей юрисдикции.

        В частности, к его ведению теперь относятся рассмотрение в порядке гражданских правовых актов (за исключением актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ, подлежащих проверке вышестоящими судами); о государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если эти дела не отнесены к компетенции вышестоящих судов; о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар и принудительное  психиатрическое освидетельствование.

        Установив в результате судебного разбирательства, что оспаривание заявителями нормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) противоречат закону, суд принимает решение, которым признает нормативный правовой акт недействующим, либо обязывает орган или должностное лицо, принявшее решение или допустившее действие (бездействие), устранить допущенное нарушение прав и свобод.

        Значительно расширены в последнее время полномочия районных судов ив сфере производства по уголовным делам. Помимо отнесенных к их подсудности уголовных дел о многочисленных преступлениях, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению мировыми судьями, военными судами и вышестоящими судами, районные суды управомочены:

  1. принимать решения о применении к лицу принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия; об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о наложении ареста на имущество и о временном отстранении подозреваемого и обвиняемого от должности;
  2. принимать решения о проведении ряда следственных и иных процессуальных действий, сопряженных с ограничением прав и свобод граждан (помещение подозреваемого, обвиняемого в психиатрический или иной медицинский стационар для производства экспертизы; осмотр жилища; обыск и выемка в жилище; личный обыск, выемка предметов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных учреждениях; наложение ареста в банках и иных кредитных учреждениях; наложениях связи; контроль и запись телефонных переговоров);
  3. рассматривать в ходе досудебного производства жалобы на действия (бездействия) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые способны причинить вред конституционным правам и свободам граждан либо затруднить доступ к правосудию;
  4. разрешать производство оперативно-розыскных мероприятий, сопряженных с ограничением конституционных прав и свобод граждан (осмотр жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров и т.д.);
  5. решать вопросы возникающие при исполнении приговора (о возмещении вреда реабилитированному; о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания; о замене вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы; об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким; о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора; о снятии судимости и др.).

        В качестве суда второй инстанции районный суд осуществляет пересмотр в апелляционном порядке гражданских и уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями. Эта деятельность осуществляется судьей районного суда единолично по жалобам сторон на вынесение мировыми судьями по эти делам решения, которые еще не вступили в законную силу.

        В соответствии с гражданским процессуальным законодательством районный суд также наделен правом рассмотрения дел по вновь прибывшим обстоятельствам в тех случаях, когда ранее вынесенное им по делу и вступившее законную силу решение не проверялось вышестоящими судебными инстанциями или же после проверки было оставлено вышестоящим судом без изменений.

        Как и иные суды, районный суд при реализации своих полномочий, связанных с рассмотрением гражданских и уголовных дел, а также с разрешением иных вопросов, отнесенных законодательством к его ведению, вправе направлять государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам, иным юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения требования и распоряжения о явке в суд, о представлении в суд документов, материалов и информации, об иных действиях, необходимых для обеспечения правосудия.

        Председатель районного суда организует его работу, обеспечивая соблюдение сроков и порядка рассмотрения судьями переданных им для рассмотрения материалов и дел; выполнение судьями и сотрудниками аппарата суда требований закона, подзаконных нормативных актов, правил внутреннего распорядка.

        Одной из основных задач организации работы суда является распределение между судьями обязанностей по рассмотрению поступающих  в суд дел и назначение председательствующих в судебных заседаниях по их рассмотрению. Действующее процессуальное законодательство, регламентируя подсудность уголовных и гражданских дел, устанавливает только правила отнесения тех или иных дел  ведению различных судов, но оно не определяет, как должны распределяться дела между судьями одного суда. В соответствии с выработанными  практикой правилами существует несколько моделей распределения поступающих в производство дел между судьями внутри районного суда:

  1. территориальная (участковая), при которой вся территория района делится на участки, закрепляющиеся за каждым из судей, обязанным рассматривать любые уголовные и гражданские дела, возникающие на этом участке;
  2. предметная, при которой на различных судей возлагается рассмотрение лишь определенных категорий дел: на одного – рассмотрение уголовных дел, на другого – гражданских, на третьего – дел, возникающих из публичных отношений, на четвертого – дел  о правонарушениях несовершеннолетних и т.д. Такая предметная специализация судей зависит от количества дел соответствующих категорий и профессиональных навыков отдельных судей;
  3. территориально-предметная, при которой на каждого из судей возлагается рассмотрение дел той или иной категории, возникающих на определенном участке территории суда. Эта схема, как правило, применима в районных судах с большим числом судей и интенсивной судебной практикой;
  4. персональная, при которой каждый из судей рассматривает те дела, которые ему передаются председателем или которые он сам принял к производству в связи с поступившим во время личного приема им населения заявлениями и жалобами.

        Представляется, что закрепленному в ч. 1 ст. 47 Конституции принципу, гарантирующему каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено федеральным законом, в большей мере соответствуют первые три модели, поскольку они обеспечивают гражданину определенность относительно того, каким именно судьей будет рассмотрено его дело, минимизируя усмотрение при решении этого вопроса.

                Отнесенные к подсудности районного суда гражданские и уголовные дела рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако в предусмотренных УПК случаях, когда по делам о тяжких и особо и тяжких преступления обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела коллегией в составе трех судей, председатель формирует такую коллегию.

        Председатель осуществляет и иные полномочия по организации деятельности суда: распределяет между судьями обязанности, непосредственно не связанные с рассмотрением конкретных дел; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; руководит работой аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда.

        В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного суда осуществление его полномочий поручается заместителю председателя суда либо одному из судей данного суда.

Глава 3. Система органов прокуратуры Российской Федерации

§ 1. Органы прокуратуры Российской Федерации

(краткий комментарий)

Прокуратура Российской федерации является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов государства. Основные правовые положения, регламентирующие ее организацию и деятельность закреплены в статье 129 Конституции Российской Федерации и Законе о прокуратуре. Современная российская прокуратура – это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов Российской Федерации, уголовное преследование, а также ряд иных функций в соответствии с законодательством Российской федерации. Эти функции прокуратура осуществляет в целях:

- обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности;

- защиты прав и законных интересов личности, общества, государства.

        Действуя в этих в целях, прокуратура осуществляет следующие основные функции (направления деятельности):

1) надзор за соблюдением и исполнением законов – это главная функция прокуратуры;

2) уголовное преследование (возбуждение уголовных дел, расследование преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, иные полномочия);

3) участие в рассмотрении дел судами (в качестве государственного обвинителя в первой и апелляционной инстанциях по уголовным делам; как прокурор в иных формах судопроизводства);

4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (проведение координационных совещаний; истребование статистической и другой необходимой информации по вопросам борьбы с преступностью, иные полномочия);

5)  участие в правотворческой деятельности (внесение предложений о совершенствовании законодательства; участие в рабочих группах по подготовке законопроектов; дача отзывов на законопроекты, прокурор может издавать приказы, инструкции и другие  распоряжения на основе законов).

        Главной функцией прокуратуры является пять отраслей надзора:

  1. надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органами законодательной власти субъектов РФ и местного самоуправления, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, а также за соответствием законов издаваемых ими правовых актов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскные действия, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов судебными приставами;
  5. надзор за исполнением законов администрациями органов и иные судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

        Прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства в установленном законом порядке деятельность прокуроров по проверке законности решений и действий органов власти, общественных объединений, их должностных лиц в сфере прав и законных интересов личности, общества, государства. Прокурорский надзор проводится в целях, установленных законом и тем самым способствует профилактике, предупреждению, пресечению и устранению правонарушений, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, привлечению виновных к ответственности. Эта деятельность отличается от контрольно-надзорной деятельности иных органов власти тем, что носит надведомственный характер, происходит посредством специфических форм и методов надзорной деятельности, органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность, при обнаружении нарушений закона прокурор оформляет соответствующий акт прокурорского реагирования – постановление о возбуждении уголовного дела,  внесение протеста об устранении обнаруженных нарушений, заявление в суд и др.

  В юридической литературе большинство  авторов, анализируя полномочия прокуратуры Российской федерации, полагают, что система ее органов не относится ни к  законодательной, ни к судебной власти. Она занимает особое место в государственном механизме, что способствует обеспечению слаженной и законной деятельности единой и в то же время разделенной на самостоятельные и независимые ветви государственной власти, а также негосударственных организаций.

        Система прокуратуры Российской Федерации – это упорядоченная совокупность всех действующих органов и учреждений прокуратуры Российской федерации. Она состоит из генеральной прокуратуры РФ, территориальных органов прокуратуры РФ, специализированных органов прокуратуры РФ и образовательных учреждений, редакций печатных изданий, а также находящихся в оперативном управлении объектов социально-бытового и хозяйственного назначения.

        В систему прокуратуры РФ также входит Следственный комитет при прокуратуре РФ, состоящий из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военных следственных отделов следственного комитета при прокуратуре РФ.

        Система прокуратуры РФ, иные вопросы ее организации, ее деятельность основываются на следующих принципах.

  • Принцип единства и централизации прокурорской системы.

Все органы прокуратуры РФ организационно составляют единую федеральную систему государственных органов, руководство которыми осуществляет центральный аппарат – Генеральная прокуратура РФ. Деятельность всех органов прокуратуры РФ осуществляется едиными формами и методами, в единых целях. При этом нижестоящие прокуроры подчиняются  вышестоящим, обязаны выполнять их указания. Однако в ряде случаев закон ограничивает полномочия вышестоящих прокуроров по руководству подчиненными им  прокурорами (например, отозвать протест может только принесший его прокурор; ряд процессуальных полномочий, возлагаемых на прокуроров, следователей, в ходе гражданского, уголовного или иного судопроизводства).

  • Принцип независимости органов прокуратуры. Прокурорские работники принимают решения и осуществляют действия в соответствии с законом, вне зависимости лиц, общественных организаций, юридических и иных лиц.
  • Принцип законности имеет многоаспектное значение. Прокуратура РФ учреждена, как уже отмечалось, для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности; защиты прав и законных интересов личности, общества, государства. В этих целях она осуществляет надзор за исполнением, соблюдением законов и выполняет другие функции. Учреждение и деятельность прокуратур и следственных органов должны применяться, исходя из существующей иерархии юридической силы нормативных правовых актов.
  • Принцип гласности. Информация о деятельности прокуратур, о состоянии законности доводится до сведения органов власти и населения, является доступной для средств массовой информации. Так, например, результаты прокурорской проверки не являются закрытыми, должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц; ежегодно Генеральный прокурор РФ выступает с докладом о состоянии законности в стране. В то же время закон запрещает предавать гласности ход результатов деятельности органов прокуратуры РФ в случае необходимости соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны

        На службу в органы и учреждения прокуратуры РФ принимаются лица, соответствующие требованиям закона. Прокурорские работники (прокуроры, следователи, иные работники прокуратуры, имеющие классные чины или воинские звания) обладают специфическим правовым положением (статусом). Они проходят федеральную государственную службу. Для прокурорских работников законом установлен специфический порядок назначения на должность, аттестации, поощрения, привлечения к дисциплинарной, уголовной и административной ответственности, прекращения службы в прокуратуре, регламентированы материальное и социальное обеспечение, закреплены меры правовой и социальной защиты.

Заключение

         В своей работе я попыталась рассмотреть вопросы правоохранительной деятельности государства, напомнить структуру правоохранительных органов, аспекты функционирования основных правоохранительных органов РФ.

         Хотелось бы добавить, что перечень приведенных в работе правоохранительных органов не является исчерпывающим, в связи с правовой реформой РФ, приведенная в работе система правоохранительных органов может уже завтра являться устаревшей, содержащей неверные данные.

        Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы. В Российской Федерации существует большая и развитая система

правоохранительных органов. Их структура четко определена и регламентирована. Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую деятельность практически во всех сферах жизни общества, но, к сожалению, на практике не всегда так четко выполняются функции правоохранительных органов. И связано это, скорее всего с беспределом и равнодушием чиновников, а не с плохим разграничением функций и полномочий правоохранительных органов Российской Федерации. В завершении проделанной работы хочется отметить что данная работа позволяет увидеть структуру и иерархию отдельных институтов правоохранительных органов. В этой иерархии во главе стоит суд, позволяя разрешать практически любые споры и рассматривая все дела. За деятельностью судов и исполнением законов следит прокуратура. Нижестоящие органы, выполняя свои функции, обязаны беспрекословно выполнять законы. За этим следят вышестоящие органы с соответствующими полномочиями. Это еще раз доказывает правильную структуру правоохранительных органов Российской Федерации.

Список литературы

Нормативно правовые акты

Ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ, 2003 №22. СТ. 2063; №46 (ч.1). Ст. 4437).

Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» // СЗ РФ. 2003. № 48. Ст. 4657.

Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия» // РГ, 2003. 19 августа.

Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 770; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3427.

Конституция Российской Федереции. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008 г.

Литература

Радько Т.Н. Функции прав // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993 г.

Алексеев С.с. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999: Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. О.Е. Кутафин. М., 2003г.

Гуляев А.П. Указ. соч. С.6,7; Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч. С. 7-9.

Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. М., 1999 г.

Маклаков В.В. Вступительная статья к Конституции США // Конституции зарубежных государств. М., 1996 г.

Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 770; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3427.

Божьев В.П. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев; под ред. Божьева В.П. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008 г.

Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебнику/ Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007 г.

Приложение

Схема 1. Субъекты правоохранительной деятельности

Государственные правоохранительные органы                                        Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности

        

Приложение

Схема 2. Состав районного суда

 

                                                        

        

Приложение

Схема 3. Органы прокуратуры Р


[1] Радько Т.Н. Функции прав // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993 г.

[2] Алексеев С.с. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999: Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. О.Е. Кутафин. М., 2003г.

[3] Гуляев А.П. Указ. соч. С.6,7; Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч. С. 7-9.

[4] Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. М., 1999 г.

[5] Ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ, 2003 №22. СТ. 2063; №46 (ч.1). Ст. 4437).

[6] Маклаков В.В. Вступительная статья к Конституции США // Конституции зарубежных государств. М., 1996 г.

[7] Указом Президента РФ от 6 ноября 2004 г. она переименована в Совет при Президенте РФ по содействию институтам гражданского общества и правам человека

[8] Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» // СЗ РФ. 2003. № 48. Ст. 4657.

[9] Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия» // РГ, 2003. 19 августа.

[10]  Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 770; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3427.

[11] СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011; РГ. 2006. 18 окт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителя

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Преобразующая сила музыки"...

Методическая копилка учителя

Помещённый материал является рабочим материалом учителя за последние три года...

методическая копилка учителя

Представлен материал по развитию познавательного интереса, мотивации к предмету, организации учебного труда, способы и приемы формирования географической картины и культуры учащихся...

В методическую копилку учителя обществознания Свободные выборы. Понятие, реализация

В материале рассматриваются такие понятия как, свободные выборы, реализация свободных выборов в России....

В методическую копилку учителя права Правоспособность несовершеннолетних

ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

Методическая копилка. Принятие правил работы на уроке.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 10pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Лекция «Гражданское право. Понятие и сущность. Субъекты» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»

Лекция «Гражданское право. Понятие и сущность. Субъекты» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»...