Программа элективного курса "Права человека"
элективный курс по праву (10, 11 класс) на тему

Овсянников Артём Андреевич

Для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_cheloveka_10-11_klass.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Согласовано

зам.директора по УВР

____________/Т.В.Плотникова

Утверждено

приказом директора

 МАОУ СОШ№7

от 30.09.2015 № 717

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

(10-11 КЛАСС)

.

Автор:

Овсянникова Артёма Андреевича,

учитель истории и обществознания.

.

г. Когалым

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного  курса «Права человека» предназначена для учащихся 10 класса, курс рассчитан на 35  часа, 1 час в неделю. Программа элективного курса составлена на основе программы «Основы права. 10-11 класс» (Автор Никитин А.Ф.-М.:Дрофа, 2006г.). Занятия курса расширяют и углубляют базовый компонент по предмету «Обществознание».

Цель: формирование научного представления об основных принципах правовой системы РФ, умения эффективно и достоверно применять правовые знания в повседневной жизни, вырабатывать свою гражданскую позицию по правовым вопросам и аргументированное отстаивать ее, осознавать основные положения и ценности правового государства и гражданского общества, усвоить свои гражданские права и обязанности как гражданина страны.

Задачи:

1.Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.

2.Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.

3.Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.

4.Усвоение знаний об основных аспектах прав человека.

В результате изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

  • систему и структуру права, современные правовые системы;
  • общие правила применения права;
  • содержание прав и свобод человека;
  • понятие и принципы правосудия;
  • органы и способы  международно–правовой защиты  прав человека;
  • основные юридические профессии.

характеризовать

  • право как элемент культуры общества;
  • систему законодательства;
  • основные отрасли права;
  • систему конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти;
  • порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
  • формы социальной защиты и социального обеспечения;
  • порядок получения платных образовательных услуг.

объяснять

  • происхождение государства и права, их взаимосвязь;
  • механизм правового регулирования;
  • содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
  • содержание прав,  обязанностей и ответственности  гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
  • особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом.

различать

  • формы (источники) права, субъектов права;
  • виды судопроизводства;
  • основания и порядок назначения наказания;
  • полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека;
  • объекты гражданского оборота;
  • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
  • имущественные и неимущественные права и способы их защиты;
  • отдельные виды гражданско-правовых договоров.

приводить примеры

  • различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
  • гарантий реализации основных конституционных прав;
  • экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде;
  • общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

 уметь:

          в  области познавательной деятельности:

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • участвовать в проектной деятельности, в организации проведении учебно-исследовательской работы;
  • владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

         в области информационно-коммуникативной деятельности:

  • проводить  поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
  • извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график),
  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать  достоверность полученной информации,
  • передавать содержание информации адекватно поставленной цели;
  • уметь  развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,
  • владеть основными навыками публичных выступлений.

         в области рефлексивной деятельности:

  • объективно оценивать свои учебные достижения
  • учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владеть  навыками организации и участия в коллективной деятельности
  • уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
  • осуществлять  осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
  • обращения в надлежащие органы  за квалификационной юридической помощью.

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете:

  • метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов
  • дидактические игры;
  • исследовательский метод.

Формы организации деятельности:

  • Лекция
  • Практическая работа
  • Работа с источниками

         Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды текущего контроля:

  • устный опрос,
  • тесты,
  • решение правовых задач.

Система и критерии оценивания. Знания учащихся, усвоивших программу элективного курса и посетивших не менее 80% занятий, оцениваются в 1 полугодии по системе «зачет/незачет», по итогам года получают оценку.

Критерии оценивания учащихся

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем курса

Кол-во часов

Вид контроля

10 класс

1-2

Права и свободы человека.

2

Составить таблицу «Права и обязанности»

3-4

Международные договоры о правах человека.

2

Составить сравнительную таблицу по нормативным документам

5-6

Гражданские права

2

Составить схему «Причины миграции»

7-8

Политические права

2

Составить таблицу «Политические партии», выписать политические права из Декларации (ст.21)

9-10

Экономические, социальные и культурные права

2

Тезисы по ст. 17 Декларации

11-12

Право на благоприятную окружающую среду

2

Составить кластер «Экологическое право»

13-14

Права ребенка

2

Тезисы из Конвенции о правах ребенка

15-16

Нарушение прав человека

2

Словарик темы

17-18

Защита прав человека в мирное время

2

Составить таблицу «ООН и ее деятельность»

19-20

Международная защита прав человека в условиях военного времени

2

Составить кластер «Международное гуманитарное право»

21-22

Избирательное право

1

Составить схему «Основные избирательные системы»

23-25

Понятие и источники гражданского права

3

Словарик темы; схемы «Источники гражданского права», «Виды договоров», «Виды страхования», «Приватизация»

26-27

Гражданская правоспособность и дееспособность

2

Словарик темы

28-29

Налоговое право. Ответственность за уклонение от налогов

2

Составить схемы «Виды правовой ответственности», «Налоги с физических и юридических лиц»

30-32

Понятие и источники семейного права

2

Составить таблицу «Источники семейного права»

33-34

Брак и условия его заключения. Права и обязанности родителей и детей

3

Выписать из документа (Семейный кодекс РФ) порядок вступления в брак и его расторжения

11 класс

35-36

Понятие и источники трудового права

2

Составить схему «Источники трудового права», кластер «Трудовое право»

37-39

Оплата труда. Охрана труда. Рабочее время и время отдыха.

3

Решение правовых задач. Составить схему «Виды рабочего времени»

40-41

Трудовой договор: порядок и условия его заключения.

2

Трудовой договор

42-44

Административное право

3

Составить схему «Виды административных наказаний»

45-46

Порядок обращения в государственные и муниципальные органы

2

Формы обращения государственные и муниципальные органы

47-49

Уголовное право

3

Решение правовых задач. Работа с документом

50-51

Уголовная ответственность несовершеннолетних

2

Составить схему «Виды преступлений», решение правовых задач

52-55

Уголовный процесс

3

56-57

Стадии уголовного судопроизводства

2

Таблица: «Стадии уголовного судопроизводства»

58-59

Деловая игра «Судебное разбирательство в суде первой инстанции»

2

Таблица «Подсудность»

60-61

Правовая культура

2

Составить кластер «Правовая культура»

62-63

Уровень правосознания и правовой активности граждан

2

Схема: «Уровень правосознания»

64

Роль правовой культуры в жизни общества

1

Эссе «Роль правовой культуры в жизни общества»

65-68

Итоговое обобщение. Презентации проектов.Подготовка и участие  в конкурсе «Государство. Право. Я.»

2

1

ЛИТЕРАТУРА для учителя

1. Алексеев С.С. Государство и право (начальный курс). М., 1993.

2. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.

3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

4. Антокольская М. Семейное право М., 1997.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М. , 1998.

6. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.,1997.

7. Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева, ч.1. СПб., 1997.

8. Гражданское право. Учебник. / Под.ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого, ч.2. М., 1997.

9. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. М., 1997.

10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1996.

11. Ерофеев Б.В. Земельное право России. М., 1997.

12. Комаров С.А. Общая теория государства и права. / Учебник. М., 2000.

13. Комаров С.А., Комарова Т.Л. Обществознание. М., 2000.

14. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Собр. соч. Т. IV. С.33-69

15. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997.

16. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

17. Никитин А.Ф. Права человека в школе: Дайджест. М., 1993.

18. Никитин А.Ф. Права человека: Учебное пособие для средней школы. М., 1993.

19. Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция РФ: Пособие для основной и средней школы. М., 1995.

20. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 1994.

21. Овсянко Д.М. Административное право. М., 1997.

22. Основы государства и права / Под ред. С.А. Комарова. М., 1998.

23. Трудовое право / Под.ред. Зайкина А.Д. М., 1997.

24. Права человека / Сб. документов. М., 1989.

25. Матузов Н.И и Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2000.

26. Уголовное право. Общая часть. М., 1997.

27. Уголовное право. Особенная часть. / Учебник. - М., 1998.

28. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

29. Юридический Энциклопедический словарь. М., 1997.

30. Юридическая Энциклопедия. / Под ред. М.Ю. Тихомирова М., 1997.

ЛИТЕРАТУРА для ученика

1. Никитин А.Ф. Права человека в школе: Дайджест. М., 1993.

2. Никитин А.Ф. Права человека: Учебное пособие для средней школы. М., 1993.

3. Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция РФ: Пособие для основной и средней школы. М., 1995.

4. Права человека / Сб. документов. М., 1989.

5. Юридический Энциклопедический словарь. М., 1997.

6. Юридическая Энциклопедия. / Под ред. М.Ю. Тихомирова М., 1997.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. Образовательный портал – http//www.edu.ru
  2. Источники по гуманитарным наукам - http//www. gumer.info.
  3.  Сайт «Российский гуманитарный интернет – университет» - http//www. i-u.ru.
  4. http//www. rusolimp.ru-  федеральный портал олимпиад школьников.

Приложение

Примерные тестовые задания

Тест 1.

1.Право как система общеобязательных норм, исходящая от государства – это

1)естественно-правовой подход    3)интегративный подход

2)нормативно-правовой подход     4)гуманистический подход

2. Право имеет отличительный признак:

1)регулятор общественных отношений     3)опирается на общественное мнение

2)имеет общеобязательный характер         4)отражает интересы политических партий

3.Соотнесите классификацию и примеры отраслей права:

1)гражданское                                       А) материальная отрасль права

2)семейное                                             Б) процессуальная отрасль права

3)трудовое

4)гражданско-процессуальное

5)уголовно-процессуальное

4. Верны ли утверждения?

А. Норма права – это установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается системой государственного принуждения.

Б. В систему права входят только отрасли и нормы права.

1)верно только А  2)верно только Б  3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

5. Соотнесите виды нормативных актов и примеры:

1)Конституция РФ                         А) законы

2)Указ президента РФ                   Б) подзаконные акты

3)федеральные законы

4)решение педсовета

5)распоряжение главы администрации области

6. Соотнесите виды и примеры правонарушений:

1)нарушение условий сделки                          А) преступление

2)хищение наркотиков                                     Б) проступок

3)убийство человека

4)незаконная порубка леса

5)неповиновение работнику милиции

7. Выберите признаки правонарушения

1)противоправное деяние  2)нарушение социальных норм  3)виновное деяние

 4)общественная опасность  5)общественные отношения

8. Верны ли утверждения?

А. Уголовная ответственность наступает только за преступления.

Б. Участники правоотношений связаны взаимными правами и обязанностями.

1)верно только А  2)верно только Б  3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

9. Назначение суда общей компетенции:

1)рассматривать уголовные, административные, гражданские дела

2) решать споры, возникающие в сфере экономики и управления

3)проверять на соответствие требованиям Конституции РФ нормативные акты

4) рассматривать только уголовные дела

10. Примеры, за исключением одного, относятся к понятию «гражданское право». Укажи лишний пример.

 Вещные отношения, право авторства, завещание, сделка, государственное управление, имущество

11. Верны ли утверждения?

А. Правосознание складывается только из правовой психологии и правовой идеологии.

Б. Правовой нигилизм является антиподом правовой культуры.

1)верно только А  2)верно только Б  3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

12. В чём заключается маргинальное правомерное поведение?

13. К какому уровню правосознания можно отнести следующее высказывание:

« Закон – это воля чиновников».

14. Назовите общую черту права и морали.

15. Приведите три примера источников (форм) права

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правоспособность»? Составьте два предложения, содержащие информацию о правоспособности.

Тест 2.

1. Право не является творением людей, возникло объективно это

1)естественно-правовой подход    3)интегративный подход

2)нормативно-правовой подход     4)гуманистический подход

2. Совокупность правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений:

1)отрасль права 2)институт права  3)правовая  норма  4)подотрасль права

3. Соотнесите классификацию и примеры отраслей права:

1)конституционное                          А) частное право

2)гражданское                                   Б) публичное право

3)семейное

4)предпринимательское

5)административное

4. Верны ли утверждения?

А. Институт права регулирует только отдельный участок внутри какой-нибудь сферы.

Б. Существует единственная классификация отраслей права: материальные и процессуальные отрасли.

1)верно только А  2)верно только Б  3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

5. Соотнесите виды нормативных актов и примеры:

1)федеральные конституционные законы                А) законы

2) Постановление Правительства РФ                        Б) подзаконные акты

3) Конституция РФ

4) инструкция министерства

5) распоряжение Президента РФ

6. Соотнесите виды и примеры правонарушений:

1)нанесение тяжёлых телесных повреждений                       А) преступление

2)терроризм                                                                               Б) проступок

3)нарушение правил пожарной безопасности

4)нецензурная брань в общественных местах

5)нарушение правил продажи товаров

7. Выберите виды проступков:

1) административные  2)государственные  3)гражданские  4)дисциплинарные  5)общественные

8. Верны ли утверждения?

А. За проступки наступает гражданская, уголовная, дисциплинарная ответственность.

Б. В российском законодательстве существует Экологический кодекс.

1)верно только А  2)верно только Б  3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

9. Назначение арбитражного суда:

1) решать споры, возникающие в сфере экономики и управления

2) проверять на соответствие требованиям Конституции РФ нормативные акты

3) рассматривать только гражданские дела

4) рассматривать уголовные, административные, гражданские дела

10. Примеры, за исключением одного, относятся к понятию «семейное право». Укажи лишний пример.

Супруги, родители и дети, совместная собственность, преступление, развод, заключение брака.

11. Верны ли утверждения?

А. Правовая культура личности – это уровень знания права, уважительное отношение к праву.

Б. Правосознание может быть только научным и профессиональным.

1)верно только А  2)верно только Б  3)верны оба суждения  4)оба суждения неверны

12. В чём заключается социально активное правомерное поведение?

13. К какому уровню правосознания можно отнести следующее высказывание:

«Нормы права являются первичным элементом системы права».

14. Назовите отличительную черту права от морали.

15. Какой источник (форма) права является самым распространённым в государстве?

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «дееспособность»? Составьте два предложения, содержащие информацию о дееспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"

Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...

программа элективного курса Человек в современном мире

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации...

Программа элективного курса "Человек имеет право"

Программа элективного курса "Человек имеет право"...

Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"

"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /...