Система регулирования общественных отношений
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

урок по праву "Система регулирования общественных отношений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_sotsialnyh_regulyatorov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Система регулирования общественных отношений

  1. Мотивация.

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся попробовать себя в роли редакторов учебника. К концу занятия каждая группа составит проект параграфа, который может войти в учебное пособие, но прежде вам будет необходимо предложить на рассмотрение одноклассникам. Моя роль – научного консультанта. Вы можете обращаться ко мне за помощью.

Составляются малые группы. Определяются роль (главного редактора, 2 корректоров, оформителя), обсуждаются их функции.

 Вырабатываются совместно требования к структуре параграфа:

Структура:

  1. Название.
  2. Текст, разделенный на озаглавленные смысловые части
  3. Словарь.
  4. Внетекстовые символы (графики, таблицы, схемы)
  5. Вопросы к тексту параграфа.

(Учитель записывает их на доске).

  1. Новый материал.

А) работа над названием.

Учитель: Система научных взглядов постоянно усложняется, становится многограннее. В последнее десятилетие выделилась новая наука социология прав. Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого право играет ведущую роль.

Вам предложено название параграфа «Система регулирования общественных отношений». Оно является факультативным, в процессе обсуждения проекта вы можете его изменить.

Б) работа над материалом параграфа.

Учитель: Откройте учебник на стр. 39. Прочтите 1-2 абзацы и выделите главную мысль, используя систему пометок (прием инсерта – прямой линией подчеркните главную мысль).

Учащиеся определяют, какой способ регулирования является самым распространенным в современном обществе (социальные нормы).

В) Классификация норм.

Учитель: Объясните значение слова норма.

Учащиеся определяют норму, как правило, или образец поведения индивида или группы.

Учитель: Перед вами набор терминов, которые следует расположить по следующим категориям:

Работая в группах, учащиеся классифицируют нормы:

Нормы

                                    Социальные                  Несоциальные

                             Моральные                     Технические

                             Правовые                        Физиологические

                             Традиции                        Биологические

                             Обряды                           Климатические

                             Религиозные                  Сельскохозяйственные

                             Этикет

Работая с учебником (Стр. 40-43), заполните таблицу «Виды норм и их различия» в тетради. После обсуждения проведенной работы таблица может иметь следующий вид:

Виды норм

Различия

Обычаи

  1. многократное, длительное применение,
  2. способ сохранения самобытности,
  3. устная форма

Религиозные

  1. регулирование поведения верующих,
  2. письменная форма

Моральные

  1. основа – представление о добре и зле,
  2. устная форма,
  3. могут противоречить друг другу

Групповые

Обязательны только для представителей определенных групп

Правовые

  1. общеобязательны,
  2. писанная форма,
  3. гарантируются и защищаются государством,
  4. создаются государством

Учитель:

Какова связь между социальными и несоциальными нормами?

Учащиеся должны определить, что многие технические нормы закрепляются в нормах права и за их нарушение устанавливается юридическая ответственность

Учитель: Как взаимодействуют правовые нормы с обычаями?

Учащиеся выявляют то, что некоторые обычаи закрепляются в нормах права, либо нормы права устраняют некоторые обычаи.

Г) Значение норм

Учитель:

Регулирование – это возможность направлять, показывать верный путь.

В работе с доп. текстом, выявите основные аспекты регулирования.

  1. Интерактивная часть урока.
  2. Подведение итогов.

Приложение №1 

 Социальная норма

           В. Н. Кудрявцев – современный российский правовед, академик

 Российской академии наук.

           Социальными нормами принято называть установленные обществом

 правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей. Как и

 социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти – сознательно.

 < ... >  Социальная норма... «цементирует» отношения в обществе.

 Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в

 информационном аспекте норма предоставляет ему сведения о том, какой вариант

 поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый

 либо запрещенный, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения,

 так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка.

 Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет

 воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы.

           Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных

 групп... Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями,

 запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с

 социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на

 нормативно-организационных основах, нормативно определен и порядок его

 деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец,

 взаимодействие института с другими элементами общественной системы тоже обычно

 нормативно урегулировано.

    Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. – М., 1992. – С. 48.

           Вопросы и задания

           1. Объясните, какие социальные нормы создаются отчасти стихийно, а

 какие отчасти сознательно.

           2. Переведите на язык науки образное выражение: «Норма цементирует

 отношения в обществе». Как вы это понимаете?

           3. Какие новые для вас аспекты социальной нормы охарактеризованы в

 тексте фрагмента? В чем суть каждого из этих аспектов?

           4. Как вы понимаете термин «социальный институт»? Приведите примеры.

 Покажите связь социальной нормы и социального института. Какую роль играет

 социальная норма в функционировании социального института?

Приложение №2

Карточки с названием норм:

  • Нормы

  • Биологические

  • Социальные

  • Обряды

  • Несоциальные

  • Климатические

  • Моральные
  • Религиозные
  • Технические

  • Сельскохозяйственные

  • Правовые
  • Этикет

  • Физиологические

  • Эстетические
  • Традиции
  • Семейные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по теме "Право в системе общественных отношений" (обществознание, 9 класс)

Данный материал может быть использован в качестве контроля знаний учащихся по завершении изучения раздела "Право", при подготовке к ГИА по обществознанию....

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Правовое регулирование трудовых отношений"

Методическая разработка урока  обществознания 10 класс по теме "Правовое регулирование трудовых отношений" с использованием заданий формата ЕГЭ и выдержек из трудового кодекса. Автор Учитель исто...

Урок обществознания в 9 классе по теме "Правовое регулирование трудовых отношений"

В данном уроке рассматривается регулирование трудовых отношений нормами права, учащиеся знакомятся с особенностью трудовых отношений для несовершеннолетних работников, учатся решать правовые задачи по...

Контроль знаний по теме «Правовое регулирование общественных отношений» Обществознание 12 класс

Контроль знаний по теме «Правовое регулирование общественных отношений» Обществознание 12 класс. Тест состоит из 10 вопросов, имеются правильные ответы....

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Реализация права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Реализация права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"...

Контрольная работа по обществознанию 10 класс на тему: "Человек в системе общественных отношений"

Контрольная работа по 1 главе: "Человек в системе общественных отношений" к учебнику М.В. Кудина "Русское слово"...