Урок окружающего мира в 3 классе
план-конспект урока по природоведению по теме

Волкова Валентина Александровна

Урок по программе Плешкова, тема "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobraziya_nasekomyh.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: Живая мозаика.

Цели: -познакомить учащихся с многообразием насекомых;

-дать представление о разновидностях бабочек, их строении, среде обитания, питании, появлении на свет;

- научить детей выделять признаки сходства и различия у насекомых, сравнивая их;

- привить любовь и бережное отношение к родной природе и ее красоте.

Оборудование: слайды «Бабочки», коллекции: «Виды насекомых», бабочек, карточки с загадками, открытки «Насекомые», цветные карандаши, альбомный лист.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступление.

    Учитель. Здравствуйте, мальчики и девочки! Тема нашего урока «Живая мозаика». Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

     Учитель показывает рисунки с изображением бабочек.

   Дети. О бабочках.

     У. Правильно, о бабочках. А знаете ли вы, чем питаются бабочки и как разыскивают пищу, как переговариваются между собой и как появляются на свет?

    Д. Нет.

    У. Об этом и о многом другом из жизни этих крылатых легких  красавиц вы узнаете сегодня, кроме того, на нашем занятии вы будете отгадывать загадки и рисовать.

3. Основная часть.

    У. Во многих областях нашей бескрайней страны живут неповторимые бабочки, но особенно богат необычными бабочками Дальний Восток. Бабочек можно встретить в лесу, на полях, в саду и парке. Вряд ли найдется на свете человек, который не восхищался бы бабочками так же, как и цветами. Недаром древние люди верили в то, что бабочки - это цветы, которые оторвались от своих стебельков. А вы как думаете, бабочки это цветы или кто?

    Д. Это не цветы, это насекомые.

     У. Правильно, бабочки - это насекомые. Отгадайте загадки

                       Волосата, зелена,

                       В листьях прячется она.

                       Хоть и много ножек,

                       Бегать все равно не может.

   

    Д. Гусеница.

     У. На ромашку у ворот

           Опустился вертолет-

           Золотистые глаза.

           Кто же это?..

    Д. Стрекоза.

   У. Хоть они и жалят больно,

         Их работой мы довольны.

    Д. Пчелы.

    У. В темном уголке живет,

          Шелковую нить плетет.

          Он тайком сюда забрался,

          Строить новый дом собрался.

     Д. Паук.

     У. Чемпион он по прыжкам,

            Скачет, скачет по лужкам.

     Д. Кузнечик.

     У. Летит, пищит,

           Ножки длинные тащит,

           Случай не упустит,

           Сядет и укусит.

      Д. Комар.

      У. Не жужжу, когда сижу,

            Не жужжу, когда хожу.

            Если в воздухе кружусь,

            Тут уж вдоволь нажужжусь.

       Д. Жук.

          Учитель показывает открытки  с изображением этих насекомых.

       У. Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей ( на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек).

       Учитель показывает коллекцию « Виды насекомых».

      - Куда бы ты не пошел: в сад, на луг или в лес - всюду тебя окружают насекомые. Ползет в траве жук, вьются над цветами пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крылатые стрекозы. Пойдешь к речке и там насекомые. А знаете, почему их называют насекомые? Нет? У всех этих животных тело будто насечками разделено на членики. По этим насечкам их и называют насекомыми.

        Насекомые бывают разного размера: от маленьких, размером даже меньше точки, до огромных, которые едва помещаются на ладони. Но сегодня мы говорим о бабочках. Их крылья покрыты чешуйками.

        Чешуйки – это крошечные пластиночки, как волоски или чуть пошире и узорчатые. Красота крыльев бабочки зависит от расположения разноцветных и узорчатых чешуек.

        Если вы сейчас внимательно посмотрите на бабочку, то никаких чешуек не увидите. Они очень и очень мелкие, как пыль. На крыльях бабочки их может уместиться целый миллион. Чешуйки покрывают крыло с двух сторон – сверху и снизу. Перед вами бабочка, у которой крылышки покрыты желтыми чешуйками. Это лимонница.

            Бабочка лимонница –

            Маленькая модница.

            Как нарядно ты одета!

            Где взяла ты это платье?

            У какой портнихи шила?

             Кто скроил его так мило?

            К желтым крыльям желтый ус.

            Ах, какой хороший вкус.

  Опишите бабочку лимонницу.

 Дети выполняют задание.

- О какой бабочке вы слушали стихотворение?

    Д. О лимоннице.

     У. Попробуйте определить, какого цвета чешуйки у павлиноглазки?

         Учитель показывает слайды.

     Д. Разноцветные, узорчатые.

     У. А у кого есть еще чешуя?

     Д. У рыб.

     У. Но чешуя нужна не только для красоты, без нее бабочка не может летать и, следовательно, питаться. Учтите, чешуйки на крыльях держаться очень слабо. Поэтому, когда берешь бабочку за крыло. Они стираются.  

 

            4. Физкультминутка.

     Спал цветок и вдруг проснулся,

     Больше спать не захотел.

     Шевельнулся, потянулся,

     Взвился вверх и полетел.

     Солнце утром лишь проснется,

     Бабочка кружит и вьется.

Дети выполняют соответствующие движения.

          5. Основная часть ( продолжение)

       У.Вы никогда не задумывались, как растут насекомые? Почему все жуки и все бабочки сразу бывают взрослыми, и никогда не встретишь крохотную, как комар, бабочку или стрекозу? Как же появляются на свет бабочки? Попробуем в этом разобраться.

      Учитель объясняет материал с помощью плаката.

  - Сначала насекомые откладывают яички. Кто еще в природе откладывает яйца?

       Д. Птицы, змеи, крокодилы.

       У. Прошло несколько дней, яички потемнели, а через несколько дней из них появляются гусеницы. Гусеница поедает листья и растет, растет. Смотрите, какая она уже толстенькая. Сейчас она спрячется под листок и превратится в куколку. А из куколки вылетит нарядная, красивая бабочка. А дальше что? Взрослая бабочка снова отложит яички, и все повториться сначала. Но, чтобы жить, ей надо питаться. Чем же питаются бабочки? Не знаете? Я вам скажу. Нектаром - цветочным соком. Есть в природе бабочки, которые питаются нектаром днем. Их называют дневными бабочками. А тех, кто питается вечером – ночными. Дневных в природе меньше, чем ночных. А сейчас давайте посмотрим, как устроен рот у бабочки. Они не умеют грызть и откусывать, как кузнечики, жуки, тараканы и другие насекомые. Вместо ротика у них длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается на дно цветка, где запрятан нектар, и бабочка начинает пить.

     А какие у них удивительные глаза. Глаз бабочки покрыт бесчисленным множеством маленьких блестящих пуговок, каждая пуговка – это отдельный маленький глазок насекомого. Чем больше глазков, тем лучше видит бабочка, правда, не в темноте. В темноте она отыскивает пищу по запаху. В этом бабочкам помогают длинные и чуткие усы. Усы похожи на сложные антенны, только принимают они не радиоволны, а запахи. С помощью таких усиков-антенн бабочки без труда находят нужный цветок, а также могут найти и друг друга. Ведь у каждой бабочки свой запах.

         6.Закрепление пройденного.

       У.Вспомните, каких бабочек называют дневными?

         Д.Тех, которые питаются днем.

         У.Скажите, каких бабочек вы уже знаете?

         Д.Лимонница, павлиноглазка.

         У.Летит над лугом яркая бабочка с хвостиками-вымпелами на концах крыльев. Тельце у нее небольшое, а крылья огромные. Каждый взмах толкает бабочку вперед, и она плывет от цветка к цветку, как гребец на лодке. Так летают почти все дневные бабочки. Эта бабочка - одна из крупных бабочек нашей страны. Что это за бабочка?

          Д.Махаон.

          У.Определите, какого цвета чешуйки у махаона?

          Ответы детей.

          -Каких еще дневных бабочек вы знаете?

           Д.Капустница, парусник.

           У.Ночные бабочки отличаются от дневных. Они не такие яркие, да и по форме отличаются: в основном, они имеют толстое брюшко и узкие крылья. Ночных бабочек  можно увидеть только вечером или в сумерки. Самая крупная из них – большой павлиний глаз. Кто может описать внешний вид этой бабочки?

            Дети описывают бабочку, указывая размер, цвет, форму крыльев.

           - Лучшими летунами среди бабочек являются бражники. У них узкие и длинные передние крылья и короткие задние. Усики толстые, заостренные. Хобот очень длинный. Иногда питаются медом, опуская хоботок в улей. Все бражники очень редки и нуждаются в охране. Как вы думаете, есть ли у бабочек враги?

            Д.Наверное.

            У.Оказывается, врагов у бабочек много. За ними и их личинками-гусеницами охотятся мыши, кроты, но особенно птицы. Они поедают не только яички и гусениц, но и самих бабочек. Они ловят их на лету, отыскивают под корой, на листве и стволах. Правда, поедают только больных и слабых. Этим они очищают лес.            

 7.Заключение 

             У.Сегодня вы узнали, как устроены бабочки, чем и как они питаются, как разыскивают пищу и как переговариваются между собой (запахами), как волосатые червяки, гусеницы превращаются в крылатых легких красавиц, танцующих над цветами.

         Танцуют и радуют, танцуют и удивляют, и дело делают – опыляют цветы, поэтому и жизнь цветов без бабочек невозможна.

         Ребята, скажите, как бы вы поступили, если бы увидели на лугу красивую бабочку?

         Ответы детей.

       - Каких бабочек называют ночными?

        Д.Тех, которые питаются ночью.

        У.Каких дневных бабочек вы узнали?

        Д.Лимонницу, капустницу, парусник, махаон.

        У.Как появляются на свет бабочки?

         Д.Сначала откладываются яички, из них появляются гусеницы, потом куколки, затем бабочки.

              8.Рисование бабочек по шаблону.

       У.А теперь возьмите альбом и цветные карандаши и нарисуйте бабочку. Не забудьте – у нее четыре крыла, шесть лапок, хобот и разноцветные чешуйки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс    Разработка урока по окружающему миру.Раздел « Наш край»  4 класс Тема: «Животные-обитатели ле...

урок окружающего мира 4 класс тема: "Мировое хозяйство"

Перед вами разработка урока окружающего мира по теме "Мировое хозяйство" для 4 класса....

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Мир глазами эколога".

В презентации освещены основные экологические проблемы и предложены вопросы для беседы с учащимися. Данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности....

Урок окружающего мира, 2 класс

План - конспект по теме "Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы". Тип урока: урок открытия новых знаний.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах,...

Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"....