Рабочая программа по природоведению 5 класс (Плешаков)
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Коршун Татьяна Ивановна

Программа разработана на основе  программы основного общего образования по природоведению для 5 класс.

Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_5_ab.docx293.15 КБ

Предварительный просмотр:

Шапка МО естественных и обшественных дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

5  класс

 

Составитель Коршун Татьяна Ивановна

Программа разработана на основе  программы основного общего образования по природоведению для 5 класс.

Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2010г.

г. Дзержинск

2014 г.

Пояснительная записка.

      Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Рабочая программа  составлена на основе программы  основного общего образования по природоведению в 5 классе. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Москва. «Дрофа», 2010 год.

На изучение отводится 70 часов, 2 часа в неделю, 5 часов – резервное время.  

Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.

Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».

В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Третий раздел «Здоровье человека и безопасность жизни» включает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Тема 1

Изучение природы

5

3

Тема 2

Вселенная

14

2

Тема 3

Земля

18

2

Тема 4

Жизнь на Земле

14

4

Тема5

Человек на Земле

16

2

Итого:

65+5 (резерв)

13

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■ Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения П. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■        Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

■        Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Сути планеты. Материки, острова. Характеристик» природных условий материков. Атмосфера. Сопим воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подъемные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

■        Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

■        Практические работы        

Описание и сравнение признаков 2—3 веществ.

Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане-, леса каменноугольного периода-, расцвет древних пресмыкающихся - птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление

клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

■ Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян JПримеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели дм диких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьбы с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

  • Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

  • Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время — 5 часов. 

Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении  материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщений (2—3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Учебно-методический комплект

1.  А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Программа для общеобразовательных учреждений. Программа основного общего образования по природоведению. Москва. «Дрофа».  2010 год.

 2. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Учебник  «Природоведение, 5 класс», М.: Дрофа, 2009 год

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема и тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Текущий и промежуточ-ный контроль

Дата

Деятельность учащихся

Материалы к уроку

ЦОР

ТЕМА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ  (3ч)

1.

Изучение природы человеком

Урок изучения новых знаний

Что изучают естественные науки (астрономия, физика, химия, физическая география, биология, экология)

Знать естественные науки

Беседа. Работа с текстом учебника и тематическими картами

Практическая работа № 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований

А,б

Определяют    разнообразные тела, вещества и явления природы (приводят примеры)

Подготавливают презентацию «Естественные науки»

Выполняют пр.р.

Презентация  «Естественные науки»

Иллюстрации

Глобус

2

Естественные науки

Комбинированный

Естественные науки и их

классификацию (астрономия, физика, химия, физическая география, биология, экология).

Уметь классифицировать различные науки

Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника

Практическая работа № 2.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы

А,б

Обсуждают презентации

Составляют классификацию естественных наук Выполняют пр.работу

Презентация «Семья биологических наук»

Иллюстрации

3

Методы изучения природы

Комбинированный

Основные  методы изучения природы (наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.)

Великие естествоиспытатели

Оборудование для различных методов изучения

Анализировать и знать основные методы изучения

Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника

Практическая работа № 3.

Великие естествоиспытатели

А,б

Приводят примеры различных методов изучения природы

(наблюдение, эксперимент (опыт), измерение), и приборы для их изучения

Знакомятся с оборудованием для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Анализируют текст учебника

Подготавливают презентацию «Как представляли себе Вселенную древние люди» Выполняют пр.работу

Презентация «Великие естествоиспытатели»

Иллюстрации

Портреты естествоиспытателей

Оборудование для лабораторных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы

ТЕМА 2. ВСЕЛЕННАЯ (14 ч.)

4

Представления о Вселенной у древних индейцев, шумеров, греков

Урок изучения новых знаний

Вселенная

Как накапливались знания и представления о Вселенной

Приводить примеры представления о Вселенной у др. людей

Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника

Анализ иллюстраций

А,б

Обсуждают презентации

Анализируют текст учебника,

Приводят примеры.

Анализируют иллюстрации

Презентации «Как древние люди представляли себе Вселенную»

Иллюстрации

5.

Взгляды Пифагора на форму Земли

Комбинированный

Пифагор – великий математик (ок. 580-500 до н.э.)

Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника

А,б

Анализируют текст учебника и знакомятся со взглядами Пифагора на форму Земли

6

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Комбинированный

Взгляды на Вселенную великих ученых Аристотеля и Птолемея

Приводить примеры различных систем мира

Фронтальный опрос. Беседа

Анализ текста и иллюстраций

А,б

Анализируют текст учебника и иллюстрации

Иллюстрации

7

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье.

Комбинированный

Географические открытия к 14-17 вв. и их влияние на развитие астрономии

Приводить примеры открытий мореходов Португалии и Испании

Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника

Анализ иллюстраций

А,б

Анализируют текст учебника и иллюстрации

Приводят примеры географ. открытий

Подготавливают презентацию

Иллюстрации

8

Система мира по Копернику

Комбинированный

Создание новой модели Вселенной

Приводить примеры взглядов на Вселенную (Пифагор, Аристотель, Птолемей, Аристарх Самосский)

Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника

Анализ иллюстраций

А,б

Принимают участие в обсуждении презентаций Анализируют текст учебника и иллюстрации

Презентация  «Ученые, перевернувшие мир»

Иллюстрации

9

Роль Д.Бруно и Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника

Комбинированный

Создание телескопа Галилеем. Учения Н. Коперника

Приводить примеры взглядов на Вселенную Н. Коперника

Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника

Анализ иллюстраций

А,б

Анализируют текст учебника и иллюстрации

Обсуждают учения Н. Коперника

Подготавливают презентацию

Иллюстрации

10

Солнечная система, ее состав.

Планеты земной группы

Урок изучения новых знаний

Соседи Солнца

Планеты земной группы

 Знать состав Солнечной системы

Беседа. Анализ текста учебника

Анализ иллюстраций

Работа с глобусом и  тематическими  картами, к.картами

А,б

Принимают обсуждение презентации «Планеты земной группы»

Анализируют текст учебника и иллюстрации

Выполняют работу на к.к.

Подготавливают презентации «Планеты-гиганты» Дают характеристику планет по плану: а) удаленность от Солнца

б) размеры

в) атмосфера

г) поверхность

д) спутники

Презентация «Планеты земной группы»

Иллюстрации

Контурные карты

Атлас

Глобус

11

Планеты – гиганты

Комбинированный

Соседи Солнца

Плутон.

Знать строение Солнечной системы

Составлять характеристику планет по плану

Беседа. Анализ текста учебника,

иллюстраций

А,б

Принимают участие в обсуждении презентаций и выделяют черты сходства и различий планет С. системы.

Составляют сравнительную характеристику планет по плану

Презентация «Планеты-гиганты»

Иллюстрации

Контурные карты

Атлас

Глобус

12

Спутники планет

Комбинированный

Естественные спутники

Знать  планеты Солнечной системы

Беседа. Анализ текста учебника,

иллюстраций

А,б

Анализируют текст учебника, карты атласа и иллюстрации

Иллюстрации

Атлас

13

Астероиды. Кометы

Комбинированный

Небесные тела

Джузеппе Пиацци- итальянский астороном.

Астероид  Церера

Кометы – часть Солнечной системы

Комета Галлея

Отличие планет от астероидов.

Строение комет

Беседа. Анализ текста учебника,

иллюстраций

А,б

Обсуждают  презентации Анализируют текст учебника, карты атласа и иллюстрации  и характеризуют черты сходства и различия между планетами и астероидами, различие астероидов по массе и размерам

Презентация «Небесные тела»

Иллюстрации

Атлас

14

Метеоры и метеориты

Комбинированный

Метеоритный дождь.

Метеориты: каменные, железные и железокаменные

Тунгусский метеорит

Метеоритные кратеры

Знать отличительные черты метеоров и метеоритов.

Способы защиты Земли  от падения метеоритов и метеоритов

Беседа. Анализ текста учебника,

Иллюстраций

А,б

Анализируют иллюстрации, текст учебника: классифицируют метеориты по составу, размерам и массе.

Определяют самый большой метеоритный кратер (США, штат Аризона – диаметр 1200м, глубина – 200м)

Подготавливают презентации «Звезды и созвездия»

Презентация «Небесные тела»

Иллюстрации

Атлас

15

Звезды. Многообразие звезд

Урок изучения новых знаний

Звезды – огромные пылающие шары, расположенные далеко от Земли

Различие звезд

Полярная звезда – ориентир звездного неба

Знать: Солнце – источник света, энергии и жизни на Земле

Беседа. Анализ текста учебника,

Иллюстраций

Практическая работа № 4. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд

А,б

Принимают участие в обсуждении презентаций.

Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод, что все звезды отличаются друг от друга по температуре, цвету, размерам ,массе и удаленности от Земли.

Выполняют практическую работу

Знакомятся с подвижной картой звездного неба

Презентация «Звездное небо»

Иллюстрации

Атлас

Подвижная карта звездного неба

16

Созвездия

Комбинированный

Легенды и мифы о созвездиях

Знать: зодиакальные созвездия

Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника,

Иллюстраций

Практическая работа № 5  Работа с подвижной картой звездного неба

А,б

Обсуждают презентации

Характеризуют названия созвездий и выделяют 88 участков звездного неба.

Выполняют практическую работу . Работают с картой подвижного неба

Презентация «Созвездия»

Иллюстрации

Атлас

Подвижная карта звездного неба

17

Солнце – как ближайшая к нам звезда

Обобщения знаний

Солнце – раскаленное небесное тело - звезда

Знать: значение Солнца для жизни на Земле (приводить примеры)

Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника,

Иллюстраций

Тест

А,б

Анализируют текст учебника и иллюстрации и выявляют механизм влияния Солнца на нашу планету, дают сравнительную характеристику Солнца и других звезд по различным  признакам.

Выполняют тестовые задания

Презентация «Звезда по имени Солнце»

Иллюстрации

Атлас

ТЕМА 3.  ЗЕМЛЯ (18 ч.)

18.

Представления людей о возникновении Земли

Урок изучения новых знаний

Земля – наш дом.

Земля - шар

Знать: формы и размеры Земли.(Расчеты Эратосфена, 3 в. до н.э.)

Вращение Земли вокруг Солнца и своей оси.(Учение Н.Коперника о вращении небесных тел)

Расстояние Земли до Солнца и Луны

Путешествия Ф.Магеллана

Беседа. Анализ текста учебника,

иллюстраций

А,б

Работают с глобусом – моделью Земли

Обсуждают презентации.

Выявляют значение вращения Земли вокруг Солнца и своей оси (смена времен суток и времен года)

Презентация «Планета Земля»

Иллюстрации

Атлас

Глобус

19

Гипотезы возникновения Земли.

Комбинированный

Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы

Знать: представления древних и современных  людей о возникновении Земли

Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника,

иллюстраций

А,б

1

Анализируют текст учебника и знакомятся с гипотезами возникновения Земли  и сравнивают их, находят черты сходства и различия  (И.Кант, П. Лаплас, Ж. Бюффон, О.Ю. Шмидт).

Характеризуют современные взгляды на возникновение Земли

Работают с источниками географической информации

Иллюстрации

Источники географической информации

20.

Внутренне строение Земли

Урок изучения новых знаний

Ядро, мантия, земная кора

Уметь анализировать

источники географических знаний, текст учебника и иллюстрации

Фронтальный опрос. Беседа.

Анализ текста учебника, карт атласа и иллюстраций

А,б

Анализируют текст учебника  и иллюстрации, источники географических знаний и делают вывод о внутреннем строении Земли:

Ядро делится на два слоя – внутренне и внешнее. Т 6000 градусов. Состоит из железа и никеля. Мантия различается по составу (жидкая и твердая).  Земная кора различается по мощности (материковая и океаническая)

Презентация «Внутренне строение Земли»

Атлас

Иллюстрации

Источники географических знаний

21

Горные породы. Минералы.

Комбинированный

 Литосферные плиты. Природные ископаемые

«Маленькая экскурсия в мир камней»: -магматические, осадочные, метаморфические

Знать: отличие горных пород от минералов

А,б

Определяют, что земная кора – источник самых разнообразных ПИ. Классифицируют ПИ по происхождению: магматические, осадочные, метаморфические

Анализируют иллюстрации о движении ЛП.

Работая с коллекций ГП, определяют  их различие: по цвету, блеску и другим свойствам

Презентация «Горные породы и минералы»

Атлас

Иллюстрации

Источники географических знаний

Коллекция горных пород и минералов

22

Природные явления землетрясения, извержения вулканов, гейзеры:

Комбинированный

Сейсмические районы Земли.

Землетрясения, извержения вулканов, гейзеры

Уметь находить на карте вулканы и определять зоны землетрясений

Фронтальный опрос. Беседа.

Анализ текста учебника, карт атласа и иллюстраций

А,б

Принимают участие в обсуждении презентации

Работают с физ. и контурными картами (наносят вулканы)

Презентация

«Камчатка – страна вулканов и гейзеров»

Атлас

Контурные карты

Иллюстрации

23.

Вещества в окружающем мире.

Урок изучения новых знаний

Использование веществ человеком Классификация веществ на простые и сложные,примеси.

Знать отличие тела от вещества

Уметь приводить примеры.

Отличие и сходство тел живой и неживой природы

Беседа.

Анализ текста учебника, карт атласа и иллюстраций

Практическая работа № 6. Описание и сравнение 2-3 веществ. Наблюдение признаков хим.реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности и т.д.)

А,б

Выполняют практическую работу. Анализируют схему и делают вывод, что тела различаются формой, цветом, размерами, состоянием.

Иллюстрации

Схемы.  Оборудование для опыта: стеклянный стакан с водой, гвоздь, мячик, проволока

24.

Многообразие  явлений природы.

Комбинированный

Физические и химические явления

Знать простые и сложные вещества.

Уметь распознавать хим. и физ. явления.

Приводить примеры физ. и хим. явлений

Беседа.

Анализ текста учебника, карт атласа и иллюстраций

Проведение опыта

Анализ схем: простых и сложных, органических и неорганических веществ

А,б

Анализируют текст учебника, схемы и иллюстрации и определяют черты сходства и различия физ.явлений (это изменение по состоянию и форме вещества; они делятся на тепловые, электрические, световые, звуковые, электрические и магнитные) и хим. явлений (это образование одного или нескольких новых веществ).

Проводят опыт

Презентация «Разнообразие явлений природы»

Иллюстрации

Оборудование для опыта:

Сера, железо, пробирка, держатель, спиртовка

25

Суша планеты

Урок изучения новых  знаний

Материки и океаны.

Части света. Острова

Уметь работать с тематическими картами и находить материки, океаны и острова

Беседа. Работа с тематическими и контурными картами, иллюстрациями

А,б

Обсуждают презентацию

Анализируют физические  карты и наносят на к.к материки, острова и океаны

Определяют черты сходства и различия материков и океанов., материков и частей света

Презентация «Суша планеты»

Физ. карта мира и полушарий

Атлас

Конт. Карты

Иллюстрации

26.

Характеристика природных условий материков

Комбинированный

Особенности природных условий материков

Уметь работать с тематическими картами

Фронтальный опрос. Беседа. Работа с тематическими и контурными картами, иллюстрациями

А,б

Анализируют тематические карты, иллюстрации и выявляют разнообразие природы материков (рельефа, климата, внутренних вод и т.д.) и наносят изучаемые объекты на к.к.

Презентация «Уникальность природы материков»

Физ. карта мира и полушарий

Атлас

Конт. Карты

Иллюстрации

27

Атмосфера

Урок изучения новых знаний

Состав воздуха. Облака и их типы

Уметь классифицировать облака (перистые, кучевые, слоистые)

Беседа. Работа с текстом учебника, схемами и иллюстрациями, климатической  картой атласа

А,б

Анализируют текст учебника, схемы и климатическую карту и делают вывод о строении облаков.  

Классифицируют облака (перистые, слоистые, кучевые) и выявляют особенности осадков и погодных условий

Презентация «Облака»

Иллюстрации

Атлас

Климатическая карта

Схема строения облаков

28

Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью.

Ветер.

Комбинированный

Типы ветров.

Причины образования

Знать причину образования ветров

Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и источников географической информации

Обсуждение презентаций

А,б

Анализируют текст учебника, схемы и климатическую карту. Оценивают влияния погодных условий на самочувствие людей

Выявляют причины образования ветров.(из – за разности АД)

Ураганы Смерчи

Принимают участие в обсуждении презентаций

Презентация «Типы ветров»

Иллюстрации

Атлас

Кл. карта

29.

Погода

Комбинированный

Прогноз погоды

Метеорологические станции

Уметь работать с календарем погоды, измерять температуру воздуха

Знать устройство и принцип работы флюгера

Фронтальный опрос. Беседа. Работа с климатической и синоптическими картами

 Практическая  работа № 7  Наблюдение погоды, измерение температуры, направления скорости ветра

А,б

Знакомятся с принципом работы флюгера (определяют направление ветра), анализируют данные календаря погоды и характеризуют  ее зависимость от температуры, влажности, облачности,  направлении и скорости ветра, осадков.

Определяют, что за погодой следят метеорологические службы различных стран и делают прогнозы на ближайший и более длительный срок)

Синоптическая и климатическая карта

Атлас

Календарь погоды

Флюгер

30

Гидросфера

Урок изучения новых знаний

Части гидросферы.

Соленость вод.

Знать: составные части Г: Мировой океан, воды суши и воды в атмосфере.

Уметь выделять океаны и части океанов, вдающихся в сушу (моря)

Воды суши

Уметь анализировать схему: круговорот воды в природе

Беседа. Работа с текстом учебника. Схемой «Круговорот воды в природе»

А,б

Анализируют физическую  карту и карты атласа и выделяют океаны ( в том числе и Южный океан), части океанов, вдающихся в сушу (моря), выделяют и наносят на к.к.

(крупнейшие моря:    

Филиппинское,  Аравийское и   Коралловое) и

воды суши (реки, озера, болота, ледники и подземные воды)

Презентация «Гидросфера – водная оболочка»

Физическая карта полушарийКонтурные карты

Карты атласа

Схема «Круговорот воды в природе»

31

Водяной пар в воздухе

Комбинированный

Вода в атмосфере

Круговорот воды в природе

Уметь анализировать схему круговорота воды в природе

Фронтальный опрос. Беседа. Анализ схемы «Круговорот воды в природе»

А,б

Анализируют схему круговорота воды в природе и делают вывод, что водяной пар, капельки воды, кристаллики льда –все вместе они составляют доли процента от общего количества воды на Земле, но без них невозможен был бы круговорот воды

Презентация «Круговорот воды в природе»

Физическая карта полушарий.Карты атласа

Схема «Круговорот воды в природе»

32

Воды суши

Комбинированный

Реки, озера, болота, ледники и подземные воды

Уметь составлять классификацию вод суши (реки, озера, болота, ледники, и подземные воды)

Беседа. Работа с текстом учебника.

А,б

Принимают участие в обсуждении презентаций, анализируют текст учебника и физ. карту и наносят изучаемые объекты на к.карты.

Презентация «Воды суши»

Физическая карта полушарийкарты

атласа

Иллюстрации

Контурные карты

33

Уникальность планеты Земля

Урок изучения новых знаний

Планета Земля – как среда обитания живых организмов

Уметь выделять особенности нашей планеты

для существования жизни

Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями

Принимают участие в обсуждении презентаций, анализируют текст учебника, иллюстрации, схемы

Презентация «Земля – как среда обитания живых организмов»

Иллюстрации, схемы

34.

Особенности расположения Земли в Солнечной системе

Комбинированный

Земля – планета Солнечной системы

Знать особенности расположения Земли

Фронтальный опрос. Беседа и работа со схемами

«Вращения З. вокруг своей оси и Солнца»

Анализируют схемы вращения Земли вокруг своей оси и Солнца и делают выводы о смене времени суток и года

Иллюстрации, схемы

35.

Обобщение и систематизация знаний

Выполнение письменного теста

ТЕМА 4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (14 ч.)

35

Развитие жизни на Земле

Урок изучения новых знаний

Жизнь в древнем океане.

Леса каменноугольного периода

Знать особенности развития жизни на  Земле.

Что представляли из себя леса каменногоугольно-  го периода

Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями

Анализируют текст учебника и приходят к выводу, что развитие жизни продолжалось несколько миллиардов лет.

Иллюстрации

37

Рассвет древних пресмыкающихся

Комбинированный

Птицы и звери прошлого

Знать: когда и где началось развитие жизни на Земле.

Динозавры

Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями

Анализируют текст учебника и иллюстрации

Обсуждают презентации

Динозавры: их рассвет и вымирание

Презентации «Развитие жизни на Земле»

Иллюстрации

38

Клеточное строение организмов

Урок изучения новых знаний

Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клетки.

Английский ученый Роберт Гук

Знать: строение клетки: наружную мембрану, цитоплазму и ядро

Беседа.

Работа с текстом учебника и иллюстрациями

Знакомство с устройством микроскопа

Обсуждают презентации Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод о разнообразии клеток растительного и животного происхождения: их строении и значения для развития организма

Презентация «Живые клетки»

Иллюстрации

Микроскоп

39.

Разнообразие клеток растительного и животного организмов

Комбинированный

Половые клетки,

Клетка кости, клетка крови, нервная клетка, клетка кожи

 Органоиды: лизосомы, хлоропласты, митохондрии.

Знать свойства клетки: они дышат, питаются, растут и размножаются.

Различие клеток: по форме и размерам

Значение клеток

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника и иллюстрациями

Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод о разнообразии клеток растительного и животного происхождения: их строении и значения для развития организма

Иллюстрации

40

Разнообразие живых организмов

Комбинированный

Царства природы: Бактерии, Грибы, Растения и Животные

Уметь работать с текстом учебника и иллюстрациями

Анализ  текста учебника и иллюстрации .

Устный опрос. Беседа

Обсуждают презентации. Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод о

делении организмов на большие группы (царства).

Классифицируют

животных на беспозвоночных и позвоночных; простейших, одноклеточных и многоклеточных

Презентация «Царства живого»

Картины

Иллюстрации

Гербарий

41

Одноклеточные организмы

Комбинированный

Бактерии.: их виды и формы Среда обитания – вода, воздух, почва, тела других организмов

Простейшие: разнообразие, среда обитания,  особенности

Уметь работать с текстом учебника и иллюстрациями

 Фронтальный опрос. Беседа.

Работа  с иллюстрациями

Анализируют текст учебника и  иллюстрации  и определяют, что известно 2500 бактерий и все они имеют разнообразную форму: палочек, спиралей, шариков и др.

Одноклеточные организмы есть среди грибов, растений, животных. Одноклеточные жив. составляют группу – простейшие. Многие живут в воде: инфузория туфелька, амеба, эвглена зеленая

Обсуждают презентации

Презентация «Одноклеточные организмы»

Иллюстрации

42.

Многоклеточные организмы

Комбинированный

Грибы, растения, животные

Знать отличительные черты многоклеточных организмов от одноклеточных

Фронтальный опрос. Беседа.

Работа  с иллюстрациями, гербарием

Анализируют текст учебника, иллюстрации, гербарий  и определяют, что

Ученые выделяют более 100 тысяч видов грибов (их особенности и , значение и среда обитания). Более 350 тысяч видов растений и классифицируют на крупные группы: водоросли, мхи, хвощи, папоротники, хвойные, цветковые.

Более 2 млн. видов животных –

Их различие, среда обитания, условия жизни.

Обсуждают презентации

Презентация «Многоклеточные организмы»

Иллюстрации

Гербарий

43

Беспозвоночные и позвоночные животные

Комбинированный

Классификация животных: беспозвоночные и позвоночные

Уметь определять черты сходства и различия беспозвоночных и позвоночных животных

Фронтальный опрос. Беседа.

Работа  с иллюстрациями,

Анализируют текст учебника иллюстрации и выделяют огромное разнообразие животных. Составляют классификацию беспозвоночных :(членистоногие более 1,5 млн. видов – насекомые, паукообразные, ракообразные. Моллюски более  100 тыс. видов. Иглокожие -6 тысяч видов. Черви б. 500 тыс. видов.

Кишечнополостные- 10 тысяч  видов).

Позвоночных (млекопитающие 4,5 тыс.видов. Птицы 8,6 тыс. видов. Пресмыкающиеся 6 тыс. видов. Земноводные 3,4 тыс. видов.

Рыбы  -более 20 тысяч  видов).

Презентация «Беспозвоночные и позвоночные животные»

Иллюстрации

44

Три среды обитания

Урок изучения новых знаний

Наземно – воздушная, водная и почвенная среда обитания

Уметь выделять условия жизни организмов в различных средах обитания

Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями

Устный опрос

Анализируют текст учебника, иллюстрации и делают вывод, что каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде.

Иллюстрации

45.

Растения и животные разных материков

Урок изучения новых знаний

Уникальность растений и животных, проживающих на разных материках: рис, большая панда, жираф, кенгуру, секвойя, скунс, виктория - регия и другие

Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями, картой растений и животных Земли.

Устный опрос.

Выполняют практическую работу № 8 Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных средств информации

Обсуждают презентации

Анализируют текст учебника, карту растительного и животного мира Земли, иллюстрации и другие средства информации, определяют, что для растений и животных необходимы определенные условия жизни

Наносят на контурную карту изучаемые объекты

Презентация   «Жизнь на разных материка

Карта растения и животные Земли

Иллюстрации

Источники географической информации

Контурная карта

46

Природные зоны Земли: тундра, тайга

Урок изучения новых знаний

Природные зоны Земли: тундра и тайга

Знать: распространение ПЗ на Земле зависит от климата

Уметь: работать с тематическими картами и к.к

Устный опрос. Беседа Работа с картами атласа и тематическими картами, контурной картой

Практическая работа № 9  Исследования влияния температуры, света и влажности на произрастание семян

Обсуждают презентации.

Анализируют текст учебника, иллюстрации, работают с тематическими картами и наносят на контурную карту природные зоны тундры и тайги, определяют виды растений и животных

Атлас

Карта природных зон

Контурная карта

Иллюстрации

47

Природные зоны Земли: смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни

Комбинированный

Природные зоны Земли: смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни

Знать: распространение ПЗ на Земле зависит от климата

Уметь: работать с тематическими картами и к.к

Устный опрос. Беседа Работа с картами атласа и тематическими картами, контурной картой

Обсуждают презентации.

Анализируют текст учебника, иллюстрации, работают с тематическими картами и наносят на контурную карту природные зоны смешанных и широколиственных лесов, степи, пустыни, определяют виды растений и животных

Презентация «Природные зоны Земли»

Атлас

Карта природных зон

Контурная карта

Иллюстрации

48

Жизнь в морях и океанах

Урок изучения новых знаний

Сообщество поверхности и толщи воды

Знать цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбки, а ими – более крупные рыбы, кальмары, дельфины

Устный опрос. Беседа.  Работа с текстом учебника, иллюстрациями

Практическая работа № 10  Примеры приспособления растений и животных к среде обитания

Выполняют практическую работу. Принимают участие в обсуждении презентации

Анализируют текст учебника и иллюстрации и

выделяют различные сообщества: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество

Презентации «Жизнь в морях и океанах»

Иллюстрации

49.

Сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество

Комбинированный

Сообщество кораллового рифа, донное сообщество, глубоководное сообщество

Знать: кораллы – маленькие морские животные. Образование рифов

Устный опрос. Беседа.  Работа с текстом учебника, иллюстрациями

Принимают участие в обсуждении презентации

другие сообщества, определяют черты сходства и различия обитателей, их особенности во внешнем облике, способах питания

Презентации «Жизнь в морях и океанах»

Иллюстрации

ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (16 ч.)

50

Научное происхождение человека. Древние предки человека

Урок изучения новых знаний

Древние предки человека – дриопитеки «древесные обезьяны», австралопитеки – «южные обезьяны»

Знать гипотезы происхождения человека

Определять черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян

Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями

Принимают обсуждение презентации Анализируют текст учебника и иллюстрации и выделяют, что дриопитеки обитали на деревьях в африканских тропических лесах несколько миллионов лет назад, Австралопитеки – «южные обезьяны», ближайшие предшественники людей появились на Земле около 2 млн. лет назад.

Определяют черты сходства и различия

Презентация «Древние предки человека»

Иллюстрации

51.

Человек умелый, прямоходящий. Человек разумный

Комбинированный

 Три вида людей: Человек умелый, прямоходящий. Человек разумный

Неандерталец и кроманьонец

Знать гипотезы происхождения человека

Определять черты сходства и различия человека умелого, прямоходящего и разумного

Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями

Принимают обсуждение презентации Анализируют текст учебника и иллюстрации и выделяют, что  древние люди умели изготавливать орудия труда и охоты, что это отличало их от животных. Выделяют отличительные черты и черты сходства  между этими видами. Сравнивают орудия труда неандертальцев и кроманьонцев

Презентация «Жизнь наших далеких предков»

Иллюстрации

52

Страницы истории географических открытий

Урок изучения новых знаний

Облик Земли на первых географических картах

Знать, что первые географические карты составил древнегреческий ученый Гекатей (6 - 5 века до н.э.).

Что древнегреческим ученым были известны материки и части света- Европа, Азия, Африка (Ливия)

Устный опрос. Беседа. Работа с иллюстрациями, картами атласа

Анализируют текст учебника, карты атласа и учебника,  иллюстрации и выделяют, что древнегреческим ученым были известны материки и части света- Европа, Азия, Африка (Ливия),  но их очертания еще очень далеки от подлинных, и что человечеству потребуются века, чтобы узнать как выглядит наша планета на самом деле

Иллюстрации

Карты атласа и учебника

53

Открытие Америки, Австралии, Антарктиды

Комбинированный

Христофор Колумб,

Вилль Янсзон,

Фаддей Фаддеевич Белинсгаузен и Михаил Петрович  Лазарев.

Знать историю открытия Америки, Австралии, Антарктиды.

Что честь открытия Антарктиды принадлежит русским  (1820 год)

Фронтальный опрос Беседа. Работа с иллюстрациями, картами атласа

Принимают участие в обсуждении презентации. Анализируют текст учебника, карты атласа и учебника,  иллюстрации и выделяют с какими трудностями сталкивались путешественники при открытии новых земель

Презентация «Открытие Америки»

Иллюстрации

Карты атласа и учебника

Портреты великих путешественников

54

Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель

Комбинированный

Десять великих путешественников:

Марко Поло

Фернан  Магеллан,

Роберт Пири,

Васко да Гама,

Н.М. Пржевальский,

Давид Ливингстон,

Афанасий Никитин,

Витус Беринг,

Иван Федорович Крузенштерн,

Руаль Амундсен.

Знать имена великих путешественников и их открытия

Фронтальный опрос Беседа. Работа с иллюстрациями, картами атласа

Принимают участие в обсуждении презентации Анализируют текст учебника, карты атласа и учебника,  иллюстрации и выделяют с какими трудностями сталкивались путешественники при открытии новых земель.

Определяют значение этих открытий

Презентация «Десять великих путешественников»

Иллюстрации

Карты атласа и учебника

Портреты великих путешественников

55

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека

Урок изучения новых знаний

Антропогенное воздействие человека на окружающую среду,

Радиоактивные отходы

Уметь: Приводить примеры антропогенного воздействия на окружающую среду

Устный опрос Беседа. Работа с  текстом, иллюстрациями, картами атласа

Анализируют текст учебника, карты, источники географической информации и приводят примеры антропогенного воздействия. Определяют задачи, которые должно решать человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами Определяют чем опасны радиоактивные отходы

Иллюстрации

Карты атласа

56.

Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект

Комбинированный

Три «подарка» человека самому себе и своей планете

Уметь приводить примеры эк. проблем и предлагать пути их решения

Фронтальный опрос. Беседа.

Анализ текста учебника, иллюстраций

Предлагают и обсуждают способы решения важнейших экологических проблем. Оценивают возможности своего собственного участия в решении эк. проблем – сохранения всего многообразия живых существ на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнения

Презентация «Три подарка человека себе»

Иллюстрации

Карты атласа и учебника

57

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения

Урок изучения новых знаний

Редкие, исчезающие и исчезнувшие виды растений и животных

Заповедники, заказники, национальные парки

Красная книга

Уметь приводить примеры редких, исчезающих и исчезнувших видов растений и животных

Знать причины исчезновения живых существ – нарастающее воздействие  человека на природу

Устный опрос. Беседа.

Анализ текста учебника, иллюстраций

Принимают участие в обсуждении презентации. Обсуждают факты (с.162), приведенные в учебнике. Определяют значимость Красной книги. Выделяют важнейшую задачу человечества – сохранение биологического разнообразия, выделенную в международном документе «Конвенция о биологическом разнообразии. 1992 год»

Определяют значимость создания заповедников, национальных парков

Презентация «Красная книга России и Международная Красная книга»

Иллюстрации

Источники географической информации

58

Опустынивание и его причины

Урок изучения новых знаний

Борьба с опустыниванием

Уметь приводить примеры территорий, где быстрыми темпами идет процесс опустынивания (пустыня Сахара и другие)

Устный опрос. Беседа.

Анализ текста учебника, иллюстраций

Анализируют текст учебника и приводят примеры, как можно остановить или хотя бы замедлить процесс опустынивания. Выделяют основные причины опустынивания – распашка земель и чрезмерный выпас скота, и предлагают , что нужно прекратить распашку, навести порядок в животноводстве, сеять травы и сажать леса. Обсуждают примеры на с.165

Иллюстрации Источники географической информации

59

Важнейшие экологические проблемы

Урок изучения новых знаний

Экологическое бедствие

Знать экологические проблемы:

водных, минеральных ресурсов, голода и других

Устный опрос. Беседа.

Анализ текста учебника, иллюстраций

Практическая работа № 11.  Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»

Анализируют текст учебника, источники географической информации и приходят к выводу, что Земля претерпевает эк.бедствие. Люди загрязняют планету, уничтожают животных и растения, добывают ПИ, распахивают земли, загрязняют воздух и воду – все это приводит к болезням и смерти живому и призывают сберечь жизнь, делая все, что мы можем

Выполняют практическую работу

Презентация «Экологические проблемы»

Иллюстрации Источники географической  информации

60

Здоровье человека и безопасность жизни

Урок изучения новых знаний

Здоровье человека – самое главное его богатство

Уметь приводить примеры здорового образа жизни.

Беседа. Устный опрос. Работа с источниками  дополнительной информации

Работают с текстом учебника и дополнительной информацией и выделяют правила безопасности в различных ситуациях

Приводят примеры правил здорового образа жизни:

- соблюдать чистоту

- правильно питаться

-сочетать труд и отдых

-больше двигаться и др.

Источники дополнительной информации

61

Взаимосвязь здоровья и образа жизни

Комбинированный

Здоровье и образ жизни

Уметь приводить примеры здорового образа жизни.

Беседа. Устный опрос. Работа с источниками  дополнительной информации

Принимают участие в обсуждении презентации. Анализируют текст учебника и источники дополнительной информации и приходят к выводу, что нужно вести активный и здоровый образ жизни

Презентация «Здоровье и образ жизни»

Источники дополнительной информации

62

Вредные привычки и их профилактика

Комбинированный

Наркомания, табакокурение, алкоголизм.

Курительные смеси

Знать и приводить примеры вредных привычек

Беседа. Устный опрос. Работа с источниками  дополнительной информации, иллюстрациями

Принимают участие в обсуждении презентации. Приводят примеры из источников доп.информации и текста учебника и делают вывод о том, что избавиться от них трудно, но можно и лучше их не заводить.

Презентация «Вредные привычки»

Источники дополнительной информации

Иллюстрации

63

Среда обитания человека

Урок изучения новых знаний

Ядовитые животные и растения

Уметь приводить примеры ядовитых растений и животных: тарантул

Каракурт

Скорпион

Осы и пчелы

Гадюка обыкновенная

Морской дракончик

Скат-хвостокол (морской кот).

Борщевик Сосновского

Багульник болотный

Паслен.

Ядовитые грибы и др.

Беседа. Устный опрос. Работа с источниками  дополнительной информации. Иллюстрациями.

Практическая работа № 12. Измерение своего роста и массы тела

Обсуждают презентации.

Анализируют текст учебника и источники доп. информации и выделяют какие животные и растения опасны для человека

Выполняют практическую работу

Презентация «Ядовитые растения и животные»

Учебник

Источники дополнительной информации

Иллюстрации

64

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения

Урок изучения новых знаний

Правила безопасного поведения при сильном ветре, грозе, граде

Уметь приводить примеры опасных ситуаций природного происхождения

Беседа. Устный опрос. Работа с источниками  дополнительной информации. Иллюстрациями.

Анализируют различные источники информации и вырабатывают правила безопасного поведения:

- во время грозы нельзя купаться

- нельзя укрываться под деревьями

-нельзя прикрываться металлическими изделиями.

-как можно быстрее спрятаться под крышей от града.

- при ветре нельзя прятаться под деревьями и так далее

Источники дополнительной информации

Иллюстрации

65

Простейшие способы оказания первой помощи

Урок изучения новых знаний

Первая помощь при кровотечении, травмах

Уметь приводить примеры несчастных случаев

Уметь оказывать себе и другим первую помощь

Беседа. Устный опрос. Работа с источниками  дополнительной информации. Иллюстрациями

Практическая работа № 13. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи

Принимают участие в обсуждении презентации. Анализируют различные источники информации и учатся оказывать первую помощь при различных  несчастных случаях. Разрабатывают памятку оказания первой помощи

Выполняют практическую работу

Презентация «Простейшие способы оказания первой помощи»

Источники дополнительной информации

Иллюстрации

66

Обобщение и систематизация знаний

Итоговое тестирование

Обобщают и систематизируют знания  пройденного материала.

67

Повторение: Суша Земли

Материки и острова Земли

Уметь находить и показывать на карте материки, архипелаги, острова и полуострова

Беседа.

Фронтальный опрос

Работа с картой полушарий и картами атласа

Принимают участие в обсуждении презентации

характеризуют природные условия

материков

Анализируют текст учебника и карты атласа

Презентации «Формы рельефа Земли»

Атлас

Карта полушарий

68

Повторение: Науки о природе

Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая  география, биология, экология)

Уметь классифицировать естественные науки

Беседа

Устный опрос

Работа с учебником

Анализируют текст учебника и приходят к выводу, что некоторые науки исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику

Презентация «Науки о природе»

69

Контрольно – тестовый урок за курс природоведения

Итоговое тестирование

70

Итоговый урок.

Обобщение и систематизация знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 кл Плешаков, Сонин

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по природоведению Плешакова, Сонина.     Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на б...

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

рабочая программа по природоведению 5 класс А.А. Плешаков

Программа авторов А.А.Плешакова, Н.И.СонинаПрограмма рассчитана на 2 часа в неделю . При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 5 классе составит 68 часов.Федеральный г...

Рабочая программа по природоведению 5 класс , по учебнику А.А. Плешаков ,Н. И. Сонин,

пояснительная записка , нормы оценки, содержаие учебного курса,УМК....

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин

пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...