Урок окружающего мира по теме "Зона Арктических пустынь". 4-й класс
план-конспект урока по природоведению на тему

Мельничук Елена Витальевна

Дать представление об особенностях климата зоны арктических пустынь, знакомство с животным и растительным миром этой зоны, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, и её использования; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект42.34 КБ
Файл презентация1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме "Зона Арктических пустынь".

 4-й класс

Автор: Мельничук Елена Витальевна, учитель начальных классов.

Разделы: Начальная школа 4 «Б» класс.

Тип урока: урок "открытия" новых знаний.

Дидактический материал: учебник, рабочие тетради, раздаточный материал для работы в парах, индивидуальные задания.

Место учебного занятия в теме: первый урок.

Оборудование: карта России, индивидуальные карты природных зон России, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Триединая цель учебного занятия: дать представление об особенностях климата зоны арктических пустынь, знакомство с животным и растительным миром этой зоны, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, и её использования; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся посредством УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм.

Побуждающий вопрос учителя.

– Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей, настроимся на хорошую работу и отправимся в новое путешествие.

– Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями?

– Какие качества нам пригодятся в нашем путешествии?

Психологический настрой класса на работу

Регулятивные УУД

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

Ответы детей

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Задача этапа: Открытие новых знаний через пробное учебное действие.

Выявляет уровень знаний.

Для того, чтобы отправиться нашей экспедиции в новое путешествие по России, нужно вспомнить некоторые знания.

В ходе урока не забывайте оценивать свою работу в инструкционной карте:

– Покажите на карте границу России (слайд 2)

– Воды какого океана омывают берега России на севере? (слайд 3)

– Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана (слайд 3)

– Воды какого океана омывают берега России на востоке? (слайд 3)

– Назовите и покажите моря Тихого океана? (слайд 3)

– По каким морям проходит граница России на юге и западе?

– Ребята, одинакова ли природа нашей страны?

– В каком направлении изменяется природа на территории России?

– Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?

 

 

– Как влияют климатические условия на жизнь растений и животных?

 

– А как называются такие территории?

– Назовите, какие природные зоны расположены на территории России? (слайд 4)

Молодцы!

Выполняют задание

 

 

Работа с картой (слайды 2,3)

 

– моря Северного Ледовитого океана

– Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

– моря Тихого океана

– Беренгово море, Охотское море, Японское море

– на юге – Каспийское море-озеро, Черное, Азовское, на западе – Балтийское море.

 – природа России не одинакова и сменяется с севера на юг

– Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли

В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.

– В зависимости от температуры в данной местности растения и животные приспосабливаются к данным условиям жизни. Те, кто предпочитает прохладу или холод поселяются ближе к северу, а те, которые любят тепло – поселяются ближе к югу.

 – «природная зона» – это территория со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг.

– Зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь.

Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий,

Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль

3. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели

Задача этапа: Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений

Активизирует знания учащихся.

Сегодня наша научная экспедиция начнёт своё путешествие по России с севера

– В какую же природную зону мы с вами отправимся?

– Что бы вы хотели узнать об этой зоне?

 

 

 

Создает проблемную ситуацию.

– Итак, что нам сегодня предстоит выяснить, т.е. какова же цель нашего путешествия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно составить план нашего исследования.

– Назовите этапы изучения любой территории.

План исследования. (На доске)

  1. Географическое положение
  2. Климат
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Жизнь населения

 

 

 

– В зону арктических пустынь

– Какую территорию занимает,

– Какой там климат,

– Почему эта зона называется пустыней?

– Есть ли там жизнь?

 

 Определить: Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь.

 

 

 (Дети составляют план)

Регулятивные УУД:

определение темы и цели занятия, контроль действий

4. Первичное закрепление с формулированием проблемы

Задача этапа: Усвоение учащимися нового знания через способы действия

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Изучение географического положения

Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни (слайд 5, 6).

Для того, что бы выяснить какая территория входит в зону Арктических пустынь, откройте карту природных зон в конце учебника и посмотрите:

– Каким цветом она обозначена?

А теперь выполните практическую работу:

– Итак, какую же территорию занимает зона Арктических пустынь? (слайд 7)

Молодцы, ребята.

 

Изучение климата

– Как вы думаете, какие климатические условия в этой природной зоне?

– Где мы можем проверить свои предположения?

 

– Откройте учебник на с.129-130 -1-й обз)– прочитайте текст. Работу выполняем в парах.

– Итак, что же вы узнали о климатических условиях Арктики?

– Что интересного узнали в энциклопедии?

– От таких суровых климатических условий что-то стало холодно, давайте отдохнём и согреемся:

Физминутка

Раз – поднятся, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Путешествуем по свету,
Изучаем мы планету.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.

 

 

 

 

– Серым

Работа с картой природных зон (работа в парах).  

(Несколько человек  показывают зону Арктических пустынь)

– Моря Северного Ледовитого океана: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

– Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля;

– Узкая полоса материка, п-ов Таймыр

 

(Дети высказывают свои предположения)

Солнечные лучи только скользят по  поверхности арктических пустынь, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко. В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь (длится до 5 месяцев). Иногда во время полярной ночи возникают полярные сияния, которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения (слайд 8). В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается – наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля.

Арктические льды стремительно тают (слайд 9).

– В учебнике, энциклопедии.

Самостоятельная работа в парах по карточкам (Приложение 2).

Ответы детей.

 

 один ученик даёт полную характеристику

Познавательные УУД: выявление географического положения и климатических условий природной зоны

Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество

Регулятивные УУД: самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

Задача этапаОрганизация умения применять новое знание в типовых заданиях

Организует деятельность в группах по применению новых знаний.

Давайте ещё раз вспомним, на какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?

Нашей экспедиции предстоит выяснить, может ли существовать жизнь в этих суровых условиях?

– Изучить жизнь растительного мира предстоит «ботаникам» – 1 ряд (у учеников инструкции). Изучать жизнь животного мира – будут ребята группы «зоологов» – 2 ряд (у учеников инструкции).  Жизнь людей в этой зоне будут изучать ребята 3 ряда (Работа с учебником с.132-133) (у учеников инструкции)

 

 

– Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь

 

Самостоятельная работа в группах по плану: (Приложение 2)

Познавательные УУД: изучение конкретного материала по заданной теме.

Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в группах сотрудничество

Регулятивные УУД: самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем

6. Включение в систему знаний

Задача этапа: Включение нового способа действий в систему знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выявление полученных знаний

– Растут ли растения в этих суровых условиях и какие? (на доске появляется табличка)

– Что вы узнали о лишайниках?

Итак, некоторые растения смогли приспособиться к холодным условиям жизни.

– А смогли ли приспособиться животные? – нам расскажут зоологи.

– Есть ли население в Арктике, расскажут группы 3 ряда.

(фронтальные ответы)

– С каким ещё источником работала ваша группа?

– Что интересного вы узнали о заповеднике?

По ходу работы над новой темой на доске заполняется следующая схема

Зона Арктических пустынь

Географическое положение

Северный Ледовитый океан, Северные моря, острова

Климат

Зима – длинная, полярная ночь, северное сияние, t – -50° С
лето короткое, прохладное, полярный день

Растительный мир

Лишайники, мхи, камнеломка, полярный мак

Животный мир

Рачки рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь, полярный кит.

Деятельность человека

Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота

 

 

Дети сообщают изученный материал

  1. сообщение о растительном мире (слайды 10).

Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями. На камнях встречаются мох (слайд 11), лишайники (слайд 12), полярный мак (слайд 13) и некоторые другие растения.

Все растения здесь – карлики, их высота не более 10 см, только полярная ива достигает 1 м (слайд 14).

Но все растения, защищаясь от холода и ветра, вынуждены прижиматься к земле.

  1. сообщение о животном мире (слайд 15)

Море кормит всех обитателей ледяной зоны. В богатой кислородом и углекислым газом воде активно размножаются водоросли и рачки – первое звено пищевой цепи арктической зоны (слайд 16).

Ими кормятся рыбы и птицы. Птицы собираются в большие стаи, селятся на скалах, и, несмотря тесноту и численность стаи, каждая птица безошибочно находит свое гнездо (слайд 17).

Кайры – шумные птицы, которые гнездятся на отвесных скалах, куда не может добраться ни один зверь (слайд 18). Они высиживают только по одному яйцу конусообразной формы (такая форма предохраняет яйцо от падения с высоких скал). Кайры – отличные пловцы и ныряльщики (в воде развивают скорость до 20 км/ч, достигая глубины 140 м).

Чайки также приспособились к условиям Арктики: они отлично летают, хорошо плавают, но плохо ныряют (слайд 19).

На некоторых островах можно увидеть огромное количество тупиков (слайд 20). Для проживания они выбирают острова с толстым слоем торфа, в котором с помощью когтистых лап и клювов роют себе гнезда. Тупик – прекрасный добытчик: он может находиться под водой до 30 секунд, гоняясь за рыбой, и приносить в гнездо до 10 рыбок за один раз.

Еще одна цепь питания – это водоросли – рачки – киты (слайд 21). Эти огромные животные прекрасно приспособились к жизни в ледяной зоне: водонепроницаемая шкура и толстый слой жира под ней защищают их от холода.

Тюлени – еще одни обитатели Арктики, живут и на суше, и в воде (слайд 22). Они отличные пловцы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тюленей появляются на свет белоснежные детеныши – бельки. Белый цвет помогает малышам прятаться, маскируясь под снег, чтобы спастись от врагов, в первую очередь от белого медведя. А взрослые тюлени спасаются от своего главного врага в воде, ведь на суше они медлительны и неуклюжи.

Белого медведя называют царем Арктики, великим путешественником и охотником (слайд 23).

Этот зверь великолепно приспособился к жизни в ледяной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него отличный нюх, густая белая шерсть и широкие лапы с острыми когтями. Как и у всех обитателей Арктики, у него небольшие уши – чтобы не отмерзли. Самки-мамы на зиму залегают в снежные берлоги, где у них рождаются медвежата (чаще всего медвежат двое, они маленькие, размером с рукавичку). Мама-медведица кормит их и согревает. Весной медвежата выйдут из берлоги, но еще два года медведица будет учить своих детенышей ловить рыбу, охотиться на тюленей и многому другому (слайд 24).

Животный мир Арктики уникален. На острове Врангеля был создан заповедник – здесь наибольшие скопления моржей (слайд 25).

Бивни моржа – универсальное орудие в добыче пищи и оружие при обороне от врага, а также знак отличия (у кого самые большие и мощные бивни, тот и главный). На морде моржа есть густые усы – вибриссы – с помощью которых они отыскивают пищу на дне моря (слайд 26).

3.сообщение о занятиях населения

 В Арктике жить крайне тяжело. Недаром население арктических полос всегда стремится к нулю. Постоянный холод, отсутствие осадков, невозможность вырастить хотя бы что-то на земле, отсутствие натуральных плодов на деревьях и кустарниках, отсутствие большого количества животных, невозможность заниматься сельским хозяйством просто запрещает нам жить в Арктике. Но они рыбу ловят, работают, изучают климатические условия, разработкой полезных ископаемых, и многим другим (слайд 27).

– С текстом из энциклопедии "Что такое? Кто такой?"

Один ученик рассказывает о заповеднике:

Когда-то они обитали на территории России, но потом исчезли, и ученые завезли их на остров Врангеля из Северной Америки (так сохраняют редкие и исчезающие виды животных).

А еще этот заповедник называют родильным домом белых медведей – медведицы приходят сюда со всех уголков Арктики, ученые насчитывают до 250 берлог за год.

Долгие годы Арктика манит к себе людей, которые, рискуя жизнью, в экстремальных условиях изучают ее просторы, составляют карты (слайд 28).

 Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного

Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация

 

7. Рефлексия деятельности

Задача этапаСамооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Организует рефлексию.

– На какой вопрос мы пытались найти ответ сегодня на уроке?

– Смогли ли мы ответить на этот вопрос?

– К каким выводам мы пришли? Докажите.

– Что бы вы ещё хотели узнать?

Оцените свою работу в течение всего урока. (Приложение 1)

 

Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь.

 

– То, что Арктику называют ледяной пустыней, еще не означает, что эти просторы безжизненны. Несмотря на суровые условия жизни, растения и животные Арктики удивительны и разнообразны. На этом уроке мы узнали, как приспособились растения к длительному отсутствию солнца, низкой температуре и пронизывающему ветру, для чего моржам нужны вибриссы, почему белого медведя называют царем Арктики, как живут тупики и кайры и многое другое.

 Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

8. Домашнее задание

Задача этапа: Стимулирование организации учебной деятельности дома

Дома:

  • по желанию подготовить сообщение о любом животном
  • ответить на интересные вопросы в рабочей тетради на с.51

– Большое спасибо за хорошую работу на уроке, большинство из вас прекрасно потрудились. Оценки, которые вы себе поставили, обсудим чуть позже.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира по теме «Зона Арктический пустынь». 4-й класс Учитель начальных классов МОУ СОШ № 75 Мельничук Е.В.

Слайд 5

Арктика Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни.

Слайд 6

Арктика

Слайд 8

Солнце Арктики Полярное сияние

Слайд 9

Карты арктических льдов (летний минимум, наблюдающийся в сентябре) 1979 год 2012 год

Слайд 10

Растительный мир арктических пустынь

Слайд 11

Мхи на камне

Слайд 12

Лишайники на камне

Слайд 13

Полярный мак

Слайд 14

Полярная ива

Слайд 15

Животный мир арктических пустынь

Слайд 16

Морские водоросли, рачки и другие обитатели океана

Слайд 17

Гнездование кайр

Слайд 18

Кайры

Слайд 19

Чайки

Слайд 20

Тупики

Слайд 21

Кит

Слайд 22

Тюлени

Слайд 23

Белый медведь

Слайд 24

Белая медведица с детенышами

Слайд 25

Морж

Слайд 26

Вибриссы на морде моржа

Слайд 27

Занятия населения

Слайд 28

Исследователи Арктики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс    Разработка урока по окружающему миру.Раздел « Наш край»  4 класс Тема: «Животные-обитатели ле...

Программа развития познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 4-ом классе

Данный курс тренировочных упражнений разработан на учебном материале предмета и составляет систему занятий, которые формируют  приемы мыслительной деятельности, развивают познавательные про...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие звери" 1 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о зверях.Задачи урокаДидактические:определять принадлежность животного к группе зверей;знать внешнее ст...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое погода" 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о погоде и от чего она зависит.Задачи урокаДидактические:знать понятие «погода»; условные обо...