открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие звери" УМК "Школа России"
методическая разработка по природоведению

Балашкина Татьяна Борисовна

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Планируемые достижения обучающихся:

 

усвоить, что звери – животные , тело которых покрыто  шерстью;

научиться приводить примеры  зверей;

знакомство с редкими зверями, занесенными  в Красную книгу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор Балашкина Татьяна Борисовна

УМК:  «Школа России»

Класс:  1 класс

Предмет:  Окружающий мир

Тема урока:  Кто такие звери?

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель:  Знакомство детей с понятием «звери».

Задачи: 

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия «животные», «звери» и «млекопитающие».

Надпредметные: учить считывать  и понимать  информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи),   коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Продолжительность   урока: 35 мин.

Учебник и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.

Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2010.  190-197 с.

Оборудование  урока: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная презентация «Кто такие звери?»; бумажные лупы у каждого (заготовлены родителями  для уроков); конверт с заданием (фотография зверя и цветная закладка, такая же и в атласе-определителе); в мешочке 4 фишки с цифрами, обратная сторона фишек у всех разная. (заяц – меховая – 1; кабан – ребристая – 2; бобр – гладкая – 3; ёж – колючая – 4.); фишки (на картонках изображения мудрой черепахи и вопросика, заготовлены родителями  для уроков); лист самооценки; парты расставлены для работы в группах (4 группы); приложение 1.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.

«Замечай красоту в природе, люби  природу, заботься о ней, читай -  и у тебя будет богатая душа и доброе сердце, ты будешь много знать»

Звучит видео  «В мире животных»  (1 мин)

--Пожелаем друг другу удачи!

-- Сегодня мы продолжаем путешествовать по царству животных! У  вас партах лежат наборы «Животные». Работа в парах, разложите их по группам. (3 мин)

--Проверяем. (дети называют группы) Какая группа нам знакома? Насекомые-хлопок, рыбы-хлопок, птицы-хлопок.

--Какая из групп не имеет названия? Мы не знаем, как они называются!

II. Этап повторения изученного.

На прошлом уроке мы знакомились с птицами. На доске вы видите изображения птиц Саратовской области, занесённых в Красную книгу.  Если вы будете внимательны, то увидите слово – это группа животных, с которой мы будем знакомиться сегодня. (На обратной стороне фото написан нужный звук)

Казарка, Европейский тювик, Малый лебедь, орёл, чёрный аист

--Какая тема нашего урока? (Кто такие звери)

Кластер

--Какую цель мы поставим себе на уроке?                   Кластер  

понимание полезности знаний о разнообразии зверей

 на основе сравнения с другими группами животных

--Какие задачи будут стоять перед нами для достижения данной цели?

Кластер . УЗНАТЬ,  кто такие звери; 2.Выяснить, чем звери отличаются от других животных?3. уметь распознавать части тела зверей

-- Я предлагаю вам сегодня стать исследователями. Я не буду вам рассказывать кто такие звери, а вы САМИ найдёте ответ на этот вопрос! Для этого мы будем работать по плану.

-Не забываем по каждому этапу работы оценивать свою работу в листе самооценки.

--Если мы достигли цели, такой знак      , если чуть-чуть не достигли, такой знак

Если вам ничего не понятно, вот такой знак  

IV. Этап актуализации знаний.

-- Звери. Что вы о них знаете? Дети называют  признаки зверей.

(Учитель записывает в маркером все предложения детей на облаках)

--Давайте обратимся к дополнительной литературе. Словарь Ожегова и детский толковый словарь. Читаем определение.

--Кто же такие животные? (Дикие животные, тело которых покрыто шерстью)

V. Этап изучения новых знаний.

Откройте   учебник на странице 37.  Работа в парах.  В верхней части листа животные. Назовите их. Кто из них зверь?

Кого выбрали? Почему?

Оцените свою работу. Лист самооценки

Чем покрыто тело зверей?

Проверьте, правильно ли вы выбрали зверя. Есть ли у него главный признак – шерсть.

Работа в группах. Рассмотрим шерсть разных животных.

Оцените свою работу в группе. Лист самооценки

Сделаем вывод: Шерсть-это …..

Работа в парах.  Рассмотрим строение жирафа  с помощью лупы.

Покажите части тела, которые   вы наблюдаете у зверей?   Работа в парах.

2 человека у доски.  

--Поменяйтесь листами с другом, оцените его работу в паре по изучению частей тела жирафа

Физминутка Пятна

VI. Этап первичной проверки понимания изученного

 По группам   Выполним задание . Перед вами животные. Возьмите зелёный карандаш. Найдите зверей, которые водятся в нашей стране и отметьте кружочки зелёным цветом.

Проверьте в группах свои  ответы  и ответы товарищей. Попробуйте доказать  свой ответ.

Проверяем.

Кто не допустил ошибки? Какая группа пришла к правильному коллективному ответу?

Возьмите синий карандаш. Раскрасьте зверей, которые не водятся в нашей стране.

Каких животных вы не раскрасили.

По какому признаку вы определили, что все эти животные  -  звери?

-- Внешний вид животного зависит от их образа жизни и места проживания.

VII. Этап изучения новых знаний.

--Предоставляю слово нашему эксперту. Бадиков Алексей

--Это тоже звери.  Назови  их.  Что необычного в строении их тела? И с чем это связано?

-- Внешний вид зверей зависит от их места проживания.

--  Вот крот! (показать на фото)

-Кто из вас знает: где живет крот? (под землёй)

- Как крот передвигается под землей? (он роет землю)

-- Да, верно.  У крота ноги превратились в своеобразные лопаты.

Летучие мыши (показать на фото) – единственные млекопитающие , умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянуты кожа.

-- Есть млекопитающие , которые всю жизнь проводят в воде. ( показать на фото)Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни.

-- Ученые говорят, что когда то, давным- давно, у китов была шерсть. Но постепенно она исчезла от долгого пребывания в воде.

-- А вот Белка – летяга (показать на фото)  не просто перепрыгивает с дерева на дерево, она планирует, благодаря своей перепонке, и хвост служит своеобразным рулем, направляющим движение. Таким образом, разгоняясь, летяга преодолевает расстояние до ста метров за один прыжок. Она практически летает, отсюда и название «летяга».

-- Спасибо!

--А сейчас мы послушаем о ярких представителях нашей фауны  

1 Заяц; 2 Кабан; 3 Бобр; 4 Ёж

-- Звери дышат  воздухом, их тело покрыто шерстью, но есть ещё один момент, который объединяет всех зверей. Посмотрите на фото и подумайте, в чём  они  едины?

Правильно. Зверей ещё называют млекопитающими.  Это слово состоит их 2 частей…

Физминутка

Игра «Угадай животное и покажи его»: я  рассказываю, какой зверь,  называю его признаки, а вы отгадываете и показываете с помощью пантомимы.

  • Колючее
  • Косолапое
  • Длинношеее
  • Огромное
  • Длинноухое
  • Грозное
  • Прыгучее

Каких зверей я загадала?  Были ли у вас разные варианты?

IX. Этап контроля и самоконтроля.

Проверим, как вы усвоили тему урока. Вставьте правильно пропущенные слова. ЗВЕРИ - ЭТО …….. ,ТЕЛО КОТОРЫХ ПОКРЫТО ……….

X. Этап подведения итогов занятия.

Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие звери?

Проверим правильность нашего вывода в учебнике.

XI. Этап сопоставления знаний до и после урока.

Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?

XII. Этап коррекции.

Мы завершили первичное знакомство с животными. Но это ещё не всё. Мы будем продолжать работать по этой теме и узнаем много нового!

Звучит инструментальная музыка.

Я хочу, чтобы вы помнили , что любовь и «сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.» А. Шопенгауэр

Будьте добрыми  по отношению к людям и  животным!

Оцените свою работу на уроке. Если тебе всё понравилось и ты захочешь рассказать о нём дома, повесь зелёное яблочко, если у тебя остались вопросы и ты хочешь об этом поговорить с учителем, повесь жёлтое яблочко. А если тебе ничего не понятно и урок был тебе неинтересен, тогда повесь красное яблоко!

-Спасибо, ребята, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по окружающему миру

конспект открытого урока по окружающему миру в 5классе коррекционной школы 8 вида с использованием современных технологий...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Гигиена тела человека".

Конспект открытого урока по окружающему миру для 2 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Гигиена тела человека"....

Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда "

Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда"...

Конспект открытого урока по окружающему миру

Конспект мультимедийной разработки урока «Овощи. Употребление в пищу овощей.»...

Конспект открытого урока по окружающему миру «Рыбы» в 1 классе для детей с нарушением слуха

Конспект открытого урока по окружающему миру  «Рыбы» в 1 классе для детей с нарушением слуха...