Суицид - актуальная проблема современности
методическая разработка по психологии по теме

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suicid_-_aktualnaya__problema_sovremennosti.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Суицид. Актуальная проблема современности

Суицид - реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой: отчуждение , смерть близких, несчастливое детство, серьезная физическая болезнь, потеря работы, материальные  трудности, наркомания…Чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается. Внутренние конфликты отнимают душевные силы, выводят из состояния душевного равновесия, утрачивается  интерес к жизни, происходит  социальное напряжение

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию.  Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида, но всегда«питательной средой» суицида является секретность

Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

Суицид  - исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды. При суициде или парасуициде возбуждается  уголовное дело и проводится судебно-медицинское, при детском суициде судебно-психологическая экспертиза. Выясняется причастность к произошедшему других лиц. Согласно УК РФ в экспертизе принимают участие педагоги и психологи. Всегда моральная ответственность ложится на тех, кто был рядом

Статистика говорит: 70-80 е годы совершалось  6 тысяч в год суицидов , с 1980 по  настоящее  время  30 тысяч в год. Самое страшное то, что суицид заметно помолодел: 25% юноши, т.к. у них в 5 раз больше удавшихся попыток,  17 %- девушки. Пики суицидов отмечены в 1985, 1992,1998, 2000 годах-  как отклик  радикальных изменений  в обществе

 Больше всего самоубийств регистрируется весной. Считается, что резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

По возрастам пик приходится  в  50-59 лет как результат  обессмысливания жизни, одиночества, сужения контактов,  в 30-39лет, особенно  у мужчин в результате   кризиса середины жизни, переосмысление жизни, в 20-29 лет  –  особенно у мужчин переживающих особо остро  кризис первого подведения итогов.  Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась.  До 13 лет редки. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия  демонстративного характера. Максимальный всплеск 16-19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания – крик о помощи.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Способы:

  1. Отравления лекарственными препаратами – на 1 месте.
  2. Отравления бытовой химией.
  3. Порезы вен и повешения.
  4. Падения с высоты

Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП, с единственной жертвой – фактически суициды

Типы:

1.Демонстративное поведение. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

2. Аффективное суицидальное поведение. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

3. Истинное суицидальное поведение. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:

  1. Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.
  2. Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
  3. Психическое заболевание - 40%
  4. Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
  5. Суициды в семье
  6. Алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийствам; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
  7. Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
  8. Аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы).
  9. Хронические или смертельные болезни.  
  10. Тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), близкого друга особенно в течение первого года после потери.
  11. Семейные проблемы: уход из семьи или развод.
  12. Молодежь: с нарушением межличностных отношений, сверхкритичные к себе, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат или покинутые окружением, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями

Специалисты, сталкивающиеся с этими группами населения, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду, но  крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

 Калвин Фредерик из Национального Института психического здоровья приводит 7 основных характеристик непрямого суицида:

1) частое отсутствие полного осознания последствий своих поступков,
2) рационализация, интеллектуализация или негативное отношение к своему поведению,
3) постепенное начало деструктивного поведения, которое все же стремительно приближает смерть,
4) крайне редкое открытое обсуждение этих тенденций,
5) вероятность долготерпеливого мученического поведения,
6) извлечение вторичной выгоды из сочувствия или/и про- явлений враждебности во время саморазрушения и
7) смерть почти всегда кажется случайной.

Хотя непрямое самоубийство является менее очевидным для окружающих, тем не менее его результаты также летальны.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  1. потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
  2. частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  3. необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  4. постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
  5. ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
  6. уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
  7. нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  8. погруженность в размышления о смерти
  9. отсутствие планов на будущее
  10. внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
  11. побеги из дома
  12. резкие изменения внешности
  13. разговоры, записки, рисунки с отражением жестокости к себе
  14. безнадежность, плачь без причины
  15. раздача личных вещей
  16. невнимательность, рассеянность
  17. резкое изменение интересов
  18. самобичевание
  19. исчезновение, уход  в тень, членство в секте, группировке
  20. эйфория, депрессия

А.Е. Личко указывает на определенную связь суицидального поведения подростка с типом акцентуации личности. По данным автора, при демонстративном суицидальном поведении 50% имели истероидный, истероидно-неустойчивый, гипертимно-истероидный типы. При аффективном суицидальном поведении первое место заняли лабильный и лабильно-истероидный типы (37%). Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного (63%) типов.  

Ранимость, инфальтильность, чувствительность, склонность к самоанализу, сомнениям, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, зависимость от других, несфомированность  системы ценностей,, робость, застенчивость, недостаток самоконтроля, импульсивность, неумение конструктивно  решать конфликтные ситуации, пессимизм, аффективность, неадекватная самооценка

Профилактика суицида

Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов).

Коррекция суицида

Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться социально-психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха, может быть основан а на тренинге поведенческих навыков.

Коррекция парасуицида

  1. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации.
  2. Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение.
  3. Формирование компенсаторных механизмов поведения.
  4. Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Статью подготовила педагог- психолог Соколова Людмила Ивановна

Литература

  1. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. –М.: Генезис, 2006.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения.) Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  3. «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86
  4. Синягин Ю.В., Синягина  Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд.- СПб.: КАРО, 2006.

Приложения

Что можно сделать для того, чтобы помочь

I. Знать признаки грядущей опасности – изменения в поведении -беспомощности и безнадежности,  приготовления к последнему волеизъявлению

2.Серьезно и внимательно относитесь к личности, лучше преувеличить  потенциальную угрозу,чем кто-то погибнет из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка – просто побудьте рядом.Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения, они бывают не настроены принять чьи-либо советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят.Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. Не спорьте – это способствуют обратному эффекту

5.. Задавайте вопросы о тревожащей ситуации, о его чувствах, перефразируйте, повторите наиболее существенные его ответы: «Иными словами…», следует принимать во внимание все его чувства и беды Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми Высказав свое отчаяние, он осознает его и душе станет легче

6. Не предлагайте неоправданных утешений , а предложите конструктивные подходы Сначала необходимо  помочь определить источник психического дискомфорта, затем  что  его усугубляет    выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом  что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит

7.. Вселяйте надежду, она помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве Надежда не может строиться на пустых утешениях Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций.

8.. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности.

.

9 Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь..

10. Обратитесь за помощью к специалистам врач, священник, психолог. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы.

11.. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.

Схема обследования суицидальных пациентов

  1. Паспортные данные: Ф.И.О. пациента, Пол, Год рождения, возраст
  2. № истории болезни
  3. С кем проживает
  4. Адрес с указанием района
  5. Место работы (учебы), занимаемая должность
  6. Анамнестические данные
  7. Наличие психических заболеваний у родственников (каких, у кого)
  8. Наличие алкоголизма у родственников
  9. Суициды и суицидальные попытки у родственников (у кого , возраст)
  10. Наследственная отягощенность (конкретно у кого, характер отягощенности, по какой линии)
  11. Состав семьи (полная, неполная, другие варианты)
  12. Социальное положение родителей
  13. Личностные качества родителей:
    - мать: любящая, отвергающая, доминирующая, стеничная, агрессивная, подчиняющаяся, пассивная
    - отец: любящий, отвергающий, доминирующий, стеничный, агрессивный, подчиняющийся, пассивный
  14. Лидерство в семье
  15. Конфликт в семье: есть, нет. Характер конфликта.
  16. Положение пациента в семье (наличие братьев, сестер, их возраст, отношения с ними)
  17. Неправильные формы семейного воспитания - отсутствовали, потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение и (или) жестокое обращение, гипропротекция, повышенная моральная ответственность, неустойчивость стиля воспитания (сочетание различных форм)
  18. Виды наказаний в семье
  19. Мотивация при обучении в школе
  20. Успеваемость
  21. Положение в классе
  22. Участие в неформальных группировках (конкретно в каких)
  23. Правонарушения: были или нет, какие конкретно
  24. Привычные интоксикации: курение, алкоголь, наркотики - частота употребления, мотив употребления.
  25. Сексуальная жизнь.
  26. Характерологические особенности личности:
    а) конформные, астенические, психоастенические, шизоидные, возбудимые или эпелептоидные, истерические, неустойчивые, типа эмоционально тупых, мозаичные, иные
    б) гипертимные, дистимные, циклоидные, возбудимые, эмотивные, демонстративные, тревожные, застревающие, педантичные, экзальтированные
  27. Выраженность характерологических особенностей личности:
    в пределах нормы, акцентуированные, психопатические.
  28. Характеристики суицидного поведения.
  29. Травмы, несчастные случаи в прошлом: были, не было, когда , какие.
  30. Непроизвольные самоповреждения.
  31. Сновидения.
    - с символикой смерти: да нет, возраст.
    - с элементами аутоагрессии: да нет, возраст, какие.
    - со сценами нападения, убийства: да нет, возраст.
    - повторяющиеся сновидения: да нет, содержание, эмоциональное отношение к содержанию сновидений.
  32. Страх смерти: да нет, обоснованный или нет, возраст.
  33. Интерес к смерти, убийствам, самоубийствам, похоронам, возраст.
  34. Фантазирование на тему собственной смерти: возраст, содержание.
  35. Отсутствие интереса к жизни: возраст.
  36. Желание собственной смерти: возраст.
  37. Планирование последствий суицида: да нет, конкретно, когда, содержание.
  38. Борьба мотивов.
  39. Моральные рассуждения: самоосуждение, самооправдание.
  40. Непосредственный повод (провоцирующий фактор).
  41. Записки: да нет, содержание.
  42. Характеристики постсуицидального периода.
  43. Отношение к суицидальной попытке.

Посмертная психологическая экспертиза

Эксперт-психолог  сам не собирает материал

Для   ППЭ необходимы:

1. Постановление  следователя

2. Ответ на 2 вопроса:. Почему  совершен суицид – психологическое состояние, предшествующее смерти, причины этого состояния , анализ  жизненной непосредственной ситуации, положение в микросоциуме, психический статус.

Зачем совершен суицид - цели, внутренние побуждения, осмысленность поступков

Материалы для ППЭ:

Цель: выявление особенностей  семьи и школьного воспитания, способностей,  прохождение возрастных кризисов, анализ пребывания в малых группах

  1. Показания свидетелей, участников-  проводит следователь.
  2. Медицинская документация- выявление психиатрическая история болезней- медики
  3. Анализ характеристик - педагоги
  4. Анализ неофициальных личных документов, продуктов творчества – изучение  внутреннего мира –письма, дневники, записные  книжки, рисунки, сочинения
  5. Анализ результатов  прежних ППЭ, если были попытки суицида ранее
  6. Анализ протоколов следственных экспериментов.

ППЭ  имеет 3 части: вводную, исследовательскую, заключение, содержащую -выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...

Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"

Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....

Актуальные проблемы современной дидактики в химии

Игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения, повышения познавательной активности на уроках химии, повышения качества знаний....

Актуальные проблемы современного образования

В статье изложены краткие сведения об актуальных проблемах современного образования, а также ключевые аспекты, которые привели к проблемам в образовании....

актуальные_проблемы_современной_поэзии_урок_литературы_в_11_классе

актуальные_проблемы_современной_поэзии_урок_литературы_в_11_классе...

VI Региональная научно-практическая конференции "Актуальные проблемы современной физики и математики"

секция "Методика преподавания метематики и физики" выступала с докладом по теме "Дифференциация обучения на уроках физики как личностно-ориентированное  обучение"....