Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
календарно-тематическое планирование по психологии по теме

Ветчинкина Александра Анатольевна

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eipszh_10kl.doc145.5 КБ
Microsoft Office document icon eipszh_11kl.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

     

      Рабочая программа

по предмету «Этика и психология семейной жизни»

10 класс

Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Программа: Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006

Составитель: А.А. Ветчинкина, педагог-психолог


Пояснительная записка

  1. Рабочая программа составлена на основе:
  1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
  2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
  3. учебного плана школы;
  4. Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
  5. Письма МО Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

  1. Основное содержание курса

Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание  и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.

  1. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:

создание условий для:

  1. формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
  2. выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
  1. коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
  2. применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи

Задачи курса:

  1. Формировать представления:
  1. о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
  2. о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
  3. об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
  4. об основах семейного законодательства;
  5. о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
  1. Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  2. Пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира

  1. Методы и формы обучения

Методы по источнику знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)

Формы учебных занятий: предметные уроки

  1. Количество часов:
  1. по программе          34    (1 час в неделю)   
  2. по учебному плану        34    (1 час в неделю)
  3. по рабочей программе      34   (1 час в неделю)

Программой предусмотрено изучение содержания курса по этике и психологии семейной жизни в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).

Соотношение количества часов по прохождению программного материала по данному курсу в программе и в календарно – тематическом планировании представлено в таблице:

№ п/п

Раздел по программе

для 10, 11, 12 классов

Кол-во часов по программе

№ п/п

Раздел по КТП

Кол-во часов в КТП

НРК

10 класс

1

Семья

10

1

Семья

7

2

Создание семьи

24

2

Создание семьи

19

2

Кол-во часов в 10 классе

34

11 класс

1

Взаимоотношения в молодой семье

10

3

Взаимоотношения в молодой семье

8

1

2

Быт и экономика молодой семьи

13

3

Конфликты в семье

11

Кол-во часов в 11 классе

34

12 класс

1

Ребенок в семье

20

2

Конфликты с родителями

14

Кол-во часов в 12классе

34

Всего

102

Всего

34

3

  1. Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.

Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на  группы:

I группа

II группа

III группа

IV группа

  1. Планируемые результаты обучения учащихся I – III групп (по программе):
  1. овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека
  2. знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности член6ов семьи
  3. понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи
  4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:

  1. понимать значение семьи в жизни человека;
  2. понимать важность создания собственной семьи;

  1. Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:

Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование


Календарно-тематическое планирование

Сокращения, применяемые в тематическом планировании:

с/р – самостоятельная работа

и/о – индивидуальный опрос

ф/о – фронтальный опрос

т – тестирование

№ по прог-рамме

№ по теме

Дата

Тема урока

Мониторинг

НРК

Применение ИКТ, использование ЦОРов

Примеч.

план.

факт.

1 четверть (9ч)

Семья (7ч)

1

1

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека

2

2

Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек)

и/о ф/о

3

3

Духовные, дружеские, материальные связи в семье (традиции семьи, семейные праздники)

4

4

Влияние семьи на формирование личности ребенка

ф/о

5

5

Родственники и родственные отношения

ф/о

6

6

Правила поведения в семье, с родственниками

и/о

7

7

Обобщение знаний по теме «Семья». Самостоятельная работа

с/р

Создание семьи (19ч)

8

1

Представления людей о семейном счастье

9

2

Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение)

2 четверть (7ч)

10

3

Причины создания семьи

ист. №2, #1

11

4

Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи

и/о

12

5

Выбор спутника жизни

13

6

Качества человека, необходимые в семейной жизни. Самостоятельная работа

с/р

14

7

Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение

ф/о

ист.№2, #2

15

8

Нравственные качества, важные для девушки, вступающей в брак

и/о

16

9

Нравственные качества, важные для юноши, вступающего в брак

3 четверть (10ч)

17

10

Жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак

18

11

Жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак

19

12

Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Самостоятельная работа

с/р

20

13

Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки

ф/о

21

14

Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие)

и/о

22

15

Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак

23

16

Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)?

и/о

24

17

Как сообщить родителям о своем решении?

ф/о

25

18

Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями?

26

19

Обобщение знаний по теме «Создание семьи». Тестирование

Т

4 четверть (8ч)

Взаимоотношения в молодой семье (8ч)

27

1

Молодая семья

ист.№1

28

2

Первые шаги в жизни молодой семьи

и/о

29

3

Привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость

30

4

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита)

ф/о

31

5

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.)

и/о

32

6

Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность)

ф/о

33

7

Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи).

34

Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье». Тестирование

Т


Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по учебному плану школы

Учебная программа

Методические пособия для учителя

Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников

Этика и психология семейной жизни

1 час

Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61

Интернет ресурсы

Тесты по итогам прохождения тем «Создание семьи», «Взаимоотношения в молодой семье».

Для реализации НРК:

  1. Материалы с сайта www.chelstat.gks.ru (см. приложение)
  2. Стихотворения Л. Татьяничевой с сайта http://poezosfera.ru



Предварительный просмотр:

     

      Рабочая программа

по предмету «Этика и психология семейной жизни»

11 класс

Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Программа: Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Составитель: А.А. Ветчинкина, педагог-психолог


Пояснительная записка

  1. Рабочая программа составлена на основе:
  1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
  2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г..);
  3. учебного плана школы на 2009-2010 учебный год;
  4. Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
  5. Письма МО Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

  1. Основное содержание курса

Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание  и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества

  1. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:

создание условий для:

  1. формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
  2. выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
  1. коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
  2. применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи

Задачи курса:

  1. формировать представления:
  1. о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
  2. о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
  3. об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
  4. об основах семейного законодательства;
  5. о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
  1. обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  2. пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира

  1. Методы и формы обучения

Методы по источнику знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)

Формы учебных занятий: предметные уроки

  1. Количество часов:
  1. по программе          34    (1 час в неделю)   
  2. по учебному плану        34    (1 час в неделю)
  3. по рабочей программе      34   (1 час в неделю)

Программой предусмотрено изучение содержания курса по этике и психологии семейной жизни в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).

Соотношение количества часов по прохождению программного материала по данному курсу в программе и в календарно – тематическом планировании представлено в таблице:

№ п/п

Разделы по программе

для 10, 11, 12 классов

Кол-во часов по программе

№ п/п

Раздел по КТП для 11 класса

Кол-во часов в КТП

НРК

10 класс

1

Семья

10

2

Создание семьи

24

Кол-во часов в 10 классе

34

11 класс

1

Взаимоотношения в молодой семье

10

2

Быт и экономика молодой семьи

13

1

Быт и экономика молодой семьи

7

2

3

Конфликты в семье

11

2

Конфликты в семье

5

1

Кол-во часов в 11 классе

34

12 класс

1

Ребенок в семье

20

3

Ребенок в семье

14

1

2

Конфликты с родителями

14

4

Конфликты с родителями

8

1

Кол-во часов в 12 классе

34

Всего

102

Всего

34

5

  1. Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся

Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на  группы:

I группа

II группа

III группа

IV группа

  1. Планируемые результаты обучения воспитанников I – III групп (по программе):
  1. усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;
  2. знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
  3. понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;
  4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:

  1. знать основные статьи доходов и расходов семьи;
  2. иметь представление об элементарных нравственных правилах поведения людей, понимать  ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
  3. уметь быть терпеливой, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;
  4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  1. Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:

Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование.


Календарно-тематическое планирование

Сокращения, применяемые в тематическом планировании:

с/р – самостоятельная работа

и/о – индивидуальный опрос

ф/о – фронтальный опрос

т – тестирование

№ по прог-рамме

№ по теме

Дата

Тема урока

Мониторинг

НРК

Применение ИКТ, использование ЦОРов

Примеч.

план.

факт.

1 четверть (9ч)

Быт и экономика молодой семьи (7ч)

1

1

Понятие «экономика семьи». Доходы и расходы семьи

ист.

№1

2

2

Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»)

ф/о

3

3

Понятие «быт семьи»

4

4

Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье

ф/о

5

5

Атмосфера семьи

и/о

ист.

№4,

с. 59

6

6

Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь, отношения с родителями, друзьями

ф/о

7

7

Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи». Самостоятельная работа

с/р

Конфликты в семье (5ч)

8

1

Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье

9

2

Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения

и/о

2 четверть (7ч)

10

3

Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода

ист.

№1

11

4

Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям

ф/о

12

5

Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье». Тестирование

Т

Ребенок в семье (14ч)

13

1

Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек

14

2

Создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о ее здоровье

и/о

15

3

Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям. Самостоятельная работа

с/р

16

4

Значение родителей для ребенка (ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка)

ф/о

3 четверть (10ч)

17

5

Значение родителей для ребенка (тепло, поддержка, ощущение защищенности)

18

6

Что такое материнство? Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку

и/о

ист.

№2

19

7

Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку

20

8

Что такое отцовство? Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку

и/о

21

9

Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку

22

10

Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: младенец

ф/о

23

11

Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: дошкольник

ф/о

24

12

Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: школьник

ф/о

25

13

Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: подросток

ф/о

26

14

Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье». Тестирование

Т

4 четверть (8ч)

Конфликты с родителями (8ч)

27

1

Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка

28

2

Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей

и/о

29

3

Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: проблемы с детьми в дошкольном возрасте

ф/о

30

4

Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: проблемы взаимоотношений с детьми школьного возраста

ф/о

31

5

Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: особенности подросткового возраста

ф/о

32

6

Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми

ф/о

33

7

Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права (и обязанности) родителей на общение со своими детьми

и/о

ист.

№3

34

8

Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями». Самостоятельная работа

с/р


Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по учебному плану школы

Учебная программа

Методические пособия для учителя

Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников

Этика и психология семейной жизни

1 час

Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61

Электронные ресурсы

Тесты по итогам прохождения тем

«Конфликты в семье», «Ребенок в семье»

Для реализации НРК:

  1. Электронный ресурс www.chelstat.gks.ru статистика доходов населения Челябинской области, соотношение браков и разводов в Челябинской области
  2. Электронный ресурс http://poezosfera.ru стихотворение Л. Татьяничевой «Сыну»
  3. Электронный ресурс с сайта http://www.stihi.ru стихотворение Л. Никитиной «Сыновья»
  4. Легенды Южного Урала (Сост. И.А. Кириллов). – Челябинск: Аркаим, 2008. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...

Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида

Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...

Рабочая программа по письму и развитию речи 6,7,9 классов школ VIII вида

рабочая программа по письму и развитию речи для 6,7,9 классов школы VIII вида...

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....