" Психомоторная активность как психофизиологическая характеристика способностей к обучению детей младшего школьного возраста"
презентация по психологии на тему

Карабчукова Ирина Викторовна

Данная презентация оформлена  по принципу исследовательской работы . В презентации приведены данные обследований детей младшего школьного возраста. Сделаны выводы и даны смоответствующие рекомендации учителям  для работы с детьми с разными типами нервной системы  и разной степенью работоспособности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_na_vystuplenie.ppt422 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель-логопед МОУ «Начальная школа – детский сад №1» Карабчукова Ирина Викторовна

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Изучение становления и развития многоуровневой структуры психомоторной организации человека является одним из важнейших направлений современной психологии. Исследуются взаимосвязи развития двигательных качеств и психических процессов, интеллекта и физической подготовленности, влияние повышенного двигательного режима на умственную работоспособность.

Слайд 3

Термин «психомоторика» приобретает различное смысловое наполнение: это объективизация всех форм психического отражения через мышечные движения (В.В. Никандров); объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности (Е.Н. Сурков); основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоциональномоторных реакциях и актах (К.К. Платонов); способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать свои движения и эффективно управлять ими (В.П. Озеров).

Слайд 4

Совершенствования психомоторных функций младших школьников в контексте успешности их обучения. 1.1.Психомоторные свойства и качества личности. В психомоторной сфере человека Е.П. Ильин выделяет два крупных блока: двигательные умения (навыки) и двигательные качества (способности). Е.П. Ильин обращает внимание на то, что в психомоторике существует другая составляющая – умения (навыки).

Слайд 5

Психомоторные свойства и качества личности. Особо обращается внимание на роль двигательного анализатора в процессе развития высших психических функций ребенка. Проблема развития моторики (движений) ребенка издавна привлекала исследователей. Под психомоторным развитием понимается процесс изменения и становления функциональных систем организма в течение его индивидуальной и общественной жизни.

Слайд 6

Психомоторное развитие школьников. Рассматривая особенности психомоторного развития , психологи отмечают, что младший и средний школьные возрасты являются периодами наиболее интенсивного развития основных психомоторных функций человека. Однако младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием двигательного аппарата и психомоторных функций, а подростковый – периодом бурного развития моторики и некоторого разлада двигательных координаций .

Слайд 7

Влияние психомоторных качеств на обучаемость. Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев обращали внимание на то, что на успех учения (помимо интеллекта) влияют многие другие особенности психики: внимание, память, качества познавательных процессов, мотивация и т.д. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость (динамичность), т.е. скорость образования временной связи.

Слайд 8

Формирование психомоторных способностей Психомоторные задатки , как и природные предпосылки индивида, представляют собой многоуровневое образование, структура которого еще недостаточно исследована психологами, хотя, по их мнению, задатки как бы задают нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей.

Слайд 9

Формирование психомоторных способностей Возрастное развитие психомоторных способностей протекает несколько иначе, чем развитие умственных способностей, они раньше достигают зрелости и раньше увядают. Эта их особенность делает весьма актуальной проблему своевременного формирования психомоторных способностей у молодежи, в частности, у детей и подростков.

Слайд 10

Итоговые данные по типу построения графика: - восходящий тип графика у двоих учеников, что составляет 6,6% от количества учеников всего класса; -промежуточный тип графика – 21 ученик. Это 70%.; - нисходящий тип графика – у 7 человек - 23,3%.

Слайд 12

Определение работоспособности по цифровым показателям и процентному коэффициенту – показатели работоспособности учеников на уроках: - высокий уровень работоспособности имеют 4 человека, это 13,3%; - условно высокий уровень работоспособности у 6 учеников -20%; - средний уровень работоспособности выявился у 4 детей – 13,3%; - низкий уровень работоспособности характерен для 16 младших школьников, что составляет 53,3%.

Слайд 14

Процентные показатели психомоторной активности обучающихся: - ПМА в норме (итоговый процент по формуле ПМА – от 20 до 25) у четырех обучающихся класса, что составляет13,3%; - ПМА несколько выше нормы (итоговый по формуле ПМА - от 25 до 30) – 6 человек- 20%; - ПМА выше нормы (показатель от 30 до 35) имеют 4 ученика -13,3%; - ПМА значительно выше нормы (показатель свыше 35) у 16 младших школьников -53,3%.

Слайд 16

Определение степени работоспособности нервной системы: - работоспособность в норме у четырех человек -13,3%; - признаки утомления нервной системы выявлены у 8 девочек и мальчиков -26,6%; - сильное переутомление имеют также восемь детей – 26.6%; - признаки истощения нервной системы наметились у 10 учеников класса, это 33,3%.

Слайд 18

Рекомендации педагогам по работе с учениками со слабой нервной системой Не ставить учеников в ситуации, требующие быстрого ответа, предоставляя им достаточное время на обдумывание и подготовку. По возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время на проверки и исправления. По возможности спрашивать в начале урока и желательно, в конце учебного дня. Чаще поощрять учеников, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния. Также учителям рекомендовано дозировать учебную нагрузку через индивидуальные домашние задания. А ученикам даны разъяснения по эффективному использованию знаний максимального теппинга.

Слайд 22

ВЫВОДЫ: В психолого-педагогической практике распространено мнение о том, что основное направление работы с учащимися с низкой успешностью обучения должно заключаться, прежде всего, в формировании у них исключительно учебных умений и навыков, накоплении суммы знаний. Мы же в своей работе пришли к выводу, что основополагающим фактором успешности в обучении детей является совершенствование психомоторных функций, а также немаловажную роль играет значимость индивидуального подхода к детям с различным уровнем развития и состояния психомоторной активности.

Слайд 23

Список литературы: Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000 Рыжкова В.В. Развитие психомоторики как фактор успешного обучения // Педагогический вестник Кубани. Краснодар, 2006., №1 (35)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье на тему " ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " рассматриваются особенности  психомото...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

КУРСОВАЯ РАБОТА за 10 семестр. Теория обучения детей младшего школьного возраста.

КУРСОВАЯ РАБОТА за 10 семестр. Теория обучения детей младшего школьного возраста....

Статья: «Обучение детей младшего школьного возраста технике сухого валяния»

Обучение детей младшего школьного возраста технике сухого валяния...

Методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста техническому движению в Айкидо Шико (перемещение на коленях)

Метод обучения детей перемещению на коленях в Айкидо (шико), краткое описание авторского метода обучения детей техническому действию в практике Айкидо....

Методическая разработка по обучению детей младшего школьного возраста игре футбол

Методическая разработка направлена на улучшение физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевы...

«Особенности методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении детей младшего школьного возраста"

Лепка – один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идёт от тех первобытных времён, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом...