Причины девиантного поведения детей и подростков
статья по психологии на тему

Зотова Олеся Валерьевна

статья рассматривает виды девиантного поведения, причины его проявления у современных детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_deviantnogo_povedeniya_detey_i_podrostkov.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины девиантного поведения детей и подростков

Все чаще поведенческие нарушения у детей и подростков ставят в тупик не только родителей, но и опытных сотрудников.

Я работаю в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.  Как и многие учителя, столкнулась с этой проблемой.  Возможно, мое маленькое исследование причин отклоняющегося поведения у детей и подростков поможет Вам подобрать подход к таким учащимся, оптимизировать процесс преподавания вашего предмета.

     С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, поведение которых не соответствует требованиям семьи, школы и общества. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, культурных и правовых норм, называют девиантным.

     Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. К первой категории относят поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья. Ко второй - поведение, нарушающее социальные и культурные нормы, особенно  правовые.

     По степени тяжести проступка можно говорить о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

     По характеру ответственности девиантное поведение делится на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности).

              Согласно результатам проведенного мною анкетирования ученики, учителя и воспитатели по-разному воспринимают сам феномен отклоняющегося поведения: ребята делают акцент на поведение, которое может повлечь юридическую ответственность, а взрослые - на поведение, нарушающее правила внутреннего распорядка в учебном учреждении.

      По результатам  анкетирования учащихся из неполных семей в подростковый период наибольшее влияние на поведение оказывают:

- стремление получить сильные впечатления -74% респондентов;

- стремление подростка к самостоятельности и независимости- 65%

- повышенная возбудимость, неумение контролировать себя - 56%;

- неблагополучная обстановка в семье - 49%;

- недостаточная уверенность ребенка в себе, стрессовые жизненные ситуации - 43%

-непонимание взрослыми их трудностей, напряженная социально-экономическая обстановка в жизни, примеры насилия, жестокости, получаемые через СМИ, конфликты с родителями - 39%;

-пренебрежение со стороны сверстников - 35%;

- отставание в учебе, отрицательное отношение других к способностям, чрезмерная занятость родителей - 30%;

- недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями -22%;

- какое-то заболевание - 17%.

      Учителя и воспитатели среди причин  отклоняющегося поведения у ребят из неполных семей указывают:

- неблагополучная семейная ситуация - 83%;

- повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя - 81%;

- напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка - 78%;

- неспособность детей сопротивляться вредным влияниям - 71%;

- недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями - 70%.

     Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком. По мнению исследователей, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них после 18-летия.

      Считаю, что педагоги, психологи, воспитатели и другие специалисты, работающие с данной категорией детей, должны, прежде всего, донести до ребенка информацию о том, какое поведение и в каких ситуациях можно считать нормой, а когда отклонением. Понимание ребенком не только сущности, но и последствий такого поведения, приведет к положительному результату - снизит процент отклоняющегося поведения среди детей и подростков.

      Следующая задача - научить ребенка противостоять негативному влиянию среды, окружения, четко отвечая "нет" на сомнительные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологиче...

Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

Причины девиантного поведения детей.

Причины девиантного поведения детей....

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Статья: Причины девиантного поведения детей инвалидов.

Девиантное поведение детей и подростков Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общест...