Адаптация пятиклассников
рабочая программа по психологии (5 класс) по теме

 

Этапы реализации программы по адаптации учащихся 5 класса к среднему звену:

1. Игра «Дорога в пятый класс» ( Приложение № 1)

       Участники: учащиеся 4 класса

       Время проведения: конец мая

2. Родительское собрание «Через три месяца- в пятый класс»

( Приложение № 2)

Участники: родители учащихся 4 класса

Время проведения: апрель- май

3. Адаптационные занятия для пятиклассников

Участники: учащиеся 5 класса

Сроки проведения: Iчетверть ( Приложение № 3)

4. Психодиагностичекое обследование уровня адаптации учащихся 5 класса к среднему звену:

а) Анкета для родителей ( Приложение № 4)

Время проведения: 3- 4 неделя октября

б) Анкета для классного руководителя (Приложение № 5)

Время проведения: 3-4 неделя октября

в) Посещение уроков ( Приложение № 6)

Время проведения: 3-4 неделя октября

г) Методика Кооса (выявление обучаемости).

Диагностический комплект Семаго.

Время проведения: 2-3 неделя октября

д) КП «Корректурная проба» - тест Бурдона (буквенный и цифровой вариант).

Приложение № 7

Время проведения: 2- 3 неделя октября                                                                                                                                                                                                                                                                                       

е) Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся  (методика Лускановой Н.Г.)                                                                                              ( Приложение № 8)

Время проведения: 2-3 неделя октября

ж) Самооценка школьника (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р., 1986г)

Приложение № 9

Время проведения: 2-3 неделя октября 

з) Исследование адаптации методом Люшера.

Диагностический комплект Семаго. 

и) Изучение школьной тревожности.

Приложение № 10

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная  школа № 29 VIII вида                                                                                                                     г. Усть- Лабинска Краснодарского края

     

Адаптация учащихся 5 класса к среднему звену

Составила: Оганова Владлена Валентиновна, педагог- психолог

2011 год

Этапы реализации программы по адаптации учащихся 5 класса к среднему звену:

  1. Игра «Дорога в пятый класс» ( Приложение № 1)

       Участники: учащиеся 4 класса

       Время проведения: конец мая

  1. Родительское собрание «Через три месяца- в пятый класс»

( Приложение № 2)

Участники: родители учащихся 4 класса

Время проведения: апрель- май

  1. Адаптационные занятия для пятиклассников

Участники: учащиеся 5 класса

Сроки проведения: I четверть ( Приложение № 3)

  1. Психодиагностичекое обследование уровня адаптации учащихся 5 класса к среднему звену:
  1. Анкета для родителей ( Приложение № 4)

Время проведения: 3- 4 неделя октября

  1. Анкета для классного руководителя (Приложение № 5)

Время проведения: 3-4 неделя октября

  1. Посещение уроков ( Приложение № 6)

Время проведения: 3-4 неделя октября

  1. Методика Кооса (выявление обучаемости).

Диагностический комплект Семаго.

Время проведения: 2-3 неделя октября

  1. КП «Корректурная проба» - тест Бурдона (буквенный и цифровой вариант).

Приложение № 7

Время проведения: 2- 3 неделя октября

  1.  Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся                                        (методика Лускановой Н.Г.)                                                                                              ( Приложение № 8)

Время проведения: 2-3 неделя октября

  1. Самооценка школьника (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р., 1986г)

Приложение № 9

Время проведения: 2-3 неделя октября

  1. Исследование адаптации методом Люшера.

Диагностический комплект Семаго.

  1. Изучение школьной тревожности.

Приложение № 10

                                                                                                     

Приложение № 1

Игра

Дорога в пятый класс

Проводить эту игру можно с учащимися четвертых классов в конце учебного года. В ней хорошо выявляется уровень психологической готовности детей 9—10 лет к переходу в среднюю школу. Эта; готовность проявляется в следующих позициях.

—  сформированность учебной мотивации;

—  новое отношение к школе как к среде жизнеде ятельности и системе значимых отношений;

—  умение занять ответственную позицию школьника;

—  социальная зрелость; конструктивность во взаи моотношениях со сверстниками.

Приглашение в дорогу

Ведущий заходит в класс и приглашает детей вместе с педагогами пройти в кабинет психолога.

Ведущий предлагает ребятам сесть на стулья, расставленные большим полукругом. На стенде перед ними прикреплен лист ватмана, на котором большими красоч ными буквами написано «Дорога в пятый класс» и что-то необычное и непонятное нарисовано снизу.

Ведущий. Сегодня нам предстоит собраться с вами в дорогу. Как вы думаете  куда?...  

Ведущий. Что обычно люди берут с собой в дорогу? (Чемодан, карту и т.д;)  

Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На карте мы поместим ваши ожидания и те каче ства, которые есть у вашего классе и которые понадобятся вам в средней школе.

Давайте: сегодня соберем  чемодан вашего класса  Для этого надо решить, что мы возьмем с собой в дорогу. Что должно быть у учеников пятого класса, чтобы им жилось интересно и весело?

Дети активно называют различные качества, а веду щий фиксирует их на стенде. Ребята ожидают от пятого- класса добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых однокласс ников и дружного коллектива.

Ведущий: Вы назвали много разных вещей, кото рые вам понадобятся в пятом классе но среди них есть самые важные. Сейчас мы будем выяснять, же это?

Вам предстоит пройти через испытания. Если вы с ними справитесь и сумеете понять, какие качества вам помогали, то значит, эти качества есть у вашего класса. За каждое пройденное испытание вы получите паззлы, на которых будет написано то качество, ко торое вам помогал.  В конце игры из набранных паззлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса.

ИГРА-РАЗМИНКА «ЗООПАРК»

Ведущий. Сейчас каждый получит лист бумаги, на котором написано название животного. По моей команде «Начали!»  будете изображать при по мощи жестов и звуков то животное, название которого  написано на вашем листе. Задача каждого участника найти того одноклассника, который изоб ражает такое же животное: Нужно встать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя.

Ведущий и его помощники быстро раздают всем ре бятам маленькие сложенные листочки. В течение минуты каждый из детей решает, как он будет изобра жать свое животное.

Ведущий. А теперь представьте, что ваши животные первый раз "встретились в лесу; Каждый из них решил что-то рассказать о себе, И сейчас вам нужно немного пообщаться в парах, Ваша задача — постараться узнать как можно больше о другом животном. Помните, что животные общаются друг с другом т зверином языке, то есть при помощи звуков и жестов.      

Участники в па рах по очереди при помощи жестов и звуков рассказывают о своем животном.

После того как животные рассказали друг другу о себе, ведущий проводит небольшое обсуждение в каждой паре. Что же каждому удалось узнать о своем сородиче?  

Ведущий. Вот мы с вами немного поиграли, вы все пообщались и настроились на наше занятие. Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания,

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ   игра «МАШИНКИ»

Ведущий. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность поиграть с машинкой из будущего. Она управляется при помощи голоса хозяина. Что он ей говорит, то она и делает.

Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина — четко говорить, что нужно делать его машинке, бережно относиться к ней, стараться, чтобы с его машинкой ничего не случилось. В свою очередь машинка должна внима тельно слушать хозяина и четко выполнять его команды.

Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хо зяином, а кто машинкой, проведем жеребьевку. Во время игры каждый сначала побывает в одной роли, а затем в другой.

Мой помощник будет помечать на листе бумаги каждое столкновение машины с предметом. Выиг рывает тот хозяин, чья машинка сумеет без ава рий проехать весь путь.

Каждая пара быстро решает, кто будет ее предста вителем, и тот отправляется тянуть жребий.  

Ведущий и его помощники подготавливают помещение к игре, расставив в хаотичном порядке стулья в центре зала.  

Теперь наступил самый главный момент. Первым двум парам надо попытаться справиться с зада нием. Дети выходят и встают друг против друга так, что их отделяет площадь, заставленная стульями, то есть дорога. Ведущий завязывает глаза ребятам, которые игра ют роль машинок.

 В тот же момент в зале устанавливается тишина. Все дети, которые просто сидят на стульях, молчат.

В конце игры ведущий задает вопрос классу и взрос лым: «Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машины? Почему?

Дети и взрослые по очереди высказывают свое мне ние.  

Ведущий. Какое же качество всем помогало спра виться с этим заданием? -      

Дети в основном называют такие качества, как умение слушать и выполнять задание, умение ориентиваться в пространстве и взаимопонимание.

Ведущий. Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств взаимопонимание, поэтому, ваш класс получает первый паззл, на котором написано  это качество. Решите,  пожалуйста, кто из вашего класса станет хранителем этого паззла.

Дети  совещаются и доверяют этот паззл одному из учащихся.                                    

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ – игра «ИЗОБРАЗИ ФРАЗУ»

Ведущий. Для этой  игры нам надо выбрать на роль ведущих трех сообразительных и артистичных ребят. На обсуждение вам дастся одна минута.

Ведущий. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на  которых написаны разные фразы. Задача ведущих - передать при помощи различных жестов  или звуков смысл этой фразы так, чтобы вы сумели  ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит « изобразит»  три фразы. Если ведуще му не удастся передать смысл фразы, тогда он имеет право попросить помощи у другого ведущего.

В игре используются следующие фразы: встреча гостей; решение задачи; прогулка в парке; занятие спортом; чтение интересной книги; игра на компьюте ре; укладывание чемодана; игра на музыкальных инст рументах; просмотр телепередач.

Ведущий. Как вы думаете, какое качество помо гало вам справиться с заданиями этой игры?

Ребята отмечают, что - это сообразительность и смекалка.

Ведущий: Вы правильно назвали еще одно важное качество смекалку, поэтому получает  второй паззл. на котором написано это качество. Решите, кто будет беречь паззл до конца нашей игры.

 

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ - игра «ПЕРЕПРАВА»

Ведущий. В нашей следующей игре вам нужно, используя различные способы, перебраться с одной половины зала на другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. По мните о том, что эти способы у всех должны быть 'разными. Если  хотя бы двое ребят будут переправ ляться одинаковым способом, то все участники игры должны будут вернуться на исходное место и игра начнется заново.

Ребята выстраиваются в одну шеренгу в правой части зала. Ведущий говорит, что сигналом к началу игры будет служить музыка. Звучит легкая, веселая ме лодия, и все дети начинают передвигаться к противоположной стороне зала.

Ведущий.  Как  вы думаете, какое качество вам помогло в этой игре?

Ответы ребят сводятся к тому, что  им помогали дружба, взаимопонимание, находчивость и оригинальность.

Ведущий: Вы  верно сказали, что справится с этим заданием  вам помогла дружба, а также ваши оригинальные предложения, поэтому вы получаете- третий паззл - дружба и оригинальность.  Выберите, пожалуйста. его хранителя.

Дети сообща выбирают третьего хранителя.

ЧЕТВЕРТОЕ ИСПЫТАНИЕ  игра «ВОПРОС-ОТВЕТ»

Ведущий. Вам предлагается в течение пяти ми нут отгадать шесть загадок. Отвечать надо быс тро. Если вы не знаете отгадки, то говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ начисля ется один балл. Ваша главная задача — набрать наибольшее количество баллов.

Вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставлять букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Давайте разберем одну такую загадку.

Легко дыша в моей тени. Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои — И целый лес ты мною свалишь. (Липа—пила)

В этой игре были использованы загадки из сборника «Кроссворды».

Вдоль по проволоке мчусь

 Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут

 — Титру я сродни.    

                              {Ток—кот)

Лежу я на земле.

Прибитая к железу.

Но буквы переставь

— В кастрюлю я полезу.

                         {Шпала—лапша)

Известное я блюдо.

 Когда прибавишь «м»,

Лететь, жужжать я буду,

 Надоедая всем .

                        (Ум—муха)      

Географию со мной

Изучают в школе дети,

 Дай порядок букв иной

— И найдешь меня в буфете.

                                     (Атлас—салат)

Я — дерево в родной стране,

 Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне

— И воду подавать я буду.

                            (Сосна—насос)

Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «л» — и зазвучим    

 Тогда довольно мелодично.

                                    (Гуси-гусли)

В ходе игры ведущий зачитывает загадки, а дети   говорят отгадки.  

Ведущий. Посчитайте, пожалуйста, самостоя тельно, сколько вам удалось набрать баллов в этой игре?

Ведущий. Вы совершенно правильно сказали, что вам удалось набрать в этой игре шесть баллов. Это очень хороший результат.

Ведущий. Кто из вас может назвать качество, которое помогало вам в этой игре?

Дети высказывают свои предположения: уме ние думать, мыслить логически, находчивость.

Ведущий. Совершенно верно вы заметили, что справиться с этой игрой вам помогала ваша наход чивость. Получите еще один паззл «находчивость» и выберите его хранителя.

СЕРЬЕЗНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Ведущий. У нас с вами остались пустыми еще два места для паззлов. Подумайте и скажите, ка кие еще два качества понадобятся вам в пятом классе. На обсуждение дается три минуты.

Ученики встают в круг, и начинается  обсужде ние.

ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ - игра «РАСШИФРУЙ»

Ведущий. Сейчас ваш класс получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача — в течгние двух минут составить из этих букв слово, которое обозначало бы человеческое качество.

Класс получает  набор карточек с буквами б, т, ь, а, л, о, з,  ю, н, е, л, с, н, о, ь, т, и приступает к работе.

Ведуших хвалит детей за то, что они правильно выполнили задание и просит написать на чистом паззле это качество.

КОММЕНТАРИИ К ИГРЕ

Далее ведущий сообщает, что класс сумел набрать достаточ но много паззлов с названием важных качеств, которые не обходимо взять с собой в пя тый класс. Теперь же нужно из этих паззлов сложить сим вол класса.

Дети   приступают к выполнению зада ний.

Ведущий. Как вы думаете, что вам удалось сложить?

Ребята отвечают, что это похоже на открытую книгу.

Ведущий. Это действительно открытая книга. И сегодня мы с вами поняли, что символом вашего класса является открытая книга. Сегодня мы так же сумели прочитать несколько страниц из этой книги. Cmaлo ясно, что ваш класс — дружный, на ходчивый, сообразительный, старательный, оригинальный.

Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга постепенно будет пополняться новыми важ ными качествами, которые вы будете приобретать во время вашей школьной жизни.

Я предлагаю вам  поместить ниши книги на карту с названием  тех качеств, которые есть у вашего класса и которые вы возьмете с собой в дорогу в пятый класс.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Ведущий   напоминает, что про исходило в первой части.  

После проведенной рефлек сии ведущий предлагает продол жить обсуждение темы «Переход из начального звена в среднее». На доске вновь появляется карта класса с изображением открытой книги и написан ными на ней важными качествами. Рядом  вывешен чистый лист ватмана.  

УПРАЖНЕНИЕ

Ведущий включает спокойную, расслабляющую му зыку и предлагает ученикам занять удобное положе ние за партами.

Ведущий. А сейчас давайте немного пофантази руем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представить себе то, о чем я буду говорить.

Вы пришли 1 сентября в школу в пятый класс. Попытайтесь представить,  как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сиди те на уроке. Что происходит в классе? При глядитесь, кто из учителей ведет уроки и о чем вас спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнить тс требования, которые вам предъявляет?

Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно.  Представьте теперь взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться.

А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвертый класс. Я считаю до пяти. На счет «пять» вы медленно открываете глаза и оказываетесь в нашем классе.

После релаксации ведущий предлагает детям по же ланию рассказать, что им удалось представить.

После недолгого обсуждения ведущий предлагает классу нарисовать себя в настоящем и в будущем (в пятом классе). Каждый рисует на своем листке.

Рядом со вторым рисунком нужно было написать, каким каждый себя представляет в пятом классе, что в нем изменится. Ведущий просит детей, чтобы они обращали внимание не только на внешние изменения, но и на внутренние.

 Музыка прекращается — значит, отведенное для рисования время закончилось.

Дети по желанию рассказывают, какими они себя нарисовали в настоящем и будущем, какие изменения произойдут с ними в среднем звене. Во время рассказа ведущий уточняет у ребенка, чего он ждет от себя в пятом классе. Эти ожидания ведущий просит записать около своих рисунков.

 Ведущий. Посмотрите внимательно на карту. Вы имеете уникальную возможность увидеть, какими вы хотите стать. Оправдаются ли ваши ожида ния, вы узнаете, когда будете учиться в пятом классе. Но у вашего класса есть такие качества, которые должны помочь вам жить интересной школьной жизнью в среднем звене.

В результате проведения таких игр удается получить дополнительный диагности ческий материал, который может  в дальнейшем  исполь зоваться психологом на психолого-педагогическом конси лиуме и при планировании психологической рабо ты с классом.

Приложение № 2

Родительские собрания в 4-х классах

« Через три месяца - в пятый класс»

Чтобы ребенок подготовился к новой школьной обстановке, нужны не учебники и занятия по предметам, а родительское участие.

О том, нужно или не нужно давать задание на лето, можно говорить бесконечно и, что главное, безрезультатно. Это зависит от множества обстоятельств. Во всяком случае, те дети и подростки, которые намерены достаточно серьезно заниматься спортом, искусством, изучением иностранного языка, продолжают совершенствоваться на избранном поприще независимо от времени года.

Московский психолог Мария Ступницкая полагает, что понятие «задание на лето» актуально не столько для учеников, сколько для их родителей, особенно в кризисные периоды школьной жизни. Одним из таких периодов является переход из начальной школы в основное звено. Успешная учеба в 5-м, да и в следующих классах школы во многом зависит от того, насколько хорошо пройдет адаптация пятиклассника. Ребенку предстоит привыкнуть к новой школьной обстановке, ему придется принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия, устанавливать новые отношения со сверстниками и учителями, занять свое место в новой структуре класса и т.п. Подготовиться к этому можно! Это и станет заданием на лето для будущих пятиклассников.

Что можно сделать летом для подготовки ребенка к 5 классу

(задание на лето для родителей)

1. Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:

• иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой и не порванной, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения в отношении младших братьев и сестер или бабушки, в конце концов, напоминать родителям о чем-либо и т.п.);

• иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия;

• проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (например, спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.).

2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого:

• отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье), он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых;

• ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию, например, в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты, в других касающихся его вопросах;

• жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности (лето – прекрасное время для того, чтобы научиться плавать, кататься на велосипеде; поехав в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.

3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого:

• обязательно читать книги и обсуждать с родителями прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей;

• заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать с близкими свои ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.;

• принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п.

                                                                                                                                                  Приложение № 3

НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Программа адаптационных встреч для пятиклассников

Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи: Создание условий для снижения тревожности; выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий; развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Тематическое планирование занятий

Название занятия

Цели

Задачи

1

«ЧТО ТАКОЕ  5-й КЛАСС?»

Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

2

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе.

Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию.

3

«НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.

Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.

4

«ПОНИМАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?»

Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Предоставить детям возможность моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные); развивать ответственность за свои поступки.

5

«МИР ЭМОЦИЙ»

Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.

6

«НАШИ УЧИТЕЛЯ»
(По Слободяник)

Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.

Помощь учащимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.

7

«ИЩУ ДРУГА»

Помочь учащимся в самораскрытии; способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения.

Помочь учащимся определить критерии дружеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыслить и получить опыт предъявления себя.

8

«МЫ И НАШ КЛАСС»
(по Родионову, Ступницкой)

Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы; осмыслить себя как члена группы.

                                                                                                                                                   

ЗАНЯТИЕ № 1.
«ЧТО ТАКОЕ 5-й КЛАСС?»

Цели. Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.
Задачи. Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
Материалы. Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, альбомные листы. Лист ватмана с рисунком «Школьный путь», мягкая игрушка или мяч. Лист А3 с рисунком портфеля.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство

Упражнение «Имя и цветок».
Принятие правил.

Работа по теме

Упражнение «Продолжи фразу»
На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 10-й класс.
Участникам предлагается продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»; «В пятом классе мне хотелось бы...».
Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет?
Ведущий предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс.

Упражнение «Те, кто»
Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол, и тому подобное. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.

Упражнение «Школьный путь» (Родионов, Ступницкая)
Ведущий проводит беседу с ребятами о пройденном отрезке пути и о том, что еще предстоит.

Упражнение «Что важно для меня?»
Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.
Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).
Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Обсуждение
· Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
· Чьи записи тебя удивили?
· Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
· Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
· О ком ты узнал что-нибудь новое?

Анализ занятия (обратная связь)

Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберите две рожицы из четырех, каждая из них подписана: интересно или неинтересно; трудно или легко. Запишите свой вариант на нашем импровизационном нарисованном портфеле.

Домашнее задание

Подумай и запиши дома, какие качества для тебя являются важными в людях, которые тебя окружают (не больше 10 вариантов).

ЗАНЯТИЕ № 2.
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Цели. Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе.
Задачи. Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию.
Материалы. Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Настрой на занятие

Упражнение «Цвет настроения»
Упражнение «Ветер дует на тех, кто...»

Обсуждение домашнего задания

Качества, выделенные ребятами, записываются на доске, обсуждаются их варианты. Дальше ребята записывают черты, которые выделяют в себе. Каждому их них предлагается сравнить выделенные черты (в себе и в других). Обсуждаем результаты.

Работа по теме

Самоанализ «Кто я? Какой я?»
Необходимо продолжить письменно три предложения:
Я думаю, что я...; Другие считают, что я...; Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка на плакате.
Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися.

Упражнение «Вот я какой! Угадали?»
Пятиклассники заполняют анкету, в которой описывают себя и свои увлечения, но не подписывают работу (все ставят на ней свой значок). Сдают свои варианты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она.

Анализ занятия (обратная связь)

Что понравилось?
Какие испытали трудности?
Кого трудней оценивать – себя или других?

Домашнее задание

Придумать примерно 5 шуточных правил для школы – таких, над которыми вы сами можете посмеяться. Затем придумать два правила, которые действительно могли бы помочь школе, классу или вам лично.

                                                                                                                                                 

ЗАНЯТИЕ № 3.
«НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Цели. Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.
Задачи. Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
Материалы. Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, бланк с рисунком «Дерево», футляр для очков, памятка для учащихся «Как готовить домашние задания».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение на воображение
Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета.

Обсуждение домашнего задания

Ребята по очереди называют свое самое смешное правило. А потом правило, которое могло бы помочь школе, классу.
Вопросы для обсуждения:
Какое правило кажется самым смешным?
Какое из предложенных правил кажется самым важным? Почему?
Высказываются желающие.

Работа по теме

Ведущий. Сегодняшнее наше занятие посвящено «новичкам» – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя.
Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том.
Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?
Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.
Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.
Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения).

Список вопросов
1. Работа в классе на уроке
Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?
2. Работа с учебным материалом
Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?
3. Работа над домашним заданием
С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете?
Ведущий. Итак, мы уже многое рассказали Тому, а теперь давайте узнаем, как он себя чувствует после того, как так много узнал о школьной жизни?
Посмотрите на бланк с рисунком дерева. Вы видите на дереве и рядом с ним множество человечков. У каждого из них – разное настроение, они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человека, который напоминает вам Тома, его настроение в новой школе, положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева – его достижения и успехи. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человека, которым Том хотел бы стать и на чьем месте он бы хотел находиться.

Анализ занятия (как на первом занятии).

Домашнее задание

Придумать и нарисовать рабочий стол ученика средней школы.
Сравнить понятия «слышать» и «слушать» (см. Приложение 1.1). Записать, чем они отличаются и что в них общего.
Анкета «Как готовить домашние задания» выдается каждому участнику (
Прихожан, 2002).

ЗАНЯТИЕ № 4.
«ПОНИМАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?»

Цели. Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.
Задачи. Предоставить детям возможность моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные); развивать ответственность за свои поступки.
Материалы. Тетради, бланки теста «Умеешь ли ты слушать?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение: «Где я?»
В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки.

Обсуждение домашнего задания

Что должно быть на рабочем столе школьника? Обсуждаем, сравниваем понятия «слушать и «слышать».

Работа по теме

Упражнение «Рисунок по инструкции»
Это упражнение требует сосредоточенности и умения действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа-автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами. После упражнения обмениваются впечатлениями: партнерам дается возможность обсудить ход совместной работы.

Тест «Умеете ли вы слушать?»
Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат (см. Приложение 1.2).

Игра «Пойми меня»
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Игра-шутка «Пойми меня»
Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке другу.

Анализ занятия (как на первом занятии)

Ведущий задает вопросы для обсуждения:
Трудно ли было оценивать себя?
Что нового вы узнали о себе?

Домашнее задание

Проследите в течение некоторого времени (например, до нашего следующего занятия) за своим настроением. После этого постарайтесь ответить на вопросы:
Всегда ли вы были спокойны и веселы?
Всегда ли вы были внимательны и сосредоточены?

ЗАНЯТИЕ № 5.
«МИР ЭМОЦИЙ»

Цели. Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.
Задачи. Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
Материалы. Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение на внимание «Что ты услышал?»

Обсуждение домашнего задания

Ведущий проводит опрос учащихся по кругу, обсуждается эмоциональный опыт учащихся, анализируются чувства и жизненные ситуации (они записываются на доске).

Работа по теме

Игра «Угадай эмоцию»
Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Упражнение «Фигуры эмоций»
Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

Игра «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению.

Игра «Изобрази эмоцию»
Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Упражнение «Поставь балл эмоции»
На бланках с различными эмоциями предлагается поставить балл (от 1 до 10) каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.
Затем идет обсуждение и делается вывод.

Анализ занятия (как на первом занятии)

Ведущий задает вопросы для обсуждения:
Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?
Что для вас было новым на занятии?
Что было уже известно?

Домашнее задание

Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы владения эмоциями.

ЗАНЯТИЕ № 6.
«НАШИ УЧИТЕЛЯ»

(По Слободяник)

Цель. Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.
Задачи. Помощь учащимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.
Материалы. Лист ватмана, на котором обозначены контуры будущего «цветка». Списки качеств «настоящего учителя» (3 экземпляра). «Лепестки» будущего «цветка», вырезанные из бумаги форматом А3 с текстом интервью учителей-предметников. Карточки с названиями учебных предметов, имен и отчеств (преимущественно женских). Магнитная доска, клей, маркеры.
Интервью с учителями необходимо провести заранее.
Игра проводится в классе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок»

Обсуждение домашнего задания

Обсуждаем способы овладения эмоциями.

Работа по теме

Дети сидят за своими партами. Ведущий перечисляет и записывает на доске вопросы, на которые детям предстоит найти ответ в ходе игры.
«Учебные предметы» – перечисление и обсуждение предметов, которые есть в программе пятого класса.
Дети делятся на три группы.

Упражнение «Как зовут наших учителей?»
С помощью этого упражнения предлагается вспомнить имена и отчества учителей по разным предметам.
· Ведущий называет предмет и имя учителя, а ребята на скорость называют отчество.
· Ведущий называет предмет, а ребята называют имя и отчество.
· Ведущий называет фамилию, а ребята – предмет и так далее.

Упражнение: «Настоящий учитель – это…»
Каждая группа получает листок, на котором написаны различные качества и свойства человека. Среди них есть качества, важные для осуществления педагогической деятельности, есть и нейтральные.
Задача каждой группы – отметить в списке те качества, которые обязательно должны быть у настоящего учителя. Списки у всех групп одинаковые, но выбирают они нередко разные качества. Работа проводится в течение 5 минут. Затем каждая группа выбирает одного представителя. Он остается у доски, остальные садятся на свои места. Сравниваются выборы групп.
Листки с выбранными качествами прикрепляются в центр листа ватмана (будущего цветка).

Упражнение «Какие они, наши учителя?»
Детям раздаются лепестки с текстами интервью их учителей. Эти работы не подписаны. Ребята передают лепестки друг другу (у каждого в руках должен быть лепесток). Читают то, что на нем написано, и если ответы им близки, если им кажется, что человек, сказавший такие слова, похож на них, то должны расписаться на его листочке в специально оставленном для этого месте.
Дети читают ответы учителей и по желанию расписываются. Затем передают лепестки по кругу.
Дальше из лепестков собирается цветок.
В конце делается вывод о том, какие учителя работают в нашей школе.

Анализ занятия (как на первом занятии).

Домашнее задание

Написать по 5 качеств, которые нравятся в других ребятах и в себе. А также 5 качеств, которые не нравятся в других и в себе самом.

ЗАНЯТИЕ № 7.
«ИЩУ ДРУГА»

Цели. Помочь учащимся в самораскрытии; способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения.
Задачи. Помочь учащимся определить критерии дружеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыслить и получить опыт предъявления себя.
Материалы. Листы бумаги для написания объявлений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Упражнение на внимание «Пальчики»
Ведущий показывает определенное количество пальцев на руках. Необходимо, чтобы встало столько же человек. Кто ошибается, пропускает следующую серию.

Обсуждение домашнего задания

Сравниваем выбранные характеристики друга и отвечаем на вопросы: С каким человеком хотели бы дружить? Должны ли друзья быть во всем похожи друг на друга?

Работа по теме

Дискуссия по вопросам:
Можете ли вы мне сказать, зачем человеку нужны друзья? Много ли друзей ему нужно? Каким должен быть хороший друг (хорошая подруга)? Что ты сам делаешь для своего друга (подруги)? Хороший друг похож на брата или сестру? А чем отличается?
Ведущий предлагает участникам написать окончания предложений у себя в тетради: «Откровенно говоря, мне до сих пор трудно…»; «Откровенно говоря, для меня очень важно…»
Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух.

Упражнение «Ищу друга» (единомышленника)
Ребятам предлагается попытаться составить объявление под названием «Ищу друга».
В нем необходимо рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.
Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора.
Желающие могут поместить свои объявления на стенде в кабинете психолога.

Анализ занятия (как на первом занятии)

Трудно ли быть откровенным?
Просто ли было написать о себе?

Домашнее задание

Вспомнить все пройденные занятия и подумать, а что хотели бы добавить или изменить. Напишите на листочках (их можно не подписывать).

ЗАНЯТИЕ № 8.
«МЫ И НАШ КЛАСС»
(по Родионову, Ступницкой)

Цели. Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».
Задачи. Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы; осмыслить себя как члена группы.
Материал. Листы цветной бумаги светлых тонов (голубого, розового, желтого), в центре каждого листка написано «Я» (по количеству участников); наборы фломастеров или цветных карандашей; лист ватмана, на который в дальнейшем будут наклеиваться маленькие эмблемы; фотоаппарат; бланки анкеты для оценки эффективности цикла занятий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Настрой на занятие

Упражнение «Коллективный счет»

Обсуждение домашнего задания

Ребята сдают письменное задание.

Работа по теме

Упражнение «Коллаж класса»
Школьникам предлагается создать свою эмблему – визитку, на которой должно быть написано имя участника и какое-либо его положительное качество, форму каждый выбирает свою.
Пока дети работают, на доске перед ними висит плакат с надписью в центре «Мы и наш класс». Выполнив задание, каждый подходит к плакату и приклеивает свою эмблему на общий шаблон.
Ведущему необходимо подвести участников к идее, что каждый из них – частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». В заключение нужно обсудить, может ли общее «Мы» существовать без отдельных «Я».

Упражнение «Какие мы»
Все хором произносят «Мы все», а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных гербах, но только во множественном числе. Например: «Мы все сильные, умные, красивые, добрые…»

Анализ занятия (как на первом занятии)

Вербальный вариант обратной связи.
Участники в кругу, передавая друг другу игрушку или мяч, говорят о том, что больше всего запомнилось на занятии.
Делается общая фотография группы. Ведущий сообщает, что она будет наклеена на общий герб.

Проективная методика «Дерево».
Оценка эффективности занятий

Каждый участник заполняет анкету для оценки эффективности цикла занятий. После заполнения анкеты каждому выдается диплом с напутствиями и улыбкой.

АНКЕТА

Уважаемый пятиклассник!
Ты принял участие в восьми занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твое мнение о нашей совместной работе. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов, это поможет в будущем учебном году сделать такие занятия еще интересней и полезней.
Спасибо!
· Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились?
· Что тебе больше всего понравилось: какие упражнения, игры, темы занятий?
· Что тебе совсем не понравилось?
· Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни?
· О чем бы ты хотел узнать на будущих занятиях?

 Приложение 3.1

Сравнение понятий «слушать» и «слышать»

Подумайте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?
Что важнее: чтобы тебя слышали или слушали?
Что для вас является самым ценным и самым главным в жизни? (Варианты записать на доске.)
Когда человеку бывает хорошо? (Когда его любят, когда он здоров, когда его понимают.)
Когда человека понимают? (Когда его слушают.)

Приложение 3.2

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:
1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
4. Ты часто перебиваешь собеседника?
5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?
7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других?

Психолог обобщает ответы учащихся.

Приложение № 4

Анкета для оценки уровня школьной Уважаемые родители пятиклассников!

Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся  самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.                                                     Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.                                                                Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована  без Вашего согласия.

Ф.И. ребенка_____________________________Класс______

 Ф.И.О.родителей_________________________Дата _____________

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1.Охотно ли идет ребенок в школу?                                                                                  

неохотно                                                                                                                                               без особой охоты                                                                                                                           охотно, с радостью                                                                                                                  затрудняюсь ответить

2. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу?

Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.    

засыпает с трудом                                                                                                                            долго не может заснуть, хотя очень устал                                                                              внезапно просыпается ночью, плачет                                                                        разговаривает во сне                                                                                                              просыпается с трудом                                                                                                                        утром сонный  и вялый                                                                                                        недержание мочи                                                                                                                             плохой аппетит                                                                                                                                         вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы       беспричинные боли в животе                                                                                                              частые головные боли                                                                                                                        болел  в сентябре-октябре                                                                                                               стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия                                      наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.      ведет себя как маленький, не соответственно возрасту                                                  другие изменения___________________________________________________

3. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?                                                                                                                    да                                                                                                                                                                        нет

4. Опишите режим дня Вашего ребенка:

встает в ____                                                                                                                                      посещает группу продленного дня с________до_________

из школы  возвращается самостоятельно в _____________

из школы ребенка забирает______________в___________

посещает дополнительные занятия, кружки, секции____________________________________________

________________  раз в неделю

делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________

делает уроки дома с_________до__________

гуляет с___________до____________

смотрит телевизор с__________до___________

играет с______________до______________

ложится спать в ___________________

Ваш ребенок имеет отдельную комнату______

Имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________

5. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?                        иногда                                                                                                                                             довольно часто                                                                                                                    затрудняюсь ответить

6. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

в основном отрицательные впечатления                                                            положительных и отрицательных примерно поровну                                                                     в основном положительные впечатления

7 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

довольно часто                                                                                                                          бывает, но редко                                                                                                                                                   такого практически не бывает                                                                                                     затрудняюсь ответить

8. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

довольно часто                                                                                                                                 бывает, но редко                                                                                                                             такого практически не бывает                                                                                               затрудняюсь ответить

9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

 да                                                                                                                                                       скорее да, чем нет                                                                                                                            скорее нет, чем да                                                                                                                         нет                                                                                                                                                        затрудняюсь ответить

10. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?

11. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно_________________________________________________________

Приложение №5  

Анкета для классного руководителя

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ

ФИО ученика (-цы)_____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________________

1.Сложности в обучении:

  1. учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
  2. пассивен на уроке, быстро устает, истощается, дает неправильные ответы;
  3. не включается в учебный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы;
  4. плохо запоминает учебный материал;
  5. имеет ограниченный (бедный) словарный запас;
  6. другие особенности        

Итоговые оценки по основным предметам: чтение __ , русский язык___ , математика__

2.Трудности в усвоении норм поведения:

  1. очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с учителем;
  2. мешает другим на уроке и на перемене, не слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания;
  3. подозревается в пропаже денег, ценных предметов;
  4. безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, от сутствует эмоциональная заинтересованность в окружении;
  5. другие трудности  ______________________________________________________________

3.Особенности социальных контактов:

  1. нарушены взаимоотношения с одноклассниками:
  1. мешает другим, подсмеивается над ними;
  2. обижает более слабых;
  3. выставляет себя, паясничает, играет роль «клоуна»;
  4. часто ссорится с одноклассниками, пристает ко всем, находится в плохих отношениях с неко торыми из них;
  5. не любим другими детьми, над ним часто подсмеиваются;
  6. дерется, использует опасные предметы в качестве орудия драки;
  7. замкнут, изолирован от других, предпочитает находиться один;
  8. другие нарушения        _____
  1. нарушены взаимоотношения с педагогом:
  1. при общении с учителем теряется, смущается, отвечает тихим голосом, запинается;
  2. избегает контакта с учителем; не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным (часто сниженный фон настроения);
  3. проявляет негативизм по отношению к учителю, не выполняет его требований; отвечает дерз ко, порой грубо;
  4. другие нарушения        _____

4.Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ребенка к школе.

  1. Смена социального окружения: переход в новую школу, новый класс, второй год обучения, при бытие из другого города, из сельской местности.
  2. Соматическая ослабленность:
  1. частые простуды;
  2. жалобы на боли в желудке, тошноту;
  3. головные боли;
  4. наличие хронических заболеваний (холецистит, пиелонефрит, астма, нейродермит, туберкулез).
  1. Органические нарушения и физические дефекты:
  1. плохое зрение;
  2. слабый слух;
  3. недостатки в произношении отдельных звуков;
  4. плохая координация движений, неловкий;
  5. слишком маленький рост;
  6. чрезмерная полнота.
  1. Педагогическая некомпетентность родителей:
  1. безнадзорность — родители игнорируют не только духовный мир ребенка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (часто неряшливо одет, выглядит так, как буд то очень плохо питается);
  2. жестокое обращение с ребенком;
  3. повышенная опека — постоянный контроль за поведением ребенка, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей;
  4. преувеличенное представление родителей о хрупкости ребенка, его болезненности;
  5. противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребенку свои требования).

5.Отметьте две-три положительные черты личности ребенка, на основе которых можно строить коррекционную работу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

« ____» _______________2011 г.        

Учитель (классный руководитель):               _________/      ______________________________

Приложение № 6

Наблюдение на уроке

Схема-характеристика учащихся.

(методика Лускановой Н.Г.)

Для 1-х и 5-х классов.

Инструкция: ответы на вопросы в схеме обозначать цифрами – в графе соответствующего вопроса против фамилии ученика ставятся цифры:

«1» - «безусловно да»,

«2» - «скорее да, чем нет»,

«3» - «скорее нет, чем да»,

«4» - «безусловно нет».

Вопросы:

  1. Охотно ли, с интересом ребенок учится?
  2. Достаточно ли ответственно относится к учению?
  3. Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?
  4. Стремиться ли к улучшению своих результатов?
  5. Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
  6. Вполне ли дисциплинирован ученик?
  7. Умеет ли организовать себя в работе?
  8. Достаточно ли при этом внимателен, целеустремлен и настойчив?
  9. Отвечает ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?
  10. Достаточно ли контактен, доверчив ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?
  11. Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?
  12. Можете ли Вы опереться в работе с ребенком на помощь его родителей?
  13. Нуждается ли ребенок в дополнительной индивидуальной помощи: на уроках, при выполнении домашних заданий?
  14. Легко ли откликается на помощь?
  15. Успешно ли прошел процесс адаптации ребенка к школе?
  16. Вполне ли удовлетворительно усваивает ребенок программные знания, умения и навыки?

Интерпретация: дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности адаптации к школе.

Приложение № 7

Приложение № 8

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся

(методика Лускановой Н.Г.)

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (нравиться — не очень - не нравиться).
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хо чется остаться дома?(иду с радостью - бывает по-разному - чаще хочется остаться дома)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (пошел бы в школу - не знаю - остался бы дома).
  4. Тебе нравиться, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравиться - бывает по-разному - нравиться).
  5. Ты хотел бы, что тебе не задавали домашних заданий? ( не хотел бы- не знаю- хотел бы).
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?(не хотел бы- не знаю - хотел бы).
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (часто – редко - не рассказываю).
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был бы менее строгий учитель? (не хотел бы - точно   не знаю — хотел бы).        
  9. У тебя в классе много друзей? (много - мало - нет друзей).

10. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся - не очень - не нравятся).

Обработка  и интерпретация:  Для возможности дифференцировки детей по уровня школьной мотивации введена  система бальных оценок.

  3 балла - ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций;

 1 балл - нейтральные оценки;

 0 баллов - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной ситуации.

Оценки в 2 балла не были включены для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основ ных уровней школьной мотивации:

   25-30 баллов - высокая школьная мотивация.

   20-24 балла - нормальная школьная мотивация.

  15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

  10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

     ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.[5]

Приложение № 9

Самооценка школьника

(Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р., 1986г)

Диагностический инструмент представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.

Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я», и значимых других может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиции левее других – как переживаемая ценность «Я».

Самооценка определяется как восприятие субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими. Испытуемому на листе бумаги представляется строка, состоящая из восьми кружков, и предлагается выбрать кружок для себя и для других людей из окружения испытуемого. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

Простота и оригинальность «символических заданий», возможность их применения на различных контингентах обследуемых /начиная с трехлетних детей и кончая взрослыми/ привлекли к этой методике большое внимание.

Подтверждается в целом конструктивная валидность пробы на самооценку. Дети располагают «самых лучших» детей слева, а плохих – справа, мать и отца, как правило, тоже располагают слева, себя в ряду детей располагают левее, чем в ряду взрослых.

Инструкция: Представьте, что перед вами находится альбом с фотографиями. Укажите крестиком,  в каком круге находится ваша фотография?

Интерпретация: 1, 2, - завышенная самооценка; 3, 4, 5 – адекватная; 6, 7, 8 – заниженная самооценка. [10].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога


Адаптация пятиклассников

 

  Любой учитель скажет, что  пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

-  возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;

-  возросший объем работ как на уроке, так и дома;

-  новые требования к урокам и новые учителя;

-  необходимость много работать самостоятельно и т.д.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов

Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.

Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на  «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

 

Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение  к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.

Повышенная тревожность

Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего, родители) обязательно придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою неуверенность ребенку, не делились с ним своими страхами.

Для того, чтобы чувствовать себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся тревожному ребенку небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой как талисман. Лучше всего, если консультант расскажет об использовании талисмана ребенку и родителям вместе. Полезно напомнить о том, что люди во все времена пользовались талисманами. Их брали с собой на охоту в древние времена, их носили солдаты, уходящие на войну, да и сегодня люди, особенно нуждающиеся в успехе (летчики, спортсмены, солдаты, каскадеры) ими не пренебрегают.

Объясните, что талисман всегда дарит какой-нибудь очень близкий, любящий и любимый человек - и поэтому талисман напоминает об этом человеке, придает ощущение того, что этот человек рядом с тобой, что он помнит о тебе и поддерживает тебя. Если ребенок достаточно взрослый, то ему можно рассказать о принципе ассоциации (или условного рефлекса): талисман вызывает воспоминание о близком и/или особо значимом человеке по ассоциации. А это воспоминание успокаивает, снимает волнение. В свою очередь, спокойное состояние сильно повышает шансы на успех. Поэтому, независимо от своих магических свойств, талисман приносит удачу (а если у него есть еще и магические свойства - тем лучше).

Талисман должен быть приятен и сам по себе. Для девочки подходящим талисманом будет красивый медальон или маленькая мягкая игрушка, удобно помещающаяся в кармане. Такая игрушка хороша и для маленького мальчика. Для мальчика постарше это может быть гладкий, красивый и приятный наощупь камешек. Если ребенок религиозен, то очень хорош освященный образок или крестик. В любом случае он должен быть подарен очень близким или особо значимым человеком - обычно это кто-либо из родителей.

Первое время талисман надо брать с собой в тех случаях, когда успех практически гарантирован: тогда в добавок к ассоциациям с близким человеком он "обрастет" также успокаивающими ассоциациями с удачей, успехом. Если же несколько раз подряд он окажется связан с неудачей (например, с плохо написанной контрольной в школе), то от него надо отказаться, по крайней мере на некоторое время, пока не забудутся ассоциации с неудачами.

Если в какой-либо очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную успокаивающую функцию и лежа дома - надо только почаще о нем вспоминать. Отнюдь не является трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила оказалась исчерпана - это тоже мотив, широко распространенный в культуре; быть может, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам опасности (подобные игры с самим собой - обычная составляющая психологических техник саморегуляции).

Все эти объяснения - важный элемент техники работы с талисманом. Они должны быть даны ребенку и родителям убедительно, в понятных им словах.

Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со специальными добавками - морской солью или травами (сборы трав, оказывающие успокоительное действие на нервную систему, продаются в аптеках без рецепта). Очень хорошее действие оказывает теплый душ перед сном - но не горячий и не холодный (и тот, и другой возбуждают), а примерно температуры тела, приятный для кожи и ощущаемый как "нейтральный".

Очень полезны занятия спортом, особенно - плаванием.

При особо высоком уровне тревоги можно рекомендовать родителям обратиться к врачу (психиатру или невропатологу); медицина располагает широким арсеналом медикаментозных средств, снижающих тревогу. Это различные транквилизаторы. Назначать их может только врач, а ни в коем случае не психолог и не сами родители. Еще раз повторим, что этим путем следует идти только при очень сильном повышении тревоги. Злоупотреблять транквилизаторами нельзя. Во-первых, к ним со временем наступает привыкание, проявляющееся в повышении толерантности (снижении чувствительности) к ним; для достижения прежнего эффекта приходится повышать дозу, а при этом растут побочные действия, имеющиеся у всех без исключения транквилизаторов. Во-вторых, их использование препятствует выработке механизмов психологической защиты, которые формируются, если тревога преодолевается чисто психологическими средствами.

Проблемы общения со сверстниками

Родителям следует рассказать, как взрослый может целенаправленно строить общение небольшой группы детей. Поначалу ребенка надо учить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь, подсказка в случае конфликта или выпадения из общего дела. Предположим, дети не могут сами придумать, чем им заняться. Тогда взрослый должен подсказать им какую-нибудь интересную игру. Как только они начали играть, он отходит в сторону, представляя дальнейшую инициативу им самим. Но вдруг снова возникает затруднение - например, двое ребят поспорили, кому из них достанется самая интересная роль. Тут взрослый снова вмешивается, помогает решить спор (скажем, предлагает ввести в игру еще одну не менее привлекательную роль) и снова отодвигается на задний план.

Детям проще всего общаться со старшим ребенком: он охотно берет на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнение его указаний. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми. Следующий этап в развитии навыков общения - это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его пока еще не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие. Самое трудное - это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому находить "золотую середину" между командованием и подчинением, все время соотносить свои намерения с желаниями других детей.

Начиная с предподросткового возраста можно рекомендовать, помимо игровых, рациональные средства анализа ситуаций общения, моделировать и разбирать с ребенком различные случаи конфликтов, искать способы их конструктивного разрешения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...