Основные источники возникновения агрессивного поведения подростков
статья по психологии по теме

Источником возникновения агрессивной реакции у подростка является то, с чем он сталкивается каждый день. В связи с его неустоявшейся нервной системой и шаткой личностной структурой близкое столкновение с отрицательными общественными процессами возбуждает и порождает возникновение каких-либо агрессивных проявлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istochniki_agressiv.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Основные источники возникновения агрессивного поведения  у подростков

Источником возникновения агрессивной реакции у подростка является то, с чем он сталкивается каждый день. В связи с его неустоявшейся нервной системой и шаткой личностной структурой близкое столкновение с отрицательными общественными процессами возбуждает и порождает возникновение каких-либо агрессивных проявлений.

В последнее время проблема агрессии на российском телевидении обсуждается достаточно остро. При этом отмечается, как правило, отсутствие реальных исследований о влиянии сцен насилия на телезрителя. Однако нам представляется важным обратить особое внимание на данную тему, поскольку она связана с особым возрастным этапом подростничества, когда проблематика социализации обнаруживает себя наиболее остро.

Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет.

С  одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Современный мир  все чаще категоризируют как информационное общество, то есть как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой актуальная информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию.

        С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния определяется их специфическими характерными особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной действительности.

Ускорение  темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а реклама в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом.

Подаваемая прогрессом актуальная информация уже прошла отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ее объективный характер не подчеркивался. Собственно перед каждым обыденным человеком социальным мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации.

        Средства массовой информации также предоставляют современному человеку большой простор поиска оснований для социальной идентификации. Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности, ибо дает более широкий перечень различных групп, их спектр и совершенствует оценку их со стороны потребителя актуальной информации.

Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия современного человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.

        Другая отмечаемая характерная особенность современных средств массовой информации – их экспрессивность – также способствует общей задаче социальной ориентировки человека (построения им образа социального мира и социальной самокатегоризации): готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.

        Все вышеперечисленное приводит к закономерному выводу: в анализе информационных реалий нашего дня ведущим должен стать социализационный подход.

        Роль СМИ в процессе социализации подростка, неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями.

        В большинстве случаев ее констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции средств массовой информации в общей структуре досугового времени современного подростка (в основном речь идет о телевидении).

В начале 90-х годов американский школьник смотрел телевизор в среднем 6,5 часов в день, ненамного отставал от него западноевропейский сверстник – около 5 часов в день (по данным ЮНЕСКО). В свою очередь их российские ровесники проводили у экрана в среднем до 3 часов в день, при этом на сегодняшний день доля «телеманов» в отечественной подростковой среде значительно возросла.

        Однако дело не только в том, что для большой части детей каналы «активного» и самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными» и интерпретативными.

Как убедительно доказывает В.С. Собкин на материале социологического исследования старших школьников, определенные типы телевизионных передач «встраиваются» в традиционные, культурно отнормированные воспитательные ритуалы и не только «обслуживают» их, но и  вытесняют. В результате детско-родительские отношения опосредуются телевизором «детские» передачи ребенок смотрит, как правило, один, а «взрослые» - вместе, вернее - рядом с родителями, все больше пристраиваясь к взрослой культуре телевизионного потребления.

        Об увеличении роли современной рекламы в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родители, друзья, учителя) значение средств массовой информации (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.

Детальный анализ телевизионных трансляций с точки зрения сцен насилия и эротики и их влияния на эмоциональное состояния детско-подростковой аудитории – при всей двойственности возможных теоретических интерпретаций – свидетельствует об их скорее «разрушающем» влиянии на личность ребенка.

Проблемы «дети и реклама» волнует всех: родителей, педагогов, психологов и врачей. Ведь современная реклама знакомит подростков с явлениями природы и общественной жизни. Здесь расширяется их кругозор, знания, словарный запас. Часто после просмотра ролика подростки с удовольствием рассматривают картины, перечитывают книги, на которых была основана передача, рисуют любимых героев.

Через телевидение, рекламу современные подростки многому обучаются, и многое узнают – как полезное, так и не полезное. Но в то же время подростки находятся за телевизором в среднем полтора, два часа в день. Это значит, что телевизору уделяется больше времени, чем другим занятиям (чтению, прогулке, общению с друзьями).

Для многих ребят сидение у телевизора стало привычкой. Поэтому современный подросток после прогулки, школы, зная, что  по телевизору идет интересная передача, фильм наспех моет руки, кушает и садится к телевизору. Вот почему это так часто беспокоит родителей. В этот момент родители говорят, что их подросток начинает больше знать, чем уметь. К сожалению, в данный период при просмотре телевидения происходит только интеллектуальное развитие современного подростка, но не физическое воспитание.

           У современных подростков один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов наука все еще не выяснила степень влияния СМИ на агрессивное поведение.

Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора. В течение многих лет количество мужских персонажей постоянно превосходит количество женских персонажей в отношении 3:1 во взрослых телепрограммах и в отношении 5:1 в программах для детей [55, с.13].

По сравнению с мужскими женские телеперсонажи стареют быстрее и выступают, главным образом, в романтических ролях. Лишь немногие телегероини успешно сочетают замужество и профессиональную деятельность; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом.

Вклад телевидения и рекламы в формирование представлений подростков о социальной реальности, в том числе о половых ролях, зависит от отношений подростков  со своими родителями.

Когда родители и дети действуют как единая сплоченная единица, занимаются совместной деятельностью и  получают удовлетворение  от проведенного вместе времени, значение роли родителей в развитии социальных ценностей у своих детей возрастает.

Если родители не контролируют, какие телепередачи и рекламу смотрит их подросток, и не предлагают комментариев или объяснений увиденного, то телевидение играет большую значимую роль  в формировании ценностей.

Поскольку дети всех возрастов проводят перед телеэкранами все больше и больше времени, роль телевидения в формировании их ценностей и половой идентичности становится все значительнее. Исследователи предлагают, что в связи с этим телевидение внесло свой вклад в создание негативных Я-концепций у многих девочек - подростков. Постоянно повторяющиеся телевизионные "уроки" о половых ролях приводит к тому, что у подростков формируются более стереотипные способы мышления.

Телевизор используется как своеобразная «нянька». Увиденное подростком обязательно отразится на его нервной системе, настроении, отношении к жизни, поведенческих проявлениях.

На пути увеличения спроса на товары стояли два сильнейших препятствия: первое - как будто полная удовлетворенность населения прежними приобретениями и второе - все возраставшая стандартизация продуктов, лишавшая их привлекательности и индивидуальных признаков.

Именно в то время забрезжили две новые идеи, подсказанные психологами: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и все мерно побуждать к все новым и новым покупкам; обратиться к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей и энергично их эксплуатировать. Слово "бессознательное" стало девизом и содержанием нового направления в рекламе.

Современные рекламные специалисты  придерживаются теории трех психологических состояний:

1) человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это;

2) человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину;

3) человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.

Задача рекламы  состоит в том, чтобы создать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобрести рекламируемое. Это тем более необходимо, что многие предметы потребления стандартизированы.

В других случаях реклама строится на смягчении или подавлении чувства вины, испытываемой потребителями при покупке некоторых товаров, например, сигарет, кондитерских изделий, алкогольных напитков (чувство вины за нарушение гигиенических правил).

Г. Крайг  считает, что люди курят, чтобы освободиться от напряженного состояния, стать более общительными или уравновешенными, наградить себя за труды. Самый важный мотив: американцы курят вопреки грозящей им опасности. Это доказывает их силу, мужество.

На сегодняшний день курящие подростки демонстрируют этим свою самостоятельность, зрелость. Курящие молодые люди выглядят старше, а пожилые – моложе.

В. Ценев справедливо считает, что знакомство с механизмом воздействия рекламы на человека надо начинать не с техники, а с психологии. Реклама бывает разной. И, наверное, нет ни одного человека из цивилизованного мира, который хотя бы раз не видел телевизионной рекламы.

Особенно реклама влияет на впечатлительных людей, и людей с еще неокрепшей нервной системой – детей и подростков. Эти самые подростки, просматривая очередной фильм или развлекательную программу, обязательно увидят ролики, рекламирующие различные виды товара необычным способом и поведением.

Данные ролики как бы являются наглядным способом необходимого поведения в какой-либо ситуации. Чаще всего это бывает проявление агрессивности, что присуще их возрастным особенностям .

Таким образом, рассмотрев основные источники возникновения агрессивного поведения у подростков, необходимо отметить, что само общество, а также тяжелое становление личности подростка является  теми самыми факторами, которые мешают гармоничному развитию личности. И в то же время агрессивность в подростковом возрасте является естественным процессом, который необходимо проконтролировать со стороны взрослых для успешной адаптации подростка в современном мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Основные источники радиации в Белгородской области, их воздействие на Биосферу».

Интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)...

Основные гипотезы возникновения жизни на Земле

Разработка урока предназначена для учащихся 9  классов.Рассматриваются основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Презентацию к уроку, а так же весь необходимый материал (таблица, текст для ...

К вопросу об основных источниках по изучению осадного искусства Г.Ю. Цезаря

В статье приведен комплекс основных источников, которые могут быть использованы при изучении осадного искусства Г.Ю. Цезаря, дана их всесторонняя характеристика....

Методическая разработка занятия "Качество воды и ее потребительские свойства. Основные источники химического загрязнения водоемов"

Ознакомление учащихся с потребительскими свойствами воды, основными источниками загрязнения водоемов...

Статистические материалы – один из основных источников географической информации

Тема моей работы «Статистические материалы – один из основныхисточников географической информации». Данная тема определяет основу не только преподавания предмета, но способствует усп...

«Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традициям для литературного языка.Обладать культурой речи &mda...