Мир детский и мир взрослый
рабочая программа по психологии на тему

Сухорукова Елена Владимировна

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное  становление психики детей, и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает болезненные внутренние противоречия. Связи “ родитель-ребенок” имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvivayushchih_zanyatiy_s_roditelyami.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

             

«МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

                         

                                                                               Составитель:

        Сухорукова Е.В.

        Педагог-психолог

        МОУ СОШ №103

ВОЛГОГРАД 2007

Сведения об авторе:

Сухорукова Елена Владимировна

МОУ СОШ №103

Педагог-психолог

Пояснительная записка.

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное  становление психики детей, и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает болезненные внутренние противоречия. Связи “ родитель-ребенок” имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

 Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей  заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.

Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущения  психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для ребенка в особенности. Не случайно для специалистов в области семьи считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Современный ребенок уже научился мириться и сосуществовать с оценочной позицией педагога, учителя по отношению к нему. Но по-прежнему каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

В определяющей мере успешность семейной социализации ребенка зависит от взрослого, а точнее, от того, ощущает ли ребенок любовь и внимание своих близких, чувствует ли себя принятым своими родителями. Вряд ли можно найти ребенка, который хотел бы потерять это. Напротив, он готов сделать все, чтобы удержать любовь и внимание родных и значимых для него взрослых. Подчас он становится мастером распознавания желаний, чувств своих домочадцев, приспосабливается к ним, нередко ценой утраты своего собственного «Я» (например, «семейный герой», «потерянный ребенок», «козел отпущения», «шут» и др.), которые вынуждены играть дети в семьях, чтобы существовать в системе межличностных семейный отношений.

Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и  социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом  сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления.

Неустойчивость, слабая выраженность эмоциональных связей в детско-родительских отношениях приводит к тому, что ребенка начинают подчинять в семье настроением взрослых, отрицая его права на собственные переживания и настроения. Назначение семьи быть для ребенка «эмоциональным тылом», источником безопасности, поддержки и принятия ребенка родителями.    

Коррекция детско-родительских отношений направлена на устранение источника наличных проблем, развитие позитивного взаимодействия между родителями и детьми, а также умения общаться, решать проблемы и находить выходы из трудных ситуаций.

В работе психолога образовательного учреждения  важнейшим звеном коррекционной работы является  работа с родителями. Важность такой работы состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Цель программы: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи программы:

1.Расширение возможностей понимания своего ребенка;

2.Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

4.Активизация коммуникаций в семье;

5.Расширение психолого-педагогического кругозора родителей,           следовательно, влияние на благополучие и развитие ребенка.

6. Развитие у родителей интуиции, с помощью которой они смогли бы понимать мышление и эмоции ребенка, чувствовать его потребности.

Программа рекомендуется для родителей младших школьников. Рассчитана на 11 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по1-1,5 часа в течение 2,5-3 месяцев.

  Основные блоки программы:

-Диагностический

-Информационный

-Развивающий

Диагностический блок заключается  в диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий для детей и родителей.

Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые психолог стремится донести до участников.

Развивающий блок программы  состоит в формировании  и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка.

Первый  этап программы построен на центрации на ребенке, второй - на взаимоотношениях и взаимодействии  с ребенком, и, наконец, последний - на самой личности родителя. Особое внимание уделяется самостоятельной работе родителей, этой цели служат домашние задания и ведение дневника родителя, который заполняется дома и на занятиях.

Планируемые результаты:        

Первые занятия построены на центрации на ребенке. Знакомство родителей с психологическими особенностями детей определенного возраста  поможет многим родителям осознать свои ошибки в воспитании.

На втором этапе, построенном  на взаимоотношениях и взаимодействии  с ребенком, состоящим в формировании  и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставит возможности активного самопознания и познания своего ребенка.

Анализ педагогических ситуаций, которые возникают в результате применения традиционных родительских высказываний, мешающих взаимопониманию и приводящие их к конфликтным ситуациям и их проигрывание позволит со стороны лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь. Через проработку в упражнениях предложена родителям новая форма общения, основанная на « Я-общениях», вместо «Ты-высказываний», в результате которых родители научатся лучше понимать и чувствовать не только ребенка, но и самих себя.

  Заполнение родителями таблицы «Что огорчает и, что радует в моем ребенке» даст возможность узнать особенности собственного сына или дочери, подумав о  его положительных качествах и уже направленно опираться на достоинства характера. Анализ недостатков позволит родителям осознать собственное неправильное поведение в общении с ребенком, которое способствует развитию негативных сторон его характера. Таким образом, изменив стиль общения  и пересмотрев шкалу основных ценностей, родители по иному смогут реагировать на возникшие проблемы. Так, например, если у ребенка не получалось что-либо сделать, то такая реакция взрослых, как: «Ты  умница и у тебя обязательно все получится, а я тебе в этом помогу», - поможет ребенку укрепить веру не только в себя, но и сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к окружающему миру: «Я хороший, и другие хорошие». Такое общение оставит позитивный след от взаимоотношений между взрослыми и детьми уже за рамками конкретной задачи.

 По мнению психолога, наиболее эффективные формы работы - дискуссии, так как каждый сможет высказать свое мнение, и всей группой найти наиболее оптимальное решение проблемы.

Особое внимание  в программе уделяется самостоятельной работе родителей, этой цели служат домашние задания и ведение дневника родителя, который заполняется дома и на занятиях. Домашние задания позволят подключить к новой системе других членов семьи, которые не посещают курсы, но участвуют в воспитании детей.  Это позволит по-другому смотреть на своих детей, пересмотреть свои отношения с ними, обратить внимание на своего ребенка как на личность.

После прохождения полного обучающего курса у родителей возможно произойдут значительные изменения во взаимоотношениях с детьми, а также улучшатся отношения в семье между  ее  взрослыми членами:

1. Ощущение внутреннего спокойствия.

2. Лучшее понимание своих детей.

3. Возростающее чувство уверенности в себе при выполнении своих семейных обязанностей.

4. Усиление принятия своих детей.

5. Появление большой склонности к демократическим отношениям и поступкам взамен авторитарных.

Таким образом, коррекционные занятия позволят установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми,  способствовать закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ»

Содержание программы:

Занятие 1. Знакомство

Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

1. Психолог знакомит участников с целями и задачами занятий, условиями и режимом  работы, с основными правилами групповой работы.

2. Родители представляются и рассказывают о себе и о своих трудностях,

высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.

3.Психогимнастические упражнения (встать и поменяться по какому-нибудь признаку, изобразить «бросание мяча», «брызгание водой»).

4.Психолог говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, и предлагает ответить на ряд вопросов, ответы которых фиксируются дневниках (заполняется таблица, в которую записывают ответы за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка).

-Мое любимое животное и нелюбимое. Почему?

-Мой любимый цвет и нелюбимый. Почему?

-Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

-В другом человеке мне больше  всего нравится такая черта, как…, а не нравится…

-Если бы у меня была фантастическая возможность  стать кем-то  на один день, то я бы стал… Почему?

-Доброго волшебника я попросил бы о… А злого попросил бы о… Почему?

-В какое животное  превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

  Обмен ответами на вопросы между участниками (дискуссия).

5.Истолкование родителями смысла пословиц, касающихся отношений в семье.

Пословицы:

1.Сын да дочь, день да ночь и сутки полны.

2. Порванную веревку как не вяжи, все узел будет.

3. Без корня и трава не растет.

4. Похвальное слово гнило бывает.

5. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

6. Сердце матери лучше солнца греет.

7. Первые детки соколятки, вторые воронятки.

8. Против шерсти не гладят.

9. У семи нянек дитя без глазу.

10. При солнышке тепло, при матери добро.

6. Домашняя работа: завершение таблицы в графе ответов ребенка; сравнение их со своими предполагаемыми ответами.

Занятие 2

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей;  развивать умения, направленные на общение детей с родителями.

1. Основные темы групповых дискуссий: Впечатления от первого занятия; индивидуальные цели участия в группе, цели группы.

Отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника «ассоциаций», «горячий стул» - доверие к каждому участнику).

2.Невербальные психогимнастические приемы («движение в темноте»,  ролевая игра «Поводырь и Слепец»), направленные на сплочение группы и знакомство с помощью тактильных контактов.

3.Информационная часть: «Дети, какие вы?» (лекционный материал)

4. Обсуждение домашнего задания  в большом кругу.

5. Домашнее задание заключается в изучении психолого-педагогической   литературы: «Возрастные особенности наших детей» (памятки).  

Занятие 3. Познай свое родительское «Я»

 Цель: определить свое отношение к процессу воспитания детей.

Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Как родители, мы ровесники вашего рождения и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас — какие родители получатся из нас.

                                                                           Билль о правах родителей

1.Упражнение «Комплименты»

 2.Обсуждение информации, полученной на предыдущем занятии, и ее соотнесение с домашним заданием.

 3. Обсуждение методом групповой дискуссии темы:  «Особенности  воспитания и его роль в жизни ребенка».

 4.Упражнение «Воспоминание о детстве»

Психолог: «Какие главные воспитательные средства вы знаете? Существует мнение: «Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит». Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую «закономерность»: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это вовсе не дрессура. Доказано, что потребность в любви — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка.

Вспомните, как вас воспитывали родители. Что вам больше всего запомнилось и как это повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

5.Упражнение «Пойми чувства ребенка»

Чтобы понять ребенка и помочь ему, вам необходимо встать на его место. Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка».

В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Ситуация и слова ребенка

          Чувства ребенка

1. « Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось!»

2. Старший сын — маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: "Маленькая,    маленькая», — а меня никогда не жалеешь!»

3.  Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя ча-а- шечка!»

4. Ребенок (влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»

5. «Ну надо же, я забыл включить телевизор, а там было продолжение фильма!»

6. Упражнение «Я-сообщение»

В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную — когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите о первого лица.

Используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

Ситуация

Ваше чувство

Я- сообщение

Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына сидящим на подоконнике открытого окна...

 

Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству...

 

Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил...

Ситуации могут быть дополнены реальными событиями, происходящими с членами данной группы.                                                                    

7.Домашнее задание: заполнение графика эмоционального состояния.                                                 

Занятие 4

Цель: Ориентация системы психологических взаимодействий на изменение межличностных отношений в семье.

1.Психологические упражнения (изобразить «бросание мяча», «снежка», «передачу по кругу хлопков», «цветка», «благодарности»).

2.Заполнение графика эмоционального состояния.

3. Обсуждение методом групповой дискуссии темы «Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей». Метод групповой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность  к ребенку, его проблемам, позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания.  

Итог: согласие родителей и психолога в понимании проблемы (боли) семьи, которая является причиной внутриличностного конфликта детей.

4.Упражнение « Идеальный родитель»

Участникам предлагается высказать, как они представляют «идеального родителя». Психолог предлагает рисунок на большом листе бумаги, где изображены расходящиеся от центра круги. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными качествами. На этом схематическом рисунке  каждому участнику надо определить, насколько он удален от центра, и пометить, синим фломастером это место. Далее предлагается подумать и предположить, где они окажутся после прохождения полного курса занятий.

 Осталось определить, какие качества необходимы родителям для достижения поставленной цели, а также обсудить, что мешает проявлять себя в желаемом качестве. Рассмотреть  на нескольких примерах способ реального взаимодействия родителя и ребенка и как это могло бы выглядеть с позиции « идеального родителя».

5. Домашнее задание: составление рассказов о семье.

Занятие 5. Мир детский и мир взрослый

 Цель: осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции самого ребенка.

1. Упражнение с мячом: бросить мяч и сказать пожелание другому.

2. Обсуждение домашнего задания в форме групповой дискуссии в большом кругу.

3. Информационная часть. Психолог объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира у ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков и т.п.

4. «Погружение». Участникам предлагается несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. Далее участники делятся  эмоциональным опытом проживания ситуации.

5. «Билль о правах». Группа делится на две половины. Одна группа представляет детей, а другая - родителей. Задача каждой группы заключатся в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила (15-20 минут), «родители» и «дети» предъявляют эти права друг другу. Психолог записывает права на доске или ватмане.  

6.Домашнее задание: заполнить  таблицу и график эмоционального состояния.

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моем ребенке

1.

1.

2.

2.

Занятие 6. Язык принятия и непринятия

Цель: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего  поведения родителя. Определение языка принятия языка непринятия.

1. Психогимнастическое упражнение: бросить мяч и сказать комплимент другому. 

2.Заполнение графика эмоционального состояния.

3. Обсуждение домашнего задания в форме обмена мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение домашнего  задания «Что меня радует и что огорчает в моем ребенке».

4.Информационная часть. Психолог рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе,  о том, от каких ситуаций зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, о которых зависит принятие или, наоборот, неприятие ребенка. С участниками группы обсуждается «язык принятия» и «язык неприятия», что означают: 1) оценка поступка(«Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»); 2) временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда не получится это задание»); 3) невербальные проявления языка принятия и непринятия (улыбка, взгляды, жесты,  интонации, позы).

5.Участники группы рисуют в дневнике таблицу:

Фраза ребенка

Ответ на языке        непринятия

Ответ на языке принятия

1.

2.

6.Обмен внутренними чувствами- впечатлениями от занятий, об изменениях в отношениях родитель- ребенок.

7. Домашнее задание:

а) нарисовать круглый стол с ребенком и попросить ребенка рассадить за этим праздничным столом тех, кого бы он хотел видеть на семейном празднике;

б) обсуждение значения слова «комплимент», сделать друг другу комплименты.

Занятие 7

Цель: обсуждение и разыгрывание типичных ситуаций (внутрисемейного общения) и обсуждение взаимодействия родителя с ребенком.

1.Психологические упражнения: передача по кругу «рукопожатий», «ободряющей улыбки», «чувства помощи».

2.Основные темы дискуссий: впечатления от проведенных занятий,
«ругань», «насмешка», «пристыживание», «обзывание», родительский «психоанализ» и постановка диагноза, расследование, допросы, вопросы, обсуждение, «приговор», критическая оценка, порицание, упреки.

3.Ролевые игры: «Стеснительный ребенок», «Приказание», «Распоряжение, команда».

4.Анализ ролевых игр, рефлексия.

5.Домашнее задание. Каждый день сообщать ребенку о том, что вы его любите разными способами:

1)Приветливая улыбка, когда встречаетесь.

2) Вербальное выражение чувства: «Я тебя люблю», «Я рада, что ты у меня есть», «Ты очень дорог мне»…

3) Обнимать, ласкать, целовать: физические прикосновения не менее 6-8 раз в день.

4) Обратить внимание не реакцию ребенка, да и на собственные чувства.

Заполнение графика эмоционального состояния.

Занятие 8. Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей.

  Цель: Научиться техникам активного и эмпатического слушания, использование которых может способствовать лучшему взаимопониманию между родителями и детьми.

1. Психогимнастическое упражнение: каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день.

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Вспомните ситуацию, когда ваш ребенок потерпел неудачу (поссорился с друзьями  и т.п.). Поделитесь, как строилось ваше общение по этому поводу? Прояснилась ли ситуация после вашего разговора? Какое эмоциональное состояние было у ребенка? У Вас? Удалось ли найти способ решения проблемы?

 4.Упражнение « Услышь собеседника».

 1) Участники разбиваются по парам. Партнер А должен рассказать о волнующем его событии. Задача партнера Б всем своим видом показать, что он его не слушает, при этом  смотрит на часы, отворачивается, зевает. Через 3 минуты партнеры меняются ролями.

   Затем важно поделиться чувствами, которые испытали участники во время упражнения. Была ли подобная ситуация в вашей жизни, когда ребенок хотел рассказать вам о значимом для него событии, а вы не обращали внимания, занимаясь своими делами? Как вы предполагаете какие чувства испытал ребенок?

2)  Задача партнера В заключается в том, чтобы очень внимательно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Через 10 минут закончить упражнение и обсудить следующие вопросы: «Как вы чувствовали себя во время общения?», «Легко ли вам было говорить?», «Какая реакция собеседника позволила вам открыться в общении?»

5. Упражнение «Сидящий и стоящий».

Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение «сверху» и «снизу». Поделитесь своими чувствами.

7.Домашнее задание: В общении применять с ребенком активное и  эмпатическое слушание.  Удачный пример такого общения записать и принести на следующее занятие. Заполнение графика эмоционального состояния.

Занятие 9

Цель: научиться лучше понимать чувства ребенка; закрепление новых способов общения родитель- ребенок.

1.Психогимнастическое упражнение: Один из участников группы выходит за дверь, остальные делятся на две подгруппы: «мальчиков» и «девочек», за две минуты они выбирают действия, которые будут выполнять вместе, когда зайдет тот, кто за дверью. Задача участника – отгадать где «мальчики», а где «девочки».

2. Обсуждение домашнего задания.  Родители делятся своими успехами, которые они достигли благодаря новым способам общения с ребенком.

3.Упражнение «Пойми меня правильно»

Упражнение выполняется в парах.

1) Партнер А рассказывает о ситуации, где он был не на высоте  (например, не справился вовремя с отчетом на работе или резко отреагировал на поступок ребенка, что привело к конфликтной ситуации в семье).

 Партнер Б  реагирует, при этом использует выражения:

«Я тысячу раз говорил тебе, что …», «Сколько раз тебе повторять…», «Не ужели тебе трудно запомнить, что…», «Ты такая же, как твоя мама (папа)…

Через 5 минут поменяться ролями.

2)   Партнер А рассказывает ту же ситуацию,  а партнер Б реагирует, используя выражения:

«Расскажи подробнее, как это произошло?»; «Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?»; «Чем я могу тебе помочь?»; «Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?».

 В обсуждении этого упражнения большое внимание уделить чувствам, которые испытывали участники в первом случае и во втором.

4. Мозговой штурм, где члены группы вместе с психологом ведут поиск самых невероятных способов выхода из сложившейся ситуации (ситуации готовят сами родители по желанию), соблюдая новую позицию общения с ребенком.

5. Заполнение графика эмоционального состояния.

6. Домашнее задание: использовать и тренировать приемы активного слушания.

Занятие 10

Цель: научиться лучше понимать чувства ребенка.

1.Психологическая разминка (напряжение-расслабление), игра «Восковая палочка» (укрепление игровой сплоченности).

2. Обсуждение темы методом групповой дискуссии  «Личностная зависимость детей от родителей».

3. Упражнение « Просьбы и требования»

    1) Сядьте вместе с вашим партнером, который согласится исполнять роль.

    2)  Попросите его о чем-нибудь в требовательной форме.

    3)  Что вы ощущаете, когда требуете?

    4)  Выясните, что чувствует при этом ваш партнер.

    5) Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спрашивая и выслушивая, что чувствует другой (партнер находится в роли ребенка).

4. Произнести свое имя и имена своих детей (ласково и грубо).

5.«Словарь чувств»: каждый называет какое-то чувство и отдает мяч другому.

6. Домашнее задание:  совместное изготовление  родителями и детьми поделок из природного материала. Заполнение графика эмоционального состояния.

Занятие 11

1. Психогимнастическое упражнение: бросить мяч и  «погрузить» на баржу предметы на какую-то букву. В такую игру родители могут играть с детьми, расширяя запас слов и развивая коммуникации в семье.

2.  Упражнение «Мусорная корзина».

 На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, и от которых хотелось бы избавиться. После тог как эти качества записали, подумать, что бы вы хотели получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумагу с ненужными качествами выбросить в корзину. А желаемые оставить у себя.    

  3.Упражнение «Сказка об идеальном взаимопонимании»

Ведущий бросает мячик в аудиторию, поймавший его говорит одно предложение. В общем, должен получиться связный текст (сказка) про семью, в которой царит идеальное взаимопонимание.

 4.Упражнение «Скульптура семьи».

Все участники разбиваются на команды (от 5 до 7 человек), в каждой выбирается ведущий, который из остальных членов команды моделирует семью, где царит идеальное взаимопонимание.

После того как все команды создадут свою модель семьи, они показывают ее всем остальным участникам тренинга.

В конце проводится обсуждение: -Все ли чувствуют себя на своем месте в данной ситуации? ; -Хотел бы кто-нибудь жить в такой семье?

5. Заполнение графика эмоционального состояния.

6. Родители пишут «Историю своего успеха»  после прохождения цикла занятий в группе.

7. Психолог раздает памятки с кратким содержанием основных тем, которые обсуждались на занятиях и, к которым родители могут обратиться в любое время. Это поможет им вспомнить информацию и  опыт, полученный на занятиях, при взаимодействии в семье.

После занятий психолог анализирует историю успеха родителей и график эмоционального состояния и делает вывод о результативности проведенных занятий.

Список литературы:

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М.: Академический проспект, 2001.

2.Арнаутова Е.Н.  Педагог и семья: Издательский Дом «Карапуз».- М., 2002.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная  психология. «Сфера» -М.2001

4.Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие).- СПб.: Институт тренинга. 1997

5.Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге.- СПб., Ч.1,1993

6.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. \ Под ред. Е.Г. Силяевой-М.2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа: "Детский травматизм - всегда виноват взрослый."

Детский травматизм - всегда виноват взрослый. (беседа) Подошла осень, и наши непоседливые, любознательные, активные малыши вернулись с лона природы в город. Казалось бы, можно вздохнуть спок...

Роль взрослых в детских общественных организациях

Доклад о роли взрослых в ДО и детских организациях....

Сценарий тематического концерта в детской школе искусств "Музыка для детей и взрослых"

Знакомство с творчеством и произведениями композиторов,которые писали музыку,которую любят и взрослые и дети,а также написанную специально для детей....

Жестокость взрослых и детский суицид

данная статья поможет разобраться в причинах совершения суицидальных поступков детьми и подростками, а также описывает пути решения некоторых проблем...

Загороднева И.П., Колычева Е.Л., .Ненашева Е.М., учителя-логопеды ГБОУ детский сад №1428 "Мы - москвичи: Использование детско-взрослых культурно-исторических проектов для повышения уровня коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ"

В данной работе показаны возможности повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и в условиях поликультурной среды, путем использования совместных детско-взрослых проектов. Использованы ...

«Мир детский и мир взрослый. Как нам понять друг друга»

Выступление на родительском собрании...