Сопровождение учащихся СКОУ VIII вида в профессиональном становлении
консультация по психологии по теме

Анисимова Ирина Михайловна

В процессе сопровождения учащихся коррекционных учреждений особую роль играет создание специальных условий. Система профориентационной работы в школе позволяет решать ряд важных задач. Особое место в этой  работе играет способность педагогических кадров учреждения вовремя увидеть признаки неблагополучного развития и  предупредить возможные проблемы профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprovozhdenie.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Человек как целостная  организация включает в себя и определённую систему отношений к многообразию окружающего мира, которая не является постоянной для разных возрастных периодов жизни человека и всё время находится в динамике. Двигателем развития личности в детском, подростковом и юношеском возрасте являются противоречия, связанные с изменением его внутренних возможностей и потребностей - кризисы. Показателем этого перехода являются действия, выражающие социальные позиции, ценности человека. Для учащихся СКОУ VIII вида можно прогнозировать вероятность проявления кризисных моментов на всех этапах профессионального становления: в период выбора профессии; в период профильного обучения, где требуется коррекция профессионального выбора; в период начальной профессиональной адаптации. А потребность в труде, как важнейший психологический признак, напрямую зависит от позиции взрослых (родителей, работников школы), от использования ими педагогических или антипедагогических воздействий. Взрослые должны демонстрировать свою социальную успешность таким образом, чтобы детям захотелось «стать как взрослый». Особое место в этой  работе играет способность педагогических кадров учреждения вовремя увидеть признаки неблагополучного развития и  предупредить возможные проблемы профессионального самоопределения. Самое сложное в трудовом воспитании – формирование положительного эмоционального отношения ребёнка к труду как форме деятельности, который создаётся полезный для людей продукт.

Одной из особенностей детей, обучающихся в специальном -коррекционном учреждении, является отсутствие целостного восприятия мира. В учебном процессе это часто выражается в неумении переносить знания, полученные на одном предмете на другие дисциплины, т. е. применять полученные знания на практике. Построенная нами система профориентационной работы позволяет отслеживать эти пробелы на каждом возрастном этапе развития.

Благодаря взаимодействию всех структур школы-интерната расширяются формы общения участников образовательного процесса, что способствует подготовке детей к жизни, воспитывает у учащихся потребность и осмысление необходимости профессиональной трудовой деятельности.

В каждой методике по обучению и воспитанию особую роль играет взрослый. Он – носитель опыта. Его опыт должен усвоить ребенок, чтобы адаптироваться в социуме. На уроках отчётливо прослеживаются межпредметные связи и связь с жизнью, кроме того, на всех дисциплинах затрагивается профориентационный вопрос. Если на уроках естественно-научного цикла (природоведение, география, естествознание и развитие речи в начальной школе) учащиеся знакомятся с разнообразием отраслей промышленности в разных регионах нашей страны, промыслами в регионах. На уроках гуманитарного цикла - с источниками возникновения того или иного вида трудовой деятельности человека. На математике вплотную соприкасаются с результатами труда, решая разнообразные задачи по нахождению суммы или разности произведённой продукции. То на уроках трудового обучения, дети сами пытаются создавать этот продукт, осваивая навыки работы с инструментами и материалами. Связующими междисциплинарными нитями или посредниками, оказывающими поддержку в становлении личности, являются коррекционные занятия и уроки граждановедения. С одной стороны – это самостоятельные дисциплины, с другой – они тесно связаны со всеми общеобразовательными предметами. Такой подход позволяет сглаживать конфликтные ситуации, связанные с учёбой,  учит смотреть на проблему с разных сторон, развивает самостоятельность, что  в свою очередь способствует становлению   личностных позиций, безусловно связанных с профессиональным самоопределением. Самые значительные разделы по предмету граждановедение отведены вопросу, связанному с темой нашего семинара - «Занятость и трудоустройство в России». Поскольку данный предмет предполагает изучение довольно сложного для восприятия материала, связанного с законотворчеством, в помощь учащимся разработаны учебные пособия.

Приёмы профориентационной работы могут служить ярким элементом любого занятия, но  наиболее плодотворными в этом плане стали интегрированные уроки. Они позволяют приблизиться к реальной ситуации, создать атмосферу  необходимости происходящего. К примеру,  интегрированный урок коррекции и развития речи в 4 классе на тему «Гнев. С какими эмоциями он дружит?» очень образно дал понять ребятам, как может отразиться злость на работе повара или парикмахера.   На интегрированном занятии по истории и граждановедению в старших классах обсуждался вопрос условий труда в разные исторические периоды. Было отмечено, что многие дети совершенно по другому проявили себя, следовательно такая форма проведения занятий раскрывает потенциал учащихся, стимулирует их к освоению предмета.

Таким образом, содержанием профориентационной работы в учебном процессе является отслеживание формирующихся профессиональных интересов и склонностей, а также помощь  в выборе трудовой направленности каждого отдельного учащегося и дальнейшем профессиональном самоопределении.

И всё –таки, учитывая то, что  в наше непростое время довольно трудно проявить свои индивидуальные способности особенным детям, обучающимся в специальных коррекционных учреждениях, просто необходимо оказывать им своевременную помощь и  в приобретении начальных профессиональных навыков. Совместно с ними разрабатывать перспективы дальнейшего профессионального пути, и даже личностного становления, объяснять те механизмы, по которым строятся личные и общественные взаимоотношения, просчитывать более выгодные варианты приобретений в виде элементарных примеров: разница в стоимости готовой вещи, купленной в магазине, на рынке или изготовленной своими руками.   Этими вопросами занимаются непосредственно на уроках труда.

1) Программа «Ручной труд» в 1-4 классах

2) Программы профессионально- трудового обучения в 5-9 кл.

 

Цель профессионально – трудового обучения: подготовка учащихся, после окончания школы, к самостоятельному выполнению несложных видов работы на предприятиях различных отраслей

Задачи:

  1. - формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
  1. - развитие у учащихся общетрудовых умений;
  1. - обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;
  1. - воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.

Перечисленные задачи должны реализовываться комплексно, в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

Формы и методы

формирования профессионального самоопределения учащихся

в работе воспитателя СКОУ

Цели и задачи трудового воспитания

  1. Подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности в социуме.

Задачи:

  1. 1) Формирование у учащихся прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умения использовать знания в практической деятельности
  2. 2) Воспитание у школьников нравственных качеств, таких как  трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину.

Задачи трудового воспитания решаются, как путём развития навыков самообслуживания, так и через такие формы как общественно-полезный и хозяйственно-бытовой труд, кружковую деятельность, проведение экскурсий и клубных часов которые ориентированы на помощь детям в их профессиональном самоопределении.

Одной из эффективных форм, позволяющих усваивать социально одобряемые нормы и ценности (ведь им так хочется быть таким как все), являются клубные часы, где организуются тематические самоподготовки, раскрывается вопрос значения труда. Также обсуждаются беседы о различных профессиях с использованием различных методов и приёмов работы: с практическим заданием, круглые столы, изготовление книжек – раскладушек, экскурсии, защита профессии, размышляй-ка. Таким образом, у воспитанников формируется уверенность в социальной востребованности.

     

         Склонности к определённому виду деятельности, проявляемые на уроках и клубных часах, дети имеют возможность закреплять на дополнительных занятиях. В зависимости  от интересов, воспитанники имеют возможность посетить самые разнообразные кружки, направленные как на развитие мелкой моторики и умений необходимых в дальнейшей жизни, а также закрепление и приобретение начальных профессиональных навыков. При организации дополнительных занятий учитывается возраст ребят (в схеме это указано цветом - от светлого к тёмному).

         Согласитесь, что приятно посмотреть на аккуратно сделанные поделки, но не менее приятно посмотреть на опрятных детей, которые их выполняют. Учащиеся, владеющие навыками самообслуживания, успешнее адаптируются в новых условиях, поэтому данное направление является неотъемлемой частью в работе воспитателя.

        В условиях школы-интерната, где уже с младшего возраста дети сталкиваются с особенностями совместного проживания, навыки самообслуживающего труда необходимы. Если в первые месяцы пребывания в интернате дети только знакомятся с правилами режима дня, утренним и вечерним туалетом, то для выпускников не составляет труда самим выполнить требования и помочь малышам. Такая же помощь требуется поначалу и при выполнении общественно-полезных и хозяйственно-бытовых работ.

Данное направление работы относится к развитию общетрудовых умений и навыков, при этом приходится сталкиваться с определёнными трудностями. Поначалу трудности, связанные со слабо развитой крупной моторикой, отсюда неумение пользоваться орудиями труда. Затем,  неумение видеть работу - мешает  ребятам правильно планировать свою деятельность. Постепенно, начиная с младшего возраста, воспитанники школы-интерната под руководством взрослого научаются убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями, поддерживать в надлежащем состоянии школьное оборудование. Всё это воспитывает бережное отношение к своему труду и труду окружающих.

В заключении, хотелось бы обратить внимание на главную  особенность детей, обучающихся в специальных коррекционных учреждениях. В большинстве случаев на протяжении времени, которое проведено ими в стенах школы-интерната, учащиеся овладевают всеми перечисленными видами труда. То есть они умеют выполнять те или иные виды работ, но самостоятельно они этого делать не испытывают желания, поэтому им и требуется дальнейшая поддержка при поступлении в училище, иначе очень быстро, приобретённые навыки бывают утрачены.

Швейное дело

Животноводство

Сельскохозяйственный

труд

Столярное дело

Профили

 трудового обучения

Экскурсии

Общественно-полезный и

хозяйственно-бытовой 

труд

Кружки

Клубные часы

Самообслуживание

Трудовое

 воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение творческих упражнений в формировании языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида.

Значение творческих упражнений в формировании  языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида. В данной статье предложены упражнения способствующие формированию языковых обобщений у учащихся СКОУ V...

Внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "В гостях у сказки" для учащихся СКОУ VIII вида 1-2 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся СКОУ VIII вида 1-2 классыЦели:В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению.Развитие навыков устной связной речи, обогаще...

Контрольно-измерительный материал по письму и развитию речи для учащихся СКОУ VIII вида 1 класс

Цель: учить писать под диктовку, соблюдая графический режим, умение правильно соединять буквы.          развивать слух, внимание, ориентировку в тетради...

Мероприятие по ПДД для учащихся СКОУ VIII вида

Конкурс вопросов «По дороге мы идём»Конкурс «дорожные знаки»Конкурс "Загадки"Конкурс "Автомульты"Конкурс "Медицина" Использовала журналы "Педсовет" и ПДД...

Урок - КВН по истории Отечества для учащихся СКОУ VIII вида

КВН – клуб веселых и находчивых! Наш с вами клуб сегодня будет посвящен истории города, в котором мы все живём, где родились, истории нашей столицы – города Москвы....

"Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся СКОУ VIII вида"

Ведущим фактором здоровья учащихся является образ жизни, формировать который могут и призваны образовательные учреждения. Они позволяют решать проблемы профилактики и улучшения состояния здоровья путе...

Тест по трудовому обучению для учащихся СКОУ VIII вида

Тест предназначен для учащихся 8 классов, обучающихся по Программе специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы /под редакцией С.Л. Мирского...