Занятие по психологии "Притязания в деятельности"
план-конспект занятия по психологии (8 класс) по теме

Шихалеева Марина Ивановна

Сформировать у учащихся понятие о притязаниях в деятельности; обозначить влияние самооценки и притязаний на деятельность и способствовать формированию адекватной самооценки  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_psikhologii_prityazaniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Притязания в деятельности»

Цель: сформировать у учащихся понятие о притязаниях в деятельности.

Задачи:    

  • обозначить влияние самооценки и притязаний на деятельность;
  • определить притязания и самооценку учащихся при выполнении деятельности;
  • способствовать формированию адекватной самооценки  и притязаний в деятельности;
  • снизить зависимость самооценки и притязаний учащихся от мнения других людей.

Ход занятия

  • Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию.
  • Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме:

1) Перед вами лежит конверт №1, откройте его и из карточек составьте схему самооценки в деятельности (работа в парах)

 2) Откройте конверт №2 и разложите карточки с характеристиками  деятельности людей с  разными вариантами самооценки (ответы комментируются учащимися). (работа в парах)

  • перекладывает  ответственность  за  свой  неуспех  на  других;  
  • старается  понять  причины  своих  успехов  и  неудач; когда  что-то  не  может  сделать,  сразу  бросает  работу; любит  рисковать, делать  что-то  новое, неизвестное;
  • считает, что  обречен  на  неудачу  только  потому,  что  так  было  в  прошлом;
  • прилагает  серьезные  усилия  для  того,  чтобы  реализовать  свои  цели и добиться успеха;
  • считает, что  может  решить  задачи, с которыми на  самом  деле  справиться  не может;
  • изменяет  самооценку  в деятельности  в  зависимости от  реальной  успешности  и  не успешности в ней.

3) Ответить на 3 вопрос из учебника.

Решите  психологическую  задачку.  Учитель литературы считает, что  Павел мог  бы хорошо учиться. Мешает ему  то, что он  боится  сделать ошибку, потерпеть неудачу. Какими  особенностями  самооценки   это  объясняется?  Как, по  вашему  мнению, можно  помочь Павлу?

4) (письменная работа).

- Вставьте пропущенные слова в определение - самооценка  в деятельности.

- какова роль самооценки при выполнении деятельности?

Вывод: Самооценка очень важна для деятельности. От нее  во многом зависит, какие цели человек ставит перед собой, каких результатов ожидает и какие результаты его удовлетворят, а какие – нет. Все это определяет  его уровень притязаний.

Основная часть:

  • Постановка цели и организация восприятия и осмысления новой информации

Учитель: С возрастом у каждого из нас появляется та область знаний или практики наиболее для нас интересная, значимая. Мы считаем, что она более всего соответствует нашим потребностям, способностям и склонностям.

Стремление человека достичь результатов, которые, как он считает, соответствуют его способностям, характеризует его притязания в данной деятельности.

Притязания проявляются в тех целях, которые мы ставим перед собой в той или иной деятельности. Постараемся понять, что такое притязания в деятельности с помощью упражнения.

Упражнение «Квадратики»

Учитель: Я предлагаю вам выполнить нетрудное и интересное задание. Нужно зачеркивать квадратики, делать быстро и аккуратно.

До того, как  мы начнем, запишите в окошко «П1 то количество квадратиков, которое вы, по вашему мнению, успеете зачеркнуть за 10 секунд. После выполнения в  окошко «Д» запишем то количество, которое вы в действительности успели  зачеркнуть.

Учащиеся выполняют задание и подсчитывают количество квадратиков. (учащиеся делятся своими результатами). В ходе обсуждения задаются следующие вопросы:

- Почему выбрал именно это количество квадратов?

- Как ты думаешь, почему такой результат?

- Что ты почувствовал?

- Какие выводы можно сделать из этой ситуации?

- Какова будет следующая цель?

Далее дается вторая попытка. «Давайте  настроимся, соберитесь».

- Почему выбрал...? (учел прошлый опыт)

- На что претендовал? (на успех) 

- Почему такой результат?

- Что почувствовал?  

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Соотношение  уровня  притязаний  и  результата  (уровня  достижений)  ведет  к восприятию результата  как   успешного  или  неуспешного.    Полученный результат  сравнивается  с уровнем    притязаний  и переживается соответственно как  успех  или  неудача. 

Учитель: Спасибо за работу. Давайте разберем еще один пример.

Презентация

Соревнования по прыжкам в высоту. Легкоатлет поставил планку на высоту, которую, по его мнению, он может преодолеть. И на самом деле легко преодолевает ее. 

  • Что почувствовал спортсмен? (будет гордиться собой, повыситься самооценка);
  • Какова будет следующая цель? (скорее всего, в следующий раз, он поставит планку выше, возможно, даже намного).

Учитель: Он пытается взять эту новую высоту, но ничего не получается. Три раза подряд планка летит на землю.

  • Что почувствовал спортсмен?
  • Какую цель он выберет после этого? (наверное, «легче», поставит планку ниже, и он будет двигать планку до тех пор, пока не поставит ее на такой уровень, который преодолеет).

Учитель: Приведите подобные примеры из своего жизненного опыта, литературы, истории, кинофильмов.

  • Первичная проверка понимания на основе вопросов

Учитель: На основе этих примеров составим схему того, как результат влияет на  притязания в деятельности:

Вопросы:

  • Что делает человек, приступая к выполнению деятельности? (ставит цель, решает для себя, чего он хочет добиться,  на что претендует (обозначает определенные уровень притязания);
  • Что делает затем? (выполняет деятельность с помощью действий и  движений);
  • Что получает в результате деятельности? (результат, который его устраивает или не устраивает - удача или неудача);
  • Что испытывает человек, получив результат? (эмоции - положительные, отрицательные или безразличия);
  • Следующие действия человека? (ставит новые цели, учитывая полученный результат и эмоции (формируется другой уровень притязаний).
  • Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении

Учитель: Попробуйте самостоятельно составить схему изменений притязаний.

притязания

деятельность

результат

реакция

новые притязания

Притязания

Адекватные


Неадекватные

высокие

средние

низкие

завышенные

заниженные

  • Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Вопросы:

  • Что отражается в таком поведении, когда человек изменяет свои притязания? (умение человека учитывать опыт предшествующих успехов и неудач и в зависимости от них менять свой уровень притязания в деятельности, ставя перед собой реалистичные цели).
  • Что влияет на притязания? (не только успех или неуспех, сколько переживание человеком своих  достижений как успешных или неуспешных; чем выше  самооценка, тем более сложные цели человек ставит перед собой, тем выше наши притязания).
  • Что такое притязания в деятельности? (чего хочет добиться человек в той или иной деятельности).

  • Творческое применение знаний, путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Психологическая задачка

Сергею очень хочется играть в музыкальном ансамбле. Он умеет играть на гитаре, но опасается, что делает это не очень хорошо. Составьте для него перечень целей, постепенно достигая которые, он сможет исполнить свою мечту. Как будет меняться его уровень притязаний в зависимости от близости желанной цели?

  • Домашнее задание к следующему занятию:

Объясните эти советы, используя свои знания о влиянии уровня притязаний на деятельность:

  • Верь в себя!
  • Твердо знай, зачем ты все это делаешь и знай, что и неудача может быть великим учителем.
  • Тренируй себя в деле, учебе.

  • Подведение итогов занятия

Вопросы:

  • Что такое самооценка?  
  • К чему могут привести расхождения, между притязаниями и самооценкой?
  • Почему человек, лучше овладевает деятельностью в том случае, когда его уровень притязаний в ней бывает выше самооценки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с элементами театральной деятельности.

Через театральную игру  идет развитие всех компонентов речи ( чистота произнощения, дикция, интонация) формируется связная речь. Идет устойчивое развитие интереса детей к театральной деятельности...

Логопедическое занятие с элементом театральной деятельности.

Во время игр - драматизаций, решается основная коррекционная задача- развитие всех компонентов речи ( чистота звукопроизношения, дикция и т.д.) Развивается устойчивый интерес к театральной деятельност...

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...

Конспект контрольного занятия по коммуникативно-речевой деятельности в старшей группе на тему:« Путешествие на ковре-самолете».

Развитие у детей внимания,памяти, мышления, речи. Воспитание патриотических чувств. Закрепить знания о Республике Татарстан,его символике, о городе Казани; о геометрических формах и фигурах; о ...

План-конспект урока (занятия) на тему "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского"

Методическая разработка  предназначена для использования на уроках истории в 10 классе или на занятии элективного курса «Реформаторы в истории России 19 – начала 20 века» в системе предпрофильног...

Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы, зачисленных на логопункт.

Данное занятие с элементами театрализованной деятельности было представлено на городском методическом объединении для учителей - логопедов г. Подольска 22 марта 2013 г на базе муниципального дошкольно...

Статья "Взаимосвязь учебных занятий и внеурочной самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения поэзии Серебряного века"

Материал содержит информацию о том, какие современные педагогические технологии преподаватель использует в своей деятельности...