Развитие познавательной сферы, логического мышления и сенсорных процессов
методическая разработка (психология) на тему

Щукина Анна Александровна

Развитие познавательной сферы , логического мышления

и сенсорных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._spets._4kl_-_7_v.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Заокская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

           Утверждаю                                                                Принято решением

           Директор школы ____________                            педагогического совета

                                                                                         (пр. №  от._______ г.)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

Развитие познавательной сферы и логического мышления

и сенсорных процессов

Программа

индивидуальных и групповых занятий

с учащимися 4 классов VII вида

Составитель:

педагог-психолог Щукина А.А.

Осуждено на заседании

творческой группы

учителей коррекционного цикла

(протокол №__ от _______г.)

2010-2011

учебный год

Пояснительная записка

Умственно отсталые дети представляют собой весьма разнородную группу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, как бы разлитой характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.

Диффузное нарушение коры часто сочетается с отдельными локальными повреждениями, иногда захватывающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка отклонений во всех проявлениях психической деятельности.

Умственно отсталые дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники, а именно, они не могут с такой же эффективностью самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижается познавательная активность, весьма узок круг интересов, имеют место своеобразные отклонения эмоционально - волевой сферы.

Для продвижения умственно отсталых детей в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений, формирования навыков существенно важным является специально организованное обучение и воспитание.

Одной из форм коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками являются индивидуальные и групповые занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Настоящая программа учитывает особенности психической деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности и познавательной сферы учащегося. А именно формирование связи между действием, словом и образом, ориентировки в окружающем мире, умению выделять причинно-следственные связ и другое.

Программа  развития  логического мышления

(За основу взята  разработка поурочных занятий Л.Ф. Тихомировой

«Упражнения на каждый день»)

 Целью  занятий по развитию познавательной сферы и сенсорных процессов является: индивидуально-групповая коррекция различных сторон психической деятельности умственно отсталого ребенка.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма);
  • развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения...);
  • развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);

Формы работы:

  • Групповые фронтальные занятия.
  • Психо-гимнастические упражнения.
  • Уроки творческого развития.
  • Игры.

Общие требования к организации занятий.

Количество занятий – 30.

Количество человек в группе – 2-3.

Продолжительность занятия – 20-30 минут.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
  2. Снижение агрессии и проявление сопереживания, сочувствия.
  3. Улучшения межличностных отношений и внутригруппового
    взаимодействия в классе.

Программа  развития  познавательных процессов и логического мышления

(За основу взята  разработка поурочных занятий Л.Ф. Тихомировой

«Упражнения на каждый день»)

№ урока

Цель занятия

Методики и задания  (№ занятия в сборнике)

1

Находить и выделять признаки предметов,  развитие мысл. операций .

Развитие речи

Признаки предметов, «состав чисел», «состав слов», время года по признакам, анаграмма.

 № 1,2

Люди.  Части тела и лица.

2

Находить и выделять признаки предметов, слов, чисел. Распознать предмет по признакам.

Развитие речи

Признаки предметов , чисел, слов; анаграмма; «зашифрованное слово».

№3,4 

Члены семьи, что делает семья вместе, занятия каждого члена семьи.

3

Находить и выделять признаки животных, слов, чисел, операции анализа и синтеза.

Развитие речи

«Признаки», Логическая задача, «Эхо»,  «Зашифрованное слово» № 5,6

В целом понятие дома как здания и его частей, основных комнат.

4

Находить и выделять признаки животных, слов, чисел; мысл. операции

Развитие речи

«Признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово».

№7,8 

Домашние вещи.

5

Находить и выделять признаки фигур, слов, чисел; развитие речи; мысл. операции.

Развитие речи

«признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово», логическая задача.

№ 9,10

Кухня (посуда),

6

Находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез.

Развитие речи

«Признаки», «загадки», «Найди существенное», «Анаграмма», логическая задача.

№11,12 

Ванная, туалет Туалетные принадлежности.

7

Развитие речи, находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез

Развитие речи

«Признаки», «загадки», «Найди существенное», «эхо», логическая задача, зашифрованное слово

№13,14

Спальня, гостиная,  детская.

8

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, анализ, синтез.

Развитие речи

 «загадки», «Найди существенное», «слова», логическая задача, «эхо»

№15,16 

Мебель.

9

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика.

Развитие речи

«загадки», «Найди существенное», «зашифрованные слова», логическая задача, «эхо»,

«сравнение»

№17,18

Класс, учебные вещи.

10

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика.

Развитие речи

«Слово»,  логическая задача, «Загадки», «Сравнение»

№19,20 

Класс, уроки.

11

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, логика

Развитие речи

«Сравнение», «загадки», «Занимательная лесенка», «Анаграмма», логическая задача.

№21,22

Одежда.

12

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, мысл. операции и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка»,

«Закономерности»,«Анаграмма», «Зашифрованное слово».

№23,24

Обувь.

13

Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение, мысл. операции и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «Змейка», «Закономерности», «Анаграмма», «Зашифрованное слово».

№25,26. 

Игрушки.

14

Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение; мысл. операции и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «слова», «Закономерности»,  «Зашифрованное слово», «Ом-

монимы», «Лог. задача»

№27,28. 

Спортивные вещи.

15

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать.

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «зашифрованное слово», «Закономерности»,  «Змейка»,  «Лог. задача»

№29,30.

Продукты.

16

Сравнение вр.года, чисел, предметов; логика, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «Закономерности»,  «Змейка»,  «Лог. задача», числовые ряды.

№31,32

17

Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «Закономерности», «Зашифрованное слово»,  «Слова»,  «Лог. задача»

№33,34 

Фрукты и ягоды.

18

Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции

Развитие речи.

«Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды.

№35,36

Овощи.

19

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать.

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово»

№37,38

Поликлиника, повторение частей тела.

20

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово»

№39,40

Прогулка по городу, части города и др.

21

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Занимательная лесенка»,  «Змейка»

№41,42

Парк.

22

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Анаграмма», закономерности.

№43,44

 Транспорт.

23

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Змейка», закономерности, «Ребус».

№45,46

Животные.

24

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Закономерности», «Слова».

№47,48

Птицы.

25

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Змейка», «Анаграмма».

№49,50

Насекомые.

26

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, анализ и синтез. Развивать речь и мышление.

«Загадки», «Классификация»,   «Сравнение»,  «Закономерности», числовой ряд,  «Слова», «Оммонимы», «Лог. задача»

№51,52

Рыбы.

27

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, обобщение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Слова», «Занимательная модель».

№53,54

Времена года, основные природные явления.

28

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее»,  «Слова» «Зашифрованное слово».

№55,56 

Время суток, месяцы, дни недели.

29

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее»,  «Слова» «Зашифрованное слово».

№57,58

Цвета. Основные растения (дерево, трава, цветы и.д.)

30

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее?»,  «Анаграмма» «Слова».

№59,60

Основные геометрические фигуры и понятия (больше – меньше и т.д.)

Используемая литература:

  1. Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
  2. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
  3. И. Архипова  «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
  4. И.М. Гилевич, А,Г. Зикеев, К.Г. Коровин «Картинный словарь русского языка»
  5. И. Попова «Времена года»
  6. Т.А. Руденко «Большая энциклопедия животных».
  7. Альбом   «Размеры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ и развитие образного и логического мышления

Статья посвящена проблеме обучения сочинению-рассуждению на основе  публицистического текста в старших классах при подготовке к ЕГЭ. В ней представлены формы работы с текстом, алгоритм напи...

Развитие познавательной сферы и сенсорных процессов

Развитие познавательной сферыи сенсорных процессов...

Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике

Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике...

МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Мастер-класс "Кроссенс" как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕВ наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои ...