Коррекционный занятие для старшеклассников "Ресурсы стрессоустойчивости"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) по теме

Кирилова Людмила

Концептуальная основа тренинга по повышению стрессоустойчивости – теория сохранения ресурсов (С. Хобфолл, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, И.Н. Калинаускас и др.). Согласно данной теории, каждый обладает достаточно обширным набором внешних и внутренних ресурсов.

В процессе тренинга у старшеклассников раскрываются эти ресурсы.

 

Цели и задачи тренинга «Ресурсы стрессоустойчивости»:

 

  1. Развитие и формирование ресурсов стрессоустойчивости участников группы.
  2. Информирование участников о влиянии стресса на тело и психику человека.
  3. Обучение участников осознавать влияние стрессоров с тем, чтобы в дальнейшем контролировать собственное поведение в ситуации стресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение  «Устойчивость» (НЛП)

Цель: Наглядная демонстрация ресурсов человека, в результате которой у  участников повышается самооценка.

Содержание: Ведущий выбирает участника, которому предлагает просто стоять, как обычно. Затем неожиданно толкает его в плечо, и тот теряет равновесие.

Теперь ведущий просит данного участника принять так называемую устойчивую позу, предлагая участнику встать, слегка согнув ноги, поставив их на ширине плеч, ступни слегка направлены внутрь (как мишка косолапый), спину держать ровно. Теперь тренер вновь толкает человека в этой позиции, но не может его столкнуть



Предварительный просмотр:

Проективная методика «Я и стресс»

Цель: осознание и вербализация своих представлений о стрессе, определение своего отношения к данному феномену

 Инструкция: «Нарисуйте пожалуйста рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме – реалистичной, абстрактной, символической, художественной. Большое значение имеет ваша степень искренности, т. е. Желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли к вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок может стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы это захотите»

После рисования – вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса даётся 15-40 сек. Для внесения изменений и дополнения в рисунок.

Вопросы:

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

  1. Использован ли вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
  2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
  3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?
  4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько – стресс. Почему?
  5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
  6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?
  7. Есть ли на рисунке какой – либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что – то ещё? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте ещё что – либо, что может защитить вас от стресса.
  8. Если у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если  такие люди существуют в вашей реальной жизни, то почему их нет на рисунке? – дорисуйте их.
  9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трёх позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам достигать успеха?
  10. Что бы вам хотелось изменить или как бы улучшить своё состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества или другие факторы мешают вам улучшить его?
  11. Какие ваши ресурсы вы видите в рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их.

Большую часть нашей профессиональной жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логическое действие. Во время рисования мы активизируется правое образное полушарие. Поэтому психологи считают, что процесс рисования является оздоровительным уже сам по себе, и не случайно рисование широко  используется в психологической практике.



Предварительный просмотр:

Упражнение «Я злюсь, когда…» (НЛП)

Алгоритм отрабатывается по схеме: осознание эмоции -принятие-вербализация-деятельность (на доске)

Цель: Обработка предложенного алгоритма совладания с отрицательной эмоцией, снижение эмоционального напряжения.

Содержание: Каждый участник записывает в тетради ситуацию, в которой он обычно злится.

Ведущий выдаёт каждому участнику лист

Каждый участник по кругу или по желанию резко мнёт лист, одновременно говорит фразу: «Я злюсь, когда…», после чего бросает скомканный лист в середину комнаты.

 У кого осталось желание, проделывает процедуру ещё раз.



Предварительный просмотр:

Упражнение «Цветное дыхание» (метод визуализации, дыхательная техника)

Цель: Развитие навыков релаксации при помощи дыхательной техники и визуализации.

Содержание: Упр-е проводится в кругу. Тренер спрашивает: «С каким цветом у вас ассоциируется спокойствие?» Обращается внимание на то, что спокойствие может ассоциироваться с самыми разными цветами и оттенками.

После этого тренер предлагает принять расслабленную позу и сконцентрироваться на дыхании.

Когда дыхание стало спокойным и ровным, даётся следующая инструкция: «Представьте, что с каждым вдохом и выдохом в вас вливается энергия спокойствия, окрашенная в тот цвет, с которым у вас это состояние ассоциировалось». Такое дыхание продолжается в течении 1-2 минут.

Далее: «С каким цветом ассоциируется беспокойство, тревога?» Теперь участникам предлагается представить, как после «цветного» вдоха следует выдох, окрашенный в цвет беспокойства и тревоги.



Предварительный просмотр:

Упражнение «Стрессовая реактивность» (телесное ориентирование)

Цель: демонстрация участникам влияние мыслей и образов на частоту сердцебиения.

Содержание: Группа разбивается на пары. В каждой паре один выбирает роль экспериментатора (партнёр А), другой – испытуемого (партнёр Б), который проверяет собственную стрессовую реактивность.

Ведущий показывает, как измерить пульс. Экспериментаторы (А) измеряют пульс своих испытуемых за 30 сек., полученное кол-во ударов умножают на 2 и заносят результаты в первый столбик таблицы.

Пульс в состоянии покоя

Пульс в состоянии реактивности

Пульс после релаксации

Испытуемые (Б) закрывают глаза и вспоминают как можно более подробно ситуацию, (Не очень серьёзную и глубокую) в которой переживали неприятные эмоции, испытывали стресс: что происходило в тот момент, что вы видели, слышали, чувствовали тогда. «Проживите ситуацию заново.»

«И это всего лишь воспоминания о прошлом. А сейчас мы с вами здесь, в этой комнате и все готовы работать дальше»

Затем  экспериментаторы (А) вновь измеряют пульс своих испытуемых (Б) за 30 сек. И заносят результаты во второй столбик таблицы.

Далее текст: «Сядь пожалуйста поудобнее. Расслабься. Следи за своим дыханием. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Вспомни какую-нибудь приятную ситуацию, где тебе спокойно и комфортно. Представь эту ситуацию во всех деталях, погрузись в неё. Почувствуй спокойствие и расслабленность.»

Результаты заносятся в 3-й столбец.

После участники меняются ролями.

Обсуждение: Как вы сами можете объяснить факт того, какая разная реакция организма на ваши мысли и образы?

Упражнение продемонстрировало физиологическую природу стресса и методы снижения воздействия последствий.

Типичные показатели частоты сердечных сокращений в состоянии покоя-60 ударов в минуту. При max уровне физиологической мобилизации организма пульс учащается до 240уд/мин

«Есть такие, у кого в  пульс ниже 60 или выше 240? Если вдруг есть, как себя чувствуете? »



Предварительный просмотр:

Упражнение «Стена» (телесное ориентирование)

Цель: Осознание важности осанки, выявление мышечных зажимов.

Содержание: Снять обувь. Участники встают к стене таким образом, что бы затылок, плечи, ягодицы и пятки были прижаты к стене. После этого, стараясь сохранить спину прямой, подвигаться по аудитории.

Задача этого упр-я заключается в том, что нужно следить за правильностью осанки и при этом НЕ потерять естественность походки (словно«аршин проглотил» - нет).

Двигаясь по комнате, могут несколько раз проверять свою осанку, подходя к стене, а затем опять продолжать движение.

Обсуждение: Как изменились телесные ощущения, которые заметили в процессе выполнения упр-я



Предварительный просмотр:

Упражнение «Прививка от выгорания» (Позитивная психотерапия, групповая работа)

Цель: Активизация участников, обмен опытом, обобщение мат-ла

                                                      Рекомендации по снижению СЭВ    

  1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
  2. Перечислить то, чем вам нравиться заниматься в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим последний раз.
  3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша постоянная поддержка.
  4. Начать заботиться о физическом здоровье: зарядка, правильное питание.
  5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать методы релаксации, саморегуляции.
  6. Делать каждый день что – либо легкомысленное: прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и т. д.



Предварительный просмотр:

 Музыкотерапия, позитивная терапия, групповая работа

Группа делиться на подгруппы. 1-я группа составляет текст песни под названием «Если в семье нету счастья»,  2-я подгруппа - «Если в семье денег нету»



Предварительный просмотр:

Упражнение «Лекарство от стресса» (позитивная психотерапия, групповая работа)

Цель: Обобщение полученного в ходе тренинга мат-ла, обмен опытом участников.

Содержание: Участники в течении 5-10 мин. Готовят рекламный ролик и плакат «Лекарство от стресса» (девиз, пословица, рисунок)



Предварительный просмотр:

Упражнение «Кто самый спокойный» (телесное ориентирование)

Цель: развитие навыков визуализации с элементами пластического тренинга.

Содержание: Назовите образ какого-либо животного или предмета, ассоциирующегося вс состоянием полного спокойствия и невозмутимости (например, древняя пыльная египетская пирамида, телеграфный столб, пустой бамбук, кукла, многовековой дуб; лев, тигр, кошка, медведь – обладают силой, ощущение которой даёт им спокойствие).

Когда участники выбирают нужные образы, предлагается 5-10 минут побыть в этих образах, двигаться и взаимодействовать друг с другом, находясь в образах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

Практическое занятие по формированию стрессоустойчивости выпускников перед экзаменами.

Предлагаю Вашему вниманию практическое занятие с родителями по теме: "Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников". Можно использовать в качестве тематического родительского собрания в 11 клас...

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. Логопедические занятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответ...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями ...