«Социальная адаптация обучающихся 1 класса в специальной коррекционной школе»
методическая разработка по психологии на тему

Сергеева Наталья Валерьевна 1979

адаптация первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6 VIII вида" г. Гурьевска Кемеровской области

 «Социальная адаптация  обучающихся 1 класса

 в специальной  коррекционной школе»

                          Подготовила: педагог-психолог Сергеева Н.В.

2013г

        В современной науке обучение и воспитание рассматривается как эффективное важнейшее средство социальной адаптации личности. Под их воздействием формируется способности человека к перестройке, быстрому и безболезненному реагированию на изменяющиеся условия среды и приспособления к ним. Многочисленные 2исследования показывают, что адаптивные способности детей не являются врожденными, они развиваются, с одной стороны, как результат постоянно расширяющихся разнообразных отношений ребенка со средой, а с другой - как следствие усвоения им общественно-исторического опыта, обеспечивающего адекватное отражение действительности

 Слайд 2

Слайд 3

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с раннего возраста предполагает выработку оптимального соответствия между его развивающейся личностью и окружающей социальной средой. Вместе с тем адапциогенез детей с ОВЗ значительно затруднен (определяется глубиной основного дефекта, наличием осложняющихся фактов, неблагополучием семей). Это отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка и формировании его личности. Слайд 4 Поэтому для детей с ОВЗ именно коррекционное обучение и воспитание представляется одним из наиболее эффективных средств развития адаптационных механизмов различного содержания, способствующих их успешной социализации, интеграции в обществе.

Как известно, что в большинство учеников, обучающихся в специально-коррекционной школе это дети из неполных, многодетных и малообеспеченных семей, а также, воспитанники детских домов. И  основной задачей специальной коррекционной школы является социальная адаптация и интеграция учащихся в обществе, их успешная социализация. Поэтому деятельность педагогического коллектива в рамках работы по адаптации учащихся можно определить как приоритетную.

Слайд 5 Психологический словарь трактует адаптацию личности как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса.

Социально-психологичекая адаптация - сложный многогранный процесс, позволяющий личности активно включиться в различные структурные элементы социальной среды, что требует от нее разнообразных знаний и умений, определенного жизненного опыта, личностного развития, развития социального интеллекта (способности самостоятельно использовать имеющийся опыт, умения и навыки в новых условиях; определять отношения зависимости в социальной сфере, правильно понимать окружающих, адекватно оценивать себя).

Слайд 6 Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды (приспособление себя) и преобразование, изменение среды (приспособление к себе).

Нарушение, сбой адаптационных механизмов приводит к дезадаптации.

Слайд 7 Дезадаптация – нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Наибольший риск для возникновения дезадаптивного поведения представляют кризисные, переломные моменты в жизни ребенка,  в которые происходит резкое изменение ситуации социального развития, вызывающие необходимость реконструкции сложившегося модуля адаптивного поведения (поступление ребенка в школу, период подросткового возраста, выпуск из школы).

Кризисные моменты в жизни ребенка:

Слайд 8 Кризис 6-7 лет. Поступление в школу для многих учащихся- эмоционально-стрессовая ситуация, когда изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе:

- происходит смена ведущей деятельности (игра-учебная деятельность),

-меняется социальная позиция ребенка, у него появляются новые сложные  обязанности делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным. Ребенок становится членом общества со своими обязанностями, социально-общественным долгом.

Следует отметить, что у детей с интеллектуальными нарушениями происходит смещение сензитивных периодов развития на более поздние сроки, может быть на 2-3 года и более. Таким образом, кризис 7 лет происходит в возрасте 10 лет.

И сегодня  я хотела бы остановиться  на первом этапе   социальной адаптации обучающихся 1 класса – это школьная адаптация.

Слайд 9 Школьная адаптация понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии, но у многих учеников может приобретать неблагоприятные черты. Адаптированный ребенок не только соответствует уровням сформированности психологических свойств и умений требованиям и нормам данной среды, но и приспособлен к полноценному развитию в ней своего личностного, физического и интеллектуального потенциалов.

Слайд 10 Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Слайд 11 Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому, чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

Слайд 12

Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • умственная готовность к школе (умение решать и выполнять простые задачи)
  • мотивационная готовность к школе(желание ходить в школу, получить хорошие оценки)
  • эмоционально-волевая готовность к школе (проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий.) 
  • готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Необходимо отметить, что поступающие в 1 класс коррекционной школы  дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, непредсказуемые эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за недосформированности высших психических функций и незрелости эмоционально-волевой сферы, у них практически не сформирована учебная мотивация, поэтому время адаптации умственно отсталых первоклассников к обучению в школе увеличивается до 2-3 месяцев. 

Слайд:13

Приходя в первый класс, дети испытывают такие трудности:

1) непонимание объяснений учителя;
2)    плохое письмо (недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки: леворукие,  несформированность графического навыка);
3) большое количество ошибок (отсутствие интереса к учёбе, негативное отношение к школе, непонимание учебной задачи, неумение контролировать свои действия, дети не умеют сравнивать результаты с образцом, у них нет навыков учебной работы, низкий уровень обучаемости – нет стартовой готовности к школе).
 

Чтобы процесс адаптации проходил более успешно и благоприятно педагогам необходимо:

1. Учитывать, что первоклассники еще не перестроились с игровой деятельности  на другую,  (учебную) деятельность, целесообразнее  проводить уроки обучающего характера в игровой форме,  обеспечить своевременную смену видов деятельности (чередование);

2. Не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

3.  Отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

4. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосферы в классе, формируя позитивное отношение к учению.

5. Поощрять детей. Снисходительно относиться к тому, что дети склонны

спросить одно и тоже несколько раз.

6. Использовать  «ситуацию успеха» в учебной деятельности  каждого ученика.

7. Организовать личное общение с каждым учеником своего класса; буть  в

курсе их радостей и переживаний.

8. Постоянно подвергать анализу свою деятельность, вести  поиски новых

эффективных методов, приемов обучения, использовать  метод

сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

Слайд: 14

Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Вашему вниманию предоставляю диагностику школьной адаптации обучающихся 1 классов  на начало 2013-2014 учебного года.

Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, с радостью посещают занятия. Ученики стараются чётко следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если что-то не получается. Им нравится все виды урочной и внеурочной деятельности. Доброжелательные отношения с педагогами и ребятами в классе.

Средний уровень адаптации:  первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно  относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, ,  выполнение самостоятельных заданий общественных поручений выполняет под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация инновационных УМК и современных технологий в старших классах профильной школы, направленных на развитие социального опыта.

Школа реализует социально-значимый проект «Гражданско-правовое образование в школе». На городском семинаре "Социальное проектирование как форма организации гражданского образо...

Совместные действия администрации школы и профкома по созданию социальных условий для работников школы.

Совместные  действия  администрации школы  и  профкома   по  созданию  социальных  условий  для работников  школы....

Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...