Практикум с элементами тренинга" Познай себя"
методическая разработка по психологии по теме

Терновенко Виктория Николаевна

Цель :  Развитие    потенциальных  возможностей учащихся  в процессе  общения ,  совершенствование навыков общения ,  необходимых   для  осуществления   совместной  интеллектуальной  деятельности.  Формирование ключевых  компетенций(ценностно-смысловой  ориентации в мире , гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития ,   в общении, социального    взаимодействия; познавательной  деятельности, компетентности  деятельности; информационных  технологий.)

Задачи:

-Исследование  своих  личностных  качеств, своих интеллектуальных возможностей .

- совершенствование   навыков межличностного  взаимодействия .

- развитие  рефлексивных возможностей  учащихся  и навыков подачи  и приема  обратной  связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon poznay_sebya_.ppt2.98 МБ
Microsoft Office document icon Познай себя!87.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

« Средняя образовательная школа п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской  области»

Практикум с  элементами  тренинга

« ПОЗНАЙ  СЕБЯ»

социальный  педагог-  психолог

Терновенко В.Н.

 Тема :   «Познай себя»

Цель :  Развитие    потенциальных  возможностей учащихся  в процессе  общения ,  совершенствование навыков общения ,  необходимых   для  осуществления   совместной  интеллектуальной  деятельности.  Формирование ключевых  компетенций(ценностно-смысловой  ориентации в мире , гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития ,   в общении, социального    взаимодействия; познавательной  деятельности, компетентности  деятельности; информационных  технологий.)

Задачи:

-Исследование  своих  личностных  качеств, своих интеллектуальных возможностей .

- совершенствование   навыков межличностного  взаимодействия .

- развитие  рефлексивных возможностей  учащихся  и навыков подачи  и приема  обратной  связи.

Форма  проведения: практикум  ,  с элементами  тренинга.

Подготовительная  работа: использование ТСО(презентация),бланки,  магнитофон, краски , плакат, график, бланки  с именами,  подарки.

Ход  занятия

  1. Здравствуйте ! Я рада вас видеть на нашем  занятии. Вы видите , что  наше занятие немного  необычное. И  проходить  оно будет  в виде  игр ,  психогимнастических  упражнений ,   тестирования и  дискуссий.

Наше занятие направлено  на  познание  самого себя , на  исследование  и развитие  личностных  качеств  человека , на  развитие рефлексивных  ваших  возможностей.

Для человека , нет ничего    более интересного ,  чем  люди./В.Гумбольт/  

 

А к  своей  личности  он  испытывает  повышенный  интерес .  Кто  я?  Что  я?- задаем  мы  себе  вопрос .Зачем ,  для  кого  и для  чего я  в этом  мире ,  что  я  могу , на что  я  способен ,  как изменить  себя  ?   Такие вопросы  все  чаще и  чаще  возникают  в  нашей  голове.

 1. Упражнение «  Цветопись» (2 мин)  (Развитие компетентности саморазвития,  самосовершенствования, личностной  рефлексии)

И сегодняшнее самопознание  мы  начнем  с      упражнения

«  Цветопись».  Вам  нужно при помощи цвета   определить ваше эмоциональное  состояние  в данный  момент

При помощи этой цветовой  матрицы  вы  заполняете  таблицу . Напротив  своего  имени  поставьте   соответствующий цветной  кружок  .

Стимульный  материал.

Цвет

  Символ  настроения

Красный(к)

  Восторженное ,  активное

Оранжевый(о)

Радостное , теплое

Желтый (ж)

Светлое . приятное.

Зеленый (з)

Спокойное ,  уравновешенное

Синий(с)

Грустное ,  печальное

Фиолетовый(ф)

Тревожное , неудовлетворенное

Черный (ч)

Унылое ,  упадочническое

Белый (б)

Трудно  сказать.

Обработкой  результатов  займутся   два эксперта.

Обработка результатов .  Каждый   цветовой  показатель  имеет  свое  цифровое  обозначение :

 красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0;  синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый  не  принимается  в  вычислениях. Строится   график  эмоционального состояния.  На  начало  занятия   и конец  занятия.

  1. -Что  же  такое  личностные  качества?(2 мин)(Развитие компетенции в общении)

 Это  взгляды ,  убеждения ,  и  такие  черты  характера ,  которые  отражают  отношение человека    к жизни   и  оказывают   влияние на  его  поведение   в обществе.

Например ,  если  ты  человек  сильной  воли,  это  твоя  черта  характера.  Если    у  тебя  есть  собственное  мнение,   и  ты  всегда  поступаешь  честно  и этично -  это  твой  стиль  жизни.

 

 Что  же  представляют  собой  личностные качества.

   

3.   Результаты  экспертов.

Давайте  заслушаем   наших  экспертов , какое  эмоциональное  состояние  в  нашей  группе на  данный  момент.

4. Вы  знаете ,  что  бы  начать  общаться  с  человеком   ,  нужно  с  ним  познакомиться .

 2 Упражнение  «  Знакомство» (5  мин).(  Развитие  компетенции познавательной  деятельности,  самосовершенствования,  компетентности  деятельности)

Перед  вами  бланки  знакомства.

 1.Мой   символ

2.Имя__________

Девиз  моей  жизни:

3…Продолжи  фразу:

« Я  хотел  бы научиться  тому ,  как другие…»                        

  4.  Продолжи  фразу:

« Я могу  научить   других, как я  умею…»

Обсуждение  бланков  ответов .

-Прочитайте  визитки  ваших  друзей. Теперь  вы  прекрасно  понимаете ,какие  личностные  качества  вы   хотите   развить  в  себе./  Обсуждение. /

3.Эксперимент «  Моя  самооценка»(Компетенции  сарегулирования,  ценностно-смысловой  ориентации  в мире)

Никто  не  знает   о  нас столько  дурного ,  как  мы  сами  ,

И никто  так  хорошо  не думает  о нас ,  как  мы  сами.

Знаете  ли  вы  о  своих  достоинствах   и  недостатках.

Как  вы  думаете  у  вас   больше  положительных  или  отрицательных   качеств?

-Внимательно  прочтите помещенные  в  рамочки  слова,

Характеризующие  определенные   черты  характера.

Аккуратность ,  трусость ,  завистливость ,  настойчивость , пунктуальность ,   неряшливость , равнодушие , отзывчивость,  грубость,  ответственность ,  заботливость, искренность ,  обидчивость,  смелость ,  беспечность,   вспыльчивость,   самообладание ,    необязательность ,  целеустремленность ,   застенчивость ,  чувство  юмора ,   преданность ,   медлительность ,   развязность ,  сострадательность ,  холодность .

-Заполните  таблицу ,  поместив  в  первый  столбик  качества , характеризующие  идеального  человека:  во  второй  ,  те  качества ,  которыми идеальный  человек  обладать  не  должен.

1

2

-Из  первых  и вторых  столбцов   выбери  и подчеркни   те  черты   характера,  которыми  тебе  кажется ,  обладаешь  ты.

Обработка результатов.

Обработка  результатов   и выводы:

-Число    положительных   черт ,  которыми  ты себя  наделил ,  подели  на  число   слов ,  помещенных  в  столбце № 1.  

-Если   результат  близок   к  «  единице» ,  скорее  всего  ,  ты  себя   переоцениваешь.  

-Если   результат  близок  к  «  нулю» - это  свидетельство  недооценки  и  повышенной  самокритичности .

-  При  результате ,  близким  к « 0, 5» ,  ты можешь   сделать  вывод  ,  что  у  тебя   нормальная самооценка.

-Аналогично   сравни отрицательные   качества   со  столбцом  №2 .

- Результат ,  близкий  к « 0»-  завышенная самооценка,

- к « 1» -  заниженная  ,  

-к « 0.5» -  нормальная

  обсуждение тестирования .

  Давайте сделаем выводы.: Что  показало тестирование.?

/Тестирование  показало  ,  что в нашей  группе  есть люди  как   с завышенной  самооценкой ,  так    и  с заниженной /.

Люди с заниженной  самооценкой   склонны сомневаться в себе ,  принимать  на  свой счет замечания, переживать  и тревожиться по малозначительным поводам.  Такие люди  чаще всего не  уверены в  себе, им  трудно дается  принятие решения. Сравнивая  себя  с другими,  видят в  себе  больше недостатков , чем  достоинств.

Если  вы  искренне  отвечали и у вас идеальное «Я»  мало  чем  отличается  от  вашего  «Я», то  у вас завышенная самооценка, т.е  такие  люди уверены  в своей непогрешимости,    с  ними  очень  сложно  взаимодействовать. так, как они  не готовы « слышать других».

Жизнь-  это  не  то .  что происходит  с  нами,  это  то  . что  мы  можем  сделать  с  ней,  Вместо того ,  чтобы  принимать  жизнь  такой  какая  она есть ,  почему  бы  не  начать  жить  так как  хочешь  ты. Начни  с небольшого ,  но главного -  измени  отношения  к себе.  

И  изменение мы  начнем  с нашего  физического  состояния.

 4.Упражнение « Сохраняем  силы».( Компетенции  здоровьесбережения)

Делая выдох  спокойно,  не торопясь,  сожмите пальцы  в кулак   с  загнутым  внутрь большим пальцем. Затем , ослабляя сжатие кулака,  сделайте вдох. Повторите  это 5  раз, с закрытыми глазами, встаньте  и сделайте  выдох ,слегка потрясите  руками ,  сбросьте  все напряжение.

-  Что  вы почувствовали?

5.Упражнение « Умей ответить НЕТ»(  Компетенции  здоровье  сбережения, социального  взаимодействия, деятельности, гражданственности, познавательной  деятельности)

Вам  нужно, разбиться  на группы.  И обыграть данные ситуации  при  этом  одни  должны убедить  согласиться других .  А другие  должны   отказаться .

1.ситуация.Тебе  предлагают  сбежать   с урока  , погулять с друзьями,  но  у тебя  другие планы.

2.ситуация Твои  друзья  просят тебя  выпить пива, поддержать  их.

3.Ситуация. Незнакомые   тебе люди  просят тебя  помочь им показать  дорогу, приглашая  тебя  сесть  в машину,   вам не хочется  выглядеть  невежливым, но вы опасаетесь.

 Идет обсуждение.

-Кому  было  трудно  выполнять  это ,  почему?

- Кто  из  ребят был  больше  уверен  в  себе  , почему вы  так считаете?

- Кто был не  уверен?.  В чем  это  проявлялось .

-  Кто  был  агрессивен? Как  это  проявилось.

-какие  ощущения  вызывают  в вас  эти  три  качества?/  уверенность -  вызывает ощущение надежности.  Агрессия-неприятие; неуверенность-  жалость/ . В  психологии  существует алгоритм двух «ОО» ,  Оптимальный  Отказ.( Я-сообщение,+  отказ+ аргумент +  встречное  предложение) Например : Мне  приятно ,  что  ты  меня  пригласил на вечеринку , но  я не  могу  пойти, так  как  мне нужно  выполнить просьбу  мамы,  давай  я  приду  в следующий раз.

6 Упражнение  « Комплимент»(  Компетенция социального  взаимодействия, общения)

Умение увидеть и  развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные  взаимоотношения. И сейчас   мы  попробуем проверить насколько вы   можете  видеть  хорошее  ,друг  в друге.

- Посмотрите  внимательно  на  рядом сидящего друга и скажите какая черта характера ,  привычка  вам  нравится  в этом человеке, при  этом  подарите  подарок   с пожеланием , если  он есть,  а сидящий  должен  поблагодарить и  так  по кругу.

7.Проектный рисунок( Компетенции  ценностно-смысловой   ориентации  в  мире, самопознание .  самосовершенствование)

Перед вами плакат ,  вам  нужно  молча при  помощи краски и кисти вылить  ваше  эмоциональное состояние  нарисовав картину. После  чего вы подходите  и отмечаете  цветными фишками свое состояние  у экспертов.

7.  Рефлексия.

-Вот и закончилось наше занятие .

-Расскажите о своих впечатлениях ,  ( понравилось  вам  занятие?)

-Какая  работа  вам  понравилась  больше всего , Почему  ,  именно  этот  момент?

-В чем  была трудность.

-Что вы для себя  открыли  нового ?

-Что ощущаете вы  сейчас. Какими  чувствами  вы  наполнены?

(  Если  устали-  то  вы  не  раскрылись,  если  вам  хорошо-то для  вас одного  занятия  достаточно,  все  зависит  от  вашего  желания  познать себя)

Спасибо  за  работу ! Чтобы  познать  мир ,  надо  сначала  познать  себя  ,  дерзайте  и будьте счастливы!

Приложение  к  тренингу.

  1. Работа  для  экспертов.

Упражнение  « Цветопись»

Обработка результатов .  Каждый   цветовой  показатель  имеет  свое  цифровое  обозначение :

 красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0;  синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый  не  принимается  в  вычислениях. Строится   график  эмоционального состояния.  На  начало  занятия   и конец  занятия.

Приложение №2

1.Мой   символ

2.Имя__________

Девиз  моей  жизни:

3…Продолжи  фразу:

« Я  хотел  бы научиться  тому ,  как другие…»                        

  4.  Продолжи  фразу:

« Я могу  научить   других, как я  умею…»

1.Мой   символ

2.Имя__________

Девиз  моей  жизни:

3…Продолжи  фразу:

« Я  хотел  бы научиться  тому ,  как другие…»                        

  4.  Продолжи  фразу:

« Я могу  научить   других, как я  умею…»

1.Мой   символ

2.Имя__________

Девиз  моей  жизни:

3…Продолжи  фразу:

« Я  хотел  бы научиться  тому ,  как другие…»                        

  4.  Продолжи  фразу:

« Я могу  научить   других, как я  умею…»

Приложение №3

Упражнение «  Моя самооценка»

Аккуратность ,  трусость ,  завистливость ,  настойчивость , пунктуальность ,   неряшливость , равнодушие , отзывчивость,  грубость,  ответственность ,  заботливость, искренность ,  обидчивость,  смелость ,  беспечность,   вспыльчивость,   самообладание ,    необязательность ,  целеустремленность ,   застенчивость ,  чувство  юмора ,   преданность ,   медлительность ,   развязность ,  сострадательность ,  холодность .

-Заполните  таблицу ,  поместив  в  первый  столбик  качества , характеризующие  идеального  человека:  во  второй  ,  те  качества ,  которыми идеальный  человек  обладать  не  должен

-Из  первых  и вторых  столбцов   выбери  и подчеркни   те  черты   характера,  которыми  тебе  кажется ,  обладаешь  ты.

Обработка  результатов.

-Из  первых  и вторых  столбцов   выбери  и подчеркни   те  черты   характера,  которыми  тебе  кажется ,  обладаешь  ты.

-Число    положительных   черт ,  которыми  ты себя  наделил ,  подели  на  число   слов ,  помещенных  в  столбце № 1.  

-Если   результат  близок   к  «  единице» ,  скорее  всего  ,  ты  себя   переоцениваешь.  

-Если   результат  близок  к  «  нулю» - это  свидетельство  недооценки  и  повышенной  самокритичности .

-  При  результате ,  близким  к « 0, 5» ,  ты можешь   сделать  вывод  ,  что  у  тебя   нормальная самооценка.

-Аналогично   сравни отрицательные   качества   со  столбцом  №2 .

- Результат ,  близкий  к « 0»-  завышенная самооценка,

- к « 1» -  заниженная  ,  -к « 0.5» -  нормальная

1

        

2

1

2

1

2

1

2

Приложение №4

Упражнение « Умей  ответить «  Нет»

1.ситуация.Тебе  предлагают  сбежать   с урока  , погулять с друзьями,  но  у тебя  другие планы.

2.ситуация Твои  друзья  просят тебя  выпить пива, поддержать  их.

3.Ситуация. Незнакомые   тебе люди  просят тебя  помочь им показать  дорогу, приглашая  тебя  сесть  в машину,   вам не хочется  выглядеть  невежливым, но вы опасаетесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).

Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного  развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в  развитии социального интеллекта. Им важно...

Неуверенность в себе у младших школьников и преодоление её средствами театрализации (с элементами иностранного языка).

Предлагаю вам ознакомиться с содержанием моего психолого-педагогического исследования по теме "Неуверенность в себе у младших школьников и преодоление ее средствами театрализации (с элементами иностра...

Классный час с элементами дискуссии «Молодежный сленг: что он таит в себе?»

Цель:  1)привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины его           популярности;          2) вызвать учащихся на разго...

СОЗДАЙ СЕБЕ НАСТРОЕНИЕ Элементы самоуправления для педагогов

Поговорим  о педагоге, о том, как он себя чувствует на уроке или в группе с детьми при возникновении конфликтной ситуации. Наверное, у каждого из нас они возникали, и мы действовали в них в ...

Классный час с элементами тренинга « Добротой себя измерь»

Классный час предназначен для учащихся 5 класса, включает в себя игры - тренинги , интерактивную беседу на тему доброты....

Беседа с элементами конкурса "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу"

Беседа с элементами конкурса "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу"...

Родительское собрание с элементами тренинга «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду;           развитие педагогической культуры родителей;    ...