Переход из начального в среднее звено
статья по психологии на тему

Бутюгина Жанна Васильевна

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

 

Центральное и важнейшее новообразование – это так называемое "чувство взрослости" школьника как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляется это новообразование в новой личностной позиции:

  • в учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной учебной деятельности. Для этого необходимо понять смысл учения для себя, научиться осуществлять волевые учебные усилия, регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Собственно познавательный учебный мотив становится ведущим;
  • по отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе – это, прежде всего, ответственная осознанная позиция субъекта внутришкольных отношений. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным;
  • по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

 

При изменяющихся условиях обучения предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, степени освоения ими определенных учебных знаний и действий, уровню развития произвольности, саморегуляции и т. п. Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны ("не огорчались и не переживали", "радовались", "чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала"), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, "разочарование" в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно­два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Второй возможной причиной сложностей, возникающих у школьников 
в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься.

Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.

В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в средней школе:

  • в интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;
  • у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;
  • не развита познавательная потребность как потребность в приобретении новых знаний;
  • многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности: умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
  • у значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий: понимании администрацией школы необходимости серьезной работы по организации преемственности, методического сотрудничества между педагогами начального и среднего звена.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Материал педсовета по проблеме преемственности между начальным и средним звеном школы.    Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфлик...

Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном

Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено...

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...