Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.
рабочая программа по психологии по теме

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktia_pravonarusheniy_nesoversh.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СОСТОЯЩИМИ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Вот они вечные истины эти:

Поздно заметили... мимо прошли...

Нет! Не рождаются «трудными» дети!

Просто им во время не помогли!

Пояснительная записка

В настоящее время в обществе , несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.

Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.

Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал. Идет расслоение общества на бедных и богатых. В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Все ϶ᴛᴏ ведет к росту правонарушений ϲᴩеди подростков.

Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди воспитанников центра, профилактике экстремизма и терроризма, формирования установок толерантного сознания среди подростков; развития умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоения стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. способствовать развитию творческого потенциала детей, оказание действенной и незамедлительной психолого-педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Правовая база программы:

-  Конвенция ООН о правах ребенка;

-  Конституция РФ;

-  Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-  Семейный кодекс РФ; - ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Устав центра.

  1. Цель и задачи программы:

Целью профилактики является создание условий для организации профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на разных видах учета, находящихся в СОП или иной трудной жизненной ситуации.

Задачи программы:

  1. Вовлечение подростков и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как  возможное условие совершения правонарушений) в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
  2. Выявление интересов и потребностей воспитанников, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  3. Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с воспитанниками, склонных к правонарушениям;
  4. Формирование у воспитанников адекватного социально-психологического образа своего «Я»;
  5. Координация взаимодействия педагогов, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
  7. Определение результативности профилактической работы.
  1. Основные направления работы.
  1. Информирование и просвещение воспитанников, их родителей и других значимых лиц.
  2. Освоение знаний по проблеме профилактики правонарушений, интерактивных форм работы с участниками программы.
  3. Проведение творческих мероприятий по профилактики правонарушений и безнадзорности.
  4. Формирование актива среди воспитанников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.
  1. Содержание программы.

Профилактическая работа состоит из двух блоков.

  1. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках образовательной  деятельности, на родительских собраниях, а так же в рамках специальных образовательных программ. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
  2. Практический блок включает в себя несколько этапов:
  1. Диагностический. Проведения мониторинга в центре. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.
  2. Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:
  1. тренинги, практические семинары,
  2. родительские  собрания и конференции,
  3. диспуты и дискуссии,
  4. видеолектории,
  5. игровые занятия,
  6. деловые и ролевые игры,
  7. спортивные соревнования,
  8. праздники здоровья,
  9. выпуск информационных листков, газет, плакатов, мини – книжек, открыток,
  10. проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме правонарушения,
  11. создание лучшего рекламного ролика, социального плаката,
  12.  индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей и т.д.
  1. Сотрудничество.

Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программа была эффективной, общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, учреждения дополнительного образования, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.

Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактическую работу. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций.

Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни учреждения.

  1. Предполагаемые результаты.
  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
  2. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства толерантности, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  3. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими.
  4. Выработка устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке, особенно при угрозе совершения террористического акта.
  5. Формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
  6. Формирование устойчивых установок к правильному образу жизни.
  7. Формирование психологического комфорта и безопасности детей в социуме;
  1. Предполагаемые результаты.

Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.

Критерии отслеживания эффективности  предложенной программы

  1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.
  2. Изменение отношения к правам и обязанностям
  3. Уровень конфликтности в подростковой среде
  4. Оптимизация внутрисемейных отношений

Предлагается два способа отслеживания эффективности

  1. Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:

1.1.    Появление у подростков устойчивых интересов

1.2.    Повышение успеваемости

1.3.    Изменение количества подростков, стоящих на учете

1.4.    Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»

1.5.   Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

  1. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия. 

Показателем эффективности программы является:

  1. Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности центра.
  2. Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора  собственной деятельности в активно-положительном  использование досуга.
  3. Повышение уровня воспитанности обучающихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.
  4. Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
  1. Литература.
  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.
  2. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980.
  3. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
  4. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.
  5. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М., 1989.
  6. Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. – «Советская педагогика», 1973.
  7. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  8. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
  9. Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.
  10. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
  11. Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России.// Российская газета, 1997, 23 Окт.
  12. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.:Педагогика,1982.
  13. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
  14. Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М., 1975.
  15. Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975.
  16. Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.
  17. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.
  18. Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.

Перспективный план мероприятий

по профилактике безнадзорности и правонарушений

в МКОУ ДОД ЦТДиМ «Юность»

2013-2014 учебный год

Сроки проведения

Содержание работы

Категория участников

Ответственные

17.09.2013

21.09.2013

Видеолекторий  по теме: «Имею право знать»

подростки

педагог-психолог

19.09.2013

28.09.2013

Коррекционные профилактические беседы с несовершеннолетними, состоящими на учёте, детей группы «риска»

подростки

педагог-психолог

24.09.2013

Круглый стол «Нормы жизни в обществе»

подростки

педагог-психолог, педагоги

12.10.2013

Агитдесант «Будь в Центре!»

подростки

педагог-психолог, Зам.директора по УВР

22.10.2013

Дебаты  «Толерантность как средство жизни»

подростки

педагог-психолог

12.11.2013

Круглый стол «Права человека в современном мире»

дети, подростки

педагог-психолог

27.11.2013

Родительские собрания с включением вопросов профилактики правонарушений среди детей и подростков

родители

педагог-психолог, Зам.директора по УВР

05.12.2013

Тренинг по коррекции межличностных отношение с применением методов арт-терапии

подростки

педагог-психолог

13.12.2013

Тренинг «От чего зависят поступки человека»

подростки

педагог-психолог

16.01.2014

17.01.2014

18.01.2014

Проведение первенства центра по аэрохоккею «Спорт против курения»

дети, подростки,

молодежь

педагог-психолог, Зам.директора по УВР, педагоги

24.01.2014

Просмотр и обсуждение социальных роликов

подростки

педагог-психолог, педагоги

01.02.2014

Беседа «Изучаем «Конвенцию о правах ребёнка»

дети, подростки

педагог-психолог, педагоги

07.02.2014

Родительское собрание «Поощрения и наказания детей в семье: за и против»

родители

педагог-психолог, Зам.директора по УВР

14.02.2014

Права человека через призму русской народной сказки

дети, подростки

педагог-психолог, педагоги

18.02.2014

Беседа «Мы все такие разные»

подростки

педагог-психолог

05.03.2014

Тренинговое занятие

«Пути достижения жизненных целей»

подростки

педагог-психолог

10-15.03.2014

Неделя психологии «Сохрани себя для жизни»

дети,

подростки

педагог-психолог, Зам.директора по УВР, педагоги

20.03.2014

Круглый стол «Права человека в современном мире»

подростки

педагог-психолог, педагоги

март 2014

Игра «Брейн – ринг» «Честь и Закон»

подростки

педагог-психолог

05.04.2014

Вечер вопросов и ответов «Пока не поздно! – права и обязанности родителей, права и обязанности подростка»

подростки,

родители

педагог-психолог, Зам.директора по УВР

12.04.2014

Спортивное мероприятие «От старта до финиша – на одном дыхании»

молодежь

педагог-психолог, Зам.директора по УВР, педагоги

19.04.2014

Диспут «Свой путь мы выбираем сами»

подростки

педагог-психолог

26.04.2014

Просмотр и обсуждение социальных роликов

дети, подростки

педагог-психолог, педагоги

02.05.2014

Беседа «Достойный пример»

дети, подростки

педагог-психолог

22.05.2014

Диспут «Противостоять агрессии»

подростки.

молодежь

педагог-психолог

02.06.2014

Праздник здоровья

дети, подростки,

педагог-психолог, Зам.директора по УВР, педагоги

июнь

Цикл бесед «Мои права. Мои обязанности»

дети,

подростки

педагог-психолог, педагоги

июль

Проведение конкурса плакатов «Равенство людей в своих правах»

дети, подростки

педагог-психолог, педагоги

август

Буклет «Мы – граждане России»

дети,

подростки

педагог-психолог

Перспективный план профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на разных видах учета, предполагает совместное планирование с детьми, педагогами и родителями деятельности по профилактики правонарушений, корректировку и изменение форм работы, а также длительность  и количество мероприятий в процессе реализации программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".

Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать   условия   для   эффективного...

ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год

Программа  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"

Цель программы:Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, на...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...