Родительская ответственность в системе воспитания ребенка
статья по психологии по теме

Абрамова Анна Афанасьевна

В новой социальной политике государства и законодательной системе поддержки детей наряду с родительскими правами и обязанностями большое внимание уделено родительской ответственности, с помощью которой обеспечивается весь комплекс прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности родителей в отношении их ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_otvetstvennosti_roditeley_za_vospitanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

О РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ

ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА.

        В новой социальной политике государства и законодательной системе поддержки детей наряду с родительскими правами и обязанностями большое внимание уделено родительской ОТВЕТСТВЕННОСТИ, с помощью которой обеспечивается весь комплекс прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности родителей в отношении их ребенка. Объективная необходимость в условии общественной заботы в семье не снимает с родителей ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей. Более того, общество рассматривает эту ответственность в качестве первоочередной ОБЯЗАННОСТИ родителей. Это требование нашла свое отражение в 26-ой статье Декларации ООН по правам человека, в Семейном Кодексе РФ.

        Родительская ответственность включает ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ и РАЦИОНАЛЬНУЮ стороны, тесно связанные между собой. Если эмоциональная сторона складывается преимущественно под влиянием родительской любви, то рациональная сторона – следствии общественных запросов и идеалов, а также конкретной ситуации, складывающейся в семье.

        Чем яснее и глубже представляют родители, что именно и для чего они делают и каковы возможные последствия этого, тем свободнее их действия, тем выше уровень их ответственности, тем больше шансов на то, что их меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью.

        Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей – комплексная программа.

                Как социальная она предполагает оценку реализации взрослыми своих родительских обязанностей, исходя из потребностей общественного развития.

Как психологическая она характеризует мотивы воспитательской деятельности родителей, обусловленные пониманием ими роли семьи и важности воспитания детей, эмоциональную вовлеченность  в процесс общения с ними, способы продуктивного взаимодействия.

Как педагогическая – включает определение содержание и методов приобщения взрослых к знаниям, без которых семейное воспитание осуществляется методом проб и ошибок.

Не трудно заметить, что ответственность родителей за воспитание и обучение детей тесно связана с более общими требованиями – СЕМЕЙНЫМ ВОСПИТАНИЕМ В ЦЕЛОМ и воспитанием ВОСПИТАТЕЛЕЙ, т.е. родителей. Это значит, что усиление ответственности взрослых должно осуществляться не только (и не столько) путем правового регулирования, сколько длительной, кропотливой работой по развитию и углублению их педагогических представлений, воспитанию чувств. Перекладывая свою ответственность на школу, предъявляя к ней свои завышенные требования, ругая школу и учителей за низкую грамотность учителей и воспитателей, родители стараются полностью убрать из внимания, что успешный ученик – дело рук самих родителей. Ослабление воспитательской функции семьи – одна основных причин неблагополучного детства.

Очень тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые не владеют в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развитие, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Особенно сложен процесс воспитания в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, криминальный образ жизни родителей. Вместе с тем семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с ней, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения.

Существует деление семей по степени их воспитательского воздействия на детей. Так благоприятными для формирования личности является семья является семья, где есть оба родителя и не менее двух детей, где имеют целесообразно и содержательно организовывать жизнь и деятельность ее членов (дисциплина, ответственность, распределение обязанностей, труд, личные интересы каждого члена). Во внутри семейных отношений – полное взаимопринятие, демократический стиль общения и поведения. Неблагоприятные: однодетная семья в большей степени характеризуется конфликтными ситуациями, чем многодетная. Еще сложнее дела в неполных семьях.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет ОБЩЕСТВЕННОГО (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. И многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы, и др. учебно-воспитательских учреждений.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

  • сверхзанятость родителей,
  • конфликтная ситуация в семье,
  • пьянство родителей,
  • случаи жестокого обращения детьми,
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы ,
  • особенности младшего школьного возраста.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Наиболее типичные из них следующие:

  1. Непринятие ребенка, его явное и скрытое эмоциональное отторжение родителями,
  2. Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни,
  3. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей и бабушек, что дезорганизует ребенка.
  4. Непонимание закономерностей и своеобразия личностного роста детей и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.
  5. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограмированости требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется его избытком или наоборот).
  6. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье аффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения.
  7. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и мешают родителей жизнедеятельности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством.
  8. Авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле, категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физическое наказание, постоянный контроль за действиями ребенка.
  9. Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальность ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежайшего эмоционального контакта, проявления отзывчивости и чуткости к детям.

Отсюда делаем ВЫВОД, что патогенным фактором в дефекте воспитания детей в семье выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий "Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей".

Цель данного лектория способствовать осознанию родителями своей ответственности за поведение детей, соблюдение ими Правил школьной жизни, Устава школы и других нормативных документов....

Родительское собрание "Правовая ответственность родителей за воспитание ребёнка – залог его успешности в учёбе и жизни».

Повестка собрания:1.ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ2.СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ3.ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ  УСПЕВАЕМОСТИ...

Родительское собрание "Важное в воспитании ребенка"

Пожелания и рекомендации для родителей учащихся класса....

Родительское собрание на тему: "Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей"

Цель родительского собрания заключается в ознакомлении родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка, основными правами детей, правами и обязанностями родителей, зафиксированными в...

Родительское собрание "Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей".

Представленное родительское собрание  представляет из себя презентацию, являющуюся иллюстративным материалом к собранию....

Родительское собрание «Развитие и воспитание ребенка в радостном упоении жизнью»

Идея родительского собрания состоит в обучении активным способам деятельности в разрешении личностных проблем. Владение такими способами делает личность устойчивой и активной. Логика родительского соб...