Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" в ОСШИ
статья (психология) по теме

Абрамова Анна Афанасьевна

Классификационно в "группу риска" входят и дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, так как они имеют те же факторы, нарушающие условия нормальной жизнедеятельности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска» в ОСШИ

Абрамова Анна Афанасьевна, педагог-психолог ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег».

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, детей с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенных, детей с психопатоподобным поведением, нарушениями взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

        Классификационно в «группу риска» входят также дети,  находящиеся в трудной жизненной ситуации, так как они имеют те же факторы,  нарушающие  условия нормальной жизнедеятельности ребенка. Обучаясь в условиях стационарного пребывания, они нуждаются в особой психологической помощи.

        Трудная жизненная ситуация порождается совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для каждой возрастной группы, и чаще всего проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей (А.В.Мудрик, К.А.Абульханова-Славская). Дефицит возможностей становления ребенка, как полноценного субъекта своей жизнедеятельности, находит свое отражение в искажениях представлений детей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом.

        Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые (Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, З.И.Лаврентьева, Л.Я. Олиференко) установили, что все они переживают состояние стресса, фрустрации конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности таких детей, отечественные психологи (М.Б. Кондратьев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.Б. Филонов) выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества.

        На неспособность ребенка самостоятельно, без посторонней помощи, найти выход из сложившегося положения указывают Л.Я.Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Они утверждают, что данная ситуация усугубляется еще и тем, что ребенок не умеет, в силу отсутствия соответствующего опыта, попросить помощи у других. Необходимо также отметить, что указанные личностные характеристики, являются фактором риска в отношении зависимого поведения.

        70% детей нашей  школы - это дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Из них:

1. Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики (4%);

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (18 % );

3. Дети из неблагополучных, асоциальных семей (34 %);

4. Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке (32%);

5. Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией (12%) .

        На первоначальном уровне пребывания в школе, эти дети проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.

Наш опыт комплексного психолого-педагогического сопровождения, свидетельствует о всесторонности организации обучения и воспитания этих детей. Их сопровождают врачи, психологи, логопеды, социальные педагоги, педагоги-организаторы.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» в ОСШИ

1. Научно – познавательная деятельность (учебная деятельность) направлена на то, чтобы дети усваивали  эффективные способы мыслительной деятельности, основные методы познания. На уроках формируются умение учиться и способы к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), формируются  УУД (универсальные, учебные действия), развиваются творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий, развиваются широкие познавательные интересы, инициатива, любознательность.

целеустремлённость.

2. Оздоровительно-спортивная деятельность, куда входят: спортивные секции – лыжные, трамплин, школа олимпийского резерва. Спорт развивает у детей самоконтроль,

саморегуляцию, волевые качества, формирует элементарные представления о единстве различных видов   здоровья: физического, нравственного, социально – психологического, воспитывает стремление к здоровому образу жизни. Все дети проходят полный оздоровительный комплекс, куда входит постоянные обследования детского педиатра, галотерапия, водолечение, сауна, воздушное закаливание, кислородный коктейль, физиолечение, аромотерапия, лечебная физкультура и др.

3. Общественно-полезная деятельность формирует у детей способность видеть и понимать социальные проблемы, стремление к самостоятельной общественно значимой деятельности. Учит сотрудничеству при организации КТД (коллективно-трудовой деятельности), учит ценить общественно – полезную значимость коллективной деятельности, ответственности, учит экологической грамотности, милосердию,  взаимопомощи, сотрудничеству.

4. Проектная деятельность формирует творческое мышление, навыки самообразования, умение работать со справочниками, навыки групповой деятельности, умение адекватно оценивать себя и других, интерес к познавательной деятельности. Проектная деятельность формируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной   инициативы, развивает умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

5. Патриотическая деятельность воспитывает нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирует способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно–игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. Патриотическая деятельность формирует уважительное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно – историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, формирует основы морали – осознания учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

6. Художественно-эстетическая деятельность формирует эстетическое отношение к красоте окружающего мира, развивает стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Развивает чувство красоты, эстетики, уважение к культурному наследию своего народа. Художественно-эстетическая деятельность развивает культуру речи и общения.

7. Психологическая деятельность. Психолого-педагогическую коррекцию мы направляем в первую очередь не на ликвидацию неуспеваемости, что может привести к ещё большему протесту, а на формирование личностных качеств:

 правильной самооценки, целенаправленной деятельности. Так как у детей «трудной жизненной ситуации" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа психолога направляется на развитие у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, логического мышления, использование в своей работе коррекционных упражнений, направленных на формирование приемов самоконтроля, саморегуляции.

        Для этих детей очень важен, прежде всего, опыт «тактильных переживаний», который они не могут получить ни перед телевизором, ни перед компьютером. Адекватное ощущение собственного тела – это предпосылка для развития познавательных способностей. Это доказывают научные исследования. Основы абстрактного и пространственного мышления, которые необходимы для изучения математики, формируются у ребенка по мере того, как он учится держать свое тело в равновесии. Но как только ребенок садится перед телевизором, у него притупляется телесное самоощущение.

На занятии по коррекции агрессивности у нас было упражнение: «Несколько слов о школе». Вот что написал пятиклассник: «Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни» и «крылья». Каждый человек, рожденный на Земле, может быть добрым, честным, любознательным. Корни мне дали родители, они научили меня делать первые шаги.

 «Крылья»  мне дала САНАТОРНАЯ ШКОЛА. Она учила меня сохранять  и укреплять здоровье, развивала интерес к знаниям, любовь к творчеству, помогала стать успешным учеником. Здесь, в этой школе, живя настоящим, я строил  счастливое будущее. Спасибо

тебе, МОЯ ЛЮБИМАЯ ШКОЛА».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска.

Трудный ребенок - это........ Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре нач...

Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска

Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоцион...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...