Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
статья по теме

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagog_sopr._detey_gruppy_riska.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»

(из опыта работы).

Сопровождения - это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.

Цель: Оказание помощи в социальной адаптации детям группы риска путем создания безопасного реабилитационного пространства.

Задач:

 - вовлечение детей в досуговую и игровую деятельность;

 - оказание помощи в учебной деятельности детям, повышение образовательной мотивации;

  - оказание психологической помощи детям;

  - изменение отрицательного образа «Я» (повышение самооценки ребенка);

  - принятие социальной нормативности и привитие
норм поведения;

   - развитие межличностных отношений.

Результат:

- возможность жизненного самоопределения
детей   с помощью успешной адаптации и социализации;
    - повышение образовательной мотивации и успеваемости         учебной деятельности ребенка;
  - повышение самооценки и формирование положительного   образа «Я»;
  - расширение круга общения;
  - снижение количества происшествий (драк, воровства);
   -  приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы риска.

Формы работы

С учащимися                           педагогами                              родителями

тренинги;                                           пед. семинары;                                        собрания;

классные часы;                                  тренинги;                                                 уроки;

круглые столы;                                  мастер-классы;                                        индивидуальные

индивидуальные                               консилиумы;                                            беседы;

консультации;                                   круглые столы;                                        лектории;

психологические                               конференции;                                          конференции;

творческие вечера;                            индивидуальные

развивающие занятия;                      консультации;

психологические акции;                   психологические

большие психологические               практикумы; игры

Просвещение школьников

Просвещение школьников - один из основных видов деятельности службы, так как наличие  психологических знаний, адекватных возрасту, снижает риск нежелательного поведения, может уберечь от ошибочных действий, может помочь школьникам в поисках  причин их поведения.

Основные методы в этом виде деятельности  - беседа, рассказ с демонстрацией наглядных материалов (видео, аудио), круглые столы, выступление ребят.

Полученные психологические достоверные знания ребята могут применять в различных жизненных ситуациях.

Индивидуальные формы работы

Работа        осуществляется по результатам диагностических исследований, запросов педагогов и родителей.  

Предметом коррекционной работы является:

  1. Коррекция тревожности и страхов;
  2. Коррекция самооценки и уровня притязаний;
  3. Коррекция агрессивности и конфликтности;
  4. Коррекция неадекватных поведенческих проявлений;
  5. Коррекция  отклонений в развития познавательных процессов.

Формы: обучающая психодиагностика, ролевые игры, упражнения построенные по принципу «Незаконченных предложений», релаксации с визуализацией и т.д.

Консультирование учащихся.

Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога.

Структура ведения консультации учащегося:

  1. Установление эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.
  2. Выяснение сути проблемы.
  3. Построение гипотезы причины сложившейся ситуации.
  4. Подтверждение гипотезы (диагностика).
  5. Выбор направлений и формы оказания помощи.

При необходимости возможен цикл консультаций с одним ребенком.

На консультациях использую различные методы: беседы, наблюдения, тестирование, анкетирование, психодрамма, арт. – терапия.

Основные аспекты проблем учащихся:

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие со сверстниками;

- взаимодействие с педагогами;

- взаимодействие с самим собой.

Просвещение родителей.

Цель просвещения родителей - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

При встрече с родителями служба знакомит их с актуальными проблемами учащихся, способствуя более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.

Формы работы: беседы на классных часах (чаще по итогам проведенных исследований в классе), тематические родительские собрания, уроки, тренинги для родителей, лекторий.

Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями активно использую интерактивные: групповое решение проблемы, моделирование трудных ситуаций, обучение практикой действия, «мозговой штурм», обучающая диагностика и т.д.

Цель психологического консультирования – организация сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. По всем трем направлениям ведется учетная текущая документация.

Консультирование родителей.

         Это основной вид деятельности при взаимодействии с родителями.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:

  1. информирование родителей о школьных проблемах ребенка (родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление);
  2. консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения (если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка);
  3. получение дополнительной диагностической информации от родителей;
  4. психологическая поддержка родителей (в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье).

Просвещение педагогов

Психологическое просвещение коллектива направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

  1. организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;
  2. построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
  3. осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Основными формами работы являются – психологические семинары-практикумы, тематические педагогические советы, лектории, конференции, тренинги для педагогов.

Консультирование педагогов

Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и  учащихся. Иногда при решении, какого–либо вопроса появляется необходимость поговорить с педагогом, выяснить какие- либо детали, узнать его мнение – это происходит также в рамках индивидуального консультирования.

Основные темы консультации педагогов:

  1. Взаимодействие с классом, учеником;
  2. Взаимодействие с родителями, семьей;
  3. Личные проблемы, конфликты.

Дети еще 2 часа после уроков, находятся под опекой взрослых.

М все же самое главное при работе с детьми «группы риска» - это наши психологические приемы. Это проявления доброты, внимания, заботы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года.    Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффекти...

Программа по сопровождению детей "группы риска"

Пояснительная записка Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основно...

Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" в ОСШИ

Классификационно в "группу риска" входят и дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, так как они имеют те же факторы, нарушающие условия нормальной жизнедеятельности ребенка....

«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях поликультурной общеобразовательной школы».Курсовая работа

В работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска», рассказывается о технологии социально-педагогического сопровождения детей«группы риска» в...