Выступление на ШМО классных руководителей «Психологический смысл подросткового суицида»
методическая разработка по психологии на тему

Кориняк Марина Владимировна

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО классных руководителей

«Психологический смысл подросткового суицида»

Составила: педагог-психолог Пинтелькина М.В.

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков

Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

Кроме того, полезно знать, что именно подростковой возрастной группе свойственны различные типы суицидального поведения.

Нужно иметь в виду, что самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.

Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. Еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

Собственно суицидальная фаза начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе происходит углубление дезадаптации: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства.

Внимание!!! На этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

Как распознать признаки суицида:

  1. Угроза совершить суицид.
  2. Резкие изменения в поведении.
  • Питание
  • Сон
  • Школа
  • Внешний вид
  • Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, чем раньше занимались. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний.
  • Стремление к уединению.
  1. Раздача ценных вещей.
  2. Приведение дел в порядок.  Одни подростки будут раздавать любимые вещи, другие сочтут перед смертью привести свои дела в порядок. Одни будут убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сами по себе они совершенно нормальны. Однако в сочетании с  другими знаками это должно насторожить.
  3. Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, стремящиеся расстаться с жизнью, часто ущемлены и изолированы: они злы на родителей, учителей, друзей, которые им чем-то не угодили обидели. Никто не хочет общаться с с раздраженным, вспыльчивым, непредсказуемым человеком и в результате подросток окажется в изоляции. Одиночество лишь настраивает на суицидальный лад.  
  4. Саморазрушающее и рискованное поведение. Если спокойный и выдержанный подросток начинает вдруг рисковать или намеренно вредит своему здоровью (много курит, употребляет алкоголь, наркотики).
  5. Потеря самоуважения.  Бывают дни, когда любой подросток ощущает себя самым уродливым, неуклюжим и глупым. Однако такое самобичевание длиться недолго.  Как правило , у молодых людей хватает самоуважения и уверенности в себе, что позволяет им пережить тяжелые времена и перемены настроения. Совсем другое дело – те подростки, которые утратили самоуважение.

Профилактика юношеских депрессий, по мнению И.С. Кона, заключается не в избегании конфликтных ситуаций — это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

05.11.2013

Педагог-психолог                                                                Пинтелькина М.В.

Используемая литература



Предварительный просмотр:

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

  1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.


2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.


3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.


4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).


5. Словесные указания или угрозы.


6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.


7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.


8. Бессонница.

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

  1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.


2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.


3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.


4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).


5. Словесные указания или угрозы.


6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.


7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.


8. Бессонница.

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

• при выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался);

• желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом;

• в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

• при выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался);

• желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом;

• в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "Что такое суицид?"

В данном выступлении рассматривается проблема суицида в среде подростков, а также вопросы профилактики суицидального поведения....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"

С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".

Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе....

Выступление на МО классных руководителей по теме: "Причины суицида у подростков"

Выступление на МО  классных руководителей  по теме: "Причины суицида у подростков"...

Выступление на МО классных руководителей 28.03.2022 на тему: «Создание социально-психологических условий для формирования потребности ведения здорового образа жизни»

Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих техн...

Психологический смысл подросткового суицида

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь вни...