Конспект занятий тренинга
план-конспект занятия по психологии на тему

Двинина Елена Геннадиевна

В данном материале мною представлен конспект практического занятия с элементами тренинга для кандидатов в замещающие родители на тему "Психологическая саморегуляций - основа повседневной деятельности практического психолога"  и может быть широко использован в разных направлениях работы с данной категорией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_treninga.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

практического занятия с элементами тренинга  «Психологическая саморегуляция - основа повседневной деятельности практического психолога»

Цель:

Изучение и отработка навыков психологической саморегуляции, самопомощи, взаимопомощи для преодоления негативного влияния экстремальных ситуаций.

Учебные вопросы:

1. Изучение способов саморегуляции в повседневной деятельности.

2. Отработка навыков "разрядки" негативных эмоциональных состояний.

Литература:

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань,1987 г.

2. Психология экстремальных ситуаций. М.:АСТ, Мн.:Харвест, 2002 г.

Ход занятия:

Психологическая саморегуляция является основой эффективной профессиональной деятельности психолога. Она помогает преодолеть негативное влияние стрессовых факторов, повышает работоспособность. Все психологи знают о необходимости психологической саморегуляции, но не все реализуют ее на практике.

Наиболее эффективные способы психологической саморегуляция связаны с расслаблением мышц и переключением внимания. Комбинации способов психологической саморегуляции:

техники активной нервно-мышечной релаксации; различные виды гимнастики, физиопроцедуры, обычный массаж и самомассаж, точечный массаж, дыхательные упражнения - все что связано с напряжением и расслаблением мышц;

приёмы самогипноза, самовнушения, аутогенная тренировка, медитация – приемы связанные с изменением сознания;

музыкальные и светомузыкальные воздействия, аромотерапия, и другие приемы, связанные с чувствами;

фармакотерапевтические средства, связанны с изменением химии тела.

Какие из них доказали вам свою эффективность и вы их используете в повседневной жизни? Обсуждение, создание списка.

В моей аптечке первой психологической помощи уже лежат: дыхательные упражнения, переключение внимания, точечный массаж, медитативная графика, аутотренинг, нервно-мышечная регуляция. Остановлюсь подробнее на некоторых.

1. Успокаивающие и активизирующие дыхательные упражнения, дыхание по пульсу.

2. Я использую регулирующую силу слова: установка на успех, самоубеждение. Например, задание на сегодня: "Именно сегодня я позабочусь о своем организме, я сделаю зарядку, постараюсь не наносить вреда своему здоровью, изучу что-нибудь полезное, сделаю 2 дела, которые мне не хочется делать,  постараюсь выглядеть как можно лучше, буду щедрой на похвалы, намечу программу своих дел. Это избавит меня от спешки и нерешительности. Я не буду бояться быть счастливой! Итак, самый лучший день – сегодня!"

Когда я сомневаюсь в своих силах, очень эффективно действует прием «самоподкрепление» – положительное отношение к самому себе, к своим целям, способам действий. Для этого подойдет упражнение «Мои ценные качества».

Цель: повысить уверенность в себе, подкрепить веру в себя.

Инструкция: составить своих список ценных качеств от первого лица, запомнить (повесить на стене), когда почувствуете себя подавленно – вспомнить и сосредоточиться на них: Я забочусь о своей семье. Я хороший друг. Я помогаю людям. Я признаю свои ошибки. Я часто улыбаюсь.

3. Если неприятности не идут у меня из головы, я использую прием переключения внимания: я делаю мысленную инвентаризацию помещения: выделяю объекты, название которых объединяет (начинается на какую-нибудь букву, например, на букву «С»: стекло, стол, столешница, свет, стена и т.д.,  или имеют круглую форму: розетка, столешница, скотч, противопожарный датчик). Можно попытаться найти общее  между двумя непохожими объектами (яблоко-кошка, петух – стакан), или найти, что может быть одновременно: красное, круглое, кислое (помидор, яблоко, тарелка свекольника, обиженное лицо).

Чтобы сосредоточиться я использую прием «Обратный счет» (счет в прямом порядке и запись в обратном), сосчитать буквы «я» на странице, т.д.

4. Чтобы проблема казалась не такой большой, использую юмор: называю свою проблему, например: «У меня много морщин», потом представляю, что ее говорит  щука, которая хочет проглотить карася, женщина, которая упала в лужу, хор ветеранов (начало речи президента, надпись в туалете, пароль для шпионов), чтобы не достичь счастья,  надо думать… И перестаю думать об этом.

5. Перед сном я стараюсь расслабить все мышцы. Чем расслабленнее мышцы, тем меньше сигналов от них поступает в мозг, тем быстрее мозг погружается в пассивное бодрствование, потом в дремоту и сон.

Пример аутотренинга перед сном:

Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены, мышцы глаз, щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Мое лицо как маска. Мои пальцы рук расслаблены. Мои кисти расслаблены. Мот предплечья и плечи расслаблены. Мои руки полностью расслаблены. Мое лицо спокойно и неподвижно.  Мои пальцы ног расслаблены. Мои стопы и голени расслаблены. Мои бедра расслаблены. Мои ноги полностью расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно. Мышцы шеи и затылка расслаблены. Моя спина расслаблена. Грудь и живот расслаблены. Мое лицо и все мое тело полностью расслаблены, сердце бьется ровно, дыхание спокойное, лоб обдувает прохладный ветерок, солнечное сплетение теплое. Я расслаблена и спокойна, я засыпаю.

Я уверена, что могу влиять на свое эмоциональное состояние и поведение, используя три основных пути:  изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; активное включение представлений и чувственных образов; использование программирующей и регулирующей роли слова.

Подведение итогов занятия: Учитесь оценивать, когда вы на пределе своих возможностей, не допускайте перегрузок своего организма, любите себя.

Педагог-психолог                         Е.Г. Двинина


ПЛАН-КОНСПЕКТ

практического занятия с элементами тренинга

на определение личностной идентификации психолога:

 «Какой я?»

Цель: формирование и коррекция самооценки, поощрение самораскрытия и отработка обратной связи в группе, повышение групповой и личностной активности.

        Оборудование: карточки по 10 штук на каждого участника тренинга размером 8х10, 4 набора признаков, каждый из которых может охарактеризовать личность и отвечает на вопрос: «Какой Вы человек?» (приложение ).

        Литература: Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов/ Автор-составитель Л.Б. Шнейдер.- М.: Издательство МПСИ, 2008 г., 208 с.

Условия проведения: центр комнаты, свободный от мебели, чтобы участники могли перемещаться, на 4 стенах место для объявлений наборов признаков.

        Ход занятия:

Ведущий: сегодня вы будете иметь возможность увидеть себя с новой стороны в процессе принятия решения. Решение предстоит принимать сложное -сравнить себя с другими людьми. Я буду называть признаки сериями по 4, каждый из вас из 4 признаков выбирает тот, который в большей степени отражает как вы себя воспринимаете в настоящий момент и записывает его крупно на одной из карточке, так чтобы его можно прочесть окружающим (перед вами набор из 10 карточек и ручка). После того, как вы выбрали, подойдите к тому месту, где выставлен выбранный вами признак. Как вы чувствуете себя на этом месте? В компании или один? Обсудите это с товарищами. Возможно вы хотите переменить свое решение?

Участники в малых группах обсуждают свои выборы, могут корректировать друг друга.

         Ведущий: обратите внимание на другие подгруппы и дайте обратную связь, подходят ли другим участникам те качества, которые они выбрали?

        Далее предъявляются следующие 4 признака и процесс повторяется.

Когда серия выборов закончена, и каждый участник заполнил все карточки, ведущий просит выбрать из них 5-6, переписать на отдельную карточку, повесить себе на грудь. Участники разбиваются на группы (триады) и обсуждают созданный образ себя и других.

Вариант: самопрезентация в кругу (участники аплодируют выбору, если согласны).

Приложение

Четыре набора признаков

1

2

3

4

активный

пассивный

яркий

оптимистичный

взрослый

мужчина

женщина

зрелый

отец или мать

муж или жена

брат или сестра

сын или дочь

славянин

гражданин

политически нейтральный

верующий

растущий

счастливый

компетентный

уверенный

осторожный

импульсивный

предприимчивый

настойчивый

агрессивный

творческий

сознательный

послушный

мягкий

сдержанный

замкнутый

романтичный

выдающийся

тонкий

сильный

стойкий

твердый

суровый

уступчивый

нерешительный

эстет

практичный

интеллектуал

опытный

в группе я признаю власть

в группе я борюсь за власть

в группе я избегаю власти

в группе я пользуюсь властью

в группе я значимый

в группе я посторонний

в группе я независимый

в группе я рядовой

Педагог-психолог ДТД                                Е.Г. Двинина

01.12.2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия - тренинга на тему: "Что я чувствую"

Занятие на формирование эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Цель:- формировать представления детей  об эмоциональных проявлениях людей (мимика, жесты);- развива...

конспект занятия с элементами тренинга "Влияние мыслей на человека"

Занятие направлено на обучение учащихся поиску выхода из трудной ситуации, дает понятие об элементах саморегуляции, знакомит с "позитивным формулированием" как способом изменения отношения к ситуации....

Конспект занятия с элементами тренинга «Учимся говорить «нет»

Занятие напрвлено на формирование у учащихся навыков противостояния давлению, "культуры отказа", развитие умения принимать ответственность за свою жизнь....

Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"

Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"...

Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»

Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...

Конспект занятия-тренинга «Мы вместе!»

Цель: содействовать сближению детских коллективов посредством включения в совместную игровую и творческую деятельность....