Организационно-деятельностная игра
план-конспект занятия по психологии на тему

Вайс Марина Григорьевна

Конспект занятия для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsionno-deyatelnostnaya_igra.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Николюк Марина Григорьевна Славгородский район


Организационно-деятельностная игра

Тема игры: «Формирование доверительного стиля общения между преподавателями и учащимися»

Цель игры:  Способствовать формированию доверительных отношений между преподавателями и учащимися с помощью тренинговых упражнений, самоанализа, рефлексии и других приемов.

Участники: преподавательский состав школы и старшеклассники школы.

Формы работы: общие заседания, работа по группам, работа в парах.

Структура работы: проигрывание различных игровых эпизодов, связанных с проблемой общения, последующий рефлексивный анализ этих эпизодов участниками игры, фиксация проблем, поиск путей их решения.

Ход работы:

  1. Вступительное слово по организации игры. Определение темы, правила круга.

«Здесь и теперь». Предметом наших мыслей и чувств является период, проживаемый в данный момент времени. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и будущее.

Искренность и открытость. Раскрытие своего «Я» другому человеку есть признак сильной и здоровой личности.

Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и сопереживаний.

Конфиденциальность. Вся личная информация, сообщения о себе или другом человеке в группе, является закрытой.

Добровольное участие. Если нет желания, можно не участвовать в том или ином упражнении.

  1. Разогревающие тренинговые упражнения, связанные с основной темой игры, в которых принимают участие все собравшиеся.

«Снежный ком»

Ведущий называет свое имя и любимое занятие в свободное время. Участник, сидящий слева от ведущего называет сначала его имя и любимое занятие, а затем свое. Следующий участник называет уже два имени и любимых занятия, только затем свое, и т.д.

«Узнать друг о друге больше»

Все участники сидят на стульях, расставленных по кругу, свободных стульев нет. Стоящий в центре ведущий предлагает поменяться местами всем, у кого есть какие-то общие признаки. Например, он говорит: «Пересядьте те, у кого есть сестры». Эти игроки встают и меняются местами. Ведущий в это время должен занять любой свободный стул. Тот, кто останется без стула, становится следующим ведущим, и игра продолжается по этому же сценарию.

  1. Выступление тренера группы (результаты анкетирования).

  1. «Телетакт»

Участники встают в круг, взявшись за руки. Инструкция: «Есть телефон, телевизор, радио и т.д. – все эти технические средства

помогают людям передавать друг другу определенную информацию. Но мы с вами сможем еще создать «телетакт», т.е. такой прибор, который позволит нам передавать свои ощущения, свое отношение к определенным ситуациям тактильно, точнее – рукопожатием». Ведущий задуманную информацию передает рукопожатием следующему участнику. Тот обдумывает смысл полученного сообщения и передает по цепочке. Когда рукопожатие по кругу возвращается к ведущему, тот оценивает правильность понимания участниками группы его мыслей. Каждый по очереди расшифровывает, что он понял из рукопожатия соседа, выявляется то звено, где происходили искажения.

  1. «Мостик»

На полу рисуется узкая дорожка, «мостик», по которому с разных сторон навстречу друг другу должны пройти два человека. Внизу река, а мостик настолько узок, что по нему свободно может пройти только один человек. Ведущий задает в этой ситуации вопрос: «Как поведете себя вы, встретившись с другим человеком на середине мостика?». Игрока должны показать. Как они будут действовать в данной ситуации (возможные варианты: один может присесть, другой – перешагнуть через него; один может вернуться и подождать, пока свободно проедет другой и т.д.).

  1. Деление на группы.

  1. Работа по группам

1 – «Фотоальбом учителя»

Ведущий предлагает одному из преподавателей пролистать фотоальбом, в котором запечатлены эпизоды его педагогической деятельности и «вынуть» оттуда фотографию с помощью участников группы. После небольшой репетиции преподавателя со своими помощниками они разыгрывают сценку. Желательно, чтобы педагог играл не самого себя, а «нерадивого ученика». Подобную сценку по желанию может «поставить» и ученик, исполнив роль «нерадивого учителя».

2 – «Преодоление трудностей»

Члены группы по очереди изображают, как они преодолевают жизненные трудности, пытаясь в символической, наиболее яркой форме, без слов раскрыть свои личностные особенности в преодолении трудностей. «Трудность» может изображать портфель, стул, любой предмет. Очерчивается дорожка, по которой участник идет и натыкается па преграду. Можно также предложить показать, как преодолевает трудности некий персонаж – «Герой», «Хитрец», «Трус» и т.д.

3 – «Группа экспертов»

«Группа экспертов» наблюдает за работой групп. Дает понятийный и содержательный анализ проблем общения, личных качеств и взаимопонимания. Обобщает результаты. Продумывает рекомендации членам групп.

  1. «Моя траектория»

Ведущий дает следующую инструкцию: «У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи,

двигаться по замкнутой траектории: по кругу, квадрату или треугольнику. А некоторые люди двигаются по траектории, которую мы называем зигзагом. У вас есть несколько минут для того, чтобы опробовать все эти траектории, и выбрать ту, которая наиболее присуща вам. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию». В течение пяти минут участники подбирают свою траекторию, ведущий следит, чтобы не было лишних разговоров. После того, как каждый определился в своем выборе, ведущий предлагает участникам разделиться на подгруппы: «Круги», «Квадраты», «Треугольники», «Зигзаги». Затем участникам подгрупп предлагается определить их общие черты характера, проанализировать психологический тип человека, который мог бы предпочесть ту же самую фигуру, что и он. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точку зрения группы с точкой зрения профессиональных психологов, специалистов по психогеометрии.

  1. «Чучело»

Инструкция: «Представьте, что перед вами чучело, на которое вы можете надеть самую старую, некрасивую одежду, от которой давно хотите избавиться. Наделите это чучело тремя своими самыми плохими качествами, которые отпугивают и отталкивают от вас других людей, мешают вам с ними общаться. Передайте эти качества чучелу, чтобы оно отпугивало ими ворон». По ходу высказываний участников «чучело» надевает все приписываемые качества на бумажке. Затем идет отбор наиболее часто встречающихся качеств, мешающих игрокам понимать друг друга и общаться.

  1.  Итоговое слово тренера, «Группы экспертов».

  1.  Упражнение на снятие напряжения «Крик».

Участникам предлагается освободиться от отрицательной энергии, накопленной во время занятия и за день, используя свой голос и тело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно – деятельностная игра «Выборы в Бесединской стране»

Организационно – деятельностная игра «Выборы в Бесединской стране»была разработана и проведена в апреле 2008 года, в рамках предвыборной компании для активизации процесса выборов Президента РФ -...

Ситуационный час и организационно-деятельностные игры при работе с классом

Ситуационный час и организационно-деятельностные игры как  одни из новых форм проведения классных часов.  Чтобы ребёнок что-то осознал, нужно заставить его это пережить....

Мои права и права других людей (организационно-деятельностная игра)

Мои права и права других людей(организационно-деятельностная игра)...

Сценарий организационно-деятельностной игры "Учусь быть гражданином"

Цель игры – формирование  осознанного понимания необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы, формирование активной и ответственной гражданской позиции подрост...

Организационно-деятельностная игра «Включение педагогических работников в процесс внедрения ФГОС ООО»

Презентация к педсовету по теме "Организационно-деятельностная  игра «Включение педагогических работников в процесс внедрения ФГОС ООО»...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ПЕДАГОГА

Тема методического мероприятия: «Формирование компетенций учителя как средство повышения качества образования».Форма: организационно-деятельностная игра (ОДИ) по профессиональном...