Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста «Допризывник»
рабочая программа на тему

Холикова Айгуль Каусаровна

Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_12.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

                

Программа

психологического сопровождения

обучающихся допризывного возраста 

«Допризывник»

     

Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Социологические исследования призывников показали, что 70 % из них заявили о ненужности воинской службы, свыше 35% о готовности покинуть Родину, каждый второй считает, что ушли в прошлое и лишены смысла такие понятия, как воинский долг, честь, патриотизм.

Знания природы готовности молодежи к военной службе, защите своего Отечества, а также условий ее формирования в процессе военно-патриотического воспитания как комплекса личностных качеств и как цель военно-патриотического воспитания имеют неоспоримо важное значение для создания системы военно-патриотического воспитания на всех уровнях с целью подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном поприще.

Таким образом, готовность к военной службе – емкое сочетание сформированных личностных качеств, которое предполагает в основе своей готовность к защите Родины даже ценой своей жизни.

Проблемы личностного роста имеют для нас значение с практической точки зрения. Поэтому наиболее приемлемым будет рассмотрение роста личности допризывника через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды и быть терпимыми к взглядам других.

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества- значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Основные черты готовности к защите Отечества представляют собой систему развития личностных качеств,  в основе которых находятся морально-психологические,  а также способность к актуализации и мобилизации их в чрезвычайных, экстремальных условиях. Ядром данной системы является морально-психологическая готовность к военной службе. Как показывают результаты исследований, ее степень зависит от сформированности наиболее важных и необходимых качеств для выполнения воинского долга, а именно: в научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящийся к позициям и ценностям других людей.

Одна из главных задач предлагаемого курса программы- сделать понятие «толерантность» близким и ясным для  старшеклассника. Она решается через ознакомление их не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме  семинаров, используется групповой «мозговой штурм» и технология модерации по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения.

Учащиеся допризывного возраста должны осознать, что позитивное отношение к себе, адекватное понимание себя, формирование жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций, развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях и умений преодолевать жизненные трудности является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

         

Цели: 

формирование у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи

  • формировать нравственно-психологические  качества гражданина, необходимые для прохождения военной службы;
  • развивать способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  • исследовать особенности структуры личности допризывника с различным уровнем готовности к роли военнослужащего по призыву.

           Количество занятий: 20

          Ожидаемые конечные результаты:  формирование толерантного поведения у допризывной молодежи, развитие психологических качеств, необходимых для успешного прохождения воинской службы.

Содержание программы

Принципы групповых технологий

  1. Предоставление старшеклассникам полной информации о работе группы: ее целях,  задачах, планируемой работе, требованиях,  предъявляемых к участникам.

2. Конфидициальность.

3. Принцип добровольности.

4.Обеспечение психологической и физической безопасности  участников группы.

                                            Структура занятия

Каждое занятие состоит из трех частей:

Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие                активизации участников группы, созданию непринужденной,                 доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.

Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции,                     игры, упражнения, задания, просмотр кинофильмов, обсуждение притч, сказок и басен, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.

Цели занятий

  1. Ознакомить старшеклассников с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и   нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
  2. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развивать у себя качества толерантной личности.
  3. Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы   толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».

Методы:

- психодиагностические методы исследования личности,

- лекционный метод передачи знаний,

- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод  обсуждения различных проблем допризывников, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность,

- ролевые игры и упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию,

- беседы.

- занятия, в количестве 20 часов,

- форма проведения занятий – групповая,

- место проведения занятий: учебный кабинет.

- оптимальное число допризывников: 10-15 человек.

Тематическое планирование психологических занятий с допризывниками

№ занятия

срок

Тема занятия

Формы занятия

Кол-во

часов

Занятие №1

октябрь

КОТ-1, ВПП, S-тест

психологическая диагностика.

1 ч.

Занятие №2

октябрь

Выявление типа темперамента, агрессивности, мотивации

психологическая диагностика.

1 ч.

Занятие №3

ноябрь

Выявление уровня интеллектуального развития

психологическая диагностика.

1 ч.

Занятие №4

декабрь

Определение уровня тревожности

психологическая диагностика.

1 ч.

Занятие №5

январь

Уровень толерантости

Определения типа нервной системы

психологическая диагностика.

1 ч.

Занятие №6

март

Диагностика объёма внимания, памяти

психологическая диагностика.

1 ч.

Занятие №7

май

Уровень толерантости

психологическая диагностика.

1 ч.

Занятие №8-11

«Формирование у юношей позитивного отношения к воинской службе»

- тренинговые упражнения (игры),

- лекция,

- дискуссия.

4 ч.

Занятие №12-15

«Профилактика вредных привычек допризывников»

- тренинговые упражнения (игры),

- лекция,

- дискуссия.

4 ч.

Занятие №16-20

«Формирование установок толерантного сознания»

- тренинговые упражнения (игры),

- анонимное анкетирование,

- лекция,

- дискуссия.

5 ч.

План мероприятий психологической работы с допризывниками

на 2013 – 2014 учебный год

Мероприятия

Сроки

Используемые методики

Диагностическая работа

Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы

учащихся 1997 года рождения,  состоящих на воинском учете

Выявление типа темперамента

октябрь

Личностный опросник Айзенка

Диагностика агрессивности

октябрь

Тест Басса-Дарки

Диагностика мотивации 

октябрь

Тест мотивации достижения

Определение уровня тревожности

декабрь

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Спилберг, Ханин)

Диагностика личностных качеств (исполнительности, волевого самоконтроля, самостоятельности, коммуникативной активности и др.)

февраль

Личностный опросник Кеттелла (методика Ясюковой для учащихся 7-11 кл.)

Уровень толерантости

Январь,

май

Методика определения культурологических способностей и толерантности поведения  Доровской А.И.

Изучение особенностей психофизиологического развития

Выявление уровня интеллектуального развития

ноябрь

Методика Амтхауэра

Определения типа нервной системы

январь

Теппинг-тест

Диагностика объёма внимания, памяти

март

Тест Тулуз-Пьерона, методика Амтхауэра субтест 9

Профилактическая и просветительская работа

Реализация программы "12 шагов"

Январь-май

Проведение классных часов, бесед, диспутов для создания ситуации сотрудничества, повышение психологической культуры учащихся

В течение года

Консультационная работа

- Консультирование учащихся, педагогов и родителей по результатам диагностического обследования, рекомендации по преодолению выявленных нарушений

- Консультирование учащихся, педагогов и родителей по запросу

 

В течение года

Список литературы

  1. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко. Т.Г., Тихоман-дрицкая О.А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1997.- №4.- С.31-41.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: ФАИР-ПРЕС, 2002. - 473с.
  3. Военная психология и педагогика. Учебное пособие /В.Ф.Кулаков; под общей редакцией генерал-полковника В.Ф.Кулакова. М.: Совершенство, 1998.-376с.
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович С.Л. Военная психология и педагогика. Учебное пособие. М., УФНСП, 1998. - 364с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения допризывной молодежи.

Каленадрано-тематическое планирование, практические задачи ЗУН, формирование толерантного поведения у подростков, содержание занятий и тренингов с подростками 9-11 классов, ремейк-маршрут личностного ...

Рабочая программа психологического сопровождения "Формирование пространственных представлений" для обучающихся с речевыми нарушениями (1-й класс)

Представлена рабочая программа психологического сопровождения обучающихся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, вариант 5.1) "Формирование пространственных п...

Программа психологического сопровождения обучающихся 1-4 классов

Программа организации психологического сопровождения обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)....

Программа педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после кохлеарной имплантации

В Программе представлено содержание коррекционной работы с учетом уровня развития имплантированного ребенка в зависимости от этапа обучения, а также раскрыта последовательность формирования речи как с...

Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста "Допризывник"

В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы – проблема вое...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...