Проект "Формирование коммуникативных навыков младших подростков посредством тренинговых занятий"
проект по психологии (5 класс) на тему

Елена Викторовна Максимова

Цель данной работы: помочь подросткам в развитии коммуникативных навыков а также реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Пестравский  центр психолого-медико-социального сопровождения

ПРОЕКТ

 « Формирование коммуникативных навыков младших подростков посредством тренинговых занятий»

Работу выполнила:

Максимова Елена Викторовна,

методист

ГБОУ Пестравского

психологического центра

 

                           

2013

Актуальность

Проблема  общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Подростковый возраст весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.  

Сложность процесса общения и разнообразие свойств личности, влияющих на успешность общения, объясняют сложность структуры коммуникативных   способностей.

        По мнению И.В. Лабутовой, структура каждой группы коммуникативных умений включает в себя три главных компонента: психотехнический (психофизическая саморегуляция индивида в общении), экспрессивный (вербальные и невербальные средства общения) и межличностный (связан с процессом взаимодействия, взаимопонимания и взаимовлияния). В структуру коммуникативных способностей включают также социально-перцептивные способности, умения, навыки, к которым относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения) (1).

Коммуникативные способности являются сложным, многокомпонентным образованием и включают в себя следующие уровни реализации: перцептивный, коммуникативный, рефлексивно-самооценочный, а также уровни эмоционально-психологической саморегуляции, социальной компетенции, социального интеллекта.

 Коммуникативные способности развиваются всю жизнь, в процессе социализации личности, пик развития этих способностей приходится на подростковый возраст, когда общение является ведущим видом деятельности.

Помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков должна быть направлена на развитие социального интеллекта учащихся, признания чужого и собственного «Я»  ценностями  наивысшей  значимости,  на практическое решение  проблем  межличностного  общения.  А  также позволить  подросткам  реализовать  прогрессирующую   в    данном возрасте потребность в самопознании.

Среди основных направлений развития коммуникативных навыков подростков (развитие разнообразных форм подросткового взаимодействия, психологическое обучение, тренинги) можно выделить социально-психологический тренинг, считая его наиболее эффективным в подростковом возрасте.

Перспективной в плане формирования новых умений участников тренинга является цикличная модель Д. Колба, в которой научение проходит последовательно четыре фазы (Рис. 1).

1. Конкретный опыт – собственные практические попытки обучающихся сделать что-то.

2. Рефлексивное наблюдение – самостоятельный, а лучше групповой анализ происходящего, попытка разобраться в том, что способствовало, а что препятствовало успешной деятельности

3. Абстрактная концептуализация – попытка сделать обобщение на абстрактном уровне, знакомство с имеющейся теорией.

4. Активное экспериментирование – освоение новых умений в различных ситуациях

Рис.1       Фазы овладения новыми умениями в тренинге.

Объект изменений: формирование коммуникативных навыков обучающихся

Предмет изменений: создание условий для формирования коммуникативных навыков

Цель проекта: сформировать коммуникативные навыки младших подростков посредством тренинговых занятий

Задачи проекта:

- отобрать пакет диагностических методик

- разработать  программу тренинговых занятий

- внедрить программу тренинговых занятий

- обобщить результаты проведённой работы  

Целевая аудитория: обучающиеся 6 класса ГБОУ СОШ с. Падовка

Сроки реализации проекта: ноябрь 2013 – июнь 2014г.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный
  2. Практический
  3. Итоговый.

На подготовительном этапе подбирается пакет диагностических методик и разрабатывается программа тренинговых занятий.

В качестве диагностики формирования коммуникативных навыков можно использовать следующие методики:

  • Оценка отношений подростка с классом. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
  • Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
  • Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе.
  • Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса  изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста

На подготовительном этапе разрабатывается программа тренинговых занятий.

Программа данного тренинга направлена на развитие у подростков недостающих  навыков общения, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков

Задачи:

  • повышение самооценки учащихся;
  • снижение социальной тревожности;
  • сплочение коллектива класса;
  • развитие коммуникативных умений: умение вести себя, находясь в центре внимания; навыка самопрезентации; умения слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них;
  • формирование убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива;

Используемые средства: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, работа в парах, тройках.

Учебно-тематический план тренинговых занятий

Срок обучения: 20 часов

Режим занятий: 2ч в неделю

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

теоретические

практические

Занятие 1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении. Установление правил группы.

2

0,5

1,5

Шкала самооценки

Занятие 2. Повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

2

0,5

1,5

Анкетный опрос

Занятие 3.

Знакомство с базовыми навыками общения. Выделение вербальных и невербальных элементов общения.

2

0,5

1,5

Занятие 4. Отработка навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта

2

0,5

1,5

Занятие 5.

Знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга

2

0,5

1,5

Занятие 6. Знакомство с этапами разговора: выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор

2

0,5

1,5

Занятие 7. Знакомство с понятием эмпатия, эмоциональное сопереживание. Контроль над эмоциями.

2

0,5

1,5

Занятие 8. Знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность», «агрессивность». Различение различного стиля поведения в ситуациях общения. Отработка навыка уверенного поведения.

2

0,5

1,5

Занятие 9. Конфликты и общение. Проигрывание конфликтных ситуаций предложенных подростками.

2

0,5

1,5

Занятие 10. Закрепление полученных навыков. Рефлексия занятий.

2

0,5

1,5

Шкала самооценки

Итого

20

5

15

Практический этап.

На практическом этапе проводится психолого-педагогическая диагностика, которая позволяет определить тип отношений подростка с классом, самооценку, уровень тревожности.

В основе реализации программы занятий лежит тренинговый метод.

Тренинговый метод – это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.  

Важнейшие принципы реализации тренинга:

Принцип событийности. Все события в тренинге должны быть связаны между собой и переживаться участниками как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем. Следовательно, если в тренинге происходят какие-то важные события, то изменяются свойства участников и свойства окружающего мира. Происходит единое, слитое в одном процессе изменение человека и его мира.

Принцип симболизма. Если в других участниках человеку удаётся узнать себя и ощутить своё единство с ними в пространстве тренинга, то это и есть реализация принципа симболизма.

Принцип транспективы. Согласно этому принципу, надо ориентироваться на создание в тренинге условий для проживания участниками событий в их единстве с событиями прошлого и будущего, фактически в из неразрывности во времени. Психологически время может проживаться совершенно по-разному: циклически, фрагментарно, синкретически. Таким образом можно утверждать, что событие существует не в прошлом, настоящем или будущем, а в транспективе, «пронизывает» собой одновременно прошлое, настоящее и будущее. Транспективность события дает человеку возможность изменить и прошлое, и будущее.

На первом занятии ведущий знакомит подростков с  правилами работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего

Уважать мнение друг друга

Я - высказывание

Безоценочность суждений

Активность

Правило «стоп»

Конфиденциальность

Структура тренингового занятия:  

    Каждое занятие начинается с организационного момента (ритуалы приветствия) выполняющего функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с подростками и формирования у них направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают  детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

     Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

     Основная часть занятия включает в себя групповые дискуссии, игры на моделирование различных ситуаций в общении,  релаксационные упражнения и приемы и методы, направленные на решение основных задач.

    Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает:

 1) эмоциональную оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения,

2) осмысление подростком  занятия.

   Домашнее задание: темы, рассмотренные на занятиях, являются базой для домашних заданий.

   Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

        Во вводной части каждого занятия  будет применяться вспомогательный метод:  психогимнастические игры. В тренинге используются психогимнастические игры   разминочные (разогревающие), имеющие целью мотивировать участников на дальнейшую работу через создание соотвествующего эмоционального состояния, и разряжающие, используемые для разрядки скопившееся напряжения и снятия усталости.

        Сообщение о тех или иных психологических закономерностях, феноменах подается подросткам в виде мини-лекции.

В процессе выполнения упражнений в основной части занятия будет использоваться метод операционализации. Работа в группе создаёт возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях с тем, чтобы в дальнейшем перенести  лучшие из найденных вариантов в свою жизнь. За приделами тренинговой группы это связано с риском непонимания, тренинговые группы дают возможность «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и людям. В тренинге  используются «поступочные» игры. Функция «поступочной» игры даёт возможность пережить будущее событие и найти путём перебора и анализа оптимальный поведенческий паттерн, позволяющий справиться с ситуацией, как в условиях игрового моделирования, так и в реальных жизненных условиях.

           При обсуждении конфликтных ситуаций  будет использоваться метод группового решения проблем,  применение которого позволит участникам прийти к общему мнению, по какому- либо вопросу. Такая работа позволит прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Для стимулирования творческой активности в рамках метода группового решения проблем, в тренинге используется методика мозгового штурма.

        Ожидаемые результаты: После реализации тренинговых занятий      ожидается увеличение доли детей до 75% с гармоничной и продуктивной самооценкой, снижение доли детей до 10%    с высокой тревожностью.

        Итоговый этап. По завершении тренинга для того чтобы проанализировать свою работу, учесть ошибки и достижения, обобщить накопленный опыт пишется «Анализ реализации программы тренинга», в котором описываются особенности протекания группового процесса, успешные и неуспешные моменты работы, оценивается эффективность программы и делаются выводы.

        Для облегчения проведения такого анализа представляется целесообразной постоянная фиксация важнейших параметров в течение всего периода реализации программы. Поэтому необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении. Подводя итоги каждого  проведённого тренингового занятия, будет использоваться «Схема анализ тренингового занятия (Приложение 1).  Регулярное заполнение этого бланка позволит накапливать важный и интересный материал, который будет использоваться для планирования последующей работы с педагогами и родителями.

        Таким образом, мы имеем банк диагностических данных, разработку тренинговых занятий, итоговый анализ тренинговой работы с младшими подростками в виде анализа реализации программы тренинга с результатами положительной динамики, отзывы подростков.

        С полученным опытом планируется ознакомить родителей на родительском собрании. Полученный опыт планируется представить на педагогическом совете, разместить публикацию на сайте педагогического сообщества в интернете.

        

Список использованной литературы.

1.Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996.

2.Столяренко Л.Д.  Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс,             1999.

3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками –  М. Академия, 2001.

4. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект Пресс, 2010.

5.Методы психологического тренинга // Школьный психолог – 2004. -  

№45. – С. 16-21.

                                   

Приложение 1.

Схема анализ тренингового занятия

  1. Тема занятия и схема проведения ____________________________

____________________________________________________________

  1. Состав участников занятия __________________________________

____________________________________________________________

3. План занятия (проводимые упражнения)

Запланированное:_____________________________________________

Реально проведённое__________________________________________

4. Наиболее удачные упражнения и психотехники_________________

____________________________________________________________

5. Неудавшиеся упражнения и психотехники______________________

_____________________________________________________________

6. Интересный случай на занятии ________________________________

_____________________________________________________________

7. Особенности поведения участников ____________________________

_____________________________________________________________

8. Ошибки, которые следует учесть ______________________________

_____________________________________________________________

9. Важные достижения, находки _________________________________

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ—...

Дидактические приемы обучения коммуникативным навыкам младших школьников с РАС (из опыта работы)

В работе описаны некоторые приемы обучения коммуникации детей с РАС.  Их регулярное применение способствует созданию комфортных условий для общения, а также формирования и совершенствования комму...

Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"

Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия:  содействие  социальной адаптации подростков через осознание отве...

Программа «Формирование коммуникативных навыков у подростков»

Программа «Формирование коммуникативных навыков у подростков»...

Тренинговое занятие: «Развитие коммуникативных навыков у подростков»

Сплочение коллектива, формирование, развития у учащихся коммуникативных навыков, умения понимать других людей, оценивать и понимать себя, уметь сотрудничать....

Изучение особенностей коммуникативных навыков младших подростков с задержкой психического развития

В настоящее время развитие коммуникативных навыков – важнейший компонент формирования личности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в школе...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников посредством использования приѐмов арт-технологий на уроках английского языка» (методическая разработка)

Данная работа представляет опыт работы по теме "Арт-педагогические технологии на уроках английского языка", которые используются  на основе различных арт-материалов на протяжении многих...