Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.
методическая разработка по психологии на тему

Показаньева Мария Сергеевна

Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззрение, он по-другому начинает смотреть на обязанности командира, отмечать другие, ранее не замечаемые грани. В младших класса командирами хотят быть все, в средних ни кто, в старших те, кто видит себя руководителем, организатором.

Кадеты – командиры это большой потенциал работоспособности, инициативы, свежих идей. Задача педагогов, воспитателей – развивать, использовать эти ресурсы для улучшения организации процесса обучения и воспитания.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Свердловской области

кадетская школа-интернат

«Свердловский кадетский корпус им. капитана I ранга

М.В.Банных»

Методические рекомендации

 по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Педагог-психолог

Показаньева М.С.

Понятие кадетского образования и воспитания.

 

Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще. Оно является основой гражданского долга, сознательного повиновения власти и закону.

Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу, в первую очередь, на военном поприще. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

 

Отличительные особенности кадетских учебных заведений

Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание производится не только на соблюдении воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста учащийся привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного  незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям. Воспитанник имеет возможность правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.

Деловой портрет кадета – командира.

Поступив в кадетскую школу и став на командирскую стезю, учащийся проходит все ступени роста. Начав с нуля, к выпускному классу он, как правило, владеет основными навыками младшего командира ВС России.

Кадет - командир  должен  не только дисциплинировать подчиненных (иногда, к сожалению, это является самым основным и единственным видом  его деятельности),  но и воспитывать их,  сплачивать коллектив. А это большая психолого-педагогическая проблема и ответственность.

Исходя из этого, с командирами необходимо проводить занятия по объему командирской компетенции. Такие занятия должны проводиться регулярно, исходя из опыта командирской деятельности кадета. Особое внимание необходимо уделять вновь назначенным командирам. Таким образом постепенно младшие командиры становятся руководителями  для  своих  подчиненных, своих сверстников.

Деятельность кадета-командира имеет ряд существенных особенностей:

     1) деятельность  младшего командира не имеет временных ограничений,  т.е., происходит круглосуточно.  Причем младший  командир живет и учится вместе со своими подчиненными.

     2) являясь сверстником своих подчиненных,  он должен быть и командиром, и наставником.

     3) обучая подчиненных, он учится сам, практически выполняет все элементы жизни подразделения;  его личная жизнь проходит на виду у подчиненных.

     4) кадет-командир, как правило, ответственен за негатив в его подразделении, и не отмечен  за достигнутые успехи его подчиненных.

Задача педагога, воспитателя, руководителя постоянно учить командиров, постоянно повышать их авторитет.

Роль кадета – командира в воспитательной работе,

 как помощника офицера – воспитателя (преподавателя).

По своей сути кадет – командир является связывающим звеном между педагогом и рядовым кадетом. Учет этой связи позволяет значительно выше поднять уровень организации как обучения, так и воспитания. Задача педагога, воспитателя должна состоять прежде всего в том, чтобы поднять авторитет командира, дать почувствовать ему его значимость. Не допускается наказание (отчитывание) командира в присутствии его подчиненных, даже если он в чем-то виноват. Воспитание командира должно быть индивидуально или в присутствии других, равных или старших его командирах.

В тоже время рекомендуется отмечать в присутствии подчиненных, как личные положительные достижения командира, так и достижения его подчиненных.

Грамотный учет связи: кадет – кадет-командир – воспитатель – педагог, позволяют создать в коллективе позитивную обстановку, мобилизовать учащихся на решение более сложных созидательных задач.

Основные направления работы офицера – воспитателя

по подбору кандидатов на должность кадета-командира.

Грамотный подбор кандидата на должность командира, является основой его профессионального роста. Поэтому первоначальной деятельностью офицера – воспитателя является определение лидеров детского коллектива, для того чтобы из них определить будущих командиров.

Кто главный?

Какое место занимает ребенок в коллективе? Как складываются его отношения? Это волнует и родителя и офицера-воспитателя, задача которого прежде всего определить иерархическую лестницу детского коллектива, потому что умение строить хорошие отношения с людьми закладывается с детства и имеет большое значение во взрослой жизни.

Так какая же она - иерархическая лестница детского коллектива? Высшую ступень занимают лидеры. Лидером может стать физически сильный смелый ребенок, который в силах и игру организовать, и сверстников «построить». У младших школьников лидер должен быть сообразительным и хорошо учиться, но не в коем случае он не будет отличником-«зубрилкой». Его могут любить, а могут и не любить, но подчиняться ему будут. А свои лидерские позиции этот крепыш будет отстаивать очень активно, вплоть до агрессии. Что нужно учитывать, если вы наблюдаете черты лидера у ребенка? Не обольщайтесь таким положением. Ребенку опасно привыкать исключительно к роли лидера. Во все века удержать трон было трудно. Со временем или в другом коллективе можно оказаться на «запасном пути». А это чревато нервной нагрузкой, обидой на всех и вся и проблемами в общении. Поэтому нужно мягко, но категорично одергивать ребенка от соблазна смотреть на других детей «сверху вниз». Ориентируйте его на действительно дружеские равноправные отношения, а не на стремление подчинить себе другого. Особенно это важно в старшем возрасте.

Звезды – наиболее популярные дети в группе. Они пользуются настоящей любовью сверстников. У дошкольников «звезды» хорошо поддерживают игру, не жадины. У школьников – это хороший друг, который «хлеба горбушку и ту пополам», а если надо, и в драку за друга пойдет. Они стараются со всеми поддерживать хорошие отношения.

Что нужно учитывать при этом? К популярности привыкают и стремятся ее поддерживать. Это естественно. Но плохо, если ребенок пытается «купить» дружбу: школьник отдает свои вещи, угождает приятелям, только чтобы удержать их, даже в ущерб себе. Необходимо объяснить, что нельзя допускать потребительского отношения к себе со стороны товарищей. Важно научить ребенка говорить «нет», если это нужно. Иначе он потеряет авторитет, и «звезда погаснет».

Большинство ребят в коллективе – принятые середнячки. Обычно это дети, которым сложно принимать решение самостоятельно. Им проще примкнуть к большинству, подчиниться лидеру. Воспитателям надо учесть, что для середнячков закон большинства – святое дело. Поэтому они могут совершать нежелательные поступки «за компанию». Важно научить такого ребенка ценить себя. Ищите повод и указывайте на лучшие качества середнячка. Подчеркивайте его незаменимость. Подталкивайте ребенка на принятие самостоятельных решений и поощряйте его за это.

Наблюдатели. Обычно их в коллективе единицы. Они не спешат заводить друзей, но ни с кем и не конфликтуют. Часто «наблюдатели» -- спокойные дети, которые предпочитают общение со взрослыми. Сверстники тоже относятся к «наблюдателям» без агрессии и легко принимают их в игру. Что нужно учесть воспитателям? «Наблюдателей» может утомлять длительное пребывание в шумной компании. Лучше позволить им общаться со слишком активными ребятами «дозировано», постепенно увеличивая «дозу». В выходные дни постарайтесь создать для «наблюдателя» спокойные условия и предоставьте возможность побыть одному, если он того хочет. Особо волноваться за будущее такого ребенка не стоит. Для него важно и дальше сохранять доброжелательность в отношениях, хотя в центре внимания коллектива он вряд ли будет. Друзей у «наблюдателя», как правило, мало, но они все хорошие и надежные.

Белые вороны. Эти дети не похожи на других своими способностями или увлечениями. У младших школьников это могут быть отличники, полностью ушедшие в учебу, или слишком послушные дети. Они могут стать объектом для насмешек, но до травли дело обычно не доходит.

Воспитателям надо учесть, что со временем у таких детей может развиться комплекс неполноценности. Ребенок  может затаить обиду, а ссылаться на то, что сверстники ему просто неинтересны. А это еще больше осложняет отношения. Не нужно ребенка насильно вталкивать в неинтересные ему отношения сверстников. Воспитатели  должны позаботиться о том, чтобы сгладить слишком резкие отличия между детьми. Например, пусть лучше ребенок-чистюля придет, как остальные дети, в испачканной одежде после игры в футбол со сверстниками, чем будет чистым и одиноким.

У отвергнутых тяжелая участь – травля. В этой группе могут оказаться дети, с которыми неприятно быть рядом. Например, крайне неопрятные дети. В числе отвергнутых рискуют оказаться плаксы, ябеды, жадины, чересчур обидчивые, заядлые драчуны. В школе отвергнутым может быть «любимчик» учителя – ребенок, которому, по мнению других, создают более привилегированные условия. Воспитателям таких детей нужно учесть следующее: во-первых, нельзя пускать дело на самотек. Со временем у ребенка может развиться сильный комплекс неполноценности, невроз, ребенок может стать излишне агрессивным или, наоборот, крайне боязливым. Воспитателям нужно проанализировать ситуацию, докопаться до причины, по которой ребенок отвергнут, и постараться как можно быстрее ее устранить. Но не ругайте ребенка, ему и так тяжело. Более эффективен «серьезный разговор» с ним и совместный поиск выхода из ситуации.  

А в заключение, подчеркнем: не оставляйте без внимания проблему общения ребенка со сверстниками. Оказывайте ему помощь. Неуживчивость в детском коллективе – далеко не приговор на всю жизнь. Помочь ребенку никогда не поздно, тогда во взрослой жизни от этих проблем не останется и следа.

Лидерство

Кто может стать лидером?

В любой группе обычно выделяется лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Почему человек становится лидером? Давайте попробуем определить, какую роль в коллективе играете вы сами. Насколько вам присущи качества лидера? Тест «Капитан или пассажир» (приложение)

Психологические качества лидера.

Вопрос о том, почему человек становится лидером и каждый ли может им стать, является совсем не простым. В социальной психологии существует несколько теорий лидерства.

Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Что это за черты?

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако исследования показывают, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами. С другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Согласно ситуативной теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

Стили управления

Можно сказать, что лидер руководит (управляет) коллективом в силу своих организаторских способностей. Выделяют следующие стили управления.

Авторитарный стиль отличает жесткое единоличное принятие всех решений («минимум демократии»); жесткий постоянный контроль над выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»); неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги). Этот стиль обусловливает повышенную психологическую напряженность в коллективе, создает неблагоприятный психологический климат, который нервирует людей, заставляет их бояться, угодничать и т. д.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как обеспечивает высокую вероятность правильно взвешенных решений; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив членов коллектива. Однако эффективная реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях лидера.

Либерально-анархический стиль руководства характеризуется отсутствием стимула добросовестно трудиться, слабым проявлением сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе лидера от одного стиля к другому, что обусловливает крайне низкие результаты взаимодействия и максимальное количество конфликтов и проблем.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета лидера и высокий уровень способности коллектива решать стоящие перед ним задачи.

«А лидер кто?»  Игры на выявление лидера в группе.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

«Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух педагогов. Задача одного -проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали пол команды. «Начали!»

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш экипаж:, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни классного коллектива.

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности повести экипаж за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Тест «Я — лидер»

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - цифру «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».

Вопросы к тесту «Я - лидер»

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую своё время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня валено достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  1. У меня всегда всё получается.
  2. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  3. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
  4. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  5. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  6. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  7. Принимая решение, перебираю различные варианты.
  8. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  9. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  10. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
  11. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  12. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  13. Я никогда не поступал так, как другие.
  14. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  15. Я никогда не поступал так, как другие
  16. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  17. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  18. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  19. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  20. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  21. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  22. Решая проблемы, использую опыт других.
  23. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  24. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  25. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  1. Умею находить общий язык с людьми.
  2. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Карточка для ответов теста «Я—лидер»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Карточка  дл я ответов  теста «Я—лидер»

А

Б

В

Г

Д

Б

Ж

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Карточка для ответов теста «Я - лидер»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Карточка для ответов теста «Я—лидер»

А

Б

В

Г

Д

Е  

Ж

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные по шкале лжи за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41).  Эта сумма определяет развитость следующих лидерских качеств:

А - умение управлять собой;

Б - осознание цели (знаю, чего хочу);

В - умение решать проблемы;

Г— наличие творческого подхода;

Д- влияние на окружающих;

Е - знание правил организаторской работы;

Ж — Организаторские способности;

3 - умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите  внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что он был неискренним в самооценке.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

А.Н. Лутошкин ыделяет стили:

  1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ. Призывающий, настаивающий, жёстко требующий.
    Эффективен в только ещё складывающихся коллективах.
  2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ  БУМЕРАНГ.   Советующий,   консультирующий,
    коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
  1. СНУЮЩИЙ   ЧЕЛНОК.   Уговаривающий,   просящий,   компромиссный.
    Эффективен в зависимости от ситуации.
  2. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся.
    Эффективен только как вспомогательный.

Тест «Капитан или пассажир?»

Инструкция. Ответьте на каждый предлагаемый вопрос: «да», «нет» или «не знаю».

Вопросы:

1.        Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.

  1. В моей жизни не было бы стольких проблем, если бы некоторые люди изменили
    свое отношение ко мне.
  2. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами моих неудач.
  3. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под «несчастливой звездой».
  4. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
  5. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием
    которых я стал таким, какой есть.
  6. Если я простужаюсь, то предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к
    помощи врачей.
  7. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в человеке,
    чаще всего виноваты другие люди.

9: Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.

  1. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие
    сделали для меня.
  2. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю
    с себя.

  1. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
  2. Я считаю, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть
    сильным и самостоятельным.
  3. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним
    снисходительно.

15.        Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

Обработка результатов

Сравните свои ответы с ключом и подсчитайте общую сумму баллов, используя следующую шкалу:

  • поставьте себе по 10 баллов за каждый ответ «да» на вопросы 1,3,5,7, 9,   11,13;
  • поставьте себе по 10 баллов за каждый ответ «нет» на вопросы 2, 4, 6,8, 10, 12, 15;
  • поставьте себе по 5 баллов за каждый ответ «не знаю».

Интерпретация результатов

  • От 100 до 150 баллов. Вы — капитан собственной жизни, чувствуете ответственность за
    все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не
    преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу и
    думаете над тем, как ее можно решить. Но то, что вы при этом чувствуете, что происходит в
    вашей душе — для окружающих загадка.
  • Рекомендации. Вы очень внимательно относитесь к своим проблемам и умеете их решать,
    но попробуйте также заинтересоваться проблемами других людей, помогать им
    преодолевать их трудности. Эта забота и внимание к окружающим поможет вам
    переключиться, снимет лишнее раздражение, придаст дополнительные силы. Возьмите себе
    за правило хотя бы один раз в день помогать, пусть в самом малом, кому-либо из
    окружающих, обязательно подумать о другом и сделать для него что-нибудь.
  • От 50 до 99 баллов. Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо,
    передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне
    реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками.
    Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой
    ответственности и тем не менее, если требуется, все-таки берете ответственность на себя.
    Вы обычно знаете, когда это нужно сделать. Вы умеете жить в добром согласии с другими
    людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой.
  • Рекомендации. Вам можно пожелать научиться более твердо отстаивать собственную
    позицию и в некоторых случаях не соглашаться с другими, как бы вам тяжело ни было;
    чаще высказывать свою личную точку зрения.

*Ло 49 баллов. Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря: «Так сложились обстоятельства», «Судьба» и т. п. В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, только не себя. Настоящая независимость представляется вам как умение мирно сосуществовать с другими, не придавая значения тому, какие это люди и как они относятся к вам.

*        Рекомендации. В компании своих друзей постарайтесь чаще брать на себя роль лидера.
Заранее придумайте дело, которое будет интересно для всех, а затем организуйте его
проведение. При этом действуйте, исходя из своих представлений, а не подчиняясь
групповому давлению. Если сразу не удается быть лидером в уже сформировавшейся
группе, куда входите и вы, то, может быть, вам стоит подумать и собрать вокруг себя
собственную группу. В ней вы сможете быть полноправным лидером. Вот только для этого
нужно проявить инициативу, самостоятельность, подумать самому,
чем привлечь одного-
двух ребят к себе,
чем заинтересовать их. Попробуйте.

Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам от английских учёных М.Вудсона и Д.Френсиса:

  1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ. Умные коллективы часто сами находят путь, если
    знают, к чему надо прийти.
  2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО. «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех
    укрепляет доверие и создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в
    которых они могут разобраться.
  3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ. Причастность вырастает
    из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует
    немалого времени.
  4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК   «Москва не  сразу  строилась».   Научиться -
    означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
  5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы
    советуетесь,  то  тем  самым  укрепляете  согласие.   Советоваться  -  это   не   форма,  а
    содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив
  6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ Люди с
    большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма
    дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных
    заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
  7. СМЕЛО  ВСТРЕЧАЙТЕ  «ПОЛИТИЧЕСКИЕ»  ПРОБЛЕМЫ   Не   кладите   сложные
    вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику,
    то дискредитируете свои усилия.
  8. ПООЩРЯЙТЕ   ОТКРЫТОСТЬ   И  ИСКРЕННОСТЬ.   С   глубоко   укоренившимися
    предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте
    дискуссии.
  9. НЕ   ВЫЗЫВАЙТЕ   ЛОЖНЫХ  НАДЕЖД.   Обещать   легче   всего.   Невыполненные
    обещания дискредитируют вас.
  10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ Организационная работа требует
    времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
  11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ,
    ЧТО РАЗВИТИЕ В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ.
    Если проблему изложить вслух,
    она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В
    конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
  12. ПОМНИТЕ,  ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ
    ЗАСТАВИТЬ ЕЁ ПИТЬ».
    Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно
    заставить притворяться, будто они меняются.
  13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди
    любят сами быть участниками.
  14. ПОМНИТЕ,     ЧТО    СОЗДАНИЕ    КОЛЛЕКТИВА    МОЖЕТ    ВЫЗВАТЬ    ДРУГИЕ
    ПРОБЛЕМЫ.    
    Другие   группы   людей   могут   почувствовать   опасность.    Отдельные
    единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
  15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ Может иметь
    место   индивидуальное   развитие.      Новые   идеи   порождают   дальнейшее   творчество.
    Существующие   системы   и   методы   могут   оказаться   под   вопросом.    Делегируйте
    (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование
    (передача) полномочий обычно означает развитие.

  1. ПРИНИМАЙТЕ   ПОМОЩЬ    ИЗВНЕ,    ЕСЛИ   ЭТО    НЕОБХОДИМО.    Тщательно
    выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У
    каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не
    участвовали в
    организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.
  2. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход
    дела. Поощряйте обратную связь - это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
  3. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.

Заключение.

Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззрение, он по-другому начинает смотреть на обязанности командира, отмечать другие, ранее не замечаемые грани. В младших класса командирами хотят быть все, в средних ни кто, в старших те, кто видит себя руководителем, организатором.

Кадеты – командиры это большой потенциал работоспособности, инициативы, свежих идей. Задача педагогов, воспитателей – развивать, использовать эти ресурсы для улучшения организации процесса обучения и воспитания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Методические рекомендации по подбору репертуара для студентов 4 курса по учебной дисциплине «Аккомпанемент» на основе нотных хрестоматий по музыке различных авторских коллективов

Данные  методические  рекомендации направлены  на  достижение  цели  учебной  дисциплины  «Аккомпанемент» -  обеспечение  профессиональной...

Методические рекомендации на городском МО учителей физической культуры "Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании"

В данной работе дается общее представление о методах, их классификации, описание игрового и соревновательного методов в физическом воспитании...

Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

В работе рассматриваются нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом....

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...

Положение о проведении военно-патриотического тура для учащихся 9-10 классов Интеллектуально-патриотическое мероприятие «Героями не рождаются…»

Положение   о проведении военно-патриотического тура для учащихся 9-10 классов  Интеллектуально-патриотическое мероприятие «Героями не рождаются…»...