Методические рекомендации по подбору репертуара для студентов 4 курса по учебной дисциплине «Аккомпанемент» на основе нотных хрестоматий по музыке различных авторских коллективов
методическая разработка по музыке на тему

 

Данные  методические  рекомендации направлены  на  достижение  цели  учебной  дисциплины  «Аккомпанемент» -  обеспечение  профессиональной  подготовки  молодых  специалистов – будущих  учителей  музыки  общеобразовательных школ и адресованы преподавателям предмета аккомпанемент. Методические  рекомендации  по  подбору  репертуара  содержат  примерный  список  произведений,  на  который  преподаватель  аккомпанемента  может  опираться  в выборе  программы на  учебный  семестр.  В  список  включены  произведения  разных  направлений, жанров, стилей как отечественных,  так  и  зарубежных  композиторов, который составлен  с  учетом  специфики  контингента  студентов,  учитывая  их  индивидуальные  особенности.   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО  Московский областной колледж искусств и технологий

Методические  рекомендации

  по подбору репертуара  для студентов  4 курса  по  учебной дисциплине  «Аккомпанемент»  на  основе  нотных  хрестоматий  по  музыке  различных  авторских  коллективов

        подготовила

преподаватель  аккомпанемента

                Бегларян  Ирина Святославовна

                

г. Егорьевск  

2012 / 13 г.

Аннотация

Данные  методические  рекомендации направлены  на  достижение  цели  учебной  дисциплины  «Аккомпанемент» -  обеспечение  профессиональной  подготовки  молодых  специалистов – будущих  учителей  музыки  общеобразовательных школ и адресованы преподавателям предмета аккомпанемент. Методические  рекомендации  по  подбору  репертуара  содержат  примерный  список  произведений,  на  который  преподаватель  аккомпанемента  может  опираться  в выборе  программы на  учебный  семестр.  В  список  включены  произведения  разных  направлений, жанров, стилей как отечественных,  так  и  зарубежных  композиторов, который составлен  с  учетом  специфики  контингента  студентов,  учитывая  их  индивидуальные  особенности.  

 

Содержание:

1. Введение...............................................................................................................4

2. Рекомендательный  репертуарный  список  по разделам сб.  Д.  Кабалевский  «Хрестоматия  по  музыке  для  7 кл.»......................................... 6

3. Рекомендательный   репертуарный  список  по  разделам сб.  Г. П.  Сергеева,   Е. Д.  Критская  «Музыка.  5 -7 классы»..........................................17

4. Рекомендательный   репертуарный  список  по  разделам сб.  В. О. Усачева,   Л. В.  Школяр  «Музыка. 7 класс».......................................................................20

5. Заключение.........................................................................................................22

6. Список использованной литературы...............................................................23

Введение

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью подготовки молодых специалистов  -  будущих  учителей  музыки  общеобразовательных школ и адресована преподавателям предмета аккомпанемент. Так как в наше учебное заведение поступают студенты с различной музыкальной подготовкой и без таковой, то необходимым условием обучения является  индивидуальный подход, требующий повышенного внимания к личности каждого обучающегося. На предмете аккомпанемент индивидуальное обучение реализуется, прежде всего, в подборе репертуара, соответствующего возможностям студента и обеспечивающего его профессиональный рост.  Ввиду большого объема программы, не всегда преподаватель может подобрать произведение с учетом индивидуальной образовательной траектории учащегося и  подробно проанализировать каждое произведение отдельно.

Цель данной работы – проанализировать подробно каждое произведение по разделам в рамках учебного плана. Здесь подобраны произведения, доказавшие свою эффективность для решения различных педагогических задач.

 Цель работы определила следующие задачи:

1. подбор репертуара, имеющего большую идейно-художественную и ярко-образную ценность;

2. подбор репертуара, имеющего четко выраженную практическую направленность;  

3. подбор репертуара ориентированного на индивидуальные особенности и познавательные потребности студентов;

4. подробный анализ произведений.

Музыкальный  материал  «Хрестоматий  по  музыке  для  7кл.»  различных  авторских  коллективов  изучается студентами  на 4  курсе  в 7  семестре.

 Требования по дисциплине  «Аккомпанемент» к данному семестру  следующие:

1.Чтение  с  листа  произведений  с  развитой  фортепианной  фактурой (7 кл.)

2.Транспонирование   аккомпанемента  с  пением (на  ½ т и  1т  вверх и  вниз)      /2пр./

3.Соединение  партитуры  с  аккомпанементом   (2х  строчная  партитура,  3-4х  голосие)  /2пр./

4.Самостоятельная  гармонизация  /2пр./

5.Аккомпанирование  школьному  хору  или  солисту  ( совр.  песни )  /2пр./

6. Пение  под  собственный  аккомпанемент  (репертуар  стар.  кл. )  /2пр./

Изучая  по  два  произведения  из  «Хрестоматии  по  музыке»  на  каждый  раздел  подробно,  остальной  музыкальный  материал  проигрывается с  листа.  Те  разделы  работы,  музыкального   материала  для  которых  нет  в  данных  сборниках,  могут  изучаться  по  другим  сборникам.

Рекомендательный  репертуарный  список  по разделам

сб.  Д.  Кабалевский  «Хрестоматия  по  музыке  для  7 кл.»

1.  Исполнение  под  собственный  аккомпанемент :

П.  Сигер.   Все  преодолеем.    /С-dur;  до 1-ре 2/

 Э.  Колмановский.   Алеша.    /f-moll;  до1-ми2/

  Ф.   Шуберт.    В  путь.   /G-dur;  ре 1-ре 2/

 А.  Петров.   Я  шагаю  по  Москве.   /B-dur;  си- бем м-ре 2/

  Э. Колмановский.   Вальс  о  вальсе.   /c-moll;  си  м-ре 2 /

мел.  Р.  Шантагреле  и  П.  Дуби .  Полку  17-му  слава!   /D-dur;  до-диез 1-си 1/

чил. песня  сопротивления.   Песня  народного  единства.   /f-moll;  до1-ми бем 2/

 В. Берковский.   Гренада.   /d-moll;  ля м-фа 2 /

 И.  Дунаевский.   Песня  об  акации.   из  оперетты  «Белая  акация»  /D-dur;  ре 1-ре 3  /

  И.  Дунаевский.   Эх,  хорошо!    /Es-dur;  си –бем м -ми-бем 2 /

 Л.  Бетховен .  шотл.  песня  Верный  Джони.    /D-dur;  ля-м-ре 2 /

 Л.  Бернстайн.   Песня  Тони   из  мюзикла  «Вестсайдская  история»  /H-dur;  си м-ля 2 /

  Я.  Френкель.   Журавли.    /e-moll;  си м-до 2 /

 Д.  Кабалевский.   Школьные  годы.   /g-moll;  до1-ми бем 2 /

комсом.  пес.  граж.  войны.  Там,  вдали  за  рекой...   /e-moll;  си м-ми 2/  

  К.  Молчанов.   Журавлиная  песня.   /e-moll;  си м-ре 2/

  А.  Пахмутова.   Надежда.   /c-moll;  до1-до 2 /

 И.  Дунаевский.   Марш   из  кинофильма  «Веселые  ребята»   /D-dur;  си м-ре 2 /

  А.  Островский.   Комсомольцы - беспокойные  сердца.   /G-dur;  си м-ми 2 /

2.  Транспонирование  аккомпанемента:

обр. Г. Шнеерсона,  м.  П.  Сигер «Все  преодолеем»  /C-dur/

  Э.  Колмановский  «Алеша»  /f-moll/

  Я.  Френкель.   Журавли.   /e-moll/

комсом.  песня  граж.  войны .  Там , вдали  за  рекой.   /e-moll/

 К.  Молчанов.   Журавлиная  песня.   /e-moll/

 А.  Пахмутова.   Надежда.   /c-moll/

 А.  Островский .   Комсомольцы - беспокойные  сердца.   /G-dur/

3.  Гармонизация  мелодии:

р. н. п.   Исходила  младешенька.    /F-dur/

4. Чтение  с  листа:

Следует  напомнить,  что  все  произведения,  не  изучаемые  подробно,  студенты  проигрывают  с  листа.  Представляется  вполне  допустимым  при  чтении  с  листа  упрощение  фортепианной  фактуры.   Но  в « Хрестоматии   по  музыке  для  7 кл.»  довольно  много  сложного  в  исполнительском  плане  музыкального  материала,  предлагаемого  для  слушания.  Поэтому  многие  из  них  в  нижеследующий  список  не  включены.  

Соната  № 14  /соната  вроде  фантазии/   для  ф-но  Л. Бетховен,  1 ч.

Соната  № 14  2 ч.  Л.  Бетховен

Полька-  Пиццикато  И.  Штраус

Симфония  № 4,  3 ч.- Скерцо,  П.  Чайковский

Ария  из  Бразильской  бахианы  №  5  Э.  Вила- Лобос

Симфония  № 9,  4  ч.,  Д.  Шостакович

Вальс-Фантазия  М.  Глинка

Вокализ  Д.  Кабалевский

Песенка  Герцога  из  оп.  «Риголетто»  Дж.  Верди

Сюита  из  балета  «Любовь  да  голуби»  Т.  Хренников

а)  Общее  адажио

б)  Заговор

в)  Общий  танец

Вальс  А.  Хачатурян

Рондо-  Каприччио  для  ф-но,  Л.  Бетховен

а)  Рефрен

б)  1 Эпизод

в)  2 Эпизод

г)  4  Эпизод

Семь  экосезов  для  ф-но  Л.  Бетховен

Симфония  №  5  1 ч.,  2 ч.,  4 ч.,  Д.  Шостакович

Увертюра  из  оп.  «Кола  Брюньон»  Д.  Кабалевский

Не  включены  в  список:

Токката  и  фуга   /d- moll/  для  органа.    И.  С.  Бах  

Соната  № 14,(Соната  вроде  фантазии)  для  ф-но.  Л.  Бетховен.  3 ч.

Симфония  № 9.  Д.  Шостакович .  1 ч.,  2 ч.,  3 ч.,  4 ч..

Полька  С.  Рахманинов.

Выход  Ларисы  и  семи  кавалеров  /сцена  из  оперетты  «Белая  акация»/ .  И.  Дунаевский.

Сюита  из  балета  «Любовь  за  любовь» . Т.  Хренников.  

Увертюра

Дуэт  Беатриче  и  Бенедикта

Гимн  любви

Галоп  из  сюиты  «Маскарад».  А.  Хачатурян.

Классическая  симфония.  С.  Прокофьев.  1 ч.,  2 ч.,  3 ч.,  4 ч..  

Ария  («Страсти  по  Матфею»).  И.  Бах.

Джульетта- девочка,  фраг.  Из  балета  «Ромео  и  Джульетта».   С.  Прокофьев.

Монтекки  и  Капулети,  фраг.  из  балета  «Ромео  и  Джульетта».  С.  Прокофьев.

Борис  Годунов  ( фраг.  из  оп.)  фраг.  из  1й  картины  Пролога  М.  Мусоргский.

Сцена  гадания   из  оп.  «Кармен».  Ж.  Бизе.  

Рапсодия  в  блюзовых  тонах  Дж.  Верди.

Подробный  анализ

1.  Исполнение  под  собственный  аккомпанемент:

 Все  преодолеем.    П.  Сигер,  обр.  Г. Шнеерсона  /C-dur/.  Эта  песня  очень  удобна  для  исполнения  под  собственный  аккомпанемент.  Отличается  напевностью,  несложна  в  исполнении,  но  необходимо  следить  за  точностью  взятия  дыхания,  артикуляцией,  точностью  ритмического  рисунка  (триоли).  Песня  2х  голосная.  Следует  обратить  внимание  на  вступление - движение  терциями,  что  представляет  собой  определенную  трудность.  В  окончании  необходимо  додерживать  залигованные  ноты.  Несмотря  на  маршевый  характер  песни,  следует  избегать  «рубленности» в  исполнении  вокальной  партии.

  Алеша. Э. Колмановский  /f-moll/. 2х  голосная  песня,   удобна  в  исполнении. Звуковедение –legato,  сложность  - чистота  исполнения   вокальной  партии  при  движении  терциями.  Во  время  работы  над  песней  уделить  внимание : ровности  звука, точному  взятию  дыхания, по-  возможности  ,,оркестровому,,  звучанию  ф-но.

В  путь.   Ф.  Шуберт  /G-dur/.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  это  очень  сложная  в  исполнении  песня  и  требует  хорошего  владения  инструментом  и  голосом.  Аккомпанемент  не  поддерживает  мелодию.  Необходимо  добиваться  изобразительности  в  исполнении.

Я  шагаю  по  Москве.   А.  Петров  /B-dur/.  Довольно  сложный  для  исполнения  в  оживленном  темпе  аккомпанемент  требует  определенных навыков  владения  инструментом.  В  средней  части  аккомпанемент  мелодию,  где  движение  идет  по  хроматизмам,   не  поддерживает,  что  тоже  является   определенной   трудностью  при  исполнении  данного  вокального  произведения.

Вальс  о  вальсе.   Э.  Колмановский   /e-moll/.  Произведение  средней  сложности.  При  исполнении  необходимо   обратить  внимание  на  чистоту   интонирования,  т.  к.  аккомпанемент  вокальную  линию  не  поддерживает.  

Так  же  трудностью  является  неоднократная  смена  темпа.  Добиться  четкой  дикции -  обратить  внимание  на  сочетание  согласных(Ш_траус,  шар_  земной  и  т.  д.)

Полку  17-му  слава!    мел.  Р.  Шантагреме  и  П.  Дуби  /D-dur/.

Не  простой  для  исполнения  аккомпанемент  в  указанном  темпе  требует  хорошего  владения  инструментом.  Сложный  ритм,  скачки  из  скрипичного  ключа  в  басовый  и  обратно  в  1-ом  такте,  октавные  ходы-  все это  не  должно  заглушать  мелодию.  Несмотря  на  маршевый  характер,  избегать ,,рубленности,, в пении. Обратить внимание на вступление  мелодии   из-за  такта (16-ая длительность)- необходима  точность  в  исполнении.

Песня  народного  единства.   чил.  песня   сопротивл.   / f-moll /.  

  Песня  мужественного,  энергичного  характера,  требует  плотного,  ,,цепкого ,, звучания аккомпанемента, четкого исполнения сложного  ритма.  В  мелодии  удобная  тесситура.  Обратить  внимание  на  четкие  снятия  и  вступления  муз.  материала,  синкопированный  ритм  в  припеве  и  точное  интонирование  вокальной  партии.

Гренада.   В.  Берковский   /d-moll/.

Это вокальное произведение очень удобно для  исполнения под  собственный  аккомпанемент.  Отличается  не  сложной  ф-ой  фактурой  бас-  аккорд,  штрих- stokatto.  Все  это  содержит  в  себе  изобразительный  момент,  передает  как  бы «топот  копыт».  Мелодия  соединяет  в  себе  поступенное  и  скачкообразное  движение.  Необходима  интонационная  точность  при  исполнении  таких  скачков,  как  ч 4 (1т),  ч 8 (9т),  м 6 (11т)  и  т.  д...

Песня  об  акации.   И.  Дунаевский  /D-dur/.  

Рекомендуется  для  исполнения «продвинутого» студента,  активно  стремящегося  к  овладению  предметом.  Сложная  в  исполнении  как  инструментальном,  так  и  вокальном.  Высокая  тесситура,  особенно  в  вокализах.  При  разучивании  следует  уделять  внимание  ровности  звучания,  legato  в  исполнении,  точности  интонирования,  единству  темпа  («с  движением»),  что  также  является  определенной  сложностью.

Эх,  хорошо!    М.  Дунаевский  /Es-dur/.

Эта  песня  исполняется  довольно  быстро  и  очень  весело, что  представляет  собой  1-ую  трудность.  Акцентированные  доли  в  мелодии,  точность  исполнения  сложного  ритма,  своевременные  снятия,  скачки  на  различные  интервалы (ч 4,  б 6)  и т. д. также  являются  определенной  трудностью  при  разучивании  данного  произведения.  В  аккомпанементе -движение  октавами (11т., 13т., 15т..),  пунктирный  ритм,  широкие  ходы  в  левой  руке,  требуют  определенного  навыка.

Верный  Джони.   шотлан.  пес.  Л. Бетховен  /D-dur/.

Не  сложная  в  вокальном  исполнении,  эта  песня  представляет  большую  трудность  в  инструментальном  исполнении.  Мелкие  длительности  то  в  правой,  то  в  левой  руке,  пунктирный  ритм  во  2-й  части,  своеобразный  ритм  в  окончании,  движение  32-ми,  тонкая  нюансировка  в  заключении-  все  это  является  сложностью  в  исполнении  данного  произведения.

Песня  Тони.  Л.  Бернстайн  /H-dur/

Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  сложна  в  исполнении.  Триольное  движение  и  в  мелодии,  и  в  аккомпанементе,  смена  тональности  в  Es-dur,  переход  из  размера  4/4  в  размер  2/2,  часто  встречающаяся  повышенная  4  ступень  и  пониженная  7,  все  это  создает  сложность  в  исполнении.

Журавли.   Я.  Френкель  /e-moll/

Довольно  известная  песня,  заключает  в  себе  определенные  трудности,  хотя  на  первый  взгляд  кажется  не  сложной.  Требует  настоящего  владения  голосом,  особенно  при  исполнении  вокализа,  культуры  звука,  четкой  дикции.

Школьные  годы.    Д.  Кабалевский  /g-moll/

Изложенная  в  данной  тональности,  эта  песня  очень  удобна для  исполнения  под  собственный  аккомпанемент.  Отличается  напевностью,  несложностью  аккомпанемента.  Особое  внимание  необходимо  уделить  вступлению  и  заключению.

Там,  вдали  за  рекой...   комс.  песня  граж.  войны  /e-moll/

Распространенная  песня  определенных  лет,  удобна  для  исполнения.  Спокойный  темп,  аккордовый  аккомпанемент,  простой  ритм  делают  ее  доступной  для  исполнения  студентами.  При  разучивании  мелодии,  необходимо  обратить  внимание  на  скачкообразное  движение (ч 4, б 6, б3)  и  провести  работу  над  дикцией  при  нюансе  ,,mf,,.

Журавлиная  песня.    К.  Молчанов  /e-moll/.

Песня  вальсового  характера,   несложная,   напевная,    очень  удобна  для  исполнения  под  собственный  аккомпанемент.  При  исполнении  обратить  внимание  на  артикуляцию,  точность   взятия  дыхания,   интонацию  (скачки  на  интервал-ч 5,  б 6,  ч 4).   Необходимо  выдерживать  залигованные  длительности  и  делать  точное  снятие.  Также  следует  провести  работу  над  фразировкой  и  дикцией  (убирать  окончания ).

Надежда.   А.  Пахмутова  /c-moll/

Хорошо  известная,  не  сложная  песня.  Спокойный  темп,  поступенное  движение  мелодии  с  встречающимися  кое-где  скачками (ч 8,  ч 4,  м 6, б7).  При  разучивании  обратить  внимание  на  ритм  в  аккомпанементе  в  припеве.  В  мелодии  с  первых  тактов  пунктирный  ритм,  что  сразу  же   определяет   характер  произведения.  Точные  снятия  на  паузы,  четкая  дикция - все  это  создает  небольшие  трудности  для  исполнения,  которые  при  работе  над  ним  вполне  преодолимы.

Марш.   И.  Дунаевский  /D-dur/.

Известная  песня  из  кинофильма  «Веселые  ребята»,  маршевого  характера.  Аккомпанемент  требует  наличия  определенных  навыков  владения  инструментом.  Октавные  ходы,  3х  и  4х  звучные  аккорды  при  непростом   ритмическом  рисунке,  случайные  знаки,  залигованные  ноты  являются  определенными  трудностями.  Мелодия  в  некоторых  местах  смложна  интонационно,  например – хроматизмы (3т., 7т.),  движение  по  звукам  трезвучия.  Несмотря  на  маршевый  характер,  следует  добиваться  напевности  и  легкости  в  вокальном  исполнении.

Комсомольцы – беспокойные  сердца.   А.  Островский  /G-dur/.

Песня  маршевого  характера,  аккордовая  фактура,  пунктирный  ритм  и  в  аккомпанементе  и  в  мелодии.  При  разучивании  обратить  внимание  на  точность  интонации (скачки,  хроматизмы),  пунктирный  ритм  в  мелодии,  точность  взятия  дыхания,  четкую  дикцию.

2.  Транспонирование  аккомпанемента:

Все  преодолеем.   П.  Сигер,  обр. Г.  Шнеерсона .

Тональность  C-dur,  фактура  аккордовая,  темп  умеренный,  ритм  триольный  на  протяжении  всей  песни.  Удобна  для  транспонирования  как  на  1 тон,  так  и  на  ½ тона.

Алеша.   Э.  Колмановский.

Тональность  e-moll,  фактура  арпеджио,  неторопливый  темп,  размер  12/8.  Ритмический  рисунок  не  совсем  прост,  так  как  при  размере  12/8  много  залигованных  длительностей,  нот  с  точками,  в  средней  части  ритм  меняется,  что  представляет  собой  определенную  трудность.  Удобна  для  транспонирования  на  ½ тона  вверх  и  вниз,  а  также  на  1 тон  вниз.

Там,  вдали  за  рекой...   комс.  песня  граж.  войны.

Тональность  e-moll,  темп  «не  спеша»,  размер  3/4,  фактура  аккордовая,  ритм  простой.  Удобна  для  транспонирования  как  на  ½ тона,  так  и  на  1тон  вверх  и  вниз.

Журавлиная  песня.   К.  Молчанов.

Тональность  e-moll,  фактура  бас-аккорд,  характер  вальсовый,  размер  ¾,  темп  умеренный.  Удобна  для  транспонирования  как  на  ½ тона,  так  и  на  1 тон  вверх  и  вниз.

Надежда.   А.  Пахмутова.

Тональность  c-moll,  размер  ala brewa,  темп  спокойный,  фактура  бас-аккорд,  ритм  простой  в  запеве,  в  припеве  меняется,  появляется  некоторая  сложность,  на  что  следует  обратить  внимание.  Что  касается  транспонирования,  то  эта  песня  вообщем-то  удобна  и  на  ½ тона,  и  на  1 тон  вверх  и  вниз.

3.  Гармонизация  мелодии :

  К  сожалению,  в   сборнике  «Хрестоматия  по  музыке  для  7 кл.»   Д.  Кабалевского   только  одна  песня  для  раздела  «Гармонизация  мелодии» :

 

р.  н. п.  Исходила  младешенька.

  Тональность  F-dur,  размер  6/4,  темп  умеренный.  Удобна  для  самостоятельной  гармонизации.     Помимо  этой  песни,  рекомендуется  использовать  и  другие,  из  таких сборников,  например,  как:

Вокально-хоровой  практикум.

Популярные  мелодии  для  начинающих.

4.  Чтение  с  листа:

Этот  вид  работы  подразумевает,  прежде  всего,  ознакомление  с  произведением,  способность  быстро  видеть  структуру,  повторность,  основные  и  побочные  темы  в  музыкальной  ткани,  а  это приходит  с  опытом.  Поэтому  каждое  произведение,  прочитанное  с  листа  что-то  дает  исполняющему.  Исходя  из  этого  не  стоит  подробно  анализировать  каждое  произведение,  рекомендованное  для  чтения  с  листа  Остановимся  лишь  на  некоторых.

Л.  Бетховен.  Соната  № 14  1 ч.  /cis-moll/.

Известное  произведение,  что  значительно  облегчает  задачу  чтения  с  листа.  Медленный  темп,  размер  alla  breva,   глубокое   legato, «pp», триольность  в  правой  руке  и  над  всем  этим  красивая,  прозрачная  мелодия  ровными  длительностями,  что  создает  некоторую  трудность  в  исполнении.

И.  Штраус.  Полька-пиццикато

Тональность  C-dur,  размер  2/4,  темп  скоро,  яркие  динамические  контрасты (f – pp),  штрих  stokatto   на  протяжении   всего  произведения  мелкими  длительностями.  Все  это  является  определенной  трудностью   при  чтении  с  листа  данного  произведения.

Рекомендательный   репертуарный  список  по  разделам

сб.  Г. П.  Сергеева,   Е. Д.  Критская  «Музыка.  5 -7 классы»

1.  Исполнение   под  собственный  аккомпанемент:

Родина  моя.   Д.  Тухманов .  

Дом,  где  наше  детство  остается.   Ю.  Чичков.

Дорога  добра.   М.  Минков.

Небо  в  глазах.   С.  Смирнов.

Рассвет – чародей.   В.  Шаинский.

Только  так.   Г. Васильев  и  А.  Иващенко.

Синие  сугробы.   А.  Якушева.

Спасибо,  музыка.  М.  Минков.

Песенка  на  память.   М.  Минков.

Россия,  Россия.  Ю.  Чичков.

Журавли»  Я.  Френкель.

День  победы.   Д.  Тухманов.

Вот  солдаты  идут.   К.  Молчанов.

Баллада  о  солдате.   В.  Соловьев – Седой.

Фантастика – романтика.   Ю.  Ким.

Я  бы  сказал  тебе.   В.  Вихарев.

2.  Транспонирование  аккомпанемента:

Родина  моя.   Д.  Тухманов.

Дом,  где  наше  детство  остается.   Ю.  Чичков.

Небо  в  глазах.   С.  Смирнов.

Рассвет – чародей.   В.  Шаинский.

Россия – Россия.   Ю.  Чичков.

Журавли.   Я.  Френкель.

За  туманом;  Маленький  гном.   А.  Кукин.

3.  Гармонизация  мелодии:

Ночная  дорога.   С.  Никитин.

Исполнение  желаний.   А.  Дольский.

Тишь.   А.  Загота.

Наполним  музыкой  сердца.   Ю.  Визбор.

 До  свидания,  мальчики.   Б.  Окуджава.«Следы»  В.  Егоров.

Весеннее  танго.   В.  Миляев.

Я  бы  сказал  тебе.   В.  Вихрев.

4.  Чтение  с  листа:

Иван  Сусанин.  Опера  (фрагменты).  М.  Глинка.

Порги  и  Бесс.  Опера  (фрагменты).  Дж.  Гершвин.

Князь  Игорь.  Опера  (фрагменты).  А.  Бородин.

Ярославна.  Балет.  ( фрагменты).  Б.  Тищенко.

Высокая  месса  си  минор  (фрагменты) . И.  С.  Бах.

Кармен.  Опера  (фрагменты) .  Ж.  Бизе.

Соната  №  11  для  фортепиано.  В.-А.  Моцарт.

Соната  №  8  («Патетическая»)  для  фортепиано.  Л.  Бетховен.

Симфония  №  40  (фрагменты).  В.-А.  Моцарт.

Симфония  №  5  (фрагменты).  П.  Чайковский.

Симфония  №  5  (фрагменты).  Л.  Бетховен.

Симфония  №  8  («Неоконченная»)  (фрагменты).  Ф.  Шуберт.

Симфония  №  7  («Ленинградская»)  (фрагменты).  Д.  Шостакович.

Лесной  царь.  Ф.  Шуберт – Ф.  Лист.

Рапсодия  в  стиле  блюз.  Дж.  Гершвин.

Рекомендательный   репертуарный  список  по  разделам

сб.  В. О. Усачева,   Л. В.  Школяр  «Музыка. 7 класс»

1.  Исполнение   под  собственный  аккомпанемент:

С аира Песня Французской революции 1789г. / E-dur /- Н. Мясковский.

Ариозо Германа из оп. Пиковая дама / fis-moll /- П. Чайковский.

2.  Транспонирование  аккомпанемента:

Кондак на Покров Пресвятой Богородицы /G-dur/- Д. С. Бортнянский.

3.  Гармонизация  мелодии:

Карманьола Песня Французской революции 1789г. /F-dur/ - Н. Мясковский.

Как душа с телом расставалася (Духовный стих) /e-moll/ - Н. Мясковский.4.  

4. Чтение  с  листа:

Пиковая дама. Действие 3 Картина 5 Антракт и сцена /C-dur/- П. Чайковский.

Песнь о земле – Г. Малер.

Магнификат /D-dur/

Симфония псалмов /c-moll/ - И. Стравинский.

Херувимская № 5 /F-dur/ - Д. Бортнянский.

Не отвержи мене во время старости (фрагмент) /d-moll/ - М. Березовский.

Колокола /As-dur/ - С. Рахманинов.

Поэма экстаза /C-dur/ - А. Скрябин.

Скифская сюита /a-moll/ - С. Прокофьев.

Симфония № 6 /e-moll/ - Н. Мясковский.

5.  Аккомпанемент солисту:

Ариозо Германа из оп. Пиковая дама / fis-moll /- П. Чайковский.

6.  Соединение хоровой партитуры с аккомпанементом:

Времена года /C-dur/ - Ф. Гайдн.

Заключение

Исходя из собственного опыта, можно заметить, что все предлагаемые произведения при определенных профессиональных навыках у  студентов и их  трудолюбии, легко усваиваются, накапливая некий багаж знаний, который необходим при изучении той или иной темы.

Большинство  произведений данной работы могут быть  использованы  студентами  в  их будущей  профессиональной  деятельности, обеспечивая тем самым профессиональную подготовку молодых специалистов.              

Такова одна из задач создания методических рекомендаций по подбору репертуара для студентов 4 курса по учебной дисциплине «Аккомпанемент».

Список использованной литературы

  1. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? : кн. для учителя/ Д.Б. Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. – 4-е изд., дораб.  - М.: Просвещение, 2005. - 224с.
  2.  Кабалевский Д.Б. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы 7 класс. - М.: Всесоюзное издательство советский композитор, 1983. - 157с.
  3. Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
  4. Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: Метод. Пособие/ сост. Т.И. Науменко,   В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2000. - 248с.
  5. Нечаева  О.С. «Но и любовь...». Методические очерки по программе интегративного курса «Музыка». 7-8 классы // Учебное пособие.- М.: Издательский центр ИПК и ПРНО МО, 2002. 72с.
  6. Сергеева Г.П. Музыка: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2007. – 160с.
  7. Усачева В.О. Музыка: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор песенного репертуара для детского вокального коллектива «Акварель» и его влияние на творческое саморазвитие личности ребенка

Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что–то  красивое, совершенное,  интересное. А что может быть красивее и интереснее  песни? На мой взгляд,  прав...

Проблема подбора вокального репертуара для студентов музыкального отделения МОМПК

Основной задачей данной методической работы является обобщение опыта вокальной педагогики в вопросе подбора репертуара для сольного исполнительства и адаптация его к условиям образовательного пр...

Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....

Подбор вопросов В3

Подбор вопросов  по теме "Электролиз" для подготовки к ЕГЭ по химии...

Подбор алгоритмов решения задач

В данном материале подобраны алгоритмы решения задач по механике и тепловым явлениям....

Л.Ю. Лату. Рекомендации по подбору музыкального материала к урокам хореографии (классический танец)

Содержание:Введение Цель и задачи хореографического образованияРекомендации по подбору музыкального материала к урокам по классическому танцуЗаключение Особенности работы концертмейстера хореографичес...

тема: Выдающиеся люди. Подбор материала к урокам

Данный материал включает в себя тексты, диалоги, грамматические и лексические упражнения....