Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов "Мой выбор"
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Савенкова Анна Владимировна

Программа предпрофильной подготовки «Мой выбор» имеет психолого-педагогическую направленность. Идея создания программы заключается, прежде всего, в том, чтобы:

1) помочь учащимся избежать ошибок в выборе профессии (исходящих от незнания:  мира профессий, самих себя и правил выбора профессии)

2) быть успешным в выборе профессии (что обеспечивается созданием некоторых психологических тылов)

3) быть уверенным в себе, своих возможностях и способностях и знающим, что делать в критических ситуациях и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-moy_vybor-.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                 

Программа предпрофильной подготовки

для учащихся 9 классов

«Мой выбор»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст учащихся: 13 – 16 лет

Автор-составитель: педагог-психолог

Савенкова Анна Владимировна


                                                       Пояснительная записка

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Программа предпрофильной подготовки «Мой выбор» имеет психолого-педагогическую направленность. Идея создания программы заключается, прежде всего, в том, чтобы:

1) помочь учащимся избежать ошибок в выборе профессии (исходящих от незнания:  мира профессий, самих себя и правил выбора профессии)

2) быть успешным в выборе профессии (что обеспечивается созданием некоторых психологических тылов)

3) быть уверенным в себе, своих возможностях и способностях и знающим, что делать в критических ситуациях и пр.

Современное общество предъявляет сегодня школе новые требования. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации Российского образования и в других стратегических документах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной системы знаний, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации  в обществе и активной адаптации на рынке труда. Школа, вводя профильное обучение, пытается вернуть себе образовательную функцию – чтобы ребята не были вынуждены искать удовлетворения своих познавательных потребностей  не за стенами школы, а школа, не превращаясь в повинность, обузу, а, напротив, находили ответы на свои  запросы, возможности проявить себя – в школе. Для того чтобы выбор профиля был обоснованным, необходимо помочь учащимся в осознании их реальных возможностей и образовательных потребностей.

Программа курса «Мой выбор» предназначена для учащихся 9-ых классов общеобразовательной школы.  «Мой выбор» реализуется в рамках обязательной учебной дисциплины «Управление карьерой».  Согласно Региональному базисному учебному плану образовательных заведений Нижегородской области, на изучение программы отведено    72 часа       (2 часа в неделю). На занятиях по программе «Мой выбор» учащиеся изучают свои психологические особенности посредством психодиагностических методик, оценивают эффективность различных моделей поведения. На основе знаний о своем профессиональном  и личностном потенциале у девятиклассников  формируется психологическая готовность  к выбору профиля обучения.

Современная программа профессионального самоопределения рассказывает «технологии выбора» и учит ответственности за реализованный выбор.

Написание программы «Мой выбор» стало возможным благодаря трудам Г.В.Резапкиной, Л.Н.Митиной, С.Н.Чистяковой.

В результате перехода к профильному обучению в 10-11-ых классах образование части детей (в нашем случае – половины) ограничится девятью классами. Нынешние ученики покинут школу в том возрасте, когда им особенно необходимы жизненные ориентиры; выйдя из школы, они  встают пред выбором профессионального образовательного учреждения. Другая часть подростков также столкнется с проблемой – проблемой выбора профиля обучения.

Хочется отметить, что профильное обучение в школе существует уже давно, но с разных точек зрения, при отсутствии системы предпрофильной подготовки, введение профильных классов является неправомерным.

Программа профессионального самовоспитания (предпрофильной подготовки) базируется на «трех китах» – учет личностных целей и ценностей (профессиональные интересы и склонности), проблема человеческих возможностей (физиологических, психологических) и потребности рынка труда (пути и средства достижения цели).

Цель: создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора:

        - профиля будущего обучения в 10-11-ых классах;

        - образовательного учреждения среднего  профессионального образования

        Задачи:

  • формировать готовность выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля (учреждения среднего профессионального образования), соответствующего их способностям и интересам;
  • обеспечивать учащихся информацией о возможных путях продолжения образования;
  • формировать высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю;
  • обеспечивать преемственность между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;
  • расширять возможности социализации учащихся.

Исходя из поставленных задач были определены следующие направления работы:

1. Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными общеобразовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории. В результате реализации данного направления учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами.

2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает консультирование учащихся, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений. Это направление создает условия для учащихся 9-х классов в необходимости осуществления выбора (курсов, практик, направлений деятельности...), для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности.

Продуктивная реализация программы возможна посредством следующих форм работы:

  • психодиагностика
  • тренинги
  • мозговой штурм
  • ролевые игры
  • беседы
  • конференции
  • портфолио
  • семинары
  • диспуты
  • уроки

Оценку эффективности работы позволяют произвести определенные формы контроля:

  • тесты для самопроверки (на понимание темы)
  • устные опросы
  • рефлексия
  • индивидуальные и подгрупповые задания
  • обобщающие уроки
  • итоговые/сводные таблицы
  • контрольные работы
  • творческий проект
  • портфолио

От реализации программы ожидаются следующие результаты:

  • Информационная готовность

информированность школьников:

- о возможных способах получения желаемого профиля образования;

- о наличии собственной практической готовности и способности для получения избранного образования;

- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;

- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования.

  • Практическая готовность

- владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования из числа доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и потребностям;

- наличие у выпускников основной школы знаний и практических умений, необходимых для продолжения образования;

- сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

  • Психологическая готовность

- сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;

- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.

Важность подготовки к ответственному выбору  профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.


Тематическое планирование по программе «Мой выбор»

на уроках «Управление карьерой»

Тема

Теория

Практика

Введение в предмет

2 часа

Зачем нужен урок «Управление карьерой»

1 час

Правила работы на уроках «Управление карьерой»

1 час

Глава 1. Мои возможности

        17часов

Самооценка.

1 час

Мой успех.

1 час

Уровень притязаний.

1 час

Темперамент и профессия.

1 час

Определение типа темперамента.

1 час

Мои эмоции и чувства.

1 час

Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1 час

Что такое стресс.

1 час

Позитивное отношение к жизни.

1 час

Мышление. Типы мышления.

1 час

Креативность.

1 час

Определения типа мышления.

1 час

Внимание.

1 час

Память.

1 час

Уровень внутренней свободы.

1 час

Обобщающий урок «Что я знаю о своих возможностях».

1 час

Контрольный урок.

1 час

Глава 2. Мои способности

14часов

Способности общие и специальные.

1 час

Способности к практическим видам деятельности.

1 час

22-23.

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

2 часа

24-25.

Способности к профессиям социального типа.

2 часа

26-27.

Способности к офисным видам деятельности.

2 часа

28-29.

Способность к предпринимательской деятельности.

2 часа

30-31

Эстетические способности.

2 часа

32.

Обобщающий урок «Мои способности».

1 час

33.

Контрольный урок.

1 час

Глава 3. Мир профессий

18часов

34.

Классификации профессий.

1 час

35.

Признаки профессии.

1 час

36.

Формула профессии.

1 час

37.

Профессия, специальность, должность.

1 час

38-39.

Определение типа будущей профессии.

2 часа

40-41.

Мои профессиональные интересы и склонности.

2 часа

42-43.

Определение профессионального типа личности.

2 часа

44-45.

Профессионально важные качества.

2 часа

46-47.

Профессия и здоровье.

2 часа

48.

Профессиональная пригодность.

1 час

49.

Уровни профессиональной пригодности.

1 час

50.

Обобщающий урок «Мир профессий».

1 час

51.

Контрольный урок.

1 час

Глава 4. Моя будущая профессия

21час

52-53.

Мотивы и потребности.

1 час

1 час

54-55.

Ошибки в выборе профессии.

2 часа

56.

Современный рынок труда.

1 час

57.

Многообразие профессий.

1 час

58-59.

Пути получения профессии.

2 часа

60-62.

Навыки самопрезентации.

1 час

2 часа

63-64.

Стратегия выбора профессии.

2 часа

65.

Обобщающий урок «Планирование профессиональной карьеры».

1 час

66.

Контрольный урок

1 час

67-68.

В поисках своего призвания.

2 часа

69.

Мои перспективы.

1 час

70.

Заполнение карты «Мои перспективы».

1 час

71-72.

Заключительная конференция «Моя будущая профессия».

2 часа

Всего:

14часов

58часов

ИТОГО:

72 часа


Содержание программы «Мой выбор»

 Введение в предмет

  1. Зачем нужен урок «Управление карьерой»

Самопрезентация. Знакомство с учащимися. Беседа «Зачем нужен такой урок».

  1. Правила работы на уроках «Управление карьерой»

Упражнение «Мои ожидания». Мозговой штурм «Правила работы на уроках». Оформление плаката «Правила работы».

        Глава 1. Мои возможности

  1. Самооценка

Упражнения «Кто я?», «Какой я?», «Лучший из лучших». Беседа «Самопрезентация», «Самооценка». Формула самооценки (У.Джеймс). Тест «Уровень смооценки».

  1. Мой успех

Упражнение «Успех – это …». Тест «Потребность в достижении успеха». Обсуждение результатов. Беседа «Как привлечь успех».

  1. Уровень притязаний

Беседа «Уровень притязаний». Примеры из жизни великих людей. Вычисление уровня притязаний по «Формуле самооценки». Обсуждение результатов.

  1. Темперамент и профессия

Лекция «История «Темперамента». Заполнение таблицы «Темперамент (по Гиппократу) и свойства нервной системы (по Павлову)».

  1. Определение типа темперамента

Тест «Определение типа темперамента». Обсуждение результатов. Беседа «Что выбрать?».

  1. Чувства и эмоции

Лекция «Эмоции и чувства». Заполнение таблицы «Хорошие» и «плохие» эмоции». Лекция «Невербальные средства общения». Лекция «Типы агрессивного поведения».

  1. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Упражнения «Мимика», «Угадай эмоцию». Тест Баса-Дарки. Обсуждение результатов.

  1. Что такое стресс

Лекция «Стресс. Виды стресса. Заполнение таблицы «Возникновение конфликтов». Лекция «Тревожность».

  1. Позитивное отношение к жизни

Тест «Уровень тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций». Обсуждение результатов. Упражнение «Приемы позитивного мышления». Мозговой штурм «Правила оптимиста».

  1. Мышление. Типы мышления

Лекция «Мышление. Характеристики мышления талантливых людей. Типы мышления».

  1. Креативность

Анаграмма слова «Креативность»  – «Кость – рев – тина». Лекция «Понятие креативности. Мозговой штурм». Упражнения «Немыслимые ассоциации», «Стратегия мышления», «Что может быть зеленым», «Коллективное рисование».

  1. Определение типа мышления

Упражнение «Пример из жизни». Тест «Определение типы мышления». Обсуждение результатов. Мозговой штурм «Как развивать мышление».

  1. Внимание

Лекция «Свойства и виды внимания». Упражнения «Я - Цезарь», «Двойной счет», «Муха на доске».

  1. Память

Лекция «Функции и виды памяти». Упражнения «Пациент Лурии», «10 слов», «Опосредованное запоминание». Мозговой штурм «Как тренировать память».

        17. Уровень внутренней свободы

Тест «Уровень внутренней свободы». Обсуждение результатов. Беседа «Что лучше». Упражнение «Мы – одна команда».

  1. Обобщающий урок

Заполнение таблицы «Что я знаю о своих возможностях»

  1. Контрольный урок

Теоретические вопросы по вариантам.

        Глава 2. Мои способности

  1. Способности общие и специальные

Беседа «Мои способности». Лекция «Способности общие и специальные. Виды способностей».

        21. Способности к практическим видам деятельности

Тест «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета). Беседа «Вид деятельности».

        22-23. Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Беседа «Интеллект и способность к труду». Тест «ШТУР». Проверка и обсуждение результатов.

        24-25. Способности к профессиям социального типа

Беседа «Тип темперамента и общение». Тест «Стратегия поведения в конфликте». Обсуждение результатов. Ролевая игра «Конфликт».

        26-27. Способности к офисным видам деятельности

Упражнение «Средние века». Тест «Интеллектуальная лабильность». Обсуждение результатов. Упражнение «Печатная машинка».

        28-29. Способности к предпринимательской деятельности

Тест «Я – руководитель». Упражнение «Профессия - приказчик». Тест «Акулы или дельфины». Обсуждение результатов. Упражнение «Честь выше прибыли».

        30-31. Эстетические способности

Беседа «Зарыть талант в землю». Мозговой штурм «Как развить талант». Тесты «Художник или мыслитель?». Обсуждение результатов. «Моя творческая удача».

        32. Обобщающий урок

Заполнение таблицы «Мои способности»

33. Контрольный урок

Теоретические вопросы по вариантам.

        Глава 3. Мир профессий

  1. Классификации профессий.

Лекция «Подходы к классификациям». Лекция «Пирамида Климова».

        35. Признаки профессии

Упражнения «Назови профессию», «Найди профессию».

        36. Формула профессии

Методика Н.С.Пряжникова «Формула профессии». Заполнение таблицы «Характеристики моей профессии».

        37. Профессия, специальность, должность

Лекция «Профессия, специальность, должность»

        38-39. Определение типа будущей профессии

Упражнение «Аукцион». Мозговой штурм «Примеры профессий». Методика Климова «Определение типа будущей профессии». Обсуждение результатов.

        40-41. Мои профессиональные интересы и склонности

Лекция «Интересы в выборе профессии». «Примеры из жизни…». Методика Голомштока «Карта интересов». Обсуждение результатов. Мозговой штурм «Условия управления интересами».

        42-43. Определение профессионального типа личности

Лекция «Классификация Холланда». Тест Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности». Обсуждение результатов. Упражнение «Умные мысли».

        44-45. Профессионально важные качества

Мозговой штурм «Профессионально важные качества». Заполнение таблицы «Взаимосвязь черт характера, особенностей мышления и свойств нервной системы». Упражнение «Молчание – знак согласия». Упражнение «Размышления о профессиях».

        46-47. Профессия и здоровье

Беседа «Группы риска». Таблица «Медицинские ограничения профпригодности». Тест «Мое здоровье». «10 шагов уверенности в себе».

        48. Профессиональная пригодность

Лекция «Степени профессиональной пригодности. Классификация Э.Фромма».

        49. Уровни профессиональной пригодности

Определение уровня профпригодности.

        50. Обобщающий урок

Заполнение таблицы «Что я знаю о мире профессий»

51. Контрольный урок

Теоретические вопросы по вариантам.

        Глава 4. Моя будущая профессия

        52-53. Мотивы и потребности

Лекция «Мотивы и потребности». Лекция «Уровень способностей». Упражнение «Преодоление». Тест «Определение мотивации». Обсуждение результатов. Упражнение «Что важнее». Лекция «Пирамида Маслоу». Упражнение «Этажи пирамиды». Упражнение «Самое главное в жизни».

        54-55. Ошибки в выборе профессии

Беседа «Значение слова «ошибка». Беседа «Интерес к профессии». Классификация «Ошибки в выборе профессии». Упражнение «Оптимисты и скептики». Мозговой штурм «Профессиональная деформация». Беседа «Престижные профессии и избыток специалистов». Упражнение «Мышеловки».

        56. Современный рынок труда

Лекция «Рынок труда». Беседа «Особая категория специалистов». Лекция «Современный рынок труда».

        57. Многообразие профессий

Таблица «Прогноз потребности в специалистах». Беседа «Многообразие профессий».

        58-59. Пути получения профессии

«Матрица профессионального выбора». Упражнение «Направления и специальности». Лекция «Формы получения образования». Беседа «Содержание образования».

        60-62. Навыки самопрезентации

Лекция «Способы передачи информации». Мозговой штурм «Самопрезентация». Упражнение «Личное пространство». Мозговой штурм «Формула успеха». Упражнение «Работа над ошибками». Составление резюме.

        63-64. Стратегия выбора профессии

Беседа «Правильный выбор». Мозговой штурм «Требования рынка труда». Беседа «Цели выбора профессии». Упражнение «Машина времени».

        65. Обобщающий урок

Заполнение таблицы «Планирование профессиональной карьеры»

66. Контрольный урок

Теоретические вопросы по вариантам.

        67-68. В поисках своего призвания

Занятие с элементами тренинга «В поисках своего призвания».

        69. Мои перспективы

Занятие с элементами тренинга «Мои перспективы».

        70. Заполнение карты «Мои преспективы»

Заполнение таблицы «За» и «Против».

  1. Заключительная конференция «Моя будущая профессия»

Защита творческих работ «Моя будущая профессия».

        

        


Список литературы

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. (Автор-составитель А.Карелин). – М., 2005
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М..  Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. – М. – Харьков – Минск, 1999
  3. Кинякина О.Н. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / О. Кинякина, Т.Захарова, П.Лем, Ю.Асоскова, О.Овчинникова. – М.: Эксмо, 2007.
  4. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 // Школьный психолог. – 2004. – № 1
  5. Принцип системности в психологических исследованиях. / Под ред. Д.Н. Завалишена, В.А. Баратанщикова. – М., 1992
  6. Программа и учебно-методический комплект для повышения квалификации учителей предпрофильной подготовки по программе «Управление карьерой: технология профессионального и личностного определения старшеклассников». – М.: Владос, 2005
  7. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Научно-методическое пособие под редакцией доктора психологических наук Л.Н. Митиной. – М.: МПСИ, Флинта, 1998
  8. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005
  9. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003
  10. Тесты для выбирающих профессию / Сост. А.М Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: Современное слово, 2005
  11. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М., 2005
  12. Фоппель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практич. пособие. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2005
  13. Фоппель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2005
  14. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред.И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987
  15. Психологическое сопровождение профиля / Л. Ярославцева // Школьный психолог. – 2007. –  №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов

Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Образовательная программа предпофильной подготовки рассчитана на учащихся 8 класса.Количество часов, отводимых на изучение физики мало, поэтому зачастую учащиеся, выбирая в 10 классе физико-математиче...

Программа краеведение. Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов.

В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно  этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чув...

Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"

Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"...

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов "Твой компас на рынке труда"

Программа позволяет актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального тру...

Рабочая программа предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»

Рабочая программа предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор» создана на основе «Рабочей программы «Мой профессиональный выбор» Г.В.Резапкиной, Л.Н.Митиной, С....