Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
методическая разработка по психологии на тему

Дукачева Надежда Васильевна

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем звене, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fgos_ooo_psikh.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск

Согласовано

«__»_______20   г

Зам директора по УВР

____________________

_____________________

Утверждено

Приказ № ________

от «___»_____20   г.

Директор МОБУ СОШ № 4

______________Фадеев С.Г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

2014 г.

ПАСПОРТ

ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Наименование программы

«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»

Нормативно-правовая база разработки программы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897

Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 6 октября 2009 г.; от17 мая 2012 г.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

Разработчики программы

Творческая группа педагогов

Администрация школы

Объект психолого-педагогического сопровождения

Обучающиеся основной и старшей ступени образования; педагоги реализующие стандарты ФГОС; родители детей, обучающихся по новым стандартам

Цель программы

создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы на каждой ступени образования, а так же сопровождение родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи

  • систематическое отслеживание  динамики  психологического развития обучающегося в процессе школьного обучения;
  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • содействие в успешной адаптации обучающихся на сложных возрастных этапах развития;
  • создание благоприятного психологического климата для развития талантливых и одаренных обучающихся;
  • построение системы коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении, социальной и педагогической запущенностью;
  • оказание своевременной  социально-психологической помощи и поддержки обучающимся и их родителям в преодолении стрессовой ситуации экзамена, снижение напряженности,  учебной тревожности;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
  • построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС;
  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации,  компетентности педагогов и родителей  в условиях введения ФГОС

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

  • реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО», с учётом профессиональных возможностей и потребностей  школы;
  • психологизация учебно-воспитательного процесса в свете требований ФГОС ООО;
  • улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации,  компетентности педагогов и родителей  в условиях введения ФГОС.

Пояснительная   записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.

    В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

    Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

    Именно поэтому на современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем звене, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.

В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса

        Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности  и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.

- принцип целесообразности  и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения.

В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.

1.Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 

2.Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) -  выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

3.Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении

4.Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5.Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 

        
             6.Психологическое просвещении детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 

Работа с обучающимися

  • Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у  обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
  • Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой  и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы.
  • Проведение тренингов  с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
  • Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
  • Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профессии, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых  занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры).
  • Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
  • Сопровождение учащихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего и старшего звена.

Работа с педагогами школы.

Основные задачи работы с педагогами:

  • активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя
  • преодоление психологических барьеров деятельности учителя
  • активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы .

Прежде всего, речь идет о внутриличностных барьерах, обусловленных индивидуальными особенностями учителя (личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное восприятие нового). Психологическая помощь призвана изменить отношение учителя и показать, что инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности.

Важной целью является разработка системы психологической поддержки эмоционального здоровья педагогов и развитие творческого потенциала, направленного на адаптацию педагогов к ФГОС второго поколения. Разработан блок работы с педагогами  «Эмоциональное здоровье педагога».  Даная работа  представлена в виде занятий с методами активного  социально-психологического обучения.

Программа рассчитана на четыре встречи по 1–1.5 часа, которые логически связаны между собой. Первая встреча имеет ознакомительный характер, форма занятия семинар-практикум «Что такое эмоционально здоровье и как его сохранить». Вторая встреча – тренинг «Развитие эмпатических и толерантных качеств в педагогическом коллективе». Третья встреча «Сохранение эмоционального здоровья педагогов методами арт-терапии» Четвертая встреча проходит в форме «Психологической гостиной» и направлена на формирование осмысления профессиональной деятельности и развитие творческого профессионального потенциала.

Данная работа позволяет педагогам не только сохранить свое эмоциональное здоровье, но и повысить уровень психологических знаний и компетентность, а также овладеть навыками саморегуляци и релаксации, выстроить приоритетные ценности, создать здоровую атмосферу в педагогическом коллективе, плавно пройти адаптацию в период реализации стандартов нового поколения. 

Работа с родителями.

Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

  • Просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников.
  • Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
  • Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

Содержание работы на разных ступенях образования

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 классов

Переход учащегося на новую ступень образования

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

 

В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами  по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления, в рамках внеурочной деятельности может быть использована успешно апробированная  программа по психологии для учащихся средней школы «Психология» И.В. Дубровиной, программа Селевко.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов  деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС, планирование работы на следующий год.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 6-8 классов

Целью психологического сопровождения обучающихся 6- 8 классов является формирование и развитие позитивного отношения к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Задачи:

1.Способствовать укреплению идентичности, определению границ своего «Я»;

2.Способствовать развитию внутренних критериев самооценки;

3.Создать условия для формирования интереса к себе и к другим;

4.Поддерживать и способствовать развитию творческого самовыражения;

5.Содействовать освоению участниками приёмов ауторелаксации;

6.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов;

7.Способствовать развитию умения распознавать эмоции по внешним сигналам;

8.Создать условия для формирования адекватных форм поведения;

9.Способствовать осознанию своего поведения и регуляции его в коллективе.

Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации школы.

В рамках этого этапа предполагается:

1.Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе

           2. Углубленная

диагностика УУД совместно с педагогами

3. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД

Наиболее продуктивной может быть развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках  внедрения ФГОС (1 час в неделю в сетке часов во II половине дня).

Психолого-педагогическая сопровождение учащихся 9-х классов

В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;
  2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;
  3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;
  4. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 10-11 классов

Целью психологического сопровождения обучающихся 9- 11 классов является создание условий для повышения у учащихся старших классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

В рамках этого этапа предполагается:

1.Создать условия для формирования эмоционально положительного отношения к креативному процессу;

2.Способствовать активизация дивергентных функций интеллекта;

3.Содействовать развитию позитивного самоотношения;

4.Создать условия для актуализации таких личностных качеств, как уверенность в себе, независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску.

5.Расширить представление учащихся о современном мире профессий;

6.Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

7.Способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;

8.Расширить представление о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса  повысит его эффективность. Положения и рекомендации психолога  - основа проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей. Это позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

ПЛАН

Психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО

Диагностикческая работа

Классы

Сроки

Ответственные

1

Диагностика интересов и склонностей обучающихся 1-11 классов.

1-11-е

Сентябрь-октябрь

Психолог, кл.руководители

2

Диагностика проф.предпочтений обучающихся.

9-11-е классы

Сентябрь

Психолог

3

Мониторинг. Диагностика процесса адаптации обучающихся (вводная)

5-е классы

Октябрь

Психолог

4

Выявление уровня развития детей с трудностями в адаптации

5 классы

Октябрь,

ноябрь

Психолог

5

Диагностика 10-х классов: исследование проблем адаптации и мотивации.

10-е классы

Октябрь

Психолог

6

Диагностика детей с ОВЗ, детей талантливых и одаренных

5-11 классы

Ноябрь

Психолог

кл.руководители

7

Промежуточная диагностика уровня адаптации обучающихся в  5 и 10-х классов  

5,10-е классы

Ноябрь

8

Диагностика психического

развития уч-ся по запросам родителей и учителей (ИСУПД)

6-8 классы

В течение года

Психолог

9

Диагностика проф.предпочтений 10-х классов

10-е классы

Ноябрь

Психолог

10

Диагностика детско-родительских отношений обучающихся с ОВЗ

5-11 классы

Декабрь

Психолог, кл.руководители

11

Диагностика девиантности.

5-11 классы

Декабрь

Психолог, кл.руководители

12

Итоговая диагностика уровня адаптации обучающихся  

10-е классы

Январь

Психолог

13

Диагностика психологического здоровья учителей, выявление синдрома «выгорания»

Январь

Психолог

14

Диагностика динамики процесса адаптации  учащихся (окончательная)

5 классы

февраль

Психолог

15

Промежуточная диагностика уровня адаптации и социализации  талантливых и одаренных детей

5-11 классы

Февраль

Психолог, кл.руководители

16

Диагностика 9,11-х классов: исследование проблем адаптации и мотивации.

9,11-е класы

Февраль

Психолог

17

Диагностика уровня учебной тревожности обучающихся старших классов

9,11-е класы

Март

Психолог

18

Итоговая диагностика уровня адаптации и социализации детей с ОВЗ и талантливых и одаренных детей

5-11 классы

Апрель

Психолог, кл.руководители

19

Тестирование «Ценностные ориентации» в 7-8 классах.

6-8-е классы

Апрель

Психолог

20

Итоговая диагностика проф.предпочтений.

9-11-е классы

Апрель

Психолог

21

Итоговая диагностика психологического здоровья учителей, выявление синдрома «выгорания»

Май

Психолог

Психокоррекционная работа

Классы

Сроки

Ответственные

1

Коррекционные занятия «Новичок в средней школе» для обучающихся 5 кл.

5 класс

Сентябрь - октябрь

психолог

2

Семинар-практикум «Что такое эмоционально здоровье и как его сохранить»

педагоги

октябрь

психолог

3

Индивидуальная и групповая работа  по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы для обучающихся с девиантным поведением.

5-11-е классы

Октябрь-

декабрь

Психолог

Соц. педагог

4

Тренинговые занятия: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся»

10 класс

Ноябрь

психолог

5

 Групповая коррекционно - развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении

5-11-е классы

в течение года

Психолог

 Соц. педагог

6

Встреча – тренинг «Развитие эмпатических и толерантных качеств в педагогическом коллективе»

педагоги

Декабрь

Психолог

Соц. педагог

7

Индивидуальная коррекционно - развивающая работа с детьми с трудностями в адаптации

(по результатам тестирования)

5-е

классы

в течение года

психолог

8

Тренинговое занятие с педагогами по теме: «Сохранение эмоционального здоровья педагогов методами арт-терапии»

педагоги

Январь

психолог

9

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с ОВЗ.

5-11-е классы

Январь-февраль

психолог

10

Занятия по оказанию психологической помощи и поддержки учащимся  при подготовке к ГИА и ЕГЭ

9, 11-е классы

Март

психолог

11

Тренинговое занятие: «Психологическая гостинная»

педагоги

Апрель

психолог

12

Коррекционно-развивающие занятия для талантливых и одаренных детей. (по запросу кл. руководителя)

5-11 классы

В течении года

психолог

Психологическое консультирование

Классы

Сроки

Ответственные

1

Разработка рекомендаций для  родителей  «Ваш ребенок пятиклассник»

родители

сентябрь

психолог

2

Индивидуальные

консультации по проблемам

адаптации.

родители,

педагоги

сентябрь,

октябрь

психолог

3

Индивидуальные консультации по результатам профдиагностики учащихся 9 и 11 классов.

обучающиеся,

родители, педагоги

октябрь

психолог

4

«Готовность пятиклассников к обучению в среднем звене школы»

педагоги

ноябрь

психолог

5

Консультации «Трудный возраст»

родители

ноябрь

Психолог

Соц. педагог

6

Групповые консультации: «Профилактика суицида и суицидальных попыток у обучающихся»

педагоги

ноябрь

Психолог

Соц. педагог

7

Индивидуальные

консультации

по вопросам воспитания и

развития (по запросам).

родители

в течение года

психолог

8

Индивидуальное консультирование: «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»

родители

декабрь

психолог

9

Разработка брошюр: «Зона риска»

родители

Январь

психолог

10

Индивидуальные консультации  по результатам диагностического обследования уровня адаптации и социализации детей с ОВЗ и талантливых и одаренных детей

родители

Февраль

психолог

11

Индивидуальные консультации для обучающихся старших классов с повышенным уровнем  учебной тревожности: «Преодолеваем волнение перед экзаменом»

обучающиеся

старших классов

Апрель

психолог

12

Консультации у психолога «Решение семейных проблем».

обучающиеся,

родители

Апрель

психолог

13

Индивидуальные консультации  по результатам профдиагностики.

обучающиеся,

родители, педагоги

Апрель-

май

психолог

14

Проведение консультаций с педагогами по вопросам  адаптации детей с ОВЗ в школе «Дети так не делятся»

педагоги

Апрель

Психолог

Соц. педагог

15

Проведение консультаций с педагогами: «Способы борьбы со стрессом».

педагоги

Май

психолог

Психологическое просвещение

Классы

Сроки

Ответственные

1

Лекция «Психологическая

готовность пятиклассников к обучению в среднем звене»

Родители 5-классников

октябрь

психолог

2

Мониторинг результатов диагностики,  коррекционной и  развивающей работы,  методические рекомендации

педагоги

в течение года

психолог

3

Выпуск психологических памяток и буклетов по профилактике суицидов на тему:                                      «Дорожи своей жизнью»

обучающиеся

ноябрь

психолог

4

Выступление на педагогическом совете  «Проблемы адаптации и мотивации в переходный период в 10-м классе».

педагоги

Ноябрь

психолог

5

Родительское собрание по итогам диагностики уровня мотивации в 10 классах

родители

Ноябрь

психолог

6

Родительское собрание для родителей детей с ОВЗ «Дети должны учиться вместе»

родители

Декабрь

Психолог

Соц. педагог

7

Родительское собрание для родителей детей, имеющих проблемы с адаптацией «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома»

родители

Январь

психолог

8

Выступление на родительских собраниях в 7,8-х классах «Способы установления позитивных доверительных взаимоотношений с детьми».

родители

Февраль

психолог

9

Родительское собрание в 9-х,11 -х классах по итогам  диагностики

родители

Март

психолог

10

Лекции для обучающихся

 (по запросам классных руководителей)

обучающиеся 5-11 классов

Март

психолог

11

Выпуск психологических памяток и буклетов: «Профессиональная ориентация и       выбор профессии»

обучающиеся

Апрель

психолог

12

Разработка рекомендаций и памяток «Я и ЕГЭ. Как не заработать стресс?»

обучающиеся

Май

психолог

13

Лекции

 (по запросам)

родители

в течение года

психолог

14

Тематические родительские собрания по вопросам психологии возраста, адаптации,  по вопросам причин неуспеваемости и т.д.

родители

в течение года

психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Сопровождение участников образовательного процесса в условиях интегрированного обучения

Как показывает практика, есть целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с особыми образовательными потребностями в школьное пространство....

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....

Доклад на тему: «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, п...