Доклад на тему: «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
материал

Кочеткова Наталья Владимировна

В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом поприще. Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития учителя в значительной мере зависит с одной стороны от саморазвития самого учителя, с другой от эффективной системы методической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом поприще. Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития учителя в значительной мере зависит с одной стороны от саморазвития самого учителя, с другой от эффективной системы методической работы.

Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Предметом современной педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе. Главными понятиями являются «самоактуализация человека» и «личностный рост».

Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания профессиональной компетенции педагогических кадров. Но прежде чем выстраивать методическое сопровождение, нужно правильно организовать методическую работу в регионе или школе, а также четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение. Понятие "сопровождать», обозначает следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - это явление или действие вместе с чем-то. Тогда что же следует понимать под методическим сопровождением.

Методическое сопровождение – это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана. Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, то есть разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа методиста и педагога, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий, а также информирование, просвещение и обучение кадров. Основным фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению стандартов и комплексность всех видов сопровождения.

С самого начала перехода на ФГОС необходима совместная работа методической службы начального образования и среднего звена по выработке общей стратегии в выборе УМК, в выборе направлений дополнительного образования.

Целью методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи методической работы:

1. Продолжение работы по освоению новых образовательных технологий.

2. Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.

3. Реализация плана мероприятий по введению ФГОС нового поколения.

4. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

5. Совершенствование материально-технической базы в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС.

6. Использование ИКТ на уроках и внеклассной работе с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс.

Выбирая оптимальные варианты методической работы и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и их самосовершенствования, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности. Образовательная система школы реализует функцию обучения не только детей, но и взрослых, независимо от того, насколько осознанно и целенаправленно действуют в этом направлении члены коллектива. Эффективность реализации этой функции возрастает, если в школе складывается целостная система деятельности, обеспечивающая каждому учителю возможность развития любой компетенции. Важны все составляющие новой образовательной среды, но главная фигура, без которой невозможна никакая модернизация, - учитель, ведь качество, эффективность освоения стандарта находятся в прямой зависимости от готовности и подготовленности учителя к решению этой задачи. Учитель «новой школы» - специалист, мотивированный на работу с учащимися, открытый новшествам, способный к своему личностному и профессиональному развитию, хорошо разбирающийся в психологии ребёнка, владеющий современными образовательными технологиями, в совершенстве знающий свой предмет. Современной школе нужны новые педагоги, глубоко знающие свой предмет, владеющие разнообразными методическими средствами, имеющие основательную психолого-педагогическую подготовку, умеющие искренне сотрудничать с детьми.

В школе, в условиях ФГОС, можно использовать такие формы методической работы, как консультации, семинары-практикумы, педсоветы, круглые столы, деловые игры, курсы повышения квалификации, открытые мероприятия, презентация опыта, система преемственности опыта работы (начальная школа-среднее звено), самообразование, диагностика. А основными направлениями методической работы являются:

1. Совершенствование педагогического мастерства учителя.

2. Организация повышения квалификации членов методического объединения

3. Изучение нормативных документов.

4. Изучение методик, методов, технологий обучения, развития и воспитания.

5. Работа с учебными программами.

6. Работа по формированию, изучению, обобщению и распространению опыта работы учителей.

Еще одним результатом работы учителя является его участие в профессиональных конкурсах, подготовка методических пособий, публикация материалов о педагогическом опыте в периодической и профессиональной печати. Учитывая то, что ключевым направлением в организации методической работы школы является - подготовка к введению стандарта в основной школе, мы должны помнить о том, что Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, направлен, прежде всего, на достижение новых образовательных результатов, а в частности на достижение метапредметных результатов.

А результатами реализации методического сопровождения педагогов должны стать:

- наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;

- стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала в профессиональной сфере;

- удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности;

- рост числа участников конкурсов педагогических достижений;

- развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию;

- достижения воспитанниками оптимальных результатов.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что при планировании работы методического объединения необходимо учитывать опыт каждого учителя, его квалификацию, уровень теоретической и методической подготовки, профессиональные интересы и много другое. Это даст возможность каждому учителю принять участие в методической работе, поделиться своим методическим багажом, перенять у коллег то, что способствует повышению квалификации учителя и качества обучения. А результатами методической работы должны стать: положительная мотивация; расширение кругозора педагогов о содержании ФГОС нового поколения; повышение методического мастерства педагогов в процессе освоения ими новых технологий, в частности проблемной проектной модульной технологии; созданию действующей информационно-методической базы по внедрению ФГОС и активное участие педагогов в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства.

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами одного российского педагога, общественного деятеля, доктора педагогических наук, Евгения Александровича Ямбурга «Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа методического объединения в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов

В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...