Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
презентация к уроку по психологии на тему

Гацко Татьяна Викторовна

Общешкольное родительское собрание

«Поощрение и наказание детей в семье»

 

Место проведение: МБОУ Курагинская средняя образовательная школа№3(Красноярский край)

 

Контингент: родители учащихся с 1 по 11 класс.

 

Подготовила: педагог-психолог Гацко Т.В.

 

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания (как хвалить и наказывать ребёнка, оставаясь на позициях подлинной любви); познакомить с результатами анкетирования родителей и детей; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей.

 

Предварительная работа: анкетирование учащихся и их родителей.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Общешкольное родительское собрание

 «Поощрение и наказание детей в семье»

Место проведение: МБОУ Курагинская средняя образовательная школа№3(Красноярский край)

Контингент: родители учащихся с 1 по 11 класс.

Подготовила: педагог-психолог Гацко Т.В.

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания (как хвалить и наказывать ребёнка, оставаясь на позициях подлинной любви); познакомить с результатами  анкетирования родителей и детей; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей.

Предварительная работа: анкетирование учащихся и их родителей.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Выступление:

Слайд 1.

 Тема нашей с вами встречи звучит следующим образом: «Поощрение и наказание детей в семье».

Слайд 2

Прежде чем перейти непосредственно к самой теме, давайте разберёмся, что влияет на воспитание детей? (школа, печать, телевидение, интернет и т.д.). Основная, главная роль в вопросах воспитания молодого поколения принадлежит семье. Школа является только помощником родителей.

Чтобы воспитывать, вы должны знать, как это делать: знать методы, приёмы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться. Вас никто этому не учил, если вы не имеете педагогическое образование. Поэтому мы сейчас проговорим основные методы воспитания в семье.

Слайд 3

Существует 4 основных метода воспитания в семье: убеждение, требование, упражнение, личный пример.

Убеждение – главный метод воспитания, в основе которого лежит слово. В педагогической практике существует ряд приёмов убеждения: совет, просьба, замечание, поучение, запрет, внушение, инструкция и т.д.

Требование – выраженные в решительной, категорической форме просьба, распоряжение.

Упражнение – многократное повторение действий и поступков.

Положительный пример. Воздействие примера в воспитании базируется на способности детей к подражанию.

Слайд 4

Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. Если в воспитании детей использовать  исключительно только метод «кнута и пряника», то дети не будут задумываться над смыслом своего поведения. Они будут просто подчиняться и слушаться, либо из страха перед наказанием, либо из желания получить вознаграждение.

Слайд 5

Мы провели в нашей школе анкетирование, в котором участвовали родители и дети.

Родителям задавались следующие вопросы:

  1. Как вы поощряете своего ребёнка?
  2. Как вы наказываете его (её)?
  3. За что вы чаще всего наказываете ребёнка?
  4. За что вы чаще всего поощряете его (её)?
  5. Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
  6. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
  7. Всегда ли наказание эффективно воздействует  на поведение вашего ребёнка?
  8. Можно ли воспитывать ребёнка без поощрения?
  9. Как реагирует ваш ребёнок на поощрение?
  10. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания или поощрения своего ребёнка или делаете это в одиночку?
  11. Как долго помнит ваш ребёнок  наказание?
  12. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

 Детям задавались аналогичные вопросы. 10-ым вопросом спрашивалось: всегда ли мнение твоих членов семьи совпадают.

Были получены следующие результаты:

Слайд 6,7,8.

ВОПРОС

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

Как поощряют в семье?

Подарки, покупки                                     36%          

Словами, хвалим                                       24%

Сладостями, вкусным                              12%  

Разрешаем играть в компьютерные игры            12%        

Подарки, покупки                                                  70%

Хвалят                                                                     67%

Деньгами                                                                 20%

Как наказывают?

Лишаем компьютера                                 36%

Словами                                                     24%

Беседы, нотации                                       24%

Улицей                                                                     30%

Лишают компьютера                                             27%

Ругают                                                                   13%

За что наказывают?

Учёба, оценки, дом. задание                   52%

За ложь                                                      20%

За поведение                                             16%

Учёба, оценки, дом. задание                  57%

Не наказывают                                         17%

За поведение                                             10%

За что поощряют

Учёбу, оценки                                        72%

Помощь по дому                                  32%

За поведение                                          16%

Учёбу, оценки                                               63%

За хорошие дела, поступки                          20%

За поведение; не поощряют                        10%                                        

Можно ли обойтись без наказаний?

Нет                                                         40%

Да                                                          36%

Не совсем                                              8%                                  

Да                                          60%

Нет                                        27%

Иногда                                  9%

Какова реакция на наказание?

Обижается                                             16%

Реагирует плохо                                    33%

Всегда ли наказание эффективно?

Да         60%

Почти всегда 12%

На непродолжительное время       12%

Нет   30%

Да      30%

Часто20%

Не всегда 7%

Можно ли обойтись без поощрений?

Нет  68%

Да   20%

Не совсем  8%

Нет   50%

Да   43%

Не думаю, не совсем, наверно да   по  3%

Какова реакция на поощрение?

Радостно   40%

Нормально, положительно, хорошо 32%

Хорошо, нормально, отлично 67%

Радостно   20%

Как принимается решение?/ Бывает ли, что мнения не совпадают?

Совместно  40%

По – разному  28%

Совместно с ребёнком  12%

В одиночку  12%

Да  37%

Нет  30%

Иногда  17%

По-разному  3%

Как долго помнят/помнишь наказание?

На непродолжительное время  36%

Долго  20%

1-2 дня    8%

Не долго    30%

Всю жизнь, всегда 13%

2 часа, 2 дня, неделю   7%

Какие меры наказания исключены?

Физические     80%

Любые   8%

Нельзя грубить, обзывать   8%

Не бьют      50%

Все    13%

Угол, не знаю 10%

Анализ анкет помог нам увидеть как происходит наказание и поощрение во многих семьях. Как к эти методам относятся родители и дети. В каких вопросах их мнения сходятся, а в каких разнятся.

Слайд 9

Метод кнута и пряника возник ещё в древности. В педагогике  издавна ведутся споры о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей или нет. Василий Александрович Сухомлинский  выступал с идеей о том, что детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе.

Антон Семёнович Макаренко считал, что  безнаказанность вредна: там где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания. Многие из нас под наказанием и поощрением понимают разное. Поэтому давайте разберёмся в этом вопросе подробнее.

Слайд 10

Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен  в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно.

Слайд 11

Нельзя:

  • Наказывать в состоянии раздражения, усталости и по подозрению (т.е. когда вы не уверены в проступке ребёнка). Ребёнок не понимает  справедливости подобных наказаний.
  • Недопустимы наказания трудом (сломал игрушку – иди убирайся в своей комнате; в таком случае ребёнок может возненавидеть труд)
  • Недопустимы наказания, вызывающие страх (сиди один в тёмной комнате)
  • Грубая брань, оскорбления, прозвища травмируют психику ребёнка, ослабляют волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.
  • Наказывать физически. После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Слайд 12

Как можно наказывать?

Возможны наказания в виде лишения развлечений. Отстранения от какой –то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми – посиди, подумай, кто не прав: ты или твои друзья»)

В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери.

Старшие дети чувствительны к лишению доверия («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»).

Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребёнку некоторую сдержанность, некоторую официальность. Здесь главное не переборщить. Нельзя полностью отказываться от общения т.е. играть в «молчанку».

Слайд 13

Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно. Как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале.

Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение.

Слайд 14

Ну а теперь, давайте проведём небольшой тест, который поможет узнать, какие Вы родители. Результаты подсчитаете устно – это не трудно. В результате, каждый из вас сам сделает для себя необходимые выводы.

Слайд 15,16

Тест «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

Не знаю, что бы я без тебя делала?

1

И в кого ты только такой уродился?

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну на кого ты похож?

2

Я в твоё время!

2

Ты моя опора и помощник!

1

 Ну что за друзья у тебя?

2

О чём ты только думаешь?

2

Какая ты у меня умница (молодец)!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех  дети как дети, а ты…

2

Какой ты у меня сообразительный!

1

Подсчитайте общее количество баллов.

9-10 баллов – вы скорее всего непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Поэтому будьте осторожны и внимательны.

7-8 баллов. В целом всё неплохо, но намечаются возможные сложности в отношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытка перенести вину за недостатки его развития на самого ребёнка.

5-6 баллов – вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

Я уверена, что каждый сейчас  из Вас всё понял и сделал соответствующие выводы.

Я надеюсь. Что сегодняшняя встреча не прошла даром, что каждый из вас извлёк из неё какую-то пользу для себя.

 Слайд 17

А закончить своё выступление хочется словами Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома»

Помните об этом.

(раздача памяток для родителей)

Анкета для родителей.

  1. Как вы поощряете своего ребёнка?
  2. Как вы наказываете его (её)?
  3. За что вы чаще всего наказываете ребёнка?
  4. За что вы чаще всего поощряете его (её)?
  5. Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
  6. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
  7. Всегда ли наказание эффективно воздействует  на поведение вашего ребёнка?
  8. Можно ли воспитывать ребёнка без поощрения?
  9. Как реагирует ваш ребёнок на поощрение?
  10. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания или поощрения своего ребёнка или делаете это в одиночку?
  11. Как долго помнит ваш ребёнок  наказание?
  12. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Анкета для учащихся.

  1. Как тебя поощряют дома?
  2. Как тебя наказывают родители?
  3. За что чаще всего тебя наказывают?
  4. За что чаще всего тебя поощряют?
  5. Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
  6. Как ты реагируешь на наказание?
  7. Всегда ли наказание эффективно воздействует  на твоё поведение?
  8. Можно ли воспитывать ребёнка без поощрения?
  9. Как ты реагируешь на поощрение?
  10. Всегда ли мнение твоих членов семьи совпадают.
  11. Как долго ты помни о  наказании?
  12. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Памятка для родителей «Поощрение и наказание»

Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ.

Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен  в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, лишение доверия, отстранения от какой –то деятельности. Иногда уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери.

Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно, как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале.

Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение.

Памятка для родителей «Поощрение и наказание»

Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ.

Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен  в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, лишение доверия, отстранения от какой –то деятельности. Иногда уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери.

Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно, как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале.

Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение.

Памятка для родителей «Поощрение и наказание»

Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ.

Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен  в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, лишение доверия, отстранения от какой –то деятельности. Иногда уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери.

Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно, как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале.

Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение.

Памятка для родителей «Поощрение и наказание»

Поощрение и наказание – это не основные методы воспитания, а ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ.

Наказание – воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен  в русской пословице: «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Наказывать нужно правильно.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, лишение доверия, отстранения от какой –то деятельности. Иногда уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери.

Поощрение – признание и одобрение заслуг материального или морального характера. Оно, как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно – не нуждается в похвале.

Основное средство поощрения – это слово взрослого, обращённое к ребёнку: похвала, одобрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Поощрение и наказание детей в семье"

Доклад предназначен для родительских  собраний в общеобразовательной школе....

Родительское собрание в 9»Б» классе Тема : «Поощрение и наказание детей в семье»

Цель собрания: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. Участники: классный руководитель,...

Поощрение и наказание детей в семье

Материал для проведения родительского собрания...

Родительское собрание. Поощрение и наказание детей в семье.

Тема собрания: Поощрение и наказание детей в семье.«Наказание — это причинение вреда причиняющему вред. Похвала — педагогический домкрат».В. Г. Кротов...

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

В ходе собрания рассматриваются вопросы наказания и поощрения поведения детей в семье...