Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
консультация

Семчугова Лиана Викторовна

В ходе собрания рассматриваются вопросы наказания и поощрения поведения детей в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchrenie_i_nakazanie_detey_v_seme.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание детей в семье

Наказание – это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала – педагогический домкрат.

В.Г. Кротов

Каждый ребёнок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение.

Е.А. Аркин

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?

Давайте проведём маленький эксперимент. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто вчера или сегодня хвалил своего ребёнка. Спасибо. А теперь – те, кто за что-либо ругал или наказывал. Всем спасибо.

Сейчас я попрошу вас вспомнить, какими словами вы поощряете, хвалите своих детей, а какими – ругаете. Каких слов оказалось больше? Выводы сделайте для себя сами.

Исследования социологов показали, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик. С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, как тебе говорят» и т.д. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится неприязненно. Так в отношения родителей и детей приходит отчуждённость. Ребёнок становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Конечно, воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания или битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Я хочу зачитать выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей жизни.

«Если бы я был волшебником, я бы запретил фабрикам выпускать ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».

 «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я – волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».

Основной принцип, которым мы должны руководствоваться – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребёнка, как следует себя вести.

Ругая ребёнка, называйте конкретный проступок, а не приклеивайте ярлыки. Например, «ты сегодня не вымыл посуду», а не «ты лентяй».

Известный польский педагог-гуманист Януш Корчак писал: «Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребёнка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребёнка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают веру ребёнка в себя: «Зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо», «У тебя есть некоторые соображения по этому поводу...», «Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты к нему готов».

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчёркивает и способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать этим самым делом, усиливая, подчёркивая радость ребёнка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию.

И в заключение хочу обратить ваше внимание, что наши слова часто вызывают в детях совсем не тот эффект, на который мы рассчитываем.

Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

Если он живёт во вражде – учится быть агрессивным.

Если растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.

Если он растёт в терпимости – учится понимать других.

Если ребёнка хвалят – он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в честности – он учится быть справедливым.

Если ребёнок растёт в заботе о нём – он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают – он учится ценить себя.

Если ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.

Если он живёт в понимании и дружелюбии – учится находить любовь в этом мире.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. + Новые собрания. – М.: «ВАКО», 2005. – С. 146-151.
  2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 42-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Поощрение и наказание детей в семье"

Доклад предназначен для родительских  собраний в общеобразовательной школе....

Родительское собрание в 9»Б» классе Тема : «Поощрение и наказание детей в семье»

Цель собрания: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. Участники: классный руководитель,...

Поощрение и наказание детей в семье

Материал для проведения родительского собрания...

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

Общешкольное родительское собрание«Поощрение и наказание детей в семье» Место проведение: МБОУ Курагинская средняя образовательная школа№3(Красноярский край) Контингент: родители учащихся с ...

Родительское собрание. Поощрение и наказание детей в семье.

Тема собрания: Поощрение и наказание детей в семье.«Наказание — это причинение вреда причиняющему вред. Похвала — педагогический домкрат».В. Г. Кротов...