Методические рекомендации для практических психологов СПО
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Сахарова Светлана Александровна

"Использование методов сказкотерапии в групповой работе"

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Подростковый возраст несёт в себе эгоцентризм, максимализм, не критичность к себе, или, наоборот, гипертрофированную критичность. Часто убеждения подростков бывают очень жестко логически выстроены. Обычные когнитивные практики рассуждений здесь оказывались малоэффективными. И, как показала практика,  сказки и притчи, обладая свойством разрушать стереотипы не на уровне осознания и логики, а на подсознательном уровне, становятся действенным средством для терапии подростков. Сам по себе жанр сказочной истории настраивает на  несерьёзный  лад, снижая тем самым силу психологических защит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka-skazkoterapiya_2013.docx48.47 КБ

Предварительный просмотр:


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

В кратчайшие сроки возможно проработать с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.

 

ПОЧЕМУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ?

1.  Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

2.  Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален, поэтому я попытаюсь предложить и некоторые, на мой взгляд, не психотравмирующие способы работы со сказками. Описываются также некоторые игры, органично включающиеся в работу со сказками.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Давайте попробуем отделить их один от другого:

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки.

При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществамможно отнести:

•  метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций;

•  знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста;

•  сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей;

•  динамичность;

•  разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику;

•  соответствие национальному характеру.

Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):

•  недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»;

•  отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки;

•  в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:

•  известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытается побудить к раскрытию смысла сказки;

•  метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям;

•  разнообразие сюжетов;

•  различные национальные варианты, возможность выбора между ними.

К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:

•  возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен;

•  зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий;

•  авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента (не обязательно, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, система ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж задают обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей;

 •  авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.

 Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для группы (клиента). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.

Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.

Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе данных сказок. Почти любой текст в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, отношения к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета.

Достоинства терапевтической сказки

•  метафоричность - наиболее доступно для восприятия;

•  отсутствие дидактичности - не вызывает сопротивления;

•  глубинный смысл сказки - закодированный опыт человечества: как ты относишься к Миру, так и Мир относится к тебе;

•  архетипичность - многогранность, общность и многоуровневость хранимой информации;

•  полная психологическая защищенность: справедливость всегда торжествует, добро всегда побеждает, «все будет хорошо»;

•  экзистенциальность - относительность добра и зла, изменчивость, беды и испытания делают сильнее, мудрее и пр., неопределенность места и времени, «ненаходимость» по Бахтину;

•  магический ореол: волшебство, чудо, «как в сказке» - отсутствие ментальных ограничений, иррациональность.

Разнообразие психологических сказок можно разделить на несколько видов по выполняемым задачам: 

• дидактические (необходимо создать мотивацию), психокоррекционные (расширяют спектр моделей поведения, подсказывают альтернативные решения, показывают модели более успешного поведения, меняют отношение к ситуации на более адекватное); 

• психотерапевтические (глубинные механизмы бытия, экзистенциальные проблемы, философские понятия добра, зла, гордыни, испытания, смерти, жизни, любви и т.п., авторские сказки, притчи. Они помогают там, где традиционные психотерапевтические приемы бессильны); 

• медитативные (способствуют процессу погружения во внутренний мир, самосовершенствованию). 

ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ СКАЗОК

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме клиента (группы), но, ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который можно сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

     Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи, волшебные сказки, бытовые сказки.

     И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой.

    

   Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

     Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями (самостоятельно или с помощью волшебного персонажа или любого другого помощника).

     Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

     Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

1. В первую очередь подобрать героя (героев), близкого по полу, возрасту, характеру.

 2. Потом описать жизнь героя (героев) в сказочной стране так, чтобы можно было найти сходство с жизнью клиента (группы).

3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию, и приписать герою все переживания. 

 4. Поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

  5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.

МЕТОДЫ «РАЗОГРЕВА» ГРУППЫ

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку.

•  При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить группе изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия. Можно выделить из участников группы «глашатая», «герольда» или другой персонаж, обозначающий перемену места действия. Этот же персонаж может передавать указания психолога, который может и сам сыграть этот персонаж (или любой другой).

•  Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, распределённых во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.). Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвращает группу в ту точку, в которой она находилась в конце предыдущего занятия. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым.

•  Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку...Какую? — Ласковую, увлекательную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.».

•  До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовременивание» сказки или замену персонажей.

•  Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Винни-Пухе, может сказать: «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Группа задает вопросы. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?».

•  Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, даже погоды, и попросить группу превратить эту историю в волшебную сказку. При этом возможно разбиение группы на подгруппы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделением сходства, а не различий.

•  Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе.

• Использование игр на тему предполагаемого обсуждения. 

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ТЕКСТОМ

Знакомство группы со сказкой может осуществляться разными способами, главное — не разрушить сказочную атмосферу.

1.  Экземпляры текста сказки психолог раздает участникам группы, и они читают сказку до начала занятия. (Правда, этот способ может снизить интерес к занятию.)

2.  Психолог читает сказку вслух, по возможности выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается.

3.  Сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она «раскрывалась» по частям.

4.  Сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора.

5. Сказка играется как спектакль, экспромтом. Психолог распределяет роли (назначает, распределяет по жребию, вызывает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации, выступая в роли «суфлера». Желательно, чтобы все участники группы получили какую-либо роль (даже неодушевленных предметов) и участвовали в спектакле. Стены замка, деревья, городские ворота могут также играть свои роли, иногда со словами, иногда без слов.

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА СКАЗКИ

•  Группа анализирует сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.

•  Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним.

•  Анализ сказки для группы делает психолог. Группа имеет возможность дискутировать, причем последнее слово не обязательно остается за психологом.

•  Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Группа анализирует рисунок, постепенно подходя к анализу сказки. Этот способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников.

•  Группа создает рисунки к сказке, устраивается «вернисаж» с обсуждением (конечно же, не качества рисунков, а концепций художников).

•  Группа придумывает рисунки и обсуждает их. «Я бы хотел нарисовать по поводу этой сказки такую картину...».

•  При знакомстве со сказкой устраивается перерыв (или несколько перерывов) для обсуждения. Обсуждаются варианты поведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки*.

*Для наиболее активного включения группы в работу над сказкой психолог может предложить группе написать свой сюжет завершения сказки. Для этого он обозначает кульминационный момент сказки и предлагает участникам закончить её. В этом случае окончание сказки не зачитывается и не проигрывается.

 

ПРИМЕРЫ СКАЗОК И ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ОБСУЖДЕНИЯ

Сказка «Знакомство с Надеждой»

"Какая разница, какая разница?" - подумал Лист, падая с ветки дерева. "Вот сейчас я упаду, и меня не станет. Сначала по мне пройдут сотни пар ног, потом пробежит собака, а может наоборот...и от меня ничего не останется на этом свете" - думал лист тихонько кружась и падая все ниже и ниже. Вдруг сильный и мощный поток воздуха подхватил его, унося вдаль от родного дерева. Лист стремительно летел куда-то. Солнечный луч играл на его прожилках. Сверху Лист видел деревья, кусты, траву цветы, каким маленьким и далеким казался ему лес. "Вот, - подумал Лист, - лечу себе, а мог бы уже давно лежать спокойно...к чему эта суета?"

- Что тебе не нравится? - спросил его Ветер, - то ты тоскуешь, что скоро пропадешь, то жалуешься на суету.

- Кто здесь? - удивленно спросил Лист.

- А сам как думаешь? - ехидно ответил ему Ветер, - кто, по-твоему, несет тебя вдаль?

- А, это ты Ветер? - разочарованно прошелестел Лист.

Они давно знали друг друга, еще, когда Лист жил на дереве они с Ветром часто переговаривались и Ветер рассказывал Листу о том, что творится на свете. Именно от Ветра Лист узнал, что на свете бывает зима, прекрасная пора, когда деревья укрыты белым пушистым снегом. Как говорил Ветер, снег очень холодный, но очень красивый. Лист часто мечтал остаться на дереве и дождаться это белоснежное чудо. А еще именно от Ветра Лист узнал, что бывают и другие леса, совсем не похожие на тот в котором он вырос.

"Интересно, - подумал Лист, - а теперь я смогу увидеть другой лес?" и только он собирался спросить об этом Ветер, как тот ему ответил: "Если очень хочешь, я могу отнести тебя в соседний лес".

- Никак не привыкну, что ты умеешь мысли читать, - сказал Лист.

- Действительно, - улыбнулся Ветер, - пора бы уже запомнить.

- Слушай, ну вот отнесешь ты меня в соседний лес, а я ведь все равно погибну. Какая разница, где это произойдет? Так бы я уже лежал себе, слушал шелест своих братьев, щебет птиц, а так мы несемся куда-то в неизвестность. Зачем? - спросил Лист у Ветра.

• Окончание сказки в этом варианте можно предложить написать либо по подгруппам, либо индивидуально.

• О чем эта сказка?

• Что для вас значит «Надежда»?

• Какой из предложенных вариантов был самым удачным по вашему мнению?

• Какой вариант развития событий наиболее опасный?

• Что можно пожелать главному герою?

Сказка о Счастье

Счастье сидело за столом и наслаждалось чаепитием. Оно могло себе позволить каждое утро пить свой любимый чай с удовольствием. Чайная процедура занимала у Счастья уйму времени, но спешить ему было некуда. Каждое утро, проснувшись, заварив себе свежего чая, Счастье с наслаждением усаживалось за стол, и начиналась длительная процедура чаепития. Оно наливало чай из чашки в блюдце, кончиками пальцев брало кусочек сахара и медленно, вприкуску с сахаром начинало прихлебывать чай. Иногда Счастье распивало чай с медом, иногда с вареньем, добавляло в заварку различные травы, меняя, таким образом, вкусовую гамму своего чаепития. Пока Счастье наслаждалось чаем, время текло незаметно. Так проходили дни, недели, месяцы, годы и ничего не омрачало Счастливого чаепития.  

Однажды утром, когда Счастье по обыкновению собралось заварить себе свежего чаю, оно обнаружило, что заварка закончилась, меда с вареньем тоже нет, а сахара осталось всего два кусочка. "Это ничего, - подумало Счастье, - сейчас схожу в магазин, прогулки по утрам полезны для здоровья".

На улице шел дождь, а Счастье впопыхах забыло взять зонт и по дороге в магазин промокло насквозь. В магазине, конечно, стояла огромная очередь. "Ну, началось, - подумало Счастье, - сейчас ещё и чай на мне закончиться. Вот так утро выдалось" Однако чай и сахар были благополучно куплены, дождь закончился и Счастье направилось к дому. Оно шло не торопясь, разглядывая блики солнца в оставшихся после дождя лужах. Любовалось радугой и вдыхало свежий чистый воздух, наслаждаясь очередным приятным утром. "Ну, вот вам и здрасьте!" - подумало Счастье, когда проезжающая мимо машина обрызгала его с головы до ног. А пока счастье отряхивалось, пакет порвался, и сахар маленькими кубиками покатился по тротуару. "Тааак, снова здорОво, - пронеслось в голове у Счастья,- Что ж за день такой сегодня?" Не успело оно так подумать, как из подворотни выскочила собака и вцепилась зубами Счастью в ногу. "Ну, это, уже ни в какие ворота не лезет!" - закричало Счастье и, скорчившись от боли, присело на тротуар. Мокрое, укушенное собакой, с разорванным пакетом сидело Счастье на тротуаре и горько плакало.

И вдруг Счастье заметило, что по лужам, оставшимся от дождя, скачет Солнечный лучик. Он весело прыгал по лужицам, заставляя искриться их всеми цветами радуги. "Какого черта?!, - подумало Счастье, - ведь жизнь на этом не заканчивается". Отряхнув платье, улыбнувшись людям, идущим на встречу, Счастье бодро зашагало в ближайший магазин. Совершив все необходимые покупки, радостно улыбаясь, оно направилось домой. По дороге Счастье весело играло с Солнечным лучиком. Они прыгали по лужам, весело смеясь. "Я знаю, теперь я точно знаю, - подумало Счастье, - каждый новый день наполнен новой радостью, что бы ни случилось. Ведь жизнь прекрасна!" Так думало Счастье, шагая домой со своим новым другом.

И Счастливое чаепитие теперь было на двоих.

•  О чем эта сказка?

• Что для вас значит «Счастье»?

• Как могли развиваться события, если бы Счастье не заметило Солнечный лучик?

• Какой выбор Вы делаете в жизни, стакиваясь с трудностями?

• Какие чувства и эмоции переживал главный герой, столкнувшись с трудностями?

• Если бы Вы оказались рядом со Счастьем, что бы Вы сделали?

Конечно, каждая сказка, уникальна и сочиняется в соответствии с каждой конкретной ситуацией, но тем они и хороши, что являются универсальными. Тот, человек, который поймет, о чем речь, сможет взять для себя что-то нужное, для другого человека такой рассказ   поучительная сказка на вечные темы, что тоже может быть интересным.

Традиционные психотерапевтические практики западного направления не всегда могут быть действенны в психотерапии, особенно тех пациентов, которые скептически относятся к психологам, психотерапевтам. Ведя непринужденные разговоры за жизнь с подростками, бывает необходимо всё же говорить о  серьёзных вещах, обсуждать жизненные приоритеты, ценности. Подростковый возраст несёт в себе эгоцентризм, максимализм, не критичность к себе, или, наоборот, гипертрофированную критичность. Часто убеждения подростков бывают очень жестко логически выстроены. Обычные когнитивные практики рассуждений здесь оказывались малоэффективными. И, как показала практика,  сказки и притчи, обладая свойством разрушать стереотипы не на уровне осознания и логики, а на подсознательном уровне, становятся действенным средством для терапии подростков. Сам по себе жанр сказочной истории настраивает на  несерьёзный  лад, снижая тем самым силу психологических защит.

Как действуют метафоры, сказки и истории на пациента, можно прочесть в многочисленных книгах, посвященных Эриксону и его последователям.

Литература:

1.   Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2.  Веденова В.Г. Архетипы коллективного бессознательного и формирование психологической науки //Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс, 2002. – С.247-263.  

3. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.

4.   Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.

5.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

6.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – Спб.: ООО «Речь», 2001. – 310 с.

7.   Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

8.    Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

9.    Кэмпбэл Дж. Мифический образ. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2002 – 683 с.

10. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

11. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.

 12. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

 13. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

 14. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Методические рекомендации к практическим занятиям по теме 1. Учет и реализация электрической энергии

В работе представлены методические рекомендации к практическим занятия по теме " Учет и реализация электрической энергии"...

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 8 класса по теме: "Возрастные проблемы учащихся 8 класса и пути их решения"

ВОСЬМИКЛАССНИКИ.Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при ...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 10 класса по теме: "Юность и ее психологические проблемы"

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях ...