Рабочая программа " Развитие памяти и внимания школьников"
рабочая программа по психологии по теме

Скорых Анна Дмитриевна

Дополнительная рабочая программа основана на книгах Л. В. Черемушкиной "Развитие памяти детей", И. В. Дубровиной "Практическая психология образования" по развитию памяти и внимания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Память и внимание37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №70»


Рассмотрено 
на заседании МО учителей _________________________ 
Пр.№ ____ от ______ 20__ г. 
Руководитель МО ____________ (ФИО)

"Согласовано"
Заместитель директора по УВР _________
Веселова Г. В. Пр.№___
"___" _________ 20___ г.

"Утверждаю"
Директор МБОУ «СОШ №70»_______________
Тимошенко О.В. 
Приказ №___ от ____________20___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО психологии
ДЛЯ__5- 11_____ КЛАССА
На 2015/ 2016 уч.г.






Составитель: педагог – психолог

МБОУ «СОШ №70»

Скорых А. Д.

1. Пояснительная записка

        Психологу часто приходиться слышать жалобы учителей и родителей на несобранность и невнимательность ребенка, безрезультатные попытки запомнить необходимый текст.  

После того как в начальной школе проходит адаптационный период формирования внимания, целесообразно организовывать занятия направленные на развитие внимания с учащимися среднего школьного возраста отличающимися особой невнимательностью. А также со старшими школьниками в период подготовке к сдаче экзаменов.

По мнению П. Я. Гальперина внимание – идеальное интериоризированное и автоматизированное действие контроля. При котором большое влияние оказывают индивидуально – типологические особенности. Разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или наоборот препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Так люди, обладающие сильной и подвижной нервной системой обладают устойчивым вниманием с легкой переключаемостью и распределением. А обладатели слабой нервной системы – неустойчивым вниманием с менее развитым распределением и переключаемостью.

Необходимо помнить, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен развитию – объем внимания, он определяется индивидуальными особенностями ребенка, а переключаемость и распределения являются теми свойствами, которые необходимо целенаправленно развивать для предотвращения их стихийного развития.

Одним из эффективных подходов является предложенный П. Я. Гальпериным и С. Кабыльницкой метод поэтапного формирования умственных действий. Который заключается в обучении школьников «внимательному письму» с использованием специальной карточки.

И. В. Дубровина отмечает, что часто ошибки в написании текста возникают у детей из – за их глобального восприятия, невнимания к отдельным буквам, слогам. По методу П. Я. Гальперина ребенок сначала приучается читать текст по правилам, написанным в карточке, постепенно переходя к самостоятельному чтению.

Предлагаются следующие правила чтения:

1. Прочитать отдельное слово, и установить его смысл.

2. Разделить слово на слоги

3. Проверить каждый слог на соответствие смыслу слова.

4. Прочитать все слово про себя, давая ему оценку правильно –                    неправильно. Если неправильно – ответь почему.  

5. Прочтение всей фразы, предложения

6. Прочтение абзаца текста        

Для обобщения сформированного действия контроля, необходимо отработать его на более широком материале – картинки, узоры, наборы цифр, букв. Затем контроль переходит в практику школьного обучения – формируется внимание.

Память в младшем школьном возрасте характеризуется наличием различных стратегий и способов запоминания, при этом необходимой остается специально организованная работа, направленная на обучение детей способам запоминания – составление мнемического плана для профилактики стихийного формирования способов запоминания, которые в дальнейшем могут оказаться непродуктивными.

 В начальных классах ребенок запоминает материал путем простого повторения – механического запоминания. Однако в дальнейшем необходимым становится развитие логической памяти. Когда от ребенка требуется выполнить установку «запомнить с помощью чего – либо». Для успешного развития логической памяти необходимо овладеть приемами смыслового запоминания. В качестве смысловой опоры для такого запоминания может быть использован мнемический план.      

Режим работы: занятия проводятся с периодичностью три  раза в                    неделю в течение года в рамках индивидуальной коррекционно –                    развивающей работы.

Реализация программы осуществляется: на базе МБОУ СОШ № 70 в течение года.

Ожидаемый результат: Полноценное, гармоничное развитие личности в среднем и старшем школьном возрасте, помощь при подготовке к сдаче экзаменов.

Цель: Развитие познавательных процессов памяти и внимания.

Задачи:

1. Развитие концентрации внимания

2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

3. Развитие распределения внимания

4. Развитие переключаемости внимания

          5. Обучение различным методам запоминания

        6. Развитие  произвольного запоминания двузначных и трехзначных         чисел

          7. Развитие произвольного запоминания простых  и сложных слов

Методы: упражнения направленные на развитие познавательных         процессов – памяти и внимания.

Принципы программы:

1. Осознанности и активности

2. Наглядности

3. Последовательности и системности

4. Научности

5. Доступности

6. Прочности

7. Связи теории с практикой жизни

2.  Учебно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Ожидаемый результат

Кол – во часов

Сроки реализации

Развитие познавательного процесса - внимание

1. Развитие внимания

 - Улучшения концентрации внимания

- Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

- Улучшение распределения внимания

- Улучшение переключаемости внимания

1

В течение года

Развитие познавательного процесса - память

2. Развитие памяти – развитие произвольного запоминания

- умение составлять мнемический план для облегчения запоминания

- улучшение запоминания двузначных и трехзначных чисел

- простых и сложных слов

3. Содержание тем учебного курса

        По мнению П. Я. Гальперина для успешного развития познавательных процессов необходимо систематическое выполнение упражнений не менее 2 – 4 месяцев, возможны дополнительные самостоятельные тренировки. Программа осуществляется в рамках индивидуальной коррекционно – развивающей работы.  

        Учебный курс состоит из комплекса упражнений направленных на развитие познавательных процессов памяти и внимания. Которые включают в себя развитие свойств внимания:

1. Развитие концентрации внимания

2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

3. Развитие распределения внимания

4. Развитие переключаемости внимания

5. Обучения методам запоминания

5. Развитие произвольного запоминания

        Первое упражнение, направленные на «обучение внимательному письму», основано на методе поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина с помощью карточки. Упражнение 2 – развитие концентрации внимания на методе сравнения  символов или фигур между собой. Упражнение на увеличение внимания основано на методе группировки. Например: одна группа предметов для запоминания – пластмассовые животные, вторая группа – школьные принадлежности, третья группа – столовые приборы и т.п.  Возможно, осуществить его методами классификации, схематизации (запомнить какой предмет, где стоял), серийной организации – серия животные, школьные принадлежности, столовые приборы. В третьем упражнении, возможно, постараться запомнить прослушиваемый текст, выделяя в нем опорные точки, а корректурное задание выполнить методом сравнения или смотря на данный образец.      

 Корректурное задание с чередованием правил вычеркивания можно выполнить методом составления мнемического плана действий – заранее сообщить правила вычеркивания. Затем выполнять его не зная какое правило следующее.  

Первое упражнение, направленное на развитие памяти выполняется методом ассоциаций, подбор к запоминаемому слову слова созвучного с запоминаемым. Например: Вен – вена, Мял – смял и т.д. Составление рассказа с  запоминаемыми словами методом схематизации их в предложение. Ребенок запоминает составленное предложение, а при необходимости воспроизвести запоминаемые слова – вычленяет их из предложения. Третье упражнение выполняется методом классификации. Определяют к чему относятся запоминаемые слова, где могут находиться. Например: кофта, платье – одежда, шкаф. Ребенку необходимо мысленно придумать знаменатель, общее для запоминаемых слов.  

Следующее упражнение направленно на развитие логической памяти по методу В. Д. Шадрикова – произвольное запоминание простых и сложных чисел. Упражнение «Барабан» основано на методе схематизации. Придумать по какой схеме пропускаются слова в барабане, выработать свои методы для запоминания пустых мест «Барабана». Запомнить сложные слова возможно методом повторение, написание заглавной и маленькой букв в словах методом схематизации: написание их первые два раза через два слова, а затем два раза через одно слово, и еще два.

4.  Требования к уровню подготовки учащихся

        Требование к уровню подготовки учащихся заключается в их возрастном соответствии программе, полноценном физическом и психическом здоровье.

5. Список литературы

1.        Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Л. С. Божович.  – М.: «Просвещение», 1968. – С 292 – 302.

2.        Дубровина И. В. Практическая психология образования // И. В. Дубровина. – СПб.: «Питер», 2004. – 592 С.

3.        Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // В. С. Мухина.  – М.: изд. Центр «Академия», 1999. – С. 249 – 268.  

4.         Обухова Л. Ф. Детская психология. // Л. Ф. Обухова.  – М.: «Российское педагогическое агентство», 1996.  – С.173 – 174.

5.         Черемушкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов // Л. В. Черемушкина. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 С.

Приложение 1.

Развитие внимания.

1.  Обучения «Внимательному письму»

Учащемуся предлагается небольшой текст, содержащий разного типа ошибки по невнимательности: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слов с предлогом и т. д. Проверка текста осуществляется по карточке П. Я. Гальперина (приложение 2)

2. Упражнение на развитие концентрации внимания.

        Основной тип упражнений – корректурные задания, в которых ребенку предлагается вычеркивать из текста определенные буквы, геометрические фигуры или символы в печатном тексте. Такие задания позволят ребенку почувствовать, что такое «Быть внимательным», и развить состояние сосредоточенности. Рекомендовано проводить задания по 5 минут каждый день в течение 2 – 4 месяцев. В данном задании можно применить прием сравнения, или работать по принципу воспроизведения какого – либо образца.  

3. Упражнение на увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

        Упражнение организуется по принципу запоминания определенного количества мелких предметов, которые предъявляются ребенку на несколько секунд. Постепенно количество предметов для запоминания растет.

4. Тренировка распределения внимания.

        В этом упражнении необходимо выполнять два разноплановых занятия одновременно. Например, чтение короткого рассказа и подсчет ударов карандаша  по столу, или выполнять корректурное задание и прослушивать запись сказки. По окончанию выполнения задания,  необходимо определить успешность каждого задания.

5. Упражнение на переключения внимания.

        Ребенку предлагается выполнять корректурные задания с чередованием правил для вычеркивания букв, символов.

Развитие памяти.

1. Имена обитателей НЛО.

        Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО. Их зовут  Вен, Мал, Чук, Неф, Тад, Маг, Пак, Кан,  Ден. Повтори эти имена. А теперь постарайся запомнить все, как ты думаешь, что можно придумать, что бы запомнить все имена. Возможно, придумывать другие слова – слова обозначения, которые помогут тебе запомнить все имена. Например: Вен – вена; Мал – сломал, мял; Чук – чукча, Чук и Гек; Неф –нефть; Тад – Тайд, Тед; Маг – волшебник, мак, смак; Пак – упаковка; Кан- Канны, канва; Ден как Денис.

2. От слов к рассказу.

        Постарайся объединить несколько слов таким образом, что бы у тебя получился рассказ. Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, лупа, весы, ведро, листья, овраг. Расскажи предложение мне. Постарайся вспомнить те слова, с которыми ты составил предложение.

        Второй вариант слов: дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песня, деньги, горе, болезнь, январь.

        Третий вариант: пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант.

3. Каждое слово что – то обозначает.

        Необходимо быстро запомнить много слов. Послушай и повтори. Слова: сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп,  ручка.

        Как ты видишь запомнить сразу все слова невозможно, но можно проявить смекалку – распределить слова по категориям, подумав, что они обозначают. Тогда у нас получится, что слова можно разбить на три группы:

1.  Продукты

2. Одежда

3. Школьные принадлежности

        Тебе будет довольно легко разместить предметы по местам: продукты ты можешь сложить в холодильник, а одежду – повесишь в шкаф, школьные принадлежности – в портфель.

Затем слова зачитываются снова. После чего ребенок вспоминает, что лежало в холодильнике, а что в шкафу, какие предметы он складывал в портфель.

        Возможно, подсчитать количество слов запомненных ребенком, игра будет считаться успешной, если названо 10 – 11 слов.

4. Счет с наращиванием.

        Игра была разработана известным психологом, академиком В. Д. Шадриковым. Ребенку называют три числа, которые он должен запомнить. Ему необходимо сложить два последних, а затем полученную сумму прибавить к третьему.

5. Барабан

        Рассмотри внимательно барабан. Придумай способ, которым ты можешь запомнить расположение букв и слогов на барабане. Справо на лево расположены буквы и слоги: Ф, М, А, С, К, И, Ь, Га, Р, И. Нарисуй такой барабан неподглядывая. Расскажи мне каким способом запоминал.

        Приветствуйте когда ребенок находит несколько способов для запоминания, если же ребенок придумал способ для запоминания, но ошибся в написание букв, то это указывает на недостаточное развитие его природной памяти.  

6. Сложные слова

        Прочитай эти слова вслух по слогам и запомни, как они пишутся. Если знаешь правила написания этих сложных слов, то расскажи их.

Фейерверк,

абстракционизм,

обороноспособность.

Дирижабль,

бюллетень,

антропоморфизм.

Иллюстрации,

интеллигентный.

Фотогеничность.,

интерпретация,

Тривиальный,

сомнамбула,

пульверизатор.

 

        Напиши слова, а затем ответь на следующие вопросы:

1. Вспомни порядок слов;

2.  Вспомни, какие слова начинаются с маленькой буквы, а какие с большой;

3.  Сколько всего было слов;

4. Сколько слов начинались с маленькой буквы, а сколько с большой.

        Если ребенок пишет все слова правильно, или допускает две – три ошибки, то это говорит о его дополнительных способностях усиливать память правильным проговариванием вслух написанного текста. Если при ответах на вопросы ребенок допускает неточности, то это говорит о слабом развитии его природной памяти и необходимости ее укрепления за счет разнообразных упражнений.

Приложение 2.

Карточка П. Я. Гальперина

1.        Прочитать отдельное слово, и установить его смысл.

2.        Разделить слово на слоги

3.        Проверить каждый слог на соответствие смыслу слова.

4.        Прочитать все слово про себя, давая ему оценку правильно –                    неправильно. Если неправильно – ответь почему.  

5.        Прочтение всей фразы, предложения

6.        Прочтение абзаца текста        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка

Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...

Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка

Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованн...

Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

Программа курса по развитию памяти и внимания обучающихся коррекционных школ VII вида

В работе представлены разработки коррекционных занятий для учащихся 1-2 классов коррекционной школы VII вида....

«Развитие памяти и внимания у младших школьников» для детей 7 - 9 лет

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММАВ рамках ФГОС начального общего образования есть обязательное направление -коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является опти...