Конспект урока по психологии Игра-путешествие«В поисках времени перемен»
план-конспект урока по психологии (5 класс) на тему

Немкова Надежда Арсентьевна

(«Введение в образовательную программу «Время перемен»)

Автор:  Немкова Надежда Арсентьевна.

Должность: педагог-психолог.

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская СОШ

E-mail: tremino@yandex.ru

Класс: 5.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма: игра-путешествие.

Цель:пробудить интерес к предмету психологии у младших подростков через знакомство с основными направлениями по программе «Время перемен».

Задачи:

- познакомить с направлениями работы по программе «Время перемен»;

- создать условия для формирования у подростков представлений о том, что такое психика;

- создать условия для формирования навыков совместной работы;

- создать условия для самовыражения личности.

Ход урока:

Основные этапы занятия

Краткое содержание

Организационная часть

  1. Представление педагога.
  2. Знакомство с детьми (игра «Предмет, похожий на меня»).
  3. Мотивационный блок.

Основная часть

  1. Знакомство с направлениями психологии через игру-путешествие.
  2. Знакомство с предметом психологии.
  3. Контроль.

Заключительная

  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_psihologii.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Конспект урока по психологии

Тема занятия: Игра-путешествие«В поисках времени перемен»

(«Введение в образовательную программу «Время перемен»)

Автор:  Немкова Надежда Арсентьевна.

Должность: педагог-психолог.

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская СОШ

E-mail: tremino@yandex.ru

Класс: 5.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма: игра-путешествие.

Цель:пробудить интерес к предмету психологии у младших подростков через знакомство с основными направлениями по программе «Время перемен».

Задачи:

- познакомить с направлениями работы по программе «Время перемен»;

- создать условия для формирования у подростков представлений о том, что такое психика;

- создать условия для формирования навыков совместной работы;

- создать условия для самовыражения личности.

Ход урока:

Основные этапы занятия

Краткое содержание

Организационная часть

  1. Представление педагога.
  2. Знакомство с детьми (игра «Предмет, похожий на меня»).
  3. Мотивационный блок.

Основная часть

  1. Знакомство с направлениями психологии через игру-путешествие.
  2. Знакомство с предметом психологии.
  3. Контроль.

Заключительная

  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.

Ход занятия:

Содержание слайдов

Действия педагога

Действия обучающихся

Материально-техническая база

1 слайд:

Педагог: добрый день, дорогие ребята! Позвольте представиться: я Антюфеева Екатерина Викторовна.  Чтобы начать наше знакомство:  напишите свои имена на этих табличках (КРУПНО и РАЗБОРЧИВО).

Пишут имена на бэйджиках.

  1. бэйджики с названием групп: секунды, минуты, часы, сутки (по количеству участников),
  2. фломастеры,
  3. презентация на тему: «В поисках времени перемен».

Педагог: вы учитесь в школе, у вас много уроков по самым разным предметам. Но в вашем расписании еще возможно никогда не было предмета, на котором вы смогли бы лучше узнать и понять как самого себя, так и окружающих вас людей.Это новый, очень необычный и интересный предмет ПСИХОЛОГИЯ. На наших занятиях вы будете изучать самих себя – все то, что делает вас единственными и неповторимыми. Сегодня Вы вступаете в увлекательный мир путешествия под названием «Время перемен».

Педагог: как вы думаете, ребята, какие перемены имеются в виду? (ответы детей).

Педагог: перерывы между уроками или изменения в жизни?

Конечно, изменения в жизни. Они необходимы, потому что люди непрерывно взрослеют, а значит, меняются.

Отвечают на вопрос педагога.

Отвечают на вопрос педагога.

2 слайд:

Педагог: понять, наступило ли время перемен, мы сможем, взглянув на часы.

Ребята, случилось непредвиденное: время перемен ещё не наступило. Нам обязательно нужно запустить механизм магических часов, иначе мы навсегда останемся в том возрасте, в котором находимся сейчас. Представляете картину: прошло 30 или 50 лет, а в вашем кабинете за партами по-прежнему сидят пятиклассники, бегают на переменах, переписываются с помощью записочек, кричат и визжат, но у них уже седые волосы и усы с бородами. По-моему, нелепая картина!

Надеюсь, что убедила вас в необходимости путешествия?

Педагог: нам понадобится чемодан путешественника. Туда мы будем складывать всё, что может понадобиться

в пути.

  1. Чемодан.
  2. Табличка на чемодан с надписью «Чемодан путешественника».

3 слайд:

Педагог: нам предстоит нелёгкое дело, мы должны узнать друг друга получше, ведь, путешествуя, мы должны быть уверены в своей команде. Любое дело перестаёт быть опасным, если рядом надёжные товарищи. Предлагаю сыграть в игру «Предмет, похожий на меня».

Игра закончена. Что мы положим в чемодан путешествий?

Педагог: мы разные, но нужно учитывать особенности друг друга и работать вместе.

Вам предстоит выбрать определенный предмет, который одним определённым качеством будет похож на вас.  И представить себя от имени этого предмета. Например: канцелярская скрепка – меня зовут Света, я выбрала этот предмет, так как люблю порядок; я Рома и выбрал батарейку, так как я очень энергичный и активный человек и т. д.

Отвечают на вопрос педагога.

  1. 15 разных предметов.

4 слайд:

Педагог: ну что ж, мы отправляемся в путь, для того чтобы ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН наступило. Сначала мы найдём то место, в котором находятся остановившиеся ЧАСЫ. Первое странствие поможет понять каждому из вас, что мир начинается именно с него.

Знакомятся с планом работы.

5 слайд:

Педагог: второе путешествие мы совершим по замку. В темных зеркалах мы увидим тех, кто нас окружает, рассмотрим, кто друг, а кто кажется им.

Знакомятся с планом работы.

6 слайд:

Педагог: не менее увлекательным окажется третье путешествие – мы выполним задания, которые предложит нам Хозяин Времени. Разгадывать головоломки, обнаруживать скрытые ловушки – непросто, но рядом команда. Вместе вы преодолеете трудности пути. И тогда вас ждёт невероятное, фантастическое путешествие вслед за минутной стрелкой – это путешествие в собственный внутренний мир. Ваши чувства и желания станут объектом пристального изучения и наблюдения.

Знакомятся с планом работы.

7 слайд:

Педагог: нам предстоит долгое совместное приключение. Предлагаю принять законы, без которых нам придётся в пути трудно. Вам предлагается такое задание.

Задание выполнено. Что на этот раз мы положим в чемодан путешествий?

Педагог: конечно, наш свод законов.

Объединившись в группы, название групп у вас написано на бэйджиках (секунды, минуты, часы, сутки – вы заметили, что все названия имеют прямое отношение ко ВРЕМЕНИ). Каждая группа представляет свой закон, пытаясь доказать, что без него в совместном деле не обойтись. Найдите аргументы, приведите примеры. А время будут отсчитывать песочные часы.

1.Закон активности. Стремиться быть активным участником того, что происходит.

2.Закон искренности. По возможности, быть искренним, сообщать достоверные сведения.

3.Закон уважения. Всем предоставляются равные права и возможности.

4.Закон дружелюбия. Обращение друг к другу по имени.

После выступления каждой из групп все голосуют за принятие каждого закона.

Отвечают на вопрос педагога.

  1. карточки с законами, песочные часы,
  2. фломастеры,
  3. рабочие листы.

8 слайд:

Педагог: двигаться нам поможет карта. Именно по ней мы будем искать дорогу в течение первого года обучения по программе «Ветер перемен». Карта необычная, поэтому нам зачастую придётся догадываться, куда идти дальше. На этом занятии наша задача только подготовить маршрут, а двигаться по нему мы будем в течение года. Если готовы, то в путь!

Просмотр презентации.

  1. презентация на тему: «В поисках времени перемен».

8 слайд (1 щелчок):

Педагог: первый пункт назначения мы узнаем, отгадав загадку:

  1. Это сооружение  состоит из запутанных путей, поэтому из него трудно найти выход.
  2. В нём обитал ужасный Минотавр, побеждённый Тесеем.
  3. Его можно пройти, если касаться рукой только одного из краёв стены.

Педагог: Догадались?

Отгадывают загадку.

8 слайд (2 щелчок):

Педагог: это лабиринт. Его стены украшены бесчисленными зеркалами. Куда не посмотришь, везде ты! Не удивляйся, ведь мир начинается с тебя.  Именно здесь у вас будет возможность познакомиться с самими собой поближе. Научиться видеть свои недостатки и достоинства. Волшебные зеркала помогут вам различать внутри себя и других чувства, мысли, мотивы поведения.

Педагог: итак, предлагаю положить в чемодан путешествий такое качество, как САМОПОЗНАНИЕ.
Педагог: как вы думаете, зачем человеку познавать себя?  Как вы думаете, почему самопознание на карте обозначено, как лабиринт?

Отвечают на вопрос педагога.

  1. табличка с надписью «Самопознание».

9 слайд (один щелчок):

Педагог: обратимся к карте. Куда мы пойдём дальше? Ответ узнаем, собрав из букв слово.

Собирают слово.

  1. презентация на тему: «В поисках времени перемен».

9 слайд (второй щелчок):

Педагог:        ПЕЩЕРА. Щель в горе, может быть очень глубокой. Прекрасное убежище. Именно так: глубоко, как можно дальше от чужих глаз – люди прячут свои чувства. Давайте спустимся туда.

  1. презентация на тему: «В поисках времени перемен».

12 слайд

Педагог: винтовая лестница из замшелого камня ведёт вниз. Гулкое эхо провожает нас  под низкими дугообразными сводами и вторит каждому шагу и каждому звуку.

13 слайд

Педагог: в темном зале на полках мерцают склянки. В каждой таинственно переливается вязкое зелье.

14 слайд

Педагог: вот в этих пузатых пузырьках можно найти  обиду – она зеленоватая;

15 слайд:

Педагог: и ярко-красную злость;

16 слайд:

Педагог: а вот здесь склянки с синим спокойствием,

17 слайд:

Педагог: с золотистой радостью.

Педагог: покидая подземелье, мы будем уметь справляться с самыми разными эмоциями.

Педагог: кто готовит эти отвары? Мы сами, когда испытываем какие-то чувства и эмоции. Хорошо, если вы умеете управлять ими. Тогда, смешивая чудесное зелье в разных пропорциях, вы будете получать яркую разноцветную жизнь.

Педагог: сейчас предлагаю каждой группе определить, какого цвета зелье в колбе (колбы нарисованы и вырезаны, в них написаны разные эмоции: зависть, любопытство, жалость, гордость.

1.нарисованные колбы с надписями эмоций: зависть, любопытство, жалость, гордость.

Колбы складываются в чемодан путешествий.

  1. слайд:

Педагог: следующий пункт на карте виден четко – это оружейный склад. Здесь хранится оружие, которым на протяжении многих веков люди защищались от разрушительного Стресса.  Но шпаги, острые мечи и тяжелые доспехи нам не помогут. Бороться со Стрессом нужно по-другому. Присмотритесь к нему: он может быть страшным, апатичным, плаксивым! Если не бояться, то можно не только изучить его стадии, но и научиться бороться с ним.

Педагог: кстати, я уверена, что у вас есть собственные рецепты, как победить стресс: представьте ситуацию: пропала ваша тетрадь для контрольных работ. Вам грозит «двойка» за решённую контрольную. Вы ужасно расстроены. Что вы предпримете: (показываешь карточки) убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само наладится; посоветуешься с кем-то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем).

Выбранную карточку кладём в чемодан.

Отвечают на вопросы.

1.карточки с надписями: убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само наладится; посоветуешься с кем-то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем).

19 слайд:

Педагог: Чтобы догадаться, каков будет последний пункт нашего пути, каждая группа должна дать свой ответ. Если ответы совпадут, мы узнаем наш маршрут

Обучающиеся дают ответы с места.

Гр. Секунды: Карточка – он бывает берёзовый и еловый

Гр. Минуты: Карточка – У него есть синонимы: бор, роща, чаща

Гр. Часы: Карточка – он бывает дремучим, в нём можно заблудится, в нём живут дикие звери, там собирают ягоды и грибы.

Гр. Сутки: Карточка – в сказках его населяют лешие, Баба Яга, Морозко, Хитрая Лиса и добрый Медведь.

1.карточки с заданиями.

20 слайд:

Педагог: лес с величественными соснами, богатырскими дубами и красавицами-берёзками нам обязательно нужно посетить, ведь тут мы научимся вести себя уверенно.  Здесь мы задержимся дольше, чем обычно. Ведь нам нужно научиться отстаивать своё мнение, узнать, что у любого человека есть права и потренироваться говорить магическое слово: «НЕТ»!

Педагог: Отсюда хорошо виден замок, где хранятся часы, отсчитывающие ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. Что хранят мощные стены? Это вы узнаете только в шестом классе…

21 слайд:

Педагог: говорят, что стоит передвинуть стрелки на Часах, ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН наступит. Любой, кто это сделает, достигнет мечты, даже самой сокровенной! Чтобы ваши мечты исполнились, я позвала вас в путешествие. Давайте посмотрим, что будет помогать нам в пути, ради чего мы затеяли путешествие.

 Из чемодана достаются карточки и зачитываются группе.

24 слайд:

Педагог: ребята, практически всё, что мы сложили в этот чемодан, имеет отношение к науке, которую мы начинаем сегодня изучать -  к психологии.

25 слайд:

Педагог: как выглядит чемодан путешественника? Он весь обклеен марками. Предлагаю и наш чемодан для путешествия по воображаемой стране Психологии обклеить марками. Но на них будут изображены не города. На каждой марке предлагаю написать, чем, по-вашему, занимается психология?

Педагог наклеивает марки и комментирует.

Работа в группах (3 мин).

  1. стикеры двух цветов к упражнению «Марки».

26 слайд:

Педагог: термин «психология» происходит от слова «психика». Это слово переводится с греческого, как внутренний мир человека. Его невозможно потрогать руками и взвесить на весах

27 слайд:

Педагог: с древних времен человек проявлял интерес к психике окружающих его людей и своей собственной. Практически все древние философы задавались вопросом, что такое душа, по-разному подходили к пониманию того, что она составляет главную сущность человеческой жизни. И сейчас в обыденной речи присутствуют такие выражения, как «болит душа», «отдохнул душой», «душевный покой» и т. д.

Вопрос о том, где же находиться душа, долгое время привлекала внимание ученых. Древнегреческий врач Алкмеон утверждал, что органом психики является мозг.

Аристотель же отстаивал мнение, будто главным органом психики - где обитает душа, - является сердце.

Другой древнегреческий философ – Платон считал, что душа существует наряду с телом и независима от него.

28 слайд:

Педагог: возможно, вы подумаете, что психология занимается несерьёзными вещами и наукой считаться не может. Это не так. Психология имеет много общего с такими серьёзными науками, как математика, биология, литература и обществознание.

Каждой группе даётся задание объяснить, в чем сходство с одной из наук? (подсказки для групп, о которых они должны  догадаться самостоятельно, какая подсказка для неё: 1. психолог проводит тестирование и подсчитывает результаты; 2. психические процессы связаны со строением тела человека; 3. человек описывает поведение и чувства своих героев; 4. по законам психологии действуют группы людей, даже целые государства.

  1. карточки с надписями наук: математика, биология, литература, обществознание.

29 слайд:

Педагог: Вот какую интересную и нужную науку нам предстоит изучать. Напомню: мы в течение года будем двигаться по карте, которую расшифровали сегодня. Я точно знаю, карта поможет нам отыскать огромные сокровища, но не в виде драгоценностей в обычном понимании.

Педагог: ну что ж, ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН обязательно наступит!  Возможно, кто-то из вас скажет, что не верит в сказки… Не спорю, но твёрдо знаю: если вы будете дружить с миром психологии и познавать себя и других  – то превращения с вами произойдут вполне реальные.  А законы, которые мы сегодня приняли, помогут не только на занятии. Если вы будете использовать их в жизни, то время позитивных перемен будет с вами!

Отвечают на вопросы:

Обсуждение:

1.        Как вы думаете, ребята из группы Секунды, обладателями каких сокровищ вы станете, когда путешествие к замку закончится?

2.        А теперь отвечает группа Минуты: Почему эти умения можно назвать сокровищами?

3.        Группа Часы попытается выразить общее мнение и ответить на вопрос: Что помогало сегодня в работе. А что мешало?

4.        А теперь слово группе

Сутки: почему необходимо заниматься психологией? Возникло ли у вас такое желание?

Педагог: я благодарю вас за работу и прошу, чтобы вы, уходя, приклеили стикер на песочные часы. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, вы узнали что-то новое, вам было интересно выполнять задания, то воспользуйтесь стикером красного цвета. Если же было некомфортно, скучно, то приклейте голубой стикер. Успехов! До свидания!

Рефлеския.

  1. нарисованные песочные часы,
  2. стикеры 2-х цветов.

Технические средства обучения: проектор, экран.

Оборудование: кабинет со стульями, стоящими в кругу.

Материалы:

-  песочные часы,

- 15 разнообразных предметов,

- фломастеры,

- стикеры двух цветов к упражнению «Марки»,

- чемодан.

Методическое обеспечение:

- презентация на тему: «В поисках времени перемен»,

- бэйджики с названием групп и строчкой для имени,

- табличка на чемодан с надписью «Чемодан путешественника»,

- табличка с надписью «Команда»,

- карточки с законами по группам (рабочие листы),

- карточки с заданиями по группам («Загадки»),

- табличка с надписью «Самопознание»,

- нарисованные колбы с надписями эмоций: зависть, любопытство, жалость, гордость,

- карточки с надписями: убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само наладится; посоветуешься с кем-то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем).

- карточки с надписями наук: математика, биология, литература, обществознание,

- плакат для рефлексии «Песочные часы».

Список литературы:

  1. А. Грецов Тренинг общения для подростков, Москва, 2006 г.
  2. Л.Г. Федоренко Психология для школьников, СПб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи "В гостях у времен года".

Конспект урока по развитию речи и ознакомления с окружающим миром: " В гостях у времен года". Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе, ознакомить детей с пословицами и поговорками о вре...

Конспект урока с презентацией "Решение линейных уравнений с одной переменной"

Данная презентация может быть использована для повторения и обобщения материала по теме "Решение линейных уравнений с одной переменной". Приводятся различные формы работы класса: индивидуальная, групп...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

план - конспект урока по теме"Решение систем уравнений с двумя переменными второй степени."

план- конспект урока по теме "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными." 1 урок по заданной теме. Учатся решать системы , состоящие из одного линейного уравнения и одного уравнения ...