Программа работы с детьми группы риска
рабочая программа по психологии на тему

В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но и многим другим заинтересованным и неравнодушным людям работающим в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_soprovozhdeniya.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность или незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми обрекают их на последовательный переход из зон риска (неблагополучные условия развития) в группу риска.

Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

Существуют основные направления работы с детьми группы риска, исходя из этого необходимо обозначить «участников»  группы и обозначить круг специалистов и  поэтапно спланировать их взаимодействие с субъектами образовательного процесса.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска

 

Зона риска

Группа риска

Одаренные дети

Дети, организованные по специальному типу одаренности в научные общества, кружки, секции и т. п.

социально-лидерски одаренные;

эстетически и художественно одаренные;

спортивно и физически одаренные

Дети с проблемами в обучении и развитии

слабообучаемые, но «сохранные»;

хронически не успевающие по всем учебным дисциплинам;

с несформированной учебной мотивацией

- подростки, не усвоившие программу начальной школы (на уровне письма и чтения)

Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды, с различными  особенностями в психическом развитии.

дети-инвалиды;

дети с хроническими заболеваниями;

психосоматически ослабленные (часто болеющие дети);

леворукие дети;

дети с ЗПР

- наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья и развития ребенка.

Дети из проблемных и неблагополучных семей

семьи с детьми-инвалидами;

семьи с родителями- инвалидами;

неполные семьи

- неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения родительского долга

Педагогически запущенные дети

дети с низким уровнем культуры (обученности, воспитанности);

дети с девиантным, агрессивным, асоциальным поведением

- дети с явными признаками аддиктивно- го поведения, неуправляемые дети

 

Сегодня существует множество подходов к классификации детей «группы риска». При помощи предложенной С. В. Титовой классификации педагогам значительно проще увидеть весь спектр проблем школьников, представить объем и содержание их трудностей. Для последующего эффективного решения проблем школьников педагогам необходимо разбираться в их внешней и внутренней природе. Так, особые проблемы со здоровьем испытывают и дети-инвалиды, и дети с врожденными заболеваниями, и часто болеющие дети. Но культура здорового образа жизни и профилактические мероприятия способствуют укреплению здоровья всех детей и предотвращают дальнейшие осложнения.

Зная природу происхождения проблем школьников, педагоги понимают, что нестандартные формы поведения, а также невнимательность на уроках, отсутствие стойкой мотивации к учебной деятельности, объясняются не тем, что перед учителем плохой ученик, а тем, что ребенок испытывает особые затруднения и нуждается в помощи педагога. Педагогам очень важно уметь помочь ребенку справиться с конкретными трудностями.

В приведенной выше классификации было выделено пять основных классификаций, первой из которых стоит одаренность. Одаренность можно охарактеризовать тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого выделяют четыре вида детской одаренности:

  • интеллектуальная, или академическая;
  • художественно-эстетическая;
  • спортивно-физическая;
  • социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Другая категория - это дети с проблемами в обучении. Дети, которые, несмотря на усердный кропотливый труд, в большей или меньшей степени неуспешны в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам (гуманитарного, естественнонаучного, точного, информационно-технологического, спортивно-физического цикла). Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными способностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

Трудность для педагогов представляют и те дети, у которых отсутствует учебно-познавательная мотивация - нет интереса к большинству школьных дисциплин. Эти дети не испытывают желания к учебному труду. У них мотивация избегания неуспеха формирует искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Подростки обманывают родителей и педагогов, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Как показывает практика, это не вина, а беда тех детей, у которых во время обучения в школе начальной ступени не сформировались базовые навыки учебной деятельности. Эти дети не получили своевременной помощи со стороны педагога, психолога и особенно - собственных родителей.

Часто такая проблема формируется у детей из-за сверхстрогого отношения родителей, которые требуют от ребенка изнурительных учебных занятий в школе и дома («Делай уроки!» - говорит мама и уходит на кухню. «Займись делами», - требует отец и смотрит футбол). Формальные требования не только не мотивируют ребенка, но и вызывают досаду, злость на себя за свои невыдающиеся академические способности, затем возникает злость на родителей, школу, закрытый для ребенка мир удивительного познания и открытия Вселенной. Когда отсутствует реальная возможность получить помощь значимых взрослых - родителей, ребенку трудно самостоятельно определить круг своих интересов и увлечений, наглядно-действенно опробовать свои силы в технике, спорте, литературе, искусстве. Любой ребенок имеет потенциально неограниченные способности, но специально организованная ситуация, в которой возникает неподдельный интерес и потребность к самопобуждающей учебной деятельности, не всегда возникает на школьном уроке.

Дети с удовольствием, и, как правило, всегда успешно продолжают традиции семьи, становятся актерами, музыкантами, спортсменами, программистами, футболистами только потому, что видят, насколько нравится родителям дело, которому они служат, когда взрослые с радостью делятся с детьми секретами мастерства, последовательно формируют внутреннюю мотивацию к избранному делу, которое из детского увлечения может превратиться в выбор жизненного пути.

Следующую категорию представляют дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды. Они вынуждены находиться под постоянным медицинским контролем, проходить системное плановое и профилактическое лечение.

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Таким образом, больной ребенок, как правило, ограничен территориально, социально (строго определенным кругом людей, без возможности выбора предмета для общения), эмоционально (часто находится вдали от родных и близких, в изоляции от друзей), физически (больные дети намного слабее своих сверстников, в связи с чем могут развиваться зависимые формы поведения, внутриличностные комплексы, требующие общения с психологом).

Проблемы со здоровьем отнимают время, отведенное на учебно-воспитательные цели: дети пропускают много учебных занятий, а потому отстают в освоении учебных дисциплин и, как следствие, в развитии познавательной сферы. Такие дети находятся под наблюдением медицинских работников, социальных педагогов и психологов школы. Аномалии физического и психического развития, заболевания ЦНС и мозговые поражения проецируют быстрое утомление, инфантилизм, пассивность детей к обучению, проблемы в усвоении государственного образовательного стандарта. Поэтому эти дети нуждаются в специально составленных для них программах обучения и воспитания. Особую сложность представляют гипперактивные дети, с нестабильной нервной системой, требующие повышенного внимания и непрерывного педагогического контакта, поскольку в любой момент могут стать социально опасными: причинить вред здоровью других детей. Такие дети состоят (или должны состоять, но своевременно не были поставлены на учет по вине родительского невнимания) на диспансерном учете у невропатолога и психиатра. В школе классный руководитель не только должен не выпускать из зоны внимания детей с неадекватными формами поведения, но и находиться в постоянном контакте с медицинскими работниками и узкими специалистами школы (психологом, социальным педагогом, логопедом, воспитательной службой) на предмет особенностей развития этих детей, их роста, межличностного общения, психосоматического комфорта, результатов семейного воспитания. Опыт работы показывает, что наиболее распространенными медицинскими заболеваниями у учеников общеобразовательной школы являются такие, как нарушение осанки и плоскостопие, болезни глаз и снижение остроты зрения, нарушения в работе пищеварительных органов, эндокринные нарушения, нарушения кровообращения. Особого внимания среди больных детей требуют инвалиды детства.

Еще одна категория детей - воспитывающиеся в семьях, имеющих социально-экономические или психолого-педагогические проблемы, а также в неблагополучных семьях. Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, материально-экономических трудностей своей семьи (или отдельных ее членов). Можно условно разделить эти семьи на два основных типа: благополучные и неблагополучные.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска:

  • неполные семьи;
  • многодетные семьи;
  • опекаемые семьи;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • семьи, где родители - инвалиды;
  • семьи, где отдельные члены семьи имеют хронические психосоматические заболевания;
  • семьи беженцев;
  • семьи малых народов;
  • семьи участников военных действий;
  • семьи, где ребенок находится на индивидуальном обучении.

На особом контроле в школе дети из неблагополучных семей. Для них составляется специальная программа, которая включает контроль за учебой, наличием системного и полноценного питания в школе и дома, получением медицинского сопровождения (особое содержание воспитательных мероприятий). Особенное внимание уделяется включению детей в актив организаторов культурно-массовых школьных и внешкольных мероприятий для профилактики асоциальных форм поведения, в том числе табакокурения, алкоголизма, наркомании, случайных половых связей и пр. Очень важным становится интеграция усилий отдельных узких специалистов и определенных школьных служб.

Центральное место в классификации проблем школьников занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы сразу по двум или нескольким признакам. Так, ошибки семейного воспитания могут повлечь за собой школьную неуспеваемость, а затем и проблемы со здоровьем. А, например, одаренный ребенок может воспитываться в неблагополучной семье, дополнительно иметь серьезные проблемы со здоровьем. Или не успевающий по ведущим школьным дисциплинам ребенок может быть одаренным в чем-то другом (например, иметь выдающиеся спортивные способности), что требует особого подхода к обучению и воспитанию.

Педагогически запущенными дети становятся вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; которым не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая тяжелая категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, пережившие социальную депривацию, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми.

Часто такие дети не «приживаются» в одной школе, безрезультатно меняют места учебы, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями (опекунами), педагогами, сверстниками. Эти дети проявляют асоциальные формы поведения: девиантные и аддиктивные. Девиантное поведение (отклоняющееся) противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем. Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или действительно существующей несправедливости взрослых.

Агрессивность в мире животных - это условие выживания особи, это естественное желание защищать границы своей территории, которое возникает в среде недружественной. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому, что происходит рядом, и тем, кто рядом, - вот частые причины агрессивности детей. Но ведь от родителей не защищаются. Как, чем поведение родителей может нарушить чувство безопасности ребенка? Агрессивны дети «недолюбленные», кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и своем существовании. Это дети , требующие особого внимания и участия окружающих.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в дезадаптивных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

Необходимость устранения трудностей в обучении и воспитании таких учащихся диктует свои приоритеты. В результате сегодня одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности школьного психолога, социального педагога и классного руководителя является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, дети группы риска, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением и др.

Разные названия отражают различные точки зрения специалистов на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.

Понятия «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются' среди «обычных» детей. Данная точка зрения лежит в основе традиционных педагогических в отношении этих детей подходов, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или, скорее, социально-психологический оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее - несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире - процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе - приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

В современной системе образования одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди различных названий данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Цель:  Помочь учащимся: развивать адаптационные умения, адекватно воспринимать себя и окружающую действительность, почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других, приобрести навыки для дальнейшей самореализации.

Задачи:

- обеспечить успешную адаптацию ребенка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому;

- учить детей адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из жизненных ситуаций;

- через развитие самопознания и самооценки ребенка развивать умение регулировать свое поведение;

- содействовать формированию устойчивости к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде  сверстников, адекватности поведения в школе и вне ее;

- способствовать сознательному принятию учащимися нравственных категорий как механизмом регуляции отношений между людьми.

Исходя из основных направления работы с детьми группы риска, целевая комплексная программ социально-психологического сопровождения детей группы риска включает в себя следующие блоки:

I БЛОК. Специально-психологическое сопровождение:

Диагностика:

- количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения);
- подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем
- углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка
составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска.

Консультирование детей, родителей, педагогов:

- индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска.
- подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска;
- лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания.

Коррекционно-программное обеспечение работы с детьми.

 Специально-психологическое коррекционно-программное обеспечение работы с детьми:

- реализация психолого-педагогических программ работы с детьми группы риска;
- тренинги для детей определенных групп риска;
- тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений, тренинги взаимодействия родителей с детьми;
- тренинги профессионального и личностного роста для педагогов;
- реализация специализированных коррекционно-развивающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку.

Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности.  Специально-психологическая профилактика:

разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни.

II БЛОК. Социально-педагогическое сопровождение.

 Диагностика:

- формирование социального паспорта школы, класса;
- анализ документации классных руководителей 1-11-х классов;
- социально-правовой патронаж па дому;
- анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка.  

Консультирование детей, родителей, педагогов:

- лекторий для родителей школьников разных категорий;

- правовое консультирование детей и родителей;

- семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска;

- индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья детей (в том числе бесплатное питание в ОУ).

Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы
с ребенком:

- организация экономической поддержки ребенка из фонда «Всеобуч»;
- системный контроль учебной успеваемости, занятости во внеурочное и каникулярное время детей группы конкретного риска;

- организация системы питания детей группы риска в школе и дома;
- реализация специальной программы работы с семьей группы конкретного риска;
- индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, транслирующих девиантные, аддиктивные формы поведения.

Профилактическое направление социально-педагогической деятельности:

- пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы);
- разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности.

- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения) учащихся;

-  повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей;

Ожидаемые результаты:

-  повышение  посещаемости  учебных занятий детьми школьного возраста;

- способность к рефлексии - умение анализировать и владеть своими чувствами, выбирать эффективные способы поведения, управлять собой;

- способность к пониманию других - умение понимать точку зрения другого, сочувствовать, сопереживать;

- самоуважение, готовность к постоянному поиску целей в жизни;

- умение жить вместе с другими;

- успешная социализация личности (дальнейшее обучение, трудоустройство).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»

Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих  совершению правонарушений и преступлений сре...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Программа работы с детьми группы риска

Как организовать работу с данной категорией  детей....

Программа работы с детьми "группы риска"

Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...

Программа работы с детьми "группы риска"

Программа работы с детьми "группы риска"...