Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
календарно-тематическое планирование по психологии (7 класс) на тему

Фефилова Марина Викторовна

Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта».

Преимущество  «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого–педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 7 классе. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanyatiy_7a_klass.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»

Решением

ШМО социально-психологического цикла МБСУВУ от «СОШ от  № 14 «Подросток»

протокол №___________

от «______» _______________ 2015 г.

                                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБСУВУ от

«СОШ от  № 14 «Подросток»

г. Чусового Пермского края

                                                                                                                   ___________ В.М. Максимова

от «____» _________ 2015 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

групповых коррекционно-развивающих занятий по психологии

«Мир эмоций»

Классы:   7а  

Педагог-психолог: Фефилова Марина Викторовна

Нагрузка: 1 час в 2 недели.

Программа: Микляева А. В. «Я — подросток. Мир эмоций». Программа уроков психологии (7 класс). — СПб.: Издательство «Речь», 2003.

г. Чусовой

2015 – 2016 уч. год


Введение

Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта».

Преимущество  «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого–педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 7 классе. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.

Цель курса:

Помочь подросткам осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.

Задачи курса:

1. Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся и их    всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

2. Развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.

3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

4. Оказать подросткам психолого-педагогическую поддержку.

5. Познакомить подростков с миром эмоций;

 6. Расширить знание учащихся о себе, своих способностях.

7. Направить процесс самоосознания и саморазвития.

8. Научить контролировать собственные эмоции.

9. Организовать рефлексивную деятельность ребенка.

10. Ознакомить с практическими приемами и методами своего совершенствования.

11. Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.

12. Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

13. Снижение эмоциональной нестабильности.

Методические приемы:

  • устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
  • «универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;
  • обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
  • тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
  • контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

Такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

Хотя занятия и содержат игровые элементы, по сути своей они являются уроками, что «опознается» самими учениками по следующим моментам:

  • Индивидуальная работа в тетради на уроке. После уроков тетради сдаются. С одной стороны, ребята не забывают тетради дома, как это частенько случается. С другой стороны, вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради снижается, поскольку тетрадь «надежно охраняется» учителем. Это обеспечивает ребятам определенную степень психологической безопасности.
  • Работа за партами, а не в кругу.
  • Проверки работ в тетради и выставление оценок по итогам работы.

В структуре каждого урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками:

  1. Ритуал приветствия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
  2.  Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение (в том числе — иногда — домашних заданий), благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
  3.  Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании — это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. Иначе оно превратится в простую забаву.
  1.   Подведение итогов занятия. Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов — создание мотивации на работу по следующей теме. Часть этого этапа проходит в форме открытого обсуждения, часть — в форме письменной работы в тетради. Время на выполнение письменной работы оговаривается до начала ее выполнения. Это помогает им лучше сформулировать (а значит, осознать!) опыт, полученный на уроке.
  1. Ритуал завершения занятия.

Тематическое планирование.

№п./п.

Тема

Цели занятия

Часы

1

Что значит – «я подросток».

  1. Осуждение правил групповой работы.
  2. Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений.

1

Как узнать эмоцию?

  1. Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация).
  2. Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

2

Я – наблюдатель.

  1. Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

1

Мои эмоции.

  1. Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

3

Эмоциональный словарь.

1.Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.

1

Чувства «полезные» и  «вредные».

  1. Создание условий для анализа подростками амбивалентности эмоций.

4

Казка «Страна Чувств».

  1. Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.

1

Нужно ли управлять своими эмоциями?

  1. Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора.
  2. Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами.
  3. Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.

5

Что такое «запретные чувства»?

  1. Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни.
  2. Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.

1

Какие чувства мы скрываем?

  1. Создание условий для рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств.
  2. Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.

6

Маска.

  1. Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

1

Я в «бумажном зеркале».

  1. Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально – личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

7

Бумажное отражение.

  1. Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально – личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап).

1

Что такое страх?

  1. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
  2. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

8

Страхи и страшилки.

  1. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
  2. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

1

Страшная-страшная сказка

  1. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
  1. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

9

Побеждаем все тревоги.

  1. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.
  2. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

1

А что они обо мне подумают

  1. Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

10

Страх оценки.

  1. Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

1

Злость и агрессия

  1. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.

11

Как справиться со злостью?

  1. Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.
  2. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.
  3. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

1

Лист гнева

  1. Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.
  2. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

12

Обида

  1. Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.
  2. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту.

1

Как простить обиду

  1. Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.

13

Ах, в чем я виноват

  1. Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки.

1

Что такое эмпатия?              

  1. Экспресс – диагностика уровня эмпатических тенденций.
  2. Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

14

Зачем мне нужна эмпатия?

  1. Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики.

1

Развиваем эмпатию.

  1. Создание условий для развития эмпатии учащихся.

15

Еще раз про эмпатию.

  1. Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

1

Эмпатия в действии.

  1. Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

16

Способы выражения чувств.

  1. Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.
  2. Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.  

1

Тренировка «Я – высказываний».

  1. Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования «Я - высказываний».

17

Комплименты.

  1. Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

1

Подведение итогов.

  1. Создание условий для рефлексии собственных достижений на уроках психологии в 7 классе.

ИТОГО

17

Список литературы.

  1. Дереклеева Н.И  Модульный курс учебной и коммутативной  мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО, 2006
  2. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь»,  2011
  3. Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006
  4. Фопель К.  Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т   М.:2010
  5. Хухлаева О.В.  Тропинка  к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 6 классе

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятийпо русскому языку в 6 классе...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 8 классе

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 8 классе...

Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости

Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости включает в себя несколько разделов и имеет подробное о...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с учащимися 1-4 классов

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию...

Перспективный календарно-тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ.

Перспективный календарно - тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности  ДОУ....

Календарно – тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет

Календарно-тематическое планирование для детей с ТНР старшей группы. Разработано в соотвествии с тематическим планированием в старшей группе. Содержит: темы занятий, перечень дидактических игры и зада...

Календарно-тематический планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (4-7 лет)

Календарно-тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ (4-7 лет). КТП составлено по разным категориям детей ОВЗ....