РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ: ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫХ СЕМЕЙ, С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
статья по психологии ( класс) на тему

Абубякирова Ирина Анатольевна
Нарушения и несформированность эмоционально-волевой сферы - одна из самых актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми дошкольного и школьного возраста общеобразовательных программ. Поэтому основной целью работы педагога-психолога является гармонизация и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих те или иные нарушения здоровья, поведения, социальной адаптации. В данной статье представлен опыт работы именно с детьми "группы риска", так как эта проблема приобретает приоритетное значение, так как несформированность эмоциональной сферы, влекущая за собой проблемы саморегуляции, препятствует успешному освоению знаний и получению школьных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_emotsionalnoy_sfery_detey_gruppy_riska.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Абубякирова И.А.

ГБУ ГППЦ Догм, педагог-психолог

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ:

 ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫХ СЕМЕЙ, С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Нарушения и несформированность эмоционально-волевой сферы -  одна из самых  актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми дошкольного и школьного возраста общеобразовательных  программ. В обучении детей  «группы риска» эта проблема приобретает приоритетное значение, так как несформированность эмоциональной сферы, влекущая за собой проблемы саморегуляции, препятствует успешному освоению знаний и получению школьных навыков. Девиантное поведение (отклоняющееся от действующих социальных норм), определяемое системой поступков или отдельным поступком чаще всего выражается в противоречащих принятым в обществе нормам. Это проявляется в виде несбалансированности психических процессов самоактуализации или же отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением.(7, с.21) Поэтому основной целью работы педагога-психолога является гармонизация и развитие  эмоциональной сферы детей, имеющих те или иные нарушения здоровья, поведения, социальной адаптации. Нередко у детей появляются несобранность, излишняя активность или напротив, замкнутость, робость, часто агрессивность и плаксивость. Уравновешенный, казалось бы радостный ребёнок вдруг становится беспокойным и вследствие этого конфликтным. Всё это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то проблемы, которая до конца ещё не понятна.  Поэтому очень важно научить ребёнка помогать самому себе, т.е обучить методам саморегуляции.(4, с.34) Так же одной из задач педагога-психолога является снятие у детей психологических зажимов, «раскрепостить зажатые эмоции» или «укротить расторможенные». Важно познакомить детей с эмоциями: как показывает практика, дети не осознают ни свои, ни чужие эмоции; если их спросить, какие эмоции они знают, то чаще отвечают:  радость, грусть, страх;  а сколько их ещё на самом деле существует! – дети либо не осознают их, либо не испытывали. Так же необходимо научить распознавать свои и чужие эмоции, выражать и правильно управлять своими эмоциями. Всё это, безусловно, влияет на развитие и коррекцию эмоциональной сферы школьника  -  формирование саморегуляции как одной из основных составляющих школьной успешности.              

Безусловно при общении мы испытываем те или иные эмоции. При этом каждое высказывание человека выполняет ту или иную функцию. Это может быть привлечение внимания, установление контакта, передача какоё-либо информации и т.д. Частные функции конкретных высказываний объединяются в более общие, так называемые функции речи. Доминирующая функция коммуникативная или репрезентативная. Так же выделяют аппелятивную функцию речи, которая грамматически выражается в повелительном наклонении. Экспрессивная функция помогает достичь выразительности речи. Контактоустанавливающая функция речи осуществляется посредством обмена ритуальными формулами, то есть затрагивает область речевого этикета. Так называемая метаязыковая функция речи заключается в толковании определённого кода, которым пользуются при общении говорящий и слушающий. Функция волеизъявления по отношению к собеседнику проявляется в речевом этикете в ситуациях просьбы, совета или предложения.(5, с.117) Поэтому чтобы правильно понять собеседника очень важно обращать внимание на  интонацию в процессе коммуникации.

Основные формы и методы работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на данном этапе это групповые и индивидуальные занятия в тренинговой форме; выполнение упражнений, мимических и пантомимических этюдов, дискуссия, беседа, рефлексия. На занятиях детям предлагаются такие упражнения, например «Вырази эмоцию одной фразой», цель которых подчеркнуть значение интонации в процессе коммуникации. Упражнение «Испорченный телевизор» помогает детям совершенствовать навыки восприятия эмоций, выраженных невербальным способом. Используя после упражнения рефлексию можно найти звено, где произошло искажение смысла, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Используемая в работе педагога-психолога психогимнастика определяется как курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы и творческих способностей. Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья ребёнка и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основная цель упражнений – преодоление барьеров в общении, снятие психического напряжения. (6,  с.16) Одним из методов работы являются мимические и пантомимические этюды, цель которых формирование эмоциональной сферы: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать.  Данные этюды и упражнения позволяют выразить свои эмоции через движение, развивают воображение, позволяют экспериментировать с образом собственного «Я». Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. По словам Чистяковой М.И. у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей. Вот почему многие ситуации из данных этюдов могут быть использованы для эмоционального осознания ребёнком самого себя. Подробнее с этюдами вы можете ознакомиться в пособии М.И. Чистяковой «Психогимнастика».

В основе упражнения «Анаграммы», которое так же используется в работе, лежат задачи комбинаторного типа, т.е такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Из определённых буквосочетаний дети составляют осмысленные слова. Как правило, это названия различных эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление и т.д. Данное упражнение выполняется в заключение занятия с целью закрепления полученных знаний.

Упражнение «Автопортрет», которое используется при работе с детьми,   как нельзя лучше соответствует  теме формирования эмоциональной сферы ребенка. В данном занятии проявляется сформированность пространственного восприятия,  образа схемы человеческого лица, образа «Я» и эмоционального состояния; педагог - психолог многое может увидеть в автопортрете, и в том числе готовность или неготовность ребенка к учебной деятельности. Педагог-психолог  предлагает рассмотреть детям репродукции автопортретов великих художников. Объясняет, чем автопортрет отличается от обычного портрета. Напоминает, что автопортреты должны быть узнаваемы – люди на них такие, какие они есть на самом деле. Задачи данного упражнения следующие: развитие пространственного воображения, концентрация внимания; развитие мелкой моторики и крупной (усидчивости); формирование и развитие представлений о цвете, форме, рельефе, плоскости, объёме, фактуре; формирование саморегуляции. Выполняя данное упражнение, дети пробуют отразить особенности внешнего вида, характера, настроения, используя пластилин.

Выражение лица - главный показатель чувств. Как правило легче всего распознаются положительные эмоции нежели отрицательные. Обычно на автопортретах дети ассоциируют свои эмоции с мимикой следующим образом: если лицо удивлённое - изображаются поднятые брови, приоткрытый рот, широко открытые глаза. Страх проявляется в широко открытых глазах, зрачки практически заполняют все пространство глаз, широко открытый рот. Гнев дети изображают с помощью морщин, сжатого рта, чуть приоткрытого, чтобы виднелись зубы, глаза как правило прищурены. При отвращении на автопортрете нос сморщен, нижняя губа соприкасается с верхней, глаза смотрят в сторону. Счастье дети выражают улыбкой и слегка прищуренными глазами.  Психологи знают, что по автопортрету достоверно сказать о настроении человека сложно; например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п. Давно известно, особенно художникам и фотографам, что лицо ассиметрично. Недавние исследования объясняют это тем, что левые и правые стороны человеческого лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Правое полушарие управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Левое полушарие отвечает за речь и интеллектуальную деятельность. По словам Добровича А.Б. «Работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, а работа левого полушария - на правой. На левой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчётливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения» (2, с.4). На нашем занятии детям предлагается обязательно выбрать цвет фона и одежды. Если ребёнок нуждается в эмоциональном покое ,восстановлении физических сил, освобождении от напряжения или стресса, то он выбирает инстинктивно более темные цвета. Если же ребёнок готов заняться творчеством или каким-то физическим трудом, то он выбирает более яркие цвета. Интерпретируя цвета, педагог-психолог опирается на цветовую гамму М. Люшера. Четыре основных цвета отображают основные психологические потребности человека. Удовлетворенность чем-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремление к цели, ожидание чего-то хорошего, потребность в успехе. Синий цвет означает глубину чувства, его психологические проявления: спокойствие, удовлетворённость, нежность, любовь и привязанность. Зелёный цвет означает гибкость ума, его психологические проявления: сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, умение защищаться, цепкость, независимость, оригинальность суждений. Красный цвет означает силу воли, его психологические проявления: интерес к окружающему миру, активность, агрессивность, независимость, стремление к соревнованию, подвижность. Жёлтый цвет означает непосредственность, его психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура.(1). Таким образом, выбранная учеником цветовая палитра, сочетание цветов, выражение лица могут больше сказать психологу о настроении ребенка  и его эмоциональном состоянии в данный момент. 

В работе педагога-психолога помимо коррекции важно закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, отслеживание динамики коррекции, рекомендации дальнейшего образовательного маршрута. Педагог-психолог должен помнить и использовать основные принципы коррекции эмоционально-волевой сферы как естественные и гармоничные условия бытия ребёнка. Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребёнка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять. Сохранить естественные механизмы развития ребёнка, сделать всё для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение.

Список литературы:

  1. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. Речь,2007
  2. Добрович А. Б. Межличностные реакции. Психология влияния — СПб.: Питер, 2001. — С. 202.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. – 160 с.        
  4. Кряжева Н. Л. Развитие  эмоционального  мира детей.   Популярное   пособие  для   родителей  и  педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с
  5. Степанов Ю.С.Концепт//Словарь русской культуры: опыт исследования. - М.:Школа «Языки русской литературы».-1997.-С.476
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения

  Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...

Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»

Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Нетрадиционные формы работы с детьми группы риска как средство формирования нравственно- смысловой сферы личности.

Нетрадиционные формы работы с детьми группы риска как средство формирования нравственно-смысловой сферы личности....

Программа личностного становления и социализации старших подростков «группы риска», снижения уровня их склонности к девиантному поведению "Кто Я?"

Следует отметить тот факт, что, несмотря на попытки исследователей рассматривать проблему социализации старших подростков «группы риска» с различных точек зрения, она остается довольно акт...