Программа личностного становления и социализации старших подростков «группы риска», снижения уровня их склонности к девиантному поведению "Кто Я?"
учебно-методический материал

Сазонова Светлана Анатольевна

Следует отметить тот факт, что, несмотря на попытки исследователей рассматривать проблему социализации старших подростков «группы риска» с различных точек зрения, она остается довольно актуальной. Это обусловлено тем, что количество старших подростков с признаками девиантного поведения с каждым годом растет.

Девиантным называется поведение, которое нарушает принятые в обществе нормы и правила. Девиантное поведение характеризуется сложной природой, в его основе лежат многочисленные факторы, взаимодействующие между собой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gruppa_riska_kto_ya_starshie_podrostka.docx53.94 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение  «Таврическая школа» Таврического района Омской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________________  /__________________ /

Протокол № ___ от ___________ г

«Согласовано»

Заместитель директора  

ОУ «Таврическая школа»

________________  / С.Н.Прудникова/

         

«Утверждено»

Директор ОУ «Таврическая школа»

________________  / Ю.В.Ивко/

Приказ № ___ от _______ 2022 г

Краткосрочная программа

 «Кто Я?»

для личностного становления и социализации старших подростков «группы риска», снижения уровня их склонности к девиантному поведению на    2022-2023  учебный год

Сазоновой Светланы Анатольевны

педагога-психолога

Программу составила_______________________   С .А.Сазонова

                                                                    подпись              расшифровка  подписи        

Таврическое - 2022

Пояснительная записка

В современных условиях развития общества, социально-экономического кризиса, роста информатизации, размытости ценностей и традиций существенно увеличивается уровень социальной напряженности, что сказывается на подрастающем поколении в виде появляющихся поведенческих отклонений. Психологи и педагоги, работающие со старшими подростками «группы риска», обозначают феномен «девиантного поведения», подразумевающее совокупность поведенческих проявлений, действий и поступков, которые идут в разрез с принятыми в обществе правовыми или нравственными нормами.

Следует отметить тот факт, что, несмотря на попытки исследователей рассматривать проблему социализации старших подростков «группы риска» с различных точек зрения, она остается довольно актуальной. Это обусловлено тем, что количество старших подростков с признаками девиантного поведения с каждым годом растет.

Девиантным называется поведение, которое нарушает принятые в обществе нормы и правила. Девиантное поведение характеризуется сложной природой, в его основе лежат многочисленные факторы, взаимодействующие между собой.

В качестве факторов, запускающих девиантное поведение личности, выступают:

1. Биологические факторы (речь идет о неблагоприятных физиологических или анатомических особенностях организма старшего подростка (нарушенное умственное развитие, дефекты слуха, зрения, речи, нарушения нервной системы).

2. Психологические факторы (речь идет о психопатологиях или акцентуациях характера, что выражается в виде нервно-психических заболеваний, психопатий, неврастений, пограничных состояний, определяющих неадекватную реакцию старшего подростка).

3. Социально – психологические факторы (семейное воспитание, основанное на том, что возрастные и индивидуальные особенности старших подростков игнорируются взрослыми, что нарушает процесса социализации). К примеру, в неблагополучных, проблемных семьях наблюдается такой стиль внутрисемейных отношений, который приводит к формированию девиаций у подростка (родители игнорируют его состояние и потребности, жестоко обращаются, наказывают, эмоционально отстраняются от контакта с подростком). Таким образом, в качестве провоцирующих факторов девиантного поведения старших подростков можно назвать дисгармоничность воспитания, несогласованность родительских требований (мать и отец предъявляют разные требования, что может вызвать тревогу у подростка и как следствие, агрессию и протест).

Также в качестве провоцирующих факторов следует отметить конфликтный характер взаимодействия между членами семьи (чаще бывает в ситуации развода, которая является кризисной для всей семьи). Конфликтный характер взаимодействия наблюдается также в асоциальных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, проявляют физическое и психологическое насилие над подростком – эти случаи являются особенно опасными, т.к. подростки часто совершают побеги из таких семей, попадают на улицу, связываются с компаниями, которые характеризуются девиантным поведением.

Старшие подростки «группы риска», проявляющие девиантное поведение, характеризуются нарушением условий ранней социализации. В связи с чем, работая над проблемой коррекции девиантного поведения старших подростков, обязательно нужно учитывать семейный контекст, стиль детско-родительских отношений.

В качестве причин девиантного поведения можно выделить дезадаптацию старшего подростка «группы риска» в ситуации школьного обучения, когда он не справляется с возложенными на него новыми обязанностями, с новой ролью и ответственностью за него, при этом не получает необходимой поддержки, заботы со стороны значимых взрослых (родителей, педагогов). Кроме того, у него могут не складываться отношения со сверстниками, от которых он чувствует отвержение и также отсутствие поддержки. Данная ситуация вызывает достаточно сильное психоэмоциональное напряжение, которое может находить выход в разного рода девиациях.

Девиантное поведение имеет различные формы проявления. В старшем подростковом возрасте опасной является склонность к ранней алкоголизации, токсикомания и наркомания. Эти старшие подростки относятся к «группе риска», в отношении них требуется специально организованная комплексная медико-психолого-педагогическая работа.

Самой тяжелой формой девиантного поведения является преступность как посягательство на социально-политические и нравственные нормы общества, личную безопасность и благополучие других людей. Возрастающая преступность среди старших подростков на сегодняшний день все больше вызывает тревогу и требует принятия психолого-педагогических мер.

В девиантном поведении старших подростков присутствует высокая степень их личностной включенности, при этом критика к совершаемым поступкам снижена, что обусловливает возможность повторения преступного поведения. Старшие подростки «группы риска» часто недооценивают последствия такого поведения, считая себя, напротив, смелыми, «крутыми» и т.д.

Важную роль играет социальная ситуация развития в старшем подростковом возрасте. В этот период ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Взаимодействие со сверстниками, поиск референтной группы занимает большую часть жизни подростков и наполнено разного рода эмоциональными переживаниями.

Потребность в независимости, в ощущении своей силы способствует тому, что старшие подростки часто ориентируются на лидеров в своей среде, которые показывают максимальную степень независимого поведения, демонстрируя агрессию и девиантное поведение.

Вследствие того, что самооценка в старшем подростковом возрасте является неустойчивой, колеблющейся, подросткам свойственно самоутверждаться в своей силе и возможностях и подражать сильному лидеру компании. Выбор старшими подростками компании, где проявления агрессивности является нормой, может приводить к девиантному поведению.

В группе сверстников подростки легко перенимают стереотипы поведения, не осознавая во внешних проявлениях внутренней сути. Агрессивность является наиболее принятой в среде сверстников формой поведения старших подростков, имеющей высокую значимость, что формирует склонность к девиантному поведению.

Агрессия, как правило, является следствием фрустрации важных жизненных потребностей страшего подростка, а фрустрация влечет за собой поиск разрядки напряжения, что формирует основу для формирования «группы риска».

В каждой из существующих концепций агрессии в той или иной форме имеется положение о том, что средовые факторы влияют на формирование и становление агрессивного поведения. Приоритетным фактором формирования агрессивного поведения старших подростков является качество общения в значимой для них группе. Важны также такие факторы как: образцы поведения родителей, нравственная и эмоциональная обстановка в семье, наличие конфликтности, отсутствие одной из родительских фигур, специфика социального статуса старшего подростка в группе сверстников.

Субъективное ощущение и оценка своего места в системе межличностных отношений в группе сверстников рождает чувство большей или меньшей удовлетворенности старшего подростка собой и окружающими. Психологическое самочувствие и настроение старших подростков показывает качество социально-психологического климата, атмосферы учебного коллектива и образовательного учреждения в целом.

Старшие подростки часто проявляют девиантное поведение в группе, поскольку подражают сильным лидерам, ведущим себя агрессивно. Они воспринимают это как смелость, силу, начинают подражать. Кроме того, девиантное поведение в группе старших подростков (например, в учебном коллективе) может иметь своей причиной неудовлетворяющие отношения со сверстниками, отсутствие безопасности в образовательном пространстве школы.

Старшим подросткам, склонным к девиантному поведению, свойственны такие характеристики эмоционально-личностного развития, как высокая тревожность, агрессивность, несформированность ценностной системы, ощущение пустоты, бессмысленности.

При отсутствии необходимой поддержки от ближайшего окружения старший подросток испытывает сильную тревогу, чувствует одиночество и беспомощность перед лицом потенциально опасного мира. Именно поэтому можно предположить, что старший подросток, находящийся в сложной жизненной ситуации, испытывает сильную тревожность в связи с отсутствием безопасности и доверия миру, другим людям.

Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у подростка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию девиантного поведения следует искать в нарушенных отношениях между подростком и родителями. Если подросток ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформируясь в базальную тревогу, будет направляться на окружение, находя выход в девиантном поведении, что относит подростка к «группе риска».

Старший чувствует угрозу, не понимая ее причины, и тогда он становится уязвим для тревоги и личностных расстройств, что выражается в эмоциональной неустойчивости, изоляции или вспышках агрессии, являющейся провокационным фактором в формировании девиантного поведения.

Многообразие существующих теорий агрессии и ее проявлений на сегодняшний день не дает единого универсального определения этого феномена. Наиболее распространёнными являются следующие определения ключевых понятий, связанных с проблемой агрессии:

1) агрессивное поведение (агрессия) – поведение, имеющее своей целью нанесение вреда кому-либо и противоречащее нормам поведения в социуме. К агрессивному поведению следует отнести действия, существующие в контексте отношений человека с окружающим миром и с собой.

2) склонность к проявлению агрессивности может вызываться разными факторами: как ситуативными переменными, так и, к примеру, групповым давлением.

3) агрессивность можно считать относительно устойчивым личностным качеством, выражающимся в готовности проявлять агрессивное поведение. К агрессивности близко примыкает понятие враждебности, более узконаправленное состояние, которое имеет определенный объект.  

Необходимо отметить, что агрессия не является автоматически возникающим у старшего подростка влечением, а скорее реакцией на фрустрацию в удовлетворении важных потребностей, достижения удовольствия и психоэмоционального равновесия.

Наиболее выражено девиантное поведение у старших подростков из семей, которые находятся в социально опасном положении (семьи «группы риска», характеризующиеся аморальностью и асоциальным образом жизни; семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, где злоупотребляют алкоголем).

Девиантное поведение рано или поздно наносит значительный ущерб самому старшему подростку и его окружению. Это может выражаться в дестабилизации установленного порядка, в причинении морального и материального ущерба, в физическом насилии. Крайними формами девиантного поведения, представляющими угрозу для жизни, выступают суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление старшими подростками алкоголя и наркотиков.

Девиантное поведение старших подростков «группы риска» представляет собой форму социального поведения личности, не принимающей общественный уклад норм и правил, установленного порядка. В старшем подростковом возрасте достаточно часто наблюдаются отклонения в поведении, что выражается в следующих аспектах: старшие подростки отступают от общепринятых морально-нравственных норм, со временем их личностное развитие искажается, разрушается их внутренний мир, что ведет к бездуховности и опустошению. В связи с чем, вопросы психолого-педагогического сопровождения старших подростков в период их взросления, проживания возрастного кризиса, являются значимыми и требуют детального изучения.

Старший подростковый возраст оказывается решающим в том, как будет проходить процесс дальнейшей самореализации личности. Старшие подростки, проживая трудности своего возраста, постепенно формируют нравственную основу, позволяющую им в будущем самим управлять своим поведением. В этом отношении девиантное поведение является признаком социальной дезадаптации старших подростков, что требует специального внимания к проблеме, грамотной организации психолого-педагогических мероприятий, в частности разработки программы по снижению уровня склонности старших подростков «группы риска» к девиантному поведению.

Цель программы – обеспечение организационно-педагогических и социально-психологических условий для личностного становления и социализации старших подростков «группы риска», снижения уровня их склонности к девиантному поведению.

Задачи программы:

1. Обучающие:

- дать старшим подросткам необходимую информацию о девиантном поведении, его последствиях;

- расширить представление старших подростков о девиантном поведении в процессе практических занятий.

2. Воспитательные:

- воспитывать у старших подростков жизнестойкость, нравственную основу поведения;

- воспитывать ответственность за свои поступки.

3. Развивающие:

- развивать способность старших подростков совершать правильные жизненные выборы;

- развивать стремление к духовности, самореализации.

Аудитория: старшие подростки в количестве 20 человек.

В диагностическом разделе программы использованы следующие методики:

1. Методика диагностики предрасположенности к преодолению социальных норм и правил (Клейберг Ю.А.).

Цель методики: выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении подростков.

Шкала: уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

Шкала говорит о предрасположенности подростка к отрицанию общепринятых норм и ценностей. Это обусловлено                           нонконформистскими установками у подростка, его склонностью противопоставлять собственные ценности ценностям группы. Утверждая свои идеалы, свою позицию, подростки могут нарушать общественный порядок и в частности закон, если речь идет о правонарушениях (а в тяжелой форме – о преступлениях).

Обработка результатов: при совпадении с ключом присваивается 1балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

0-4 балла – низкий уровень; 5-15 баллов – средний уровень; 16-20 баллов – высокий уровень.

2. Опросник Спилбергера-Ханина для выявления уровня ситуативной и личностной тревожности.

Цель: изучение ситуативной (реактивной) тревожности и личностной тревожности как устойчивой характеристики.

Методика состоит из двух частей, по отдельности оценивающих реактивную тревожность (высказывания № 1-20) и личностную тревожность (высказывания № 21-40).

Шкалы методики:

1. Ситуативная тревожность – состояние человека в актуальный момент времени, может проявляться в виде напряжения, беспокойства, нарушения внимания, уменьшения работоспособности, человек быстро утомляется и истощается под влиянием стрессовой ситуации.

2. Личностная тревожность – склонность человека воспринимать большинство жизненных ситуаций как угрожающие, реагируя на них сильной тревогой.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Обработка результатов: по ключу.

Интерпретация результатов:

до 30 баллов - низкая тревожность;

31-45 баллов - умеренная тревожность;

46 и более баллов - высокая тревожность.

3. Опросник Басса-Дарки для выявления уровня агрессивности.

Цель: опросник предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Агрессивность – свойство личности, проявляющееся в наличии деструктивных тенденций.

Шкалы опросника:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, выражаемая окольным путем, направленная на другое лицо.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – поведение от пассивного сопротивления до активной борьбы против правил.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – диапазон от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что окружающие могут нанести вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через словесные формы.

8. Чувство вины – убеждение человека в собственной плохости, переживание угрызений совести.

Обработка результатов: производится по ключу: за каждый ответ, совпадающий по знаку с ключом, начисляется 1 балл.

Практическая значимость программы заключается в возможности использования предложенных в ней мероприятий в работе школьных психологов, педагогов, классных руководителей.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, значимой является роль учреждений основного и дополнительного образования в обеспечении занятости подрастающего поколения, в организации их досуга, проведении профилактики и коррекции проявлений девиантного поведения лиц подросткового возраста. В предложенной программе систематизированы основные условия достижения данной задачи.

Разработанные в программе мероприятия соответствуют поставленной цели – профилактике и коррекции уровня девиантного поведения старших подростков «группы риска». Основные акценты поставлены на формирование нравственной основы, способности старших подростков брать на себя ответственность за свои поступки, осознавать их последствия, совершать правильные жизненные выборы. Учет возрастной специфики старшего подросткового возраста также обеспечивает реалистичность программы.

В программе также присутствуют мероприятия на снижение уровня тревожности старших подростков «группы риска» и повышение их самооценки.

Технология реализации. Реализация программы основывается на следующих принципах:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей старших подростков.

2. Поддержка инициативности, креативности, личностной включенности старших подростков.

3. Уважительное отношение социального педагога к участникам программы и самих подростков к друг другу и взрослым.

Методическое обеспечение программы: групповой формат работы, работа в парах в виде игр, упражнений, моделирования ситуаций, коллективного обсуждения. Для организации практических занятий необходимы следующие условия: уютное помещение, материалы для рисования, видеоматериалы (фильмы).

Описание занятий программы:

1. Вводное занятие. Знакомство. Разъяснение правил, форм работы.

Участники знакомятся друг с другом, коротко рассказывая о себе.

Далее ведущий рассказывает о тренинге, его целях и задачах, а также о форме работы. После этого ведущим совместно с группой устанавливаются правила:

- «Здесь и сейчас» – сосредоточение на том, что участник действует именно в данный момент.

- «Правило одного голоса» – когда один говорит, другие его слушают.

- «Стоп» – если упражнение каким-либо образом может повлиять на безопасность участника, он может его остановить или отказаться от участия в нем.

- «Правило конфиденциальности» – вся информация о том, что происходило на тренинге и о его участниках не выносится на обсуждение вне группы.

В силу развивающегося у старших подростков сильного стремления отстоять свои взгляды необходимо, чтобы эти правила были введены посредством общего обсуждения и голосования «за» или «против».

Занятие 2. «Формирование позитивного эмоционального настроя на занятия».

1. Упражнение «Интервью».

Цель: знакомство, навыки презентации.

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары, далее в течение 10 минут провести взаимное интервью, а затем представить группе своего партнера.

2. Упражнение «Спутники».

Цель: разминка, знакомство, создание благоприятного настроя, раскрепощение участников.

Ведущий по числу участников готовит карточки для жеребьевки, разрезает их пополам. На одной из половинок от каждой карты ведущий пишет маркером букву "П" (Планета), на другой - "С" (Спутник). Каждому участнику достается по половинке карточки, при этом каждому нужно найти вторую половинку (то есть второго участника). Далее, ведущий дает инструкцию: «Ребята, у кого на карточке написано «П», вы будете «планетами». Те, у кого написано «С», - «спутниками». «Спутники» вращаются вокруг «планет». «Планетам» важно определиться со своим названием (например, Меркурий, Венера, Земля и т.д.). Затем выберите себе цвет. А теперь ваша задача – передать какой-нибудь планете через другую планету свой комплимент. Например: «Юпитер, передай синей планете, что она сегодня хорошо выглядит», «Серая планета, передай Меркурию, что у него очень весёлый спутник».

3. Упражнение «Ладошка».

Цель: знакомство с индивидуальными особенностями участников (по собственному мнению, и по мнению других).

Каждый участник обводит на листе бумаги контур своей ладони. Затем в центре пишет свое имя, а в каждом пальце что-то, что ему нравится в себе самом (какое-то качество, например). Дальше передает лист соседу справа, который в свою очередь пишет на листе, снаружи ладони, что-то, что ему нравится в человеке, хозяине ладони. И так далее по кругу.

Занятие 3. «Нравственно-ценностные ориентиры».

1. Упражнение «Багаж ценностей».

Цель: осознание старшими подростками собственных ценностных и нравственных ориентиров.

Каждому из участников (по очереди) группа задает вопросы:

- какие качества ты наиболее ценишь в людях?

- что ты считаешь неприемлемым в других людях, их поведении?

- есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

- чего бы тебе хотелось добиться в жизни?

- все ли средства хороши для достижения цели? Что для тебя неприемлемо?

В конце упражнения проводится рефлексия, обсуждение чувств и мыслей участников.

2. Упражнение «Моя иерархия ценного в жизни».

Цель: осознание приоритетов в нравственных, культурных, материальных и т.д. ценностях старших подростков.

Ведущий раздает участникам по 6 листочков и предлагает на каждом из них написать то, что каждому ценно в жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает участникам представить, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Затем, ведущий предлагает смять, отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. И так с каждой ценностью по порядку. Каждый раз ведущий предлагает обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий просит представить, что вновь появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек, и так 6 раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Данное упражнение вызывает глубокие переживания, поэтому ведущему важно позаботиться о безопасной обстановке (не должно быть лишний звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу), а в конце упражнения провести рефлексию мыслей и переживаний.

Занятие 4. «Моральный выбор».

1. Игра-дискуссия «О чем говорят пословицы?».

Цель: формирование у старших подростков способности определяться с нравственным выбором, аргументировать свою позицию.

Инструкция: «Объясните, как вы понимаете смысл пословиц»:

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Вор, что заяц: и тени своей боится.

Говорит по секрету, а выдает всему свету.

Как вор ни ворует, а тюрьмы не минует.

Ленивые руки не родня умной голове.

Лесть да месть дружны.

Лихо помнится. А добро век не забудется.

Доброта без ума пуста.

Хочешь изменить мир – начни с себя.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

2. Игра-дискуссия «Нахождение общего».

Цель: формирование нравственной составляющей личности с помощью разбора и осмысления пословиц.

Инструкция: «О какой общей ценности говорят эти пословицы? Выберите ту, которая, с вашей точки зрения, наиболее точно отражает смысл этой ценности.

Пословицы:

Группа 1.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

Чистая совесть – самая лучшая подушка.

Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь.

Группа 2.

Бог любит праведника, а черт ябедника.

Грех сладок, человек – падок.

Мы с печалью, а Бог с милостью.

Не скор Бог, да меток.

Постись духом, а не брюхом!

Занятие 5. «Мысли великих в воспитании личности».

1. Игра в форме мозгового штурма «Цитаты и афоризмы».

Цель: развитие у старших подростков способности размышлять над сутью высказываний о нравственности, честности, выборе.

Цитаты:

«Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков» (Лао-Цзы).

«Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность» (Лао-Цзы).

«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек

предъявляет требования к людям» (Конфуций).

«Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы» (Тацит).

«Нравы портятся легче, чем исправляются» (Вовернарг).

«Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели» (Демокрит).

«Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений» (Я.А. Коменский).

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней» (Л. Сенека).

«Нравственность народов зависит от уважения к женщине» (В. Гумбольт).

«Непризнание несправедливости своих поступков требует лжи» (Л.Н. Толстой).

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.

Пушкин);

2. Игра в форме мозгового штурма «Притчи народов».

Цель: формирование нравственного самосознания старших подростков с помощью анализа притч.

Высказывания мыслителей разных стран по сущностным вопросам нравственности и морали могут стать для подростков основами собственных убеждений, содержанием их размышлений о нравственных категориях.

Притчи – это искусство слов через образ обращаться прямо к эмоциям. Формами работы с притчами могут быть: индивидуальное осмысление и интерпретация, обсуждение в малых группах, групповая дискуссия.

Притча для анализа:

Ведущий: «Я расскажу вам даосскую притчу. Жил когда-то непобедимый воин, любивший при случае показать свою силу. Он вызывал на бой всех прославленных богатырей и мастеров воинских искусств и всегда одерживал победу. Однажды услышал он, что неподалеку от его селения высоко в горах поселился отшельник – большой мастер рукопашного боя. Отправился богатырь искать отшельника, чтобы еще раз доказать, что сильнее его нет на свете человека. Добрался воин до жилища отшельника и замер в удивлении. Думал он встретить могучего бойца, а увидел тщедушного старикашку, упражнявшегося перед хижиной в старинном искусстве вдохов и выдохов.

- Неужто ты и есть тот человек, которого народ прославляет как великого воина? Воистину людская молва сильно преувеличила твою силу. Да ты не сможешь даже сдвинуть с места каменную глыбу, у которой стоишь, а я, если захочу, могу поднять ее и даже отнести в сторону, - презрительно сказал богатырь.

- Внешность бывает обманчива, - спокойно ответил старик. - Ты знаешь, кто я, а я знаю, кто ты, и зачем сюда пришел. Каждое утро я спускаюсь в ущелье и приношу оттуда каменную глыбу, которую и разбиваю головой в конце моих утренних упражнений. На твое счастье, сегодня я не успел еще этого сделать, и ты можешь показать свое умение. Ты же хочешь вызвать меня на поединок, а я просто не стану драться с человеком, который не сможет сделать такой пустяк. Раззадоренный богатырь подошел к камню, что было сил ударил его головой и свалился замертво.

Вылечил добрый отшельник незадачливого воина, а потом долгие годы учил его редкому искусству – побеждать разумом, а не силой.

Вывод из притчи (вырабатывается в совместном обсуждении с подростками): Нам так часто не хватает искусства побеждать разумом, и эта притча учит нас быть мудрыми, терпеливыми, тактичными, разумными.

Занятие 6. «Моя нравственная основа».

1. Упражнение «Уровни нравственного развития».

Цель: осознание старшими подростками степени развития основы нравственного поведения, разделения общечеловеческих ценностей, правового поведения.

Ведущий: «Как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (ответы старших подростков можно фиксировать на доске). А теперь давайте распределим ответы по уровням:

Уровни нравственного развития

Содержательная характеристика

1-й уровень

Чтобы избежать наказания и получить награду (Подделываться)

2-й уровень

Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам (Казаться)

3-й уровень

Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества (Подчиняться)

4-й (высший) уровень

Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах (Быть самим собой)

Занятие 7. «Проблемно-поисковые ситуации выбора поведения».

1. Коллективная дискуссия «Уличная мораль».

Цель: научить старших подростков делать свой выбор, аргументировать его, иметь свою позицию, не «сливаться» с большинством.

Ведущий: «Давайте представим, что в вашем классе произошел следующий случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали. Что вы сделаете дальше? (ответы старших подростков записываются и обсуждаются содержательно с помощью вопросов: «Что побуждает поступить именно так? Как вы себя при этом чувствуете? В следующий раз поступили бы также?»).

2. Упражнение «Находка».

Цель: выявление старшими подростками собственных нравственных ориентиров.

Ведущий: «Давайте представим следующую ситуацию. Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи… Что вы сделаете из предлагаемых вариантов? (перечислить все варианты)

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.

Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.

В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.

Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

Анализ ситуации выбора: «И внешнему, и внутреннему нашему миру присуща двойственность: добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д. Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому необходимо сориентировать себя на нахождение «золотой середины»: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Занятие 8. «Социальный театр «Жизненная позиция и выбор».

1. Театральная постановка «Наркотики или жизнь?»

Цель: осознание старшими подростками своего выбора с помощью моделирования ситуации, театрализации.

2. Театральная постановка «Преступность, быстрая нажива или достижение успеха за счет собственного развития, творчества?».

Цель: осознание старшими подростками вектора своего развития и ценностей, его сопровождающих.

Возможности социального театра:

- работа над спектаклем поможет участникам пережить сложные моменты во взаимоотношениях, конфликтные ситуации, найти выход из сложной ситуации;

- решение проблем личности через театральный персонаж безопаснее для старшего подростка. Созданный образ поможет подростку глубже раскрыться, больше внимания уделить собственной внутренней реабилитации, пересмотреть взгляды, сделать переоценку ценностей, найти необходимый и часто ускользающий в реальной жизни выход;

- театральная технология позволяет организовать управляемую дискуссию, которая проходит после просмотра спектакля;

- социальный театр удовлетворяет потребности старшего подростка в проживании разных ролей, эмоций, помогает получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли, сформировать свое отношение, позицию к проигрываемому социальному факту, стать автором собственной стратегии поведения в сложной социальной ситуации.

В обеих предложенных театральных постановках старшие подростки смогут, проигрывая ситуации, осознать преобладающую направленность своего поведения, осмыслить его последствия, увидеть перспективы другого выбора, противоположной жизненной позиции.

Занятие 9. «Анализ видеосюжета в контексте нравственного выбора человека».

Цель: с помощью визуально представленных материалов (просмотр фильма, сюжета) дать возможность старшим подросткам порассуждать о ситуации нравственного выбора, отнестись к фильму эмоционально, поделиться переживаниями, попробовать рассмотреть альтернативные варианты поведения героя.

Для занятия предлагается просмотр фильма (социальный педагог выбирает актуальный для проблем старшего подросткового возраста фильм).

После просмотра ведущий организовывает групповую дискуссию, где у каждого участника есть возможность высказаться, аргументировать свою позицию, поделиться эмоциями. Подростки склонны идентифицировать себя с героями фильма, особенно если они такого же возраста. В дискуссии ведущему важно акцентировать этот момент, задавая вопросы: «Что в поведении героя фильма вам понравилось, а что вызвало несогласие? Каким вы увидели героя? Как вы думаете, почему он так поступил? Какие, по вашему мнению, были варианты разрешения жизненной ситуации, в которой оказался герой? Как вы относитесь к выбору героя? и т.д.».

Занятие 10. «Арт-методы в нравственном воспитании личности».

1. Рисунок «Карта моей души».

Цель: осознание старшими подростками своего «Я», преобладающих ценностей в жизни.

Участникам дается инструкция нарисовать карту своей души (всего ценного, важного, что есть в жизни и своего к этому отношения), представив ее произвольным образом, например, в виде: земного шара, материка, острова или чего-то еще. Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте. Затем рисунок показывается группе, участник рассказывает о своем рисунке.

Занятие 11. «Представление о себе в контексте нравственности».

1. Тематическое эссе о нравственности.

Цель: формирование у старших подростков способности к самоанализу своих ценностей, нравственных ориентиров, жизненного вектора.

Ведущий предлагает участникам написать небольшое эссе в свободной форме, отражающее их основные жизненные принципы, позицию относительно жизни в обществе, взаимодействия с другими людьми. В ходе выполнения задания ведущий может помогать участникам своими комментариями, дополнительными вопросами: «Что для вас неприемлемо в поведении, в отношении к другим людям?», «Что вас наиболее характеризует как человека?», «Какие жизненные принципы для вас являются основополагающими? «Кто оказал на вас влияние из известных личностей?» и т.д.

Занятие 12. Итоговое. Подведение итогов всей программы. Рефлексия опыта. Завершение. Участники делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами.

Второй блок занятий программы направлен на снижение уровня тревожности старших подростков и повышение их самооценки:

Занятие 13. «Азбука чувств».

Цель: исследование ощущений и чувств как ориентиров состояний и потребностей старшего подростка. Миф о «хороших» и «плохих» чувствах.

Практическая часть:

1. Упражнение «Я ощущаю» (исследование телесных ощущений, зон напряжения, беспокоящих симптомов).

2. Игра «Какие бывают эмоции, чувства, состояния?»

3. Упражнение «Я чувствую» (исследование актуального эмоционального состояния).

Вступительное слово социального педагога: «Эмоции влияют на наше телесное самочувствие, физическое здоровье и наоборот, наше настроение, состояние также оказывает влияние на уровень здоровья и самочувствия. О чем нам говорят наши недомогания, симптомы? Занятие строится на принципе целостности: тело человека не рассматривается в отрыве от его психики, а психика – отдельно от тела. Они тесно связаны и изменения в одной сфере приводят к изменениям в другой. Страх, гнев, радость, печаль, стыд, вина и другие переживания – насколько верно нам удаётся их обнаружить и как они отражаются в нашем теле? Предлагаю вам обратить внимание на то, каким образом телесный опыт связан с нашими чувствами, переживаниями. В определённых ситуациях импульсы к выражению различных эмоций могут блокироваться, и психические переживания переходят на уровень тела, проявляясь в напряжении, а впоследствии в возникновении симптома. Симптом имеет свои адаптивные и дезадаптивные функции и существует не столько из-за чего-то, сколько для чего-то (!) и является при этом определённым коммуникативным «посланием» человека окружению.

Этап 1: рисунок = 10 мин.

Инструкция: «Нарисуйте свой симптом таким, как вы его представляете. Обращайте внимание на свои ощущения в процессе».

Этап 2. Участники разбиваются на тройки: два активных участника и наблюдатель.

Участники определяются, кто какую роль будет выполнять. Затем исследующий себя участник описывает свой рисунок, второй участник помогает ему вопросами, слушает, интересуется.

Вопросы:

1. Как проявляется твой симптом на уровне тела? (место, ощущения).

2. Какие переживания возникают, когда рассказываешь об этом сейчас?

3. На что это похоже и как связано с твоей жизнью, в каких ситуациях появляется? (прояснение контекста).

4. Что тебе это даёт, какая в этом польза, выгода? (значение симптома).

5. Что сообщаешь мне сейчас таким образом? (коммуникативное послание).

Игра «Какие бывают эмоции, чувства, состояния?». Можно предложить подросткам такую игру, с помощью которой они могут научиться распознавать как свое эмоциональное состояние, так и состояние другого человека в контакте с ним.

«Образное описание настроения».

Инструкция: Посмотрите на своего соседа справа. Подумайте и опишите в терминах погоды его настроение (на какую погоду, время года, время суток похоже). Тот, про кого говорили, дает обратную связь: похоже ли данное описание на его настроение; если нет, то как бы он сам охарактеризовал свое состояние в данный момент.

Упражнение «Я чувствую» (исследование актуального эмоционального состояния).

Старшим подросткам сложно заметить свое актуальное эмоциональное состояние, понять его. Для этого можно предложить исследование в виде образов, метафор (к примеру, «я чувствую себя шумным, волнующимся океаном»). Через образы можно выйти на эмоциональные переживания и потребности старших подростков.

В конце занятия рефлексия полученного опыта.

Занятие 14. «Внутренние сомнения и конфликты на пути самопознания».

Цель: исследование первых сомнений. Внутренний конфликт: следование семейным правилам или начало самостоятельности. Родительское отношение к старшему подростку: гиперопека, отстраненность или адекватная забота. Контакт старшего подростка со сверстниками как важный опыт отношений. Незавершенные ситуации возраста.

Практическая часть:

1. Упражнение «Мои сомнения».

2. Упражнение «Ресурсы самоподдержки».

3. Игра-моделирование «Как я выстраиваю отношения со взрослыми и со сверстниками?».

Для самопознания и понимания своих особенностей подросткам можно предложить поисследовать себя с помощью техники «Окно Джогари»:

То, что я знаю о себе

То, что не знаю о себе

Знают другие

Арена

Слепое пятно

Не знают другие

Видимость (скрытая область)

Неизвестное

Окно Джогари показывает, насколько хорошо человек знает самого себя и помогает понять то, как к нему относятся окружающие.

Квадрат № 1 – под названием «Арена» - содержит информацию о человеке, известную как ему самому, так и другим. Когда люди обмениваются информацией и понимают друг друга, их взаимоотношения улучшаются. Чем больше площадь этого квадрата, тем больше информации о человеке известно, тем эффективнее, продуктивнее и взаимовыгоднее будут отношения между людьми.

Квадрат № 2 называется «Слепое пятно» и включает информацию, известную другим, но неизвестную самому человеку. Чем больше площадь этого квадрата, тем сложнее достигнуть взаимопонимания с окружающими и согласия с самим собой.

Квадрат № 3 называется «Скрытое» и включает информацию о себе, т.е. известную человеку, но неизвестную другим. Это затрудняет общение, поскольку дает односторонние преимущества, позволяет скрыть негативную информацию от окружающих. Есть информация, которой люди не спешат обмениваться просто потому, что не считают ее важной, но гораздо чаще информация не распространяется из-за желания получить таким образом влияние или приобрести контроль над ситуацией.

Квадрат № 4 – «Неизвестное» - содержит информацию, неизвестную ни человеку, ни окружающим. Именно за счет сокращения его площади при желании можно повысить эффективность понимания себя и окружающих.

Упражнение «Ресурсы самоподдержки».

Показывает, насколько старшие подростки могут обращаться за поддержкой, помощью к своему окружению. В каких случаях они это делают – при любом удобном случае или когда уже совсем невыносимо трудно и тяжело?

Самоподдержка представляет собой способность опираться на самого себя, свое мировоззрение, свою жизненную позицию. Это возможно только в том случае, если старший подросток дружественно относится к самому себе, не борется со своими особенностями, принимает себя таким, какой он есть.

В упражнении можно поисследовать следующие области: «Как и чем я поддерживаю себя, когда мне это необходимо?», «Могу ли я просить кого-либо о чем-то важном для себя?», «Что приносит мне радость, спокойствие, умиротворение в жизни?».

15. Итоговое занятие.

Цель: подведение итогов, рефлексия полученного опыта.

Ход занятия: каждому участнику предлагается нарисовать символ своего опыта участия в программе и придумать ему название. После того как рисунки созданы, желательно, чтобы каждый участник показал группе свой рисунок и поделился теми чувствами, которые он испытывал во время рисования. Можно прокомментировать название рисунка. Смысл, который вкладывается в символ, может быть обозначен через завершение фразы: «Для меня участие в программе занятий (тренинге) было как…, похоже на…, было ценным тем, что…». Предлагается обменяться чувствами после упражнения и поделиться впечатлениями от посещения занятий. Социальный педагог также делится своими впечатлениями, благодарит старших подростков за совместную работу, желает им успехов в жизни и позитивного настроя.

Список использованных источников

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 2014. – 448 с.
  2. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. М.: МГППУ, 2014. С. 79-80.
  3. Белкин А.С. Внимание – ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Екатеринбург, 2013. – 80 с.
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Питер, 2014. – 512 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2016. – 464 с.
  6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2013. – 232 с.
  7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2014. – 144 с.
  8. Бэрон Р.А., Ричардсон Д.Р. Агрессия. – СПб.: Питер, 2015. – 352 с.
  9. Варга А.Я. Дела семейные // пер. с венгер. Воронкиной. – М.: Педагогика, 2012. – 158 с.
  10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: от младшего школьного возраста до юношества. – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2014. – 343 с.
  11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо-Пресс, 2016. – 1008 с.
  12. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарева Н.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. № 16 (20). С. 84-91.
  13. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога. – Архангельск: ПГУ, 2014. – 152 с.
  14. Гуреева И.В. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа, 2013 // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/624309/
  15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2014. – С. 80-84.
  16. Долгих Н.М. Модель воспитательной работы в форме сопровождения с учащимися девиантного поведения, 2013 // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/531474/
  17. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. – СПб.: Питер, 2015. – 358 с.
  18. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с.
  19. Каневская Ж.О. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №42. С. 7-11.
  20. Клейберг Ю.А. Основы психологии социальной работы с девиантными подростками: Монография. – Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2015. – 416 с.
  21. Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. – СПб.: Речь, 2015. – 144 с.
  22. Коваленко Е.А. Специфика психологической структуры общительности у представителей разных типов акцентуаций характера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2012. №3. С. 81-88.
  23. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2013. – 252 с.
  24. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
  25. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: АСТ, 2014. – 218 с.
  26. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. – М.: АСТ, 2014. – 225 с.
  27. Михайлова Т.И. Психофизиологический базис агрессивности в связи с акцентуациями характера // Вестник проблем биологии и медицины, 2012. №2. С. 134-138.
  28. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2014. – 304 с.
  29. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2015. – 432 с.
  30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2014. – 656 с.
  31. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2015 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2025 года» // [Электронный ресурс]: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/
  32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2014. – 480 с.
  33. Рукавишникова А.В. Девиантное поведение личности, 2013 // Фестиваль педагогических идей / [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/531559/  
  34. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. – СПб.: Питер, 2014. – С. 20-21.
  35. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев, 2012. – С. 7-10.
  36. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2012. № 6. С.12-16.
  37. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 2013. – 608 с.
  38. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. – М.: АСТ, 2014. – С. 13-15.
  39. Хорни К. Невроз и рост личности. — М.: Академический проект, 2015. – 400 с.
  40. Эриксон Э. Восемь возрастов человека [Текст] / Детство и общество. – Изд. 2е, переработанное и дополненное / Пер. Алексеева А.А. – СПб.: Речь, 2013. – С. 235-259.

Приложение

Карта старшего подростка «группы риска»:

1.        Общие сведения о старшем подростке:

Ф.И.О. _________________________________________________

Дата рождения___________________________________________

Класс___________________________________________________

2.        Сведения о родителях:

Мать: Ф.И.О.___________________________________________                        

Возраст________________________________________________

Образование__________________________________________                

Место работы и должность_______________________________

Отец: Ф.И.О. __________________________________________        

Возраст __________________________________________

Образование__________________________________________

Место работы и должность__________________________________________

Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)

Сведения о старшем подростке:

3.1        Старший подросток посещает следующие кружки, секции, клубы

3.2        Состоит на внутришкольном учёте (когда поставлен?)         

3.3        Состоит на учёте в КДН (с какого времени)         

3.4.        Имеет условную судимость (указать статью и срок)         

3.5.        Является воспитанником детского дома

3.6.        Был воспитанником спецшколы         

3.7        Как часто старший подросток пропускает уроки без уважительной причины?                                 

3.8        Как часто он убегал из дома?

3.9.        Как можно охарактеризовать его положение в классе?

Как (нужные пункты подчеркнуть):

3.9.1        положительного лидера

3.9.2        полноценного члена классного коллектива

3.9.3        отрицательного лидера

3.9.4        человека, которого не принимает большинство учеников его класса

3.9.5        человека, которого активно отвергают, травят, преследуют сверстники

Дополнительные сведения о семье старшего подростка:

4.1        Уровень дохода семьи на одного человека (нужные пункты подчеркнуть):

4.1.1        значительно ниже прожиточного уровня

4.1.2        несколько выше прожиточного уровня

4.1.3        соответствуют прожиточному уровню

4.1.4        несколько ниже прожиточного уровня

4.1.5        значительно ниже прожиточного уровня

4.2.        Семейная ситуация (нужные пункты подчеркнуть):

4.2.1        Семья в состоянии развода

4.2.2        Неполная семья (одна мать или один отец)

4.2.3        Отчуждённость родителей из-за занятости

4.2.4        Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей

4.2.5        Жестокое и холодное отношение родителей с детьми

4.2.6        Оба родителя алкоголики, полная семья

4.2.7        Один родитель алкоголик, полная семья

4.2.8        Родитель-алкоголик в неполной семье

4.2.9        Семья с опекунами

а) престарелые; б) употребляют алкоголь; в) педагогически неграмотны

4.2.10. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

4.3 Условия проживания (нужные пункты подчеркнуть):

4.        благоустроенная квартира

5.        одна или две комнаты в общежитии

6.        коммунальная квартира в кирпичном доме

7.        коммунальная квартира в деревянном доме

8.        семья проживает в частном доме.

Отметить:

5.1        Причины пропуска занятий.

5.2        Причины побегов из дома (если убегал).         

5.3        Группы людей, нарушающие права         старшего подростка.

5.4        Что ему нравится в школе?

5.4        Кому старший подросток может доверять?

5.5        Какие способы улучшения ситуации он видит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития и социализации подростков «группы риска»

В данном пособии обобщен опыт организации диагностики, психосоциальной коррекции и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. Представлены диагностические методики, психолого-корре...

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду...

Монография ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

В монографии излагаются теоретические основы и практические аспекты педагогического сопровождение семейной социализации подростков группы риска в условиях совместной деятельности образовательного учре...

Модель психолого- педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».

   Объектом  исследования является процесс семейной социализации подростков  «группы риска».     Предмет исследования – психолого-педаг...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:уточнено содержание понятия «семейная социализация», рассматриваемого как процесс усвоения и воспроизводства ч...