Тренинговое занятие по профориентации «Выбор профессии - сложный выбор»
план-конспект урока по психологии (9 класс) на тему

Лисунова Надежда Павловна

      данный материал будет интересен школьным психологам, организаторам по профориентационной работе, классным руководителям.

Выбор темы не случаен, так как для детей выпускных 9-х классов проблема профессионального самоопределения в современной школе очень актуальна.
     Цель:
- выявить факторы, влияющие на выбор профессии, составить личный профессиональный план.

    Задачи:
- настроить группу на плодотворную совместную работу;
- выяснить, определен ли обучающимися дальнейший образовательный маршрут;
- учить подростков различать понятия профессия, специальность, должность и т.п.
- определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор направления продолжения образования.

Для проведения тренингового занятия была подобрана анкета; задания, на которые нужно было ответить по средствам «мозгового штурма», самостоятельная работа над мини-проектом «визитка», задания на поиск определений к словам и факторов, влияющих на выбор профессии были ориентированы на развитие у обучающихся учебно-познавательные, коммуникативные компетенции.
        Полученные знания помогут подросткам ориентироваться в современном мире, а при выборе профессии учитывать не только престижность профессии, но и собственные способности, склонности, а также, психологический тип личности, потому что выбор профессии – сложный выбор для любого подростка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_professiya_2016_.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лисунова Надежда Павловна

МОБУ СОШ № 4, р.п. Лесогорск

Педагог – психолог: Лисунова Н.П.

Тренинговое занятие по профориентации

«Выбор профессии - сложный выбор»

Цель: настроить группу на плодотворную совместную работу, осуществить диагностику первичного образовательного запроса, составление личного профессионального плана, выявить факторы , влияющие на выбор профессии,

Ход занятия

  1. Вводное слова ведущего.
  2. Упражнение «Самая-самая».

Учащиеся сидят по кругу. Им предлагаются некоторые характеристики профессий типа «человек-человек», а учащиеся должны назвать те профессии, которые, по их мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

  • Самая зеленая профессия,
  • Самая сладкая,
  • Самая волосатая,
  • Самая детская,
  • Самая смешная,
  • Самая общительная,
  • Самая приятная,
  • Самая серьезная,
  • Самая низкооплачиваемая.

  1. Проведение психогеометрического теста. Учащимся предлагается выбрать одну из фигур: треугольник, квадрат, зигзаг, круг и прямоугольник.

Всем, кто сделал свой выбор предлагается объединиться по выбранным фигурам. Ведущий объясняет значение выбранных фигур.

  1.  Группам дается задание найти определение словам:

  • Профессия - … (род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки в соответствующих по профилю учебных заведениях и являющийся источником существования),
  • Специальность – (вид занятия в рамках одной профессии, дающая возможность человеку получить взамен приложенного им труда необходимые средства существования),
  • Способности - … (психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами не сводятся к наличию этих знаний, умений, навыков),
  • Должность -… (это служебная обязанность, круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения),
  • Профессионально важные качества -… (любые качества человека, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параментрам производительности, качества труда, надежности).

  1. Мозговой штурм. Задача учащихся – найти факторы, влияющие на выбор профессии. Побеждает та команда, которая дала наиболее полный список факторов. После обсуждения педагог может добавить факторы, которые не были указаны.

  • Позиция старших членов семьи (несут прямую ответственность за твою жизнь),
  • Позиция товарищей, друзей (могут дать лишь общий совет),
  • Позиция учителей, классного руководителя (опытный педагог, наблюдая за твоим поведением, знает о тебе много такого, что скрыто даже от тебя),
  • Личные профессиональные планы (твои представления об этапах освоения профессии),
  • Способности (достижения в разнообразных видах деятельности),
  • Уровень притязаний на общественное признание (важно чтобы твои планы были осуществимыми),
  • Информированность (знания о профессии не должны быть искаженными),
  • Склонности (любимое занятие, хобби).

  1. Анкета. Целью анкетирования  - выяснить , выбрали ли учащиеся профессию, насколько они осведомлены о ней и ее особенностях, на чем основан выбор.

  1. Выбрали ли вы будущую профессию?    А. да       В. нет
  2. Связан ли ваш выбор с семейными традициями?    А. да       В. нет,
  3. Зависит ли ваш выбор от:   а) родителей, б) друзей,  в) интернета,    г) СМИ      д) никто не повлиял.
  4. Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию?    А. да   Б. нет
  5. Знаете ли вы, какие предметы потребуются для сдачи экзаменов по данной специальности?  А. да   Б. нет
  6. Соответствует ли выбор профиля вашим профессиональным планам?  А. да   Б. нет
  7. Учитываете ли вы свои склонности и способности при выборе профессии?  А. да   Б. нет
  8. Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?  А. да   Б. нет
  9. Пытаетесь ли вы больше узнать о данной профессии?  А. да   Б. нет

Посчитайте ответы «да» по вопросам 1, 4, 5,6, 7, 8,9.

  1. упражнение «Найди профессию для сказочного героя». Цель: каждой группе подобрать профессию для каждого предложенного педагогом сказочного персонажа и обосновать выбор именно этой профессии.
  • Дюймовочка,
  • Кащей  Бессиртный,
  • Незнайка,
  • Конек – Горбунок,
  • Змей –Горыныч,
  • Царевна – лягушка,
  • Колобок,
  • Баба-Яга,
  • Чебурашка,
  • Василиса-Прекрасная.

  1. Рефлексия. Упражнение «Визитка». Каждому из вас предлагается создать визитную карточку и защитить ее перед аудиторией. Обсуждение результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Время инженеров. Профориентация, выбор профессии 9 - 11 класс

Проект. Профориентация,выбор профессии9 - 11 класс "Время инженеров"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Презентация по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего!"

Представлены материалы для выпускников и родителей...

Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...

Занятие по профориентации «Выбор профессии — выбор будущего» 7–8 класс

расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентацион...

Методическая разработка занятия по профориентации «Выбор профессии – дело серьезное, или хочу, могу, надо»

Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере....